Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности процесса познания в аналитике




 

Рассматривая вопросы аналитической теории и аналитической практики, мы должны понимать, что важно и то, и другое, они должны развиваться, опираясь друг на друга. Аналитика – переход науки на новый уровень философско-теоретического отражения Бытия. Давно известно, что теория без практики мертва, а практика без теории нежизнеспособна. Научное познание так же тесно связано с практическим знанием. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Цель научного познания – открытие закономерностей. Цель практики – создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т. д.) на основе уже полностью известных знаний. Преобразуя мир, практика преобразует человека. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой в целостном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда и будущего.

Сущность современной модели познания, в кратком изложении, состоит в следующем.

Выделяют три уровня научного познания – эмпирический, экспертно-аналитический, теоретический.

Эмпирический уровень научного познания основывается на наблюдении, измерении, эксперименте, классификациях, закономерностях.

Экспертно-аналитические исследования используются как в фундаментальных, так и в прикладных науках, включают в себя не только теорию и эмпирию системного знания, научно-рациональные расчёты, но и способности живого человека как носителя внерациональных компонентов познания мира (интуиция, метафора, умения, жизненный опыт и т. д.).

Теоретический уровень основывается на абстрагировании, идеализации, типологии, движении от абстрактного к конкретному, моделировании, формировании теории, формулировке законов.

Определяющим моментом в субъект-объектных отношениях выступает активная творческая деятельность человека, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытая его сущности. Она складывается из материальной и духовной составляющих. Материальная деятельность (практика) связана с реальными изменениями предмета в результате определенного физического воздействия на него, духовная – с мысленными операциями с ним. Познание, таким образом, не просто отражение действительности, но и активное преображение, осмысливание бытия. Изучаемый объект представлен субъекту не в форме созерцания, а в формах деятельности, через призму применённой практики и использованного знания. Иными словами, мы знаем предметы лишь такими, какими их раскрывает наша деятельность.

Субъект познания всегда «социально окрашен». Любой человек, познающий мир, выступает частью той или иной общности людей – профессионального коллектива, социальной группы, общества, всего человечества. Поэтому активное воздействие человека на предмет познания, так или иначе, подразумевает явное или неявное присутствие в этом процессе всех человеческих поколений, точнее, их практического и духовного наследия. Индивид, следовательно, как субъект познания есть «полномочный представитель» человечества.

Познавательная деятельность субъекта направляется и организуется определенной социокультурной программой. Она формируется под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, целей, знаний, мировоззрения и других компонентов культуры, в предметно-познавательном поле которых действует субъект. В свою очередь, программа деятельности определяет выбор объекта познания, ориентирует субъект на изучение конкретных свойств предмета, обусловливает применение тех или иных средств и методов познания. Именно уровень и содержание культуры, принимаемой для себя субъектом познания, «задает» ему определенное видение изучаемых объектов и интерпретацию полученных новых знаний.

Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли аналитика. Так, например, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику человека, его поведение, медицина – его болезни и способы их лечения и т. д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, то есть он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Все компоненты познавательного отношения – субъект, его деятельность, объект познания – динамичны и историчны, изменяются с развитием общества. С повышением качества сознания и духовного уровня субъекта качественно изменяются средства и методы его деятельности, расширяется мир познаваемых им объектов. В результате усиливается активное вмешательство человека в изучаемую реальность, что ведет, в конечном счете, к все более глубокому проникновению в скрытые сущности явлений.

Данная модель познавательного отношения представляет его основные аспекты. Поэтому она, так или иначе, используется практически всеми гносеологиями, хотя и может получать при этом различную интерпретацию. Вместе с тем было бы неверно считать её истиной в последней инстанции: нет сомнения в том, что развитие общества и культуры рано или поздно приведет к серьезным изменениям в познавательном процессе, что потребует новой оценки роли и функций субъекта и объекта познания.

Итак, сущность познавательного отношения состоит в двустороннем взаимодействии, «диалоге» субъекта и объекта познания. С одной стороны, объект физически воздействует на человека, сам «говорит» что-то о себе, и это есть необходимое, но недостаточное условие познания. Легко представить, что если бы субъект-объектное отношение сводилось только к этому воздействию, человеческие знания были бы поверхностными и довольно случайными. С другой стороны, субъект активно действует в отношении познаваемого объекта, исследует его и раскрывает то, о чём сам объект «умалчивает» (например, о законах своего бытия). В получении от объекта ответов на свои вопросы и состоит важнейший смысл познавательной деятельности субъекта.

Вышесказанное относится к процессу познания вообще, это общеизвестные положения гносеологии – теории познания. Для нас же больший интерес представляют особенности познания в Аналитике.

Во-первых , следует отметить, что субъектом познания здесь является не некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности, а аналитик – живой индивид с его мировоззрением, сформированной системой знаний, собственными интересами и установками, чертами характера, талантом. Этот субъект должен осуществлять процесс познания максимально объективно, активно и сознательно, вне зависимости от страстей. При этом следует учитывать, что аналитическая работа преимущественно носит коллективный характер, и здесь немалую роль играют условия совместной деятельности, созданная духовно-нравственная и интеллектуальная атмосфера.

Во-вторых , фрагменты бытия, оказавшиеся в фокусе ищущей мысли аналитика и составляющие объект познания, становятся не просто вещью, а такой вещью, которая, попав в поле сознания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объект в его отношении к субъекту познания в сфере аналитики – это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, то есть такая, которая стала фактом сознания – сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже отрефлексированным фактом социума.

Объект познания в аналитике не только познается, но и создаётся людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. Для этого осуществляются аналитические процедуры с информацией: её структурирование, систематизация, предварительная оценка и т. д. В социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим аналитиком. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

В-третьих , обширность познавательного поля субъекта аналитической работы требует от него серьёзных знаний во многих областях, эвристических навыков, высокоразвитой интуиции. Аналитик должен отличаться самостоятельностью размышления в «оформлении проблем», в том числе в отношении пусть даже общеизвестных фактов и явлений. Он всё время доложен нацеливать себя на получение строгого и точного знания о познаваемом объекте, используя всю мощь мыслетехнологий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...