Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и главные особенности Аналитики




 

Теоретическое осмысление феномена Аналитики предполагает рассмотрение сущности, структуры Аналитики как научной дисциплины, рассмотрение её гносеологически корней (которое проведено выше), выделение её основных функциональных направлений в обработке информации, формулирование универсальных принципов работы с информационным материалом. Так же необходимо представить предметное поле Аналитики, её методологию, технологию и организационную сторону.

Содержательная сторона аналитики связана с сущностным, системно-динамическим и ресурсным анализом информации, отражающей реальную жизнь. Ядром Аналитики является системный анализ информации о предметах, явлениях и процессах при сохранении значительной доли её неопределенности. Нельзя говорить об аналитике, когда нет объекта и предмета исследования, когда вообще нет информации (информационный вакуум). Анализ может реализовать себя лишь в достаточно развитом информационном поле. Одним из обязательных условий осуществления аналитической деятельности является состояние повышенной информационной неопределенности относительно объекта исследования[189].

Аналитика может осуществляться в самых различных сферах жизнедеятельности общества и государства. В самом общем её можно разделить на две части: фундаментальную, в которой содержится теоретико-методологическая составляющая аналитики и прикладную, в которой преимущественно решаются практические задачи, связанные с аналитическим обеспечением реальных процессов государственного, муниципального и корпоративного управления, политической деятельностью, сферой безопасности.

Основными видами Аналитики являются политическая, экономическая, финансовая и информационная. Функционально Аналитика разделяется на старатегическую, тактическую и оперативную.

Структура Аналитики представлена на рис. 16.

Большинство практиков не задумываются о разнице, которая существует между информационной и аналитической работой. Поскольку грань между этими понятиями размыта, информационно-аналитическая деятельность воспринимается как единое целое, необходимо привести некоторые пояснения.

Говоря высоким стилем – умение работать с информацией на сегодняшний день – это залог профессионализма в любой сфере . Работа практического аналитика должна заключаться в извлечении и использовании информации в соответствии с заданными целями, опираясь преимущественно на умение работать со смыслами. На этом пути много препятствий – как интеллектуального, так и психологического плана.

На практике соотношение этих сторон единой информационно-аналитической деятельности смещено в сторону информационной работы, которая обычно занимает до 90–95 % от общего объёма работы. Как правило, затруднений в этом плане значительно меньше, чем на этапе собственно аналитической обработки информации. Каждый сотрудник аналитического подразделения, как правило, достаточно хорошо умеет собирать/добывать информацию, вести её первичную обработку – систематизацию, классификацию, организовать хранение, создавать базу данных.

Сложности начинаются тогда, когда нужно из этой информации «вырастить новое качество», т. е. получить новые знания, принять эффективное управленческое решение, написать аналитический документ. Тут уже необходимы собственно навыки аналитической обработки информации: выявление в имеющейся информации латентных элементов – явных и неявных связей, причинно-следственных зависимостей, тенденций, рисков, признаков угроз, кризисных точек, противоречий и проблем. Необходимо создать теоретическую модель проблемной ситуации, разработать возможные сценарии её развития, предложить возможные варианты управленческих решений, сделать прогноз. Именно здесь начинается Аналитика. Простейший пример по этому поводу.

Для того, чтобы произвести первичный отбор лиц, способных к аналитической работе, достаточно предоставить всем одну и ту же информационную базу и поставить задачу на её обработку в ограниченное время. Например, эта задача может состоять в том, чтобы выявить признаки угроз безопасности, ключевые тенденции в развитии обстановки, влияющие факторы и т. д. Мой личный опыт проведения таких мероприятий показывает, что существует огромная разница в качестве предоставленных результатов этой работы. Как правило, только незначительная часть испытуемых способна справиться с поставленной задачей: подготовить краткий аналитический документ, в котором будет отражена суть проблемы, её краткая характеристика с выяснением причин и условий, породивших проблему, а так же предложены пути её решения. Значительная часть тз-за отсутствия аналитических навыков оказывается неспособной решить эту задачу.

 

Рис. 17 . Структура Аналитики

 

Точно так же складывается ситуация в классе при написании школьного сочинения по литературе. Ученики изучают одно и то же произведение, только сочинения у всех разные. Задача учителя – научить выделять в содержании текстов главное, сущностное – идеи, смыслы, образы, характеристики . Я просмотрел в интернете многочисленные советы родителям на тему «Как научить ребёнка писать сочинения». Но в них об этом ни слова! Даже о том, как выделять главное в тексте. В каждом тексте есть главное и второстепенное. Умение выделить главное может помочь сократить время работы с текстом, документом на 50 %. В предлагаемых советах в основном внимание сосредоточено на внешних вещах, а суть упускается. Учат правильно составлять план сочинения, писать без ошибок, советуют воспитывать у детей привычку к чтению и т. д. Ни о каких навыках логического и диалектического мышления, развитии аналитических способностей речи вообще не идёт.

Поэтому в ходе методологических семинаров в «Русской аналитической школе» мы пришли к выводу, что имеет смысл как можно раннее обучение Аналитике . 50-летний опыт работы Колмогоровской школы при МГУ им. М.В. Ломоносова[190] свидетельствует о том, что подростки в возрасте 13–15 лет гораздо легче овладевают основами математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления функций многих переменных, чем студенты более старшего возраста. И именно из этой когорты впоследствии вырастают молодые учёные, которые уже к 25 годам совершают выдающиеся открытия.

 

Рис. 18 . А.Н. Колмогоров с учащимися школы. Фото с сайта СУНЦ МГУ

 

Сегодня школа-интернат имени А.Н. Колмогорова, или специализированный учебно-научный центр МГУ (СУНЦ), который имеет статус отдельного факультета Московского университета, – это одна из лучших школ России, входит в пятерку лидеров в различных рейтингах. С течением времени в школе к физико-математическому профилю добавились еще два: компьютерно-информационный и химико-биологический. Подстраиваясь под требования времени, здесь стараются сохранить главную идею академика Колмогорова – обеспечить мотивированным детям ранний старт в науку.

Считаю, что в перспективе необходимо вначале самих учителей ознакомить с азами аналитической работы, показать им её креативные возможности, методологию и технологию. Когда они сами увидят, что это резко повышает эффективность учёбы, мощно стимулирует мотивацию к самостоятельному приобретению знаний, они станут нашими сторонниками в деле укрепления Аналитики в стране. Соответственно, нужны будут учебники, в которых на доступном для школьников уровне раскрываются основные постулаты Аналитики.

На рис. 19 показана сущностная разница между информационной и аналитической работой.

 

Рис. 19 . Сущностная разница между информационной и аналитической работой

 

Информационная работа является первичной, навыки обработки информации необходимы буквально каждому чекловеку. На этом этапе осуществляется первичная обработка информации: её сбор (отбор), систематизация, классификация по различным основаниям, хранение. Классификация  (классифицирование) – процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В качестве примера классификации можно привести периодическую систему химических элементов (таблица Менделеева).

Систематизация – процедура объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей и/или взаимодополняющих связей с внешним миром. Систематизация информации предполагает её организацию в виде, удобном для работы, хранения и последующего обращения.

В многочисленных теоретических концепциях, имеющих отношение к Аналитике, имеется сущностное ядро и некоторая универсальная технология работы с информационным материалом. За различными внешними оболочками формализации, систематизации, моделирования и иных способов обработки информации стоят универсальные фундаментальные принципы , которые должен знать каждый аналитик, занятый обработкой информации.

Многие прикладные работы аналитического характера поднимают проблемы, требующие фундаментальных исследований. В свою очередь, фундаментальные теоретические разработки, теоретические выводы необходимо проверять на практике. Никакая другая проверка не является столь убедительной, как успешное применение теоретических положений на деле.

В настоящее время использование Аналитики как самостоятельной научной дисциплины ограничено, что объясняется неким промежуточным состоянием в развитии этого феномена. Причина – в отсутствии фундаментальных исследований в данной сфере, отсутствии системы подготовки аналитиков в вузах страны как специально обученных профессионалов. Аналитика пока не обладает полноценной методологией для целостного изучения объектов и поэтому возможна лишь частичная интеграция наук и только по частным поводам. Можно предположить, что дальнейшее развитие теории Аналитики уже в ближайшее время приведёт к интеграции ряда специальных дисциплин и, соответственно, к полноценному формированию аналитики как отдельной научной дисциплины.

Представляется, что уже в ближайшие годы этот процесс будет набирать силу. Генерал В.В. Летуновский, который многие годы поддерживал меня в творческих поисках на ниве Аналитики, писал: «Мы идём в сторону общей теории аналитики, создающей её единый язык, снимающий противоречия между отдельными аналитиками и их проектами со своим уникальным тезаурусом»[191].

Аналитика предназначена для изучения углубленного содержания и смысла фактов, явлений и процессов, представления их в виде теоретической модели как целостности (комплексно, «стереофонически»), для использования в интересах коллективной выработки адекватных оценок обстановки (ситуации), прогнозирования, подготовки управленческих решений. 

Суть аналитики до конца не понимают очень многие, даже те, кто должен был по своему служебному статусу давно это понимать и использовать на практике. Попробую описать это достаточно доступно и представить наглядно. Итак, представим следующую картину. За столом сидит руководитель.

Стол завален кипами бумаг с различными данными и информацией по профилю деятельности организации. Тут информационные сводки, докладные и служебные записки, бухгалтерские документы, квартальные, полугодовые и го довые отчеты о деятельности структурных подразделений, планы работы и результаты проверок, материалы СМИ и т. д.

