Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ лирического произведения (Тютчев Ф.И. «День и ночь»).




Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике.

 

Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души.

 

Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления.

 

В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива – дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза образа дня и образа ночи. Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров»), разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений («земнородных оживленье», «души болящей исцеленье»). День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов».

 

Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» - хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами».

 

Если в первой части стихотворения динамика отсутствует – нет ни одного глагола (единственное действие - «покров наброшен»), то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия (сорвав, отбрасывает, пришла, настала). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р».

 

Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам (земнородных, сей, мглами, духов, меж ей и нами). Произведение отличает богатая цветопись (златотканый, меркнет день). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию.

 

Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.

 

Современная отечественная проза и возможности образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Анализ одного произведения (по выбору студента).

 

 

 Современный этап развития русской литературы начинается с 1985 года – начало перестройки (переход от социализма к демократизму). Он тесно связан с политическими и социальными переменами в жизни страны (смягчение цензуры в СМИ, снятие запретов на обсуждение тем, которые раньше замалчивались - сталинские репрессии, эротика, проституция, наркомания, бытовое насилие, подростковая жестокость и т. д.). В это время начинают публиковаться произведения, которые ранее были запрещены. Например, Андрея Платоновича Платонова «Котлован», Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия», «Собачье сердце», Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» и многие другие произведения. И в то время стало уже понятно, что русская литература не укладывается в рамки социалистического реализма.

В процессе развития литературного процесса возникают новые направления, которые сосуществуют параллельно: неореализм(поиск истины, подлинных ценностей, обращение к вечным темам), неосентиментализм(основная ценность – частная жизнь (и часто жизнь интимная). Здесь на подлинность могут претендовать лишь чувства и телесные ощущения), неонатурализм(изображение тюремного быта, ночной жизни улиц, следовательно, и маргинальные герои - бомжи, воры, проститутки, убийцы), постмодернизм, а затем постпостмодернизм(нынешнее время) - раздробленность, расколотость сознания индивида. Искусство постмодернизма иