Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аналитика и проблемы времени




 

Среди многих сторон Аналитики, древние греки, в частности, обосновали идею осевого времени (начало которого восходит примерно к 500 г. до Р.Х.), когда были созданы все мировые религии, по векторам которого шло усиление рационального мировоззрения. Можно смеяться, однако мы тоже живем в Осевое время [167].

Минутку, минутку!!! – могут воскликнуть некоторые нетерпеливые читатели. Вы куда клоните, уважаемый? Мы говорим об Аналитике, при чём тут Время ? Попробую ответить на этот вопрос.

Почему так устроен окружающий человека мир? Этот вопрос был задан оставшимся неизвестным жрецом в Древнем Египте (по другой версии – в Вавилоне), как считается, около 4500 лет назад. Из ответа на этот вопрос вышли Ветхий Завет, Новый Завет и Коран.

Как устроен мир? – задал в VI веке до н. э. грек Пифагор. Из поисков ответов на этот вопрос вышли наука и философия, базирующиеся с тех пор исключительно на разуме человека. Сотни лет они развиваются и укрепляются, идя по пути познания реальности.

Куда идет развитие звёздной Вселенной? – задал вопрос В.Н. Шкунденков[168] – доктор технических наук, директор международного Научного центра исследований и разработок информационных систем (CERN – JINR Collaboration)[169]. И ответил: в сторону наращивания «массы» Красоты. Этот ответ привел к «выравниванию» роли разума человека и интуиции, которая связывает человека с тайной творчества первопроходцев.

Исследования этого подхода при выполнении научных разработок привели к проявлению эффекта нелинейности времени  (возможности «сжатия времени» в 10–100 раз). На этом вопросе можно показать разнообразие и уникальность Знаний, входящих в орбиту серьёзной Аналитики и объяснить необходимость постоянной и глубокой мыслительной работы для тех, кто твёрдо решил связать свою жизнь с Аналитикой. Изложенное в книге «Одиночество и пепел» – это личный взгляд В.Н. Шкунденкова, представленный в виде материалов из его разных книг, в которых главной темой является управление временем. Эти творческие наработки автора связаны с применением интерпретирующей религиозные догматы метафизической философии русского староправославия (ориентация на Красоту и на неограниченную ничем свободу Духа), которая сложилась в главных чертах в XII–XIV веках (от ухода русских из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги до победы на Куликовом поле) и лежащей в основе всех русских побед. К сожалению, эта философия официально нигде не признана. Однако знакомство с этими подходами помогает понять некоторые странности в управлении страной . Не зря Л. Каганович в последнем предсмертном интервью сказал загадочную фразу, прозвучавшую непонятной для многих: «Они не знают Законов Времени». Речь шла о технологиях управления политической и социальной реальностью, «переделке» реальности в чьих-то интересах. Шестерёнка не может командовать народом, нужна подготовка управленцев со стратегическим аналитическим мышлением. Чтобы преодолеть деструкцию и достичь нового качественного состояния страны нужно преодолеть разруху в головах.

В соответствии с Законом времени постоянно сокращающийся период обновления господствующих на нашей планете технологий (социальное время) в середине ХХ века сравнялся с неизменным (25 лет) периодом смены поколений (биологическое время), а после этого, впервые в истории нынешней цивилизации, технологии стали обновляться за более короткое время, чем поколения. Это обстоятельство с неизбежностью порождает процесс смены логики социального поведения, который входит в активную фазу лишь в третьем поколении после выравнивания частот биологического и социального времени, то есть как раз на рубеже тысячелетий. Как утверждает В.А. Ефимов, в период до 2000 года логика социального поведения носила толпо-элитарный характер на всех уровнях социальной власти, организованной по принципу пирамиды с разделением всего общества на толпу и элиту. На верху глобальной пирамиды находился узкий круг посвящённых (элита), ниже следовали их доверенные и приближённые, под каждым из них выстраивались локальные пирамиды, с вовлечением толпы в их состав[170].

Суть смены логики социального поведения состоит в том, что пора посвящений, когда однажды полученных тайных знаний, вследствие неизменности мира, хватало на всю оставшуюся жизнь, ушла безвозвратно. Все видят, как современное государство и общество становятся всё менее управляемыми. Несмотря на все усилия, не исполняются даже Указы Президента и постановления Правительства, не работает как следует нормативно-правовая база, хотя на её создание привлекаются колоссальные силы и средства. Реальная власть буквально утекает из рук псевдоэлиты. Многие руководители чувствуют это и пытаются урвать побольше от своего пребывания в рядах власти. Но теперь за время жизни одного поколения происходят многократные обновления технологий, что неразрывно связано с изменением идеологических, надстроечных явлений, совершенствованием механизмов управления социальными системами.