Совершенно естественно, что в этом массиве данных попадается информация различного плана – от крайне важной до малозначительной, «пустой», попавшей случайно. Чем выше по рангу руководитель (лицо, принимающее решение – ЛПР[192]), тем строже «сито» (фильтр), пропускающий нужную информацию к нему на рассмотрение[193].

ЛПР из всего этого информационного богатства, всесторонне характеризующего различные аспекты деятельности организации, преимущественно нуждается в выводном сущностном знании , которое до того, как будет изложено на бумаге и реализовано в управленческом решении, является условно «скрытым», непроявленным, латентным! Выявление этого «скрытого» – смыслов, идей, связей, факторов, тенденций, закономерностей, «центров сил», угроз, рисков, противоречий, проблем – в разноплановой информационной «каше» и есть главная задача аналитика.

Вся предварительная работа по отбору, систематизации, классификации поступающих данных переходит, наконец, из информационной, собственно, в аналитическую стадию.

Именно искусство выявления этих латентных [194]элементов, нуждающиеся для своего извлечения в специальных аналитических процедурах, составляют глубинную суть аналитической работы. На их основе принимаются управленческие решения, распределяются силы и средства, запускаются новые позитивные процессы в управляемых системах и останавливаются процессы, тормозящие развитие, ставшие ненужными. Важной частью работы является своевременное блокирование возникающих угроз и негативных тенденций развития ситуации. Вся эта работа осуществляется в исключительно креативном ключе и мало поддается формализации.

Шутливо говоря – именно «здесь зарыта собака».

Скрытыми, непроявленными, «закопанными» в толще информации могут быть:

– идеи;

– смыслы;

– сущность;

– связи между субъектами (прямые и обратные), взаимозависимости;

– внешние и внутренние факторы, воздействующие на ситуацию;

– тенденции её развития;

– закономерности;

– причинно-следственные зависимости;

– цели действий субъектов;

– риски;

– признаки угроз;

– проблемы;

– связи-паттерны;

– «точки роста», «запуска» новых процессов;

– «центры сил», сферы их интересов и целеполагание, объёмы ресурсов, которыми они располагают; и т. д.

 

Аналитик, владеющий навыками системного подхода, всегда будет стремиться на основе полученной информации понять общий контекст ситуации (её сегмента), внутреннюю структуру системы и соотношения этих скрытых моментов внутри нее. Особенно внимательно нужно относиться к ситуациям, когда наблюдается повторяемость характера событий. Именно этот воспроизводящийся рисунок, ключевой образ в синергетике называют паттерном событий. Понятно, что всегда будут особенности, особые обстоятельства для каждого случая, однако главным будет именно паттерн как ключ к пониманию  скрытой от нас смысловой конструкции и структуры системы. Системное мышление аналитика нацелено на вскрытие сущности явления, его закономерностей, глубинных факторов, определяющих тенденции, последовательность и характер проявления событий и развития их во времени и пространстве. Всё это в совокупности как раз и создает паттерн.

Общий вид этой сущностной аналитической работы может быть представлен в виде следующей структурно-логической модели (рис. 20).

Первый блок в этой модели обозначает саму жизнь (Ж) во всем многообразии протекающих процессов – социальных, экономических, политических, информационных, духовных, религиозных и т. д., со всеми их переплетениями и взаимозависимостями, полную живых проблемных ситуаций.

Второй блок –  это информация (И), которая отражает с помощью различных инструментальных средств и в различных формах представляет различные аспекты этой жизни. Это информационно-виртуальный слепок ситуации или объекта, отражение в котором не всегда бывает адекватным, так как носит оттенок субъективности, часть информации может передаваться в чувственно-образном виде. Информация может быть представлена в различных формах:

докладные, служебные, аналитические записки,

сводки,

таблицы,

графики,

письменные и устные доклады,

конспекты,

проекты решений,

приказы,

бухгалтерские отчеты, материалы финансового контроля,

передачи и публикации СМИ,

факты и их вербальные, визуально-графические интерпретации,

рассказы очевидцев,

базы данных,

фотографии и видеоматериалы,

карты местности,

литературные произведения и т. д.

 

Рис. 20 . Базовая модель сущности аналитической работы

 

Иначе говоря, все эти формы выступают как информационная интерпретация, теоретическая или предметно-практическая рефлексия реальных жизненных процессов, протекающих в объекте анализа. На этом этапе так же происходит первичная систематизация и классификация информации. Информация может быть неполной, фрагментарной или наоборот, избыточной. И то, и другое требует аналитической работы для восстановления целостной картины происходящего.

Третий блок – «скрытое» (С) – это латентная часть информации, выделяемая с помощью аналитических процедур и мыслительных технологий. Поясню феномен «скрытости» на примере выявления, формулирования, структурирования и разрешения проблем.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...