Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ лирического произведения (Есенин С.А. «Черный человек»).




«Выходные данные»:

а) С. А. Есенин, поэма «Чёрный человек», опубликована в начале 1926 г., после смерти поэта. Поэма «Чёрный человек» - самая маленькая по объёму, но, пожалуй, самая значительная и загадочная из всех произведений Есенина. Сам автор называл её своим лучшим произведением. Будучи задуманной в 1921-1922 годах, написана она была лишь в 1923 году. Осенью 1923 года, вернувшись в Москву, Есенин читал поэму А. Мариенгофу, В. Шершеневичу, А. Миклашевской, Г. Якулову, С. Виноградской, Н. Эрдману и другим. б) Так как поэма была опубликована только после смерти автора, она была прочитана как автобиографическая и предсмертная. Она вызвала полярные оценки. Всем, кому читал «Чёрного человека» Есенин, поэма понравилась: В. Шершеневич, А. Мариенгоф, И. Грузинов, Г. Якулов, Н. и Б. Эрдманы, М. Ройзман – вот только некоторые имена. У многих слушателей она вызывала слёзы, что очень нравилось автору.

 Основные идеи поэмы подготовлены всем творчеством Есенина. Мотив души, остро ощущающей боль, тема жертвы типичны как для раннего, так и для позднего творчества автора. В ЧЧ отражены свойственная есенинской лирике зеркальность (зеркало залива, синие затоны озер, озерное стекло,оконное стекло) и идея двойничества, связанная, по мнению поэта, с «религией мысли нашего народа» и «скрытой верой в переселение душ» (Ключи Марии).

 В тексте много перекличек с собственными произведениями. Перекличка со «Страной Негодяев», «Сорокауст» («Скоро изморозь известью выбелит тот поселок и эти луга»), «Пугачев» («Голубая страна, обсыпанная солью, песком и известкой»). Впервые трагический феномен «самоотчуждения» запечатлен в стихотворении «День ушел, убавилась черта…» (1916 год). « С каждым днем я становлюсь чужим И себе, и жизнь кому велела. Где-то в поле чистом, у межи, Оторвал я тень свою от тела …» С. Есенин сам прекрасно осознает свою душевную драму, разлад с самим собой.

II. Структура образов и развитие конфликта: Поэма «Черный человек» делится на два действия и небольшой эпилог. Примечательно, что обе части обрываются, после последнего слова во второй части стоит многоточие, затем обрыв. Обычно поэмы начинаются с обращения к читателю или с посвящения, чтобы дать представление об идее, сюжете произведения. В «Чёрном человеке» тоже есть это обращение, но направлено оно к некоему другу, которому лирический герой жалуется на болезнь, описывает своё состояние и объясняет его тем, что «чёрный человек спать не даёт мне всю ночь». Это обращение помогает понять, что речь и в дальнейшем будет идти о душевном и физическом состоянии героя. В первой строфе герой обращается к другу и рассказывает, что болен.

Причем, начинается произведение с рефрена: «Друг мой, друг мой, я очень и очень болен». Повтор используется для усиления болезненного состоянияавтора, спутанности его сознания. Во второй строфе герой рисует свой жуткий портрет: «Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь». Стоит отметить, что данные образы, особенно «на шее ноги» совсем не типичны для Есенина, не зря до сих пор идут споры, о «шее ноги» или же о «шее ночи» хотел он написать.

Во второй части второй строфы снова появляется рефрен: автор трижды повторяет «черный человек». Звучит это как зачин страшилки, автор словно хочет запугать читателей, нарисовать жуткую картину. Повторяя фразу «черный человек», автор акцентирует на нем внимание, как на главном объекте своего страха. Он подчеркивает, что именно ЧЧ и никто иной, склоняется над его кроватью, занимает одно из самых интимных для человека пространств. В то же время герой подчеркивает, что человек черный (У Даля – черный – нечистый, дьявол, черт, олицетворение зла, враг рода человеческого, некошный, черная сила, сатана, лукавый. Известно, что Есенин любил словарь Даля и часто к нему обращался). В третьей строфе герой рассказывает, что черный человек (и снова повтор) ему «читает жизнь». Он рисует яркую сцену, в которой некий жуткий, мистический персонаж читает в некоей книге о жизни героя. Безусловно, эта сцена – аллюзия на отпевание мертвеца. По традиции, над гробом с усопшим читаются молитвы, чтобы умолить Бога простить умершему его грехи. В поэме же сочувственное отпевание представляет собой нечто противоположное: вместо псалтыри – «мерзкая книга», где в грубой форме записана история жизни «прохвоста и забулдыги», который к тому же еще и поэт «хоть с небольшой, но ухватистой силой». Это похоже на обвинительную речь.

Всё это не случайно: мы понимаем, что черный человек – обличитель героя, это зло (не зря автор постоянно повторяет черный, черный (как символ зла)). Герой не отождествляет себя с тем, о ком идет речь в книге, он видит разницу между собственной биографией и биографией, представленной в книге.