Вследствие Закона времени господствовавшие в последние тысячелетия принципы толпо-элитарного управления обществом утратили свою дееспособность. Жизнь потребовала формирования качественно иного поколения управленцев, способных непрерывно учиться, осваивать Аналитику, новые знания, чтобы соответствовать текущим потребностям общества. Хотя по инерции псевдоэлита ещё имитирует некое подобие управления жизнью общества, уже все видят, насколько ничтожной стала её мера понимания происходящего и нравственности. Парадокс: серьёзной, мировоззренчески значимой информацией интересуется в большей степени простой народ, явно идёт процесс опрокидывания пирамиды понимания и мировоззренческой состоятельности. Эти вызовы Времени формируют Человека будущего. Благодаря смене логики социального поведения, о чём будет сказано ниже, мир вошёл в фазу формирования принципиально новой кадровой базы, новых взглядов на мировоззренческую, духовную и культурную основу жизни людей. Этого не видят пока многие учёные и философы, об этом свидетельствуют и большинство известных тиражных изданий, претендующих на глубину проникновения в существо происходящего. Можно наблюдать смелое разоблачение разного рода следствий, вторичных проблем, не затрагивающих фундаментальных основ нашего социального бытия. Однако авторы при этом практически не затрагивают духовно-нравственные, мировоззренческие истоки становления и развития всех очевидных несуразностей нашего жизнеустройства.

Очень интересные подходы к управлению временем содержатся в числе других техник работы с сознанием в японской культуре, особенно в школах кэндзуцю (искусство боя на мечах). Например, 22 поколения от Учителя к ученику передавали Знание об изменении парадигмы Времени во время поединка на боевых мечах катана, который длится в среднем не более 1,2 секунды. Об этом эзотерическом магическом опыте нельзя вычитать в книгах, он передается непосредственно во время уроков[171]. Фактически идет речь о боевом искусстве быть в постоянной осознанности, управлять внутренним течением времени. Сегодняшний кэндока , имеющий чёрный пояс, может выполнить три вертикальных удара мечом в секунду (!), изрубить в мелкие ломтики кочан капусты или арбуз, лежащий на животе у его ученика или отрезать половинку лимона, зажатого у него в зубах (часто это делается ещё и вслепую, с завязанными глазами). Аналогичные примеры есть в других школах боевых искусств, например, в бирманской боевой школе «Цой».

Есть достаточно известная работа немецкого философа, профессора физики Берлинского университета а Рейхенбах «Направление времени», посвящённая изучению проблемы времени. В книге приводятся исторический обзор и отчасти критическая оценка различных интерпретаций данной проблемы. Характер обсуждения проблемы времени у Г. Рейхенбаха значительно отличается от постановки вопроса в традиционной философии. В этой книге автор подвёл итог своим философским исследованиям, обобщил все его работы, касающиеся вопросов теории вероятностей, квантовой механики, теории относительности и причинности – вопросов, которые играют важную роль в исследовании феномена времени. Данный труд является примером применения аналитического метода в научной философии.

Очень важно, чтобы аналитики умели работать со временем, понимали его закономерности. Для человека Время – это субъективный параметр, который возникает исключительно в его сознании, когда человек сравнивает между собой разночастотные процессы, протекающие в мироздании и один из них принимается наблюдателем в качестве эталонного. Время управляет нашей жизнью. Время – это вектор. Откуда берётся время? В каждом человеке есть биологические часы. Есть суточные циклы, недельные, годовые, есть циклы жизни. Люди встроены во время, а оно циклично, через каждые 24 часа повторяется. Годы, месяцы, недели, сутки отличаются цикличностью. Так же есть циклы причин и следствий.

Для практикующих аналитиков стоит обратить внимание на следующие методики, описанные кратко в работе А.П. Шевякина «Разгром великой державы»[172].

1. Система «Faction» («Разногласия»). Эта система строится на способе представления, в котором параметры состояния общества, отражающие политическое устройство, социально-политическую систему, расщепляются в спектр своеобразной «призмой» – интеллектом экспертов. Основной практической проблемой на этом пути описания является лишь ширина спектра, необходимого и достаточного для построения достоверных прогнозов. Достоинства: прежде всего измерение процессов в трёх ракурсах: ведущих хозяйственных от раслей, регионов и политиков. Каждая из действующих сил развития общества имеет свою направленность и свой «вес».

