Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы соотнесения идеологии и науки




 

Следует определиться с проблемой соотнесения идеологии и науки. Попробуем очень кратко, конспективно отразить ключевые моменты в этом вопросе. Многообразие форм идеологии можно свести к следующим. Самой простой её формой считаем обыденную идеологию, возникающую стихийно у каждого человека. Специально развиваемыми формами идеологии являются мифическая, мистическая (в том числе и религиозная ), научная .

Научные идеологии предполагают существование объективной реальности, которая постоянно усложняется. Соответственно, должен расти и духовный мир людей – их сознание, для чего должны совершенствоваться ум человека, его эмоционально-чувственная сфера и воля. Образно говоря, «Каждый человек – кузнец своего счастья» в меру развития своего сознания. Поэтому важно осмыслить эволюцию объективной реальности, идеологий и сознания людей.

Отметим несколько разных подходов к этой проблеме.

Прежде всего, выделим следующие понятия, входящие в объём более общего, родового понятия – люди[131]. Это такие понятия как человек, личность, индивид, Они различаются по смыслу, содержанию и объему понятия)

Человек – это родовое, наиболее объёмное по смыслу понятие; личность – это человек, обладающий социально значимыми, проявленными в обществе личными и деловыми качествами, активный участник социальной жизни; индивид – это конкретный человек (Василий, Пётр, Маша…).

Главная проблема сегодня – формирование личностей, обеспечение роста роли и значения личностей в обществе. Главным фактором решения данной проблемы можно считать принцип «С кем поведешься, от того и наберёшься », т. е. социальная среда, окружение, в котором протекает становление и социализация человека. Начало жизни человека от него не зависит и очень часто оказывается главным фактором формирования его духовного мира. Но по мере взросления человека всё большее значение приобретает его воля при выборе жизненного пути и поведения в конкретных обстоятельствах. И очень многие люди становятся «кузнецами своего счастья». Главный путь самосовершенствования личности гражданина лежит в сфере обучения, просвещения, образования.

В связи с этим важно более конкретно понять себя на основе изучения структуры психики людей вообще. На рис. 12 представлена ментальная структура психики человека.

 

Рис. 12 . Структура психики человека

 

У всех людей имеются эти элементы психики, но значение и уровень развития их разные. Главной проблемой следует считать развитие интеллекта. Для его усиления надо знать и уметь многое.

Особого внимания требуют такие обособленные элементы психики людей как процесс умствования и его результаты. На рис. 13 представлена структурная схема процесса умствования. Она отражает четыре взаимосвязанных традиционных понятия, которые можно представить в виде своеобразных ступеней умствования – смекалку, сообразительность, рассудок и разум. Они приводят к различным результатам умствования.

 

Рис. 13. Модель процесса умствования

 

Результаты умствования – возникающие в памяти людей образы, представления, мнения, идеи, мысли, знания. В названной их последовательности можно видеть уровни их развития.

В соотнесении понятий «рассудок», «разум», «мышление», «интеллект» имеется много проблем. Рассудок часто трактуют как собственно мышление, а это значит, что его следует считать высшей формой отражения мира людьми. В то же время широко распространено понимание разума как более высокой развитой формы отражения мира людьми. Разумностью обычно называют диалектическое мышление[132]. Рассудочность и разумность – исходные формы интеллекта по сравнению с мышлением, как высшей формой интеллекта. В то же время интеллектом можно считать более развитое отражение по сравнению с рассудочностью и разумностью. Можно найти аргументы каждому из высказанных мнений. Многое зависит от вкладываемого содержания в данные понятия.

Вряд ли обоснованно отрицать наличие разума у всех нормальных людей (гомо сапиенс), не получивших даже образования. Соответственно они обладают и рассудочностью, которая может быть разного уровня развития. Простой рассудок возникает на основе перенятия опыта жизни между поколениями в процессе воспитания, научения, просвещения. Высшая его форма предполагает специальное обучение умению «философствовать». Мышление же, т. е. способность самостоятельно оперировать мыслями, возникает только на основе специального обучения этому. Предшествуя появлению мышления, рассудок и разум возникают в «недрах» соображения людей.

 

Наука – рациональные знания людей, отображающие мир. Они формируют ядро духовного мира всех людей. Чем развитее наука, тем больше её воздействие на развитие духовного мира людей.

Наука сформировалась как профессиональное развитие знаний с XVII века. Существуют три основные формы науки:

 

 

Опыт – апостериорен[133], а доктрины априорны. Этим уровням научной идеологии адекватны и уровни сознания людей:

 

 

Как и их способности:

 

 

Верный, «царский путь математики»[134] включал эволюционные и революционные этапы её развития. «Для нас не сохранилась история этой революции в способе мышления…»[135].

«Что значит знать, вот в чем вопрос?»

Кант неоднократно подчеркивает, что все наши знания начинаются с опыта[136].

Логическая цепочка перехода от отражения реальности к сознанию выглядит следующим образом:

 

 

Сознание существует только на основе языка . Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т. п., который осуществляется с помощью языка, т. е. определенной системы средств общения. Язык – это система содержательных, значимых форм: всякое слово светится лучами смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичны у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки, что выражается в национальном менталитете. Например, стиль мышления в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что в известной мере зависит и от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления. Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке[137].

Аналитикам для раскрытия содержания и понимания письменного и устного языка следует различать у слов, как наиболее развитых форм знаков смыслы и значения[138]:

 

 

В ходе развития науки возник рационализм – признание общих знаний в качестве важнейшего фактора понимания объектов.

 

Большую, хотя и исторически ограниченную, роль сыграл эмпиризм – признание приоритета опытных знаний.

Философия не содержит знаний обо всех объектах реальности. Она дает технологию их понимания и поэтому нужна представителям всех наук. Основоположники философии стремились разработать философию в качестве строгой, точной науки – устойчивой, стабильной. И они в целом достигли цели, хотя на это ушли столетия. Обобщение идей классической философии делает доступным для людей со здравым рассудком эвристическое могущество философствования, помогает вооружиться диалектической логикой. Осталась лишь малость – теоретизировать их находки и превратить ее в норму общественного сознания и практики Аналитики.

Анализируя проблему превращения рассудка в разум, И. Кант выделял три способа идейного восприятия мира людьми, которым соответствуют философские категории единичного, отдельного, общего (рис. 13).

 

Рис. 14 . Способы идейного восприятия мира людьми

 

Средством для этого преобразования Кант считал чистый разум, который был неадекватен решению данной проблемы. Отсюда и его критика ради конструктивного поиска того, что сделает нормой разум – и чистый, и практический.

 

 

Развитие предполагает сохранение исходной формы объекта в качестве пережитка и появление новой формы объекта на основе преемственности с исходной формой объекта и возникновения нового свойства у объекта.

Совершенствование –  сознательное развитие объекта на основе такого же подхода. Его главная проблема – опасность поменять местами то, что должно быть сохранено и преодолено. Отсюда весьма важная роль критики как средства нахождения отжившего с тем, чтобы найти новое.

У линии персональной судьбы человека свои законы. И никто не знает, что ждёт его впереди, когда ему будет позволено прикоснуться к настоящему серьёзному Знанию. Мировоззренческие вопросы и проблемы вечны, как мир, и рано или поздно встают перед каждым человеком. Приходится самоопределяться со своим местом на баррикадах сознания: с кем ты, за что борешься? За личную выгоду или благо всего народа? Ты на позиции Фауста или Прометея?

В решении этих вопросов огромна роль философии, особенно с точки зрения её аналитической функции . В следующей главе рассмотрим её более подробно.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...