Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самое ценное – это «мозги» и культура мышления аналитика




 

Выше уже выдвигался тезис о необходимости обучения аналитиков основам философии. Не читая книги современных исследователей философии, не перечитывая книги её основоположников, не ведя научного поиска и т. п. – нельзя стать серьёзным аналитиком. Я не устану повторять – очень важна устремлённость к серьёзному Знанию, мощная внутренняя мотивация. Настоящему исследователю приходится проходить много ступеней в своём интеллектуальном взрослении, примерять на себя множество социальных ролей и неустанно заниматься мысленным творчеством, генерировать новые идеи. Без этого Аналитики нет. При этом опасен вариант, когда человек становится рабом каких-то ограниченных представлений. Нередки примеры, когда иной философ уцепится за какую-то идею и становится догматиком во вред и себе, и обществу. В то же время Аналитика отличается личностным характером деятельности[156].

Философское воспитание личности аналитика может быть как сознательно организованным, так и происходить стихийно в силу многих случайных факторов. Философское образование предполагает наличие в общественном сознании определенных его версий и самообразование индивидов. Философское обучение предполагает существование педагогов, которые сами обладают способностью к философствованию. Но таковых сегодня практически нет и возникает главная проблема – кто будет учить аналитиков философии? Поэтому главная надежда остается на самообразование.

Личность аналитика – это субъект социального творчества в его различных формах. Формируется эта личность годами, это очень непростой процесс.

Я солидарен с башкирским аналитиком В.Р. Нугаевым, что аналитики в любой стране – это настоящий золотой фонд нации. В Японии есть такой способ общественного признания заслуг её граждан: им присваивается звание «Живая драгоценность страны ». В настоящее время такого звания удостоены всего 46 человек. В США – около 30 человек.

Неплохо было бы и нам перенять этот драгоценный опыт. Во всяком случае, у аналитиков есть все шансы сыграть такую роль, потому что они являются носителями уникальных живых знаний.

Можно попытаться взять молодых людей, интересующихся аналитикой и вменить им в обязанность поэтапное овладение философскими знаниями. Самое рациональное, но практически мало осуществимое – обучать философии и Аналитике с помощью возможностей современных СМИ, прежде всего телевидения. Пока же там реализуются совсем другие установки.

Таким образом, стихийно возникающая мудрость и специально обучаемая, более развитая её форма – философия являются важнейшей составной частью Аналитики как целостной системы обработки информации и единственной надеждой общества на выживание в третьем тысячелетии.

Очень важно развивать способность философствования у молодежи в качестве инструмента интеллектуального саморазвития и средства решения жизненных проблем. В частности, это позволит разрабатывать семантические системы понятий и интеллектуальные карты[157] с помощью вербального моделирования свойств объектов как основы принятия управленческих решений[158]. Естественно, что это всего лишь начало процесса овладения аналитическим инструментарием.

Философия требует высокого уровня духовного развития личности. Бессмысленно говорить о философии с первым попавшимся человеком. А вот для аналитика философия жизненно необходима. Она формирует необходимые познавательно-творческие навыки, мировоззренческие приоритеты и миропонимание. Вопрос о качестве «картины мира» в восприятии человека – главный вопрос практической философии и психологии. «Доминирующее миропонимание может быть выражено в текстах, на основе которых строится культура общества, а может присутствовать на бессознательных уровнях, находя выражение лишь в народном эпосе и песнях, в традициях и в общественной нравственности, – т. е. в коллективной психике общества»[159].

Диалектическое мышление у человека может быть стихийным и сознательным. Диалектическое мышление первоначально возникает в качестве стихийного. Таковым можно считать многие диалоги Платона, развивающуюся с древности систематику животного мира, особенно кладистику ХХ века[160]. Таким же можно считать и систему химических элементов Д. Менделеева, да и многие фрагменты работ Маркса, Энгельса, Ленина. Стихийным признаем такое мышление, когда заранее не установлены его каноны. Одного провозглашения необходимости применять диалектику недостаточно для того, чтобы гарантировать диалектическое мышление по существу. Конечно, имеются разные переходные формы между стихийностью и сознательностью таких деяний.

Для нас приоритетным является формирование сознательного диалектического мышления, для чего необходимо обучение аналитиков основам диалектической логики, пропедевтика диалектического мышления. Пропедевтикой называют последовательное обучение одному и тому же на разных уровнях развития личности. В таком случае надо строго определять последовательность ступеней восхождения к определенному уровню менталитета как единству интеллекта и эрудиции. Пропедевтика сознательного диалектического мышления может быть сведена к трем ступеням (формам) (рис. 15 )

 

Рис. 15 . Пропедевтика диалектического мышления

 

Человек часто пытается осмыслить сам процесс своего размышления, думанья. Это – элемент здравомыслия. Специальное обучение позволяет поднять уровень такого самоанализа (рефлексии) и его плодотворность. Такая самооценка является важнейшей функцией самосознания личности[161]. «Пока человек не научится правильно ставить цели, пока не поймёт, что его жизнь – это миссия и нужно жить в соответствии с нею, пока не поймёт основной закон мироздания и не сделает первого шага на пути излечения, пока не поймёт, откуда берётся энергия, пока не избавится от страха смерти и не выработает правильное тношение к ударам судьбы, пока не научится правильно говорить, никакого здоровья, счастья и успеха достичь в принципе невозможно»[162].

 

Тем не менее, методология часто оказывается неадекватной уровню возникающих у человека и общества проблем. Накопленное наследство по данному вопросу столь разнообразно в своих подходах и трактовках, что для многих его легче игнорировать. Мы же ведём речь о разработке теории диалектического метода, имея в виду её определенность, детерминированность, однозначность восприятия, понимания, что фактически даёт возможность применять её на уровне технологии и приходить в аналитической работе к не случайным, а закономерным выводам. Таким образом, прослеживается следующая логическая цепочка (рис. 16 ).

 

Рис. 16. Логика разработки теории диалектического метода

 

Под Аналитиком я понимаю широкого специалиста, мыслящего на метауровне философскими и конкретно предметными категориями, приходящего к неслучайным результатам , соответствующим здравому смыслу, хотя они могут противоречить общепринятым (пропагандистским) стереотипам. Поэтому весьма продуктивно развести позиции в отношении некоторых известных общественных деятелей, претендующих на роль аналитиков. Среди них можно выделить следующие группы:

1) подпевалы-интерпретаторы, оправдывающие существующие в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства порядки и зарабатывающие на этом;

2) «интеллектуальная оппозиция» – аналитики, профессионально критикующие деятельность властей, позиции официальной науки, всякого рода самобытные «неформалы», претендующие на уникальность своих аналитических выводов и предложений;

3) провидцы-универсалы, по чьим лекалам народы-цивилизации живут сотни лет. Они не навязывают реальности пропагандистские клише, но изучают ее, пытаясь вычленить долгосрочные перспективы. В прошлом, почти все видные Генштабисты России, Германии были весьма универсальны, т. е. работали над уровнем существовавших идеологических клише (матриц). В принципе таких «универсальных» аналитиков практически очень мало, большинство аналитиков изучают разные предметные области и соответствующие им семантические поля.

Мой хороший товарищ, самобытный философ и эзотерик Игорь Дёмин как-то пытался осуществить некоторое структурирование интеллектуалов, работающих на духовно-идеологическом поле. У него получились следующие группы.

Буддисты, пантеисты, теософы, культурологи, классическая немецкая философия (реально Гегель) – изучают становление Человеческого Духа, вопросы философской антропологии[163].

Христианство, психология, персонализм, НЛП – вопросы межличностных отношений, структурирования команд, конфликтология (Э. Шюре, М. Эллиаде, Хантингтон).

Рационализм (католическая схоластика), науковедение, теория научной информации, семиотика, гносеология. Изучают социум в широком смысле слова, динамике.

Борьба цивилизаций, межцивилизационные взаимодействия, расология.

Понятно, что такие подходы субъективны и недостаточны, нужно многомерное понимание, которое рождается на стыке научных дисциплин (школ, доктрин), но таких голов (институтов) очень мало, около 30–50 человек на всю Россию.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...