Аналитическая система «Фэкшенз» для руководства США в ООН функционирует около 40 лет как база знаний по всем кризисам в мире

http://dok.opredelim.com/docs/index-53139.html;

http://www.it2b.ru/blog/arhiv/465.html

2. Методика контент-анализа http://psyfactor.org/lib/k-a.htm Это тема не проработана и имеет перспективы изучения для топологии пространства и времени, прежде всего в следующих аспектах:

а) искусственного интеллекта и динамического моделирования;

б) иной структуры времени (времени с наличием особенностей: приливов, кайросов, циклов) https://ru.wikipedia.org/wiki/Кайрос https://www.youtube.com/watch?v=pebDGsB61zY

Доктрина времени, распадающегося на три аспекта: длительность (греч. Хронос), порядок следования событий в круге (греч. Циклос) и счастливый случай попадания в резонанс с набегающей волной перемен (греч. Кайрос). http://www.peremeny.ru/books/osminog/11497;

в) захват будущего и война символов http://www.peremeny.ru/books/osminog/11052http://www.peremeny.ru/books/osminog/10510

г) советский математик В.Г. Масленников, исследуя сам Код Перемен, вскрыл 36 периодов внутри исторического процесса, обозначенного 64-мя именами предопределенных точек жизненных ситуаций на распутье от 2-х до 6-ти вариантов дальнейшего расхождения волн: http://www.peremeny.ru/books/osminog/10721

д) как вернуть дух победы? http://www.peremeny.ru/books/osminog/10300, а также «техники имитации » (simulation technique) и другие.

Чувство реального хода времени отличает высокий уровень сознания человека. В результате занятия Аналитикой у человека формируется своя уникальная система интегрального изменения сознания, постоянного его совершенствования. Большую роль в ней играют и невербальные элементы. Например, в японском языке считается, что слова имеют душу. Это требует трансцендентального понимания. Переживания человека не должны быть связаны с ассоциативными цепочками. Ещё Сенека говорил «Берегите прелесть первоощущений!»

Общеизвестно, что в структуру сознания входит и эмоционально-чувственная его часть, которая обладает такой же фундаментальной значимостью как разум и волевая сторона. Тело чувств, оно же духовно-астральный план, оно же эмоциональный потенциал, не сводится и не редуцируется ни к чему . Астральность, как связующее динамическое звено между физическим и ментальным телом (базовой триадой человека), заложена в самые глубинные основы Бытия, именно в ней содержится своеобразная энергетика. Физическое тело и ментальность инертны, работу им задают наши желания, страсти, интуиции, прозрения. В восточной философии астральность, эмоциональный потенциал относят к яньскому принципу, а физические качества и ментальность – к иньскому.

Поскольку наш мир состоит из процессов, всё в нем постоянно меняется, важную роль играют феномены времени, ритмы, темпы. Темпомиры расположены на виртуальной временной оси – в одну сторону миллиарды лет, в другую – миллисекунды. Физика элементарных частиц представляет собой фундамент всех естественных наук. Она изучает мельчайшие частицы материи и основные закономерности их движений и взаимодействий. В конечном счёте, именно эти закономерности и определяют поведение всех объектов на Земле и на небе.

То, что касается самого человека, во многом определяется его генетикой, условиями жизни, его образования и воспитания. На востоке огромную роль так же отводят карме. Одрно из первых упоминаний о карме относится к «Бхагавад гите». Древние индусы считали, что душа человека проходит цепочку жизней в ряду взаимосвязанных причин и следствий, и в каждом воплощении изживает последствия кармы. От наших прошлых желаний, мыслей и поступков зависит, какими мы будем в этой жизни, какие будут наши родственники, враги и друзья, сколько лет мы проживём, сколько печалей и радостей выпадет на нащу долю. Так из причины мы старновимся следствием, получая воздаяние за совпершённые ранее действия. Наши прошлые поступки, зафиксированные в подсознании, заставляют нас рефлекторно повторять всё, что уже было, но человеку для того и дана свобода воли, чтобы он мог через осмысление и осознание менять свои поступки и их последствия, не перенося действия закона причины и следствия в свои последующие воплощения. Великий Гаутама Будда говорил: «То, какие мы сегодня – это результат наших вчерашних мыслей, а наши сегодняшние мысли формируют нашу следующую жизнь».

Анализу временной составляющей в управленческих процессах у нас в стране уделяется недостаточно внимания. Особенно это относится к вопросу скорости принятия управленческих решений и их качеству в целом. Я об этой проблеме уже писал в предыдущих книгах и отдельных публикациях. К сожалению, в настоящее время в сфере управления сплошь и рядом царит некомпетентность и это стало настоящей бедой для страны. Это приводит к тому, что государственный аппарат в нынешнем состоянии часто производит дефектные решения! Аналогичная ситуация в сфере образования. В вузах России идет вал огромной, но бесполезной работы: всюду формалистика, имитация якобы полезной деятельности.

Конечно, оценивая вузы с позиций аналитики, следует сказать, что есть и отдельные островки мысли и действия, среди которых стоит назвать такое продвинутое учебное заведение в Татарстане как университет Иннополис. В 2015 году в нём работали 11 научных лабораторий. Даже их названия говорят о многом.

Лаборатория больших данных и информационных систем (2015 г., рук. Цюй Цян). Занимается исследованиями управления большими массивами данных и компьютерно-управляемым анализом данных.

Лаборатория искусственного интеллекта в разработке игр (2015 г., рук. Браун Джозеф Александер).

Лаборатория машинного обучения и представления данных (2015 г., рук. Хан Адил Мехмуд). Занимается исследованиями в области алгоритмов машинного обучения, глубинного обучения, обработки изображений и компьютерного зрения, контекстно-ориентированного анализа, автоматизированного моделирования, онтологии, автоматического обоснования.

Лаборатория облачных систем и виртуализации сервисов (2014 г., рук. Александр Тормасов). Занимается разработкой нового поколения облачных технологий хранения и управления данными с интегрированной системой безопасности и гарантированным уровнем доступа и отказоустойчивости.

Лаборатория компьютерного анализа медицинских изображений (в 2014 г. – Лаборатория компьютерной диагностики рака) (2014 г., рук. Самир Белхаоуари). Занимается разработкой комплекса научно-технических решений в области распознавания рентгеновских изображений для создания системы автоматического распознавания патологий легких различных форм.

Лаборатория электронных образовательных систем (2015 г., рук. Анатолий Лысов).

Лаборатория программной инженерии (в 2014 г. – Лаборатория программной инженерии и верификации программ) (2014 г., рук. Бертран Меер). Занимается разработкой среды для создания программ высокой надежности.

Лаборатория разработки промышленного ПО (2015 г., рук. Джанкарло Суччи). Занимается исследованиями в области программной инженерии, разработкой и применением эмпирических методов в исследовании программных продуктов для повышения их качества.

Лаборатория архитектуры и модулей разработки ПО (2015 г., рук. Мануэль Маццара).

Лаборатория интеллектуальных робототехнических систем (2014 г., рук. Евгений Магид). Занимается разработками в области применения беспилотных наземных роботов (БНР) и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Лаборатория когнитивных робототехнических систем (2015 г., рук. Николас Мавридис).

 

Аналитика развенчивает иллюзии и возвращает сознание общества на позиции здравого смысла. В ХХ веке возникла масса глобальных теорий и вероучителей. Например, В 90-х годах в России и Европе активно распространялись идеи дианетики . Для многих людей они казались весомыми и значимыми, расширяли горизонт понимания внутренних поступков. Людей зазывали пройти тест на психологический статус. Всё вроде бы бесплатно, но потом начинается маркетинговая атака и их зазывают пойти на курсы дианетики, купить книгу Р. Хаббарда или видео… Я тут не говорю о правоте или неправоте дианетики, для аналитиков гораздо важнее изучение технологии воздействия на массовое сознание, информационной и рекламной поддержки таких проектов. Эти технологии продолжают совершенствоваться и развиваться в современных условиях, часто применяются для управления радикальными формами социального протеста, в «цветных революциях» и т. н. революциях «арабской весны»[173].

 

Для аналитики, пожалуй, самой трудно оцениваемой проблемой, является проблема борьбы интересов реальных «центров сил» , владеющих и распределяющих ресурсы страны. Именно на этом поле противоборства под воздействием аналитики в ближайшее десятилетие произойдёт смена элит: с управленческой на аналитическую. Идёт смена взглядов, управленческое мышление меняется на аналитическое. Есть все основания полагать, что этот процесс будет идти по экспоненте. Аналитика имеет все шансы сыграть в этом плане колоссальную положительную роль, если сможет предложить реальные механизмы согласования интересов этих «центров сил», поставив на место вражды взаимодействие и конструктив.

В принципе, это можно считать ключевым абзацем всей работы. Да, судя по всему, дело идет к тому, что либо российские элиты начнут думать, либо их сметёт ветер истории . Идиотничать больше некогда и главное для этого нет никаких ресурсов.