В четвертой и пятой строфах мы узнаем, что же именно читает ему незваный гость. Он рассказывает, что в книге «много прекраснейших мыслей и планов», что наш герой проживал в стране «самых отвратительных громил и шарлатанов», что в той стране «снег до дьявола чист» и «метели заводят веселые прялки». Неслучайно здесь упоминаются такие образы: «до дьявола чист» (как открытое признание, что здесь творятся бесовские дела), «метели заводят веселые прялки» (отсылка к мойрам – богиням судьбы – одна из которых прядет «нить жизни, судьбы», а вторая вольна ее в любой момент отрезать; также вспоминаем «Бесов» Пушкина). Далее по книге мы узнаем, что тот человек, чью жизнь, судьбу он читает, «авантюрист, но самой высокой и лучшей марки». Это издевательское замечание помогает нам понять, что ЧЧ иронизирует над героем.

А в шестой строфе и больше: он смеется над любовью поэта к женщине и преподносит ее как грязную сплетню. В седьмой-восьмой строфах он опять же иронизирует над героем, рассказывая о его лицемерии и цинизме: «Счастье, — говорил он, — Есть ловкость ума и рук.

 Далее автор описывает реакцию героя на все обличительные слова ЧЧ. Герой разом отметает все обвинения, он не может осознать, что все сказанное – о нем, он не верит. Но ЧЧ не спорит: «Черный человек Глядит на меня в упор. И глаза покрываются Голубой блевотой, — Словно хочет сказать мне, Что я жулик и вор, Так бесстыдно и нагло Обокравший кого-то. Интересно, что ЧЧ не говорит ни слова, а между тем, герой буквально читает по его глазам, он понимает его без слов. Это очень важная деталь, котораяпоможет нам правильно понять образ ЧЧ.

На этом первая часть заканчивается, мы не знаем, чем закончилась эта встреча. Вторая часть начинается точно также, как и первая. Возвращение к исходной ситуации нужно, чтобы вернуть прежнюю атмосферу доверительности и даже интимности и подготовить ко второй встрече с ЧЧ.

Далее герой рисует картину таинственного, символического и мрачного пейзажа, который он видит из окна: морозная декабрьская ночь, земля покрыта снегом, светит луна (именно ночью происходит борьба добра и зла; свист ветра, окошко, метель, луна – определяют атмосферу поэмы), рядом тихий перекресток (на котором обычно происходят встречи с нечистыми силами, в народном сознании перекрестки чтутся роковыми и нечистыми, в русских сказках перекресток обозначает добровольный выбор своего пути), много деревьев.

Но тут покой прерывается плачем ночной зловещей птицы (предвестник беды), уже и деверья стали издавать звуки, и снова появляется Он. Далее идет описание ЧЧ, но не его внешности, а только части его одежды: цилиндр и сюртук. ЧЧ начинает сразу же, только сев в кресло, обвинять героя: «Я не видел, чтоб кто-нибудь Из подлецов Так ненужно и глупо Страдал бессонницей». Это важная деталь, ведь получается, что он не совсем уж подлец, если его мучит совесть. Ночной гость — специалист манипуляции, настоящий мистификатор. Он саркастично вопрошает, не ошибается ли он в своих оценках и не луна ли виновата в его видении мира. Будучи человеком ночи и, соответственно, луны, он циничен в своём взгляде на окружающий его «мирок», который,кажется, ему подвластен. Луна, в противоположность солнцу, являет изнаночную, неприглядную сторону всех вещей, людей и событий. Она обнажает страну, погружённую в ночную дрему — метафорический образ общества ЧЧ подчеркнуто насмешлив, груб, фамильярен.

И снова он смеется над любовью поэта к даме, которая его старше. Более того – он награждает ее нелестным эпитетом «с толстыми ляжками», смеется, что она приходит тайно, подчеркивая, что поэт ее стыдится. Говоря о лирике поэта, он называет ее дохлой и томной. Снова упоминает о нем как о поэте с небольшой, но ухватистой силой. В следующей строфе ЧЧ словно не читает, а вспоминает: «Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами...» ЧЧ ворошит прошлое героя, поднимает его историю с самого детства. Все это сделано, что бы еще больней уколоть героя. Он подчеркивает контраст между чистым деревенский мальчиком и подлецом-поэтом, в которого этот мальчик превратился. Для героя это напоминание о той душевной чистоте, что заложена в каждого при рождении, и напоминание это заставляет его сопротивляться всему тому, что в нем накопилось грязного. И в отличие от первой части, где герой открещивается от обвинений, во второй части герой уже н

Строфа начинается «сменой декораций»: после морозной лунной ночи наступает рассвет, пора, которая символически обнаруживает то, что скрывает ночной мрак. Композиционная последовательность, представленная повторяющимся введением природных элементов, нашла оригинальное воплощение в есенинской поэме. Рассвет и день ― это время правды, открывающей последствия того, что случилось ночью, символизирующей зло, а также ту пору дня, когда «работают» чёрные люди. Получается, что все это время герой разговаривал сам с собой и отпор дал сам себе, а именно – всему тому плохому, что в нем есть.

Таким образом,можно сделать вывод, что ЧЧ – двойник лирического героя, о чем говорит финальная сцена-эпилог. Это его «темная сторона», которой он в конце концов дает отпор, с которой борется.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...