Жизнь человечества усложняется и Аналитика призвана понять эти глубинные процессы. Аналитика превзошла общественные науки опорой на отработанный понятийный аппарат, более понятную и эффективную методологию научно-исследовательских работ (НИР), нацеленную на конкретный результат. Почему аналитика может быль результативной, а другие общественные науки нет: аналитика нашла нишу, она имеет предмет исследования. Аналитика учится, она научилась опираться на колоссальные теоретические наработки во всех сферах науки и практики. И уже на наших глазах вырастает поколение, которое осваивает Аналитику. Очень скоро наступит время, когда в учебные заведения будет введена Аналитика как научная дисциплина. Выход аналитики в общественные науки несёт для них, как сейчас стали говорить, новый формат. Она уже реально пришла в СМИ, на TV и в интернет.

В процесс познания сложных явлений властно вмешивается один важный фактор. Давно установлено, что один шаг в глубину познания увеличивает сложность этого познания на порядок. Хотелось бы нам этого или нет, работая с Аналитикой, мы погружаемся в принципиально сложный мир теоретических конструкций (нередко воспринимаемых как абстракции) – теорий. При этом возникает проблема как проникновения и овладения этой сложной топологией, так и использования этих теорий в аналитической практике. И если мы хотим овладеть новыми Знаниями, мы должны научиться управлять самой сложностью. Отдельная наука о сложности, теория самоорганизации живых систем – синергетика – нас не спасёт. «Управлять сложностью приходится каждому человеку, ибо он и есть высшая сложность» (А.Г. Войтов). Нужно так настроить своё самосознание, чтобы постоянно шёл процесс самостоятельного обучения, интеллектуального и духовного обогащения, приобретались новые уникальные знания , прежде всего о систематике свойств объектов (предметов и процессов).

Поясню на примере. Когда отвинтилась гайка на вашем автомобиле или оборвался провод на его двигателе, вы естественно ищете причину поломки и сами устраняете довольно несложную неисправность[174]. А вот если в двигателе вашего автомобиля оборвавшийся шатун пробил стенку блока двигателя, вам не только необходимо знать досконально конструкцию двигателя, но и понимать принципы его работы. Для того, чтобы избежать подобной аварии в будущем, нужно понимать значение антидетонационных топливных присадок, зазоров вкладышей головки шатуна или значение регулировки опережения зажигания и т. д. Когда же мы говорим о феномене Аналитики в целом , о закономерностях её развития как системы знаний и практической деятельности, мы должны понимать что наше исследование несоизмеримо сложнее, чем устройство двигателя, поскольку так же несоизмеримо сложнее и многограннее сам предмет Аналитики и процесс погружения в него. Сторонникам лёгких путей в ней не место. Аналитика позволяет реализовать идею методологической открытости глобальной философской систематики, реально соединять теорию и практику в повседневных делах, но всё это возможно, повторяю, лишь при серьёзном и ответственном отношении к аналитической работе.

Следует отметить, что проблемой Аналитики в целом, как областью фундаментальных теоретических исследований , занимаются немногие. В первую очередь, потому, что уж больно многотрудна и объёмна эта тема, являющаяся, по моему мнению, одной из ключевых на интеллектуальном поле русской социологии[175]. В ней действительно огромное количество переплетающихся направлений и аспектов. Есть те, кто выступает в роли идеологов, есть историки, политологи, социологи, культурологи… Это крайне затрудняет создание цельной связной картины происходящего на этом поле, преобразование полученной информации в материал более высокого уровня – систематизированное Знание . Однако лишь на этом пути можно отобрать интеллектуальное ядро, провести идейно-теоретическое обогащение, сделать прибавку к теории Аналитики. Фактически идет речь об Аналитике как метанауке, гармонично объединяющей достижения логики, когнитологии, методологии и систематики.

Во-вторых , отсутствие традиций, общепризнанной научной школы и «классических» фундаментальных трудов, посвящённых именно Аналитике в целом, а не отдельным её частям. Их крайне немного и я рад, что давно обнаружил эту пустующую «экологическую нишу» и в меру сил пытаюсь что-то полезное в ней сделать. Слава богу, у меня есть соратники, которые многие годы поддерживают меня в этом нелёгком деле.

В-третьих , сама специфика типа знания, присущего Аналитике, его имплицитный характер[176]. Это неявное «живое» знание, получаемое на основе разнообразного человеческого опыта, не поддается полной рефлексии и вербальному описанию. Оно передается, как правило, «из рук в руки», от мастера к ученику, в общении и личном взаимодействии при реализации различных аналитических проектов. Оно в первую очередь носит, конечно, научный характер, но в отдельных случаях может быть связано с иррациональными пластами в человеческом сознании, создавая ту глубину, из которой рождаются потом всё новые смыслы, идеи, творения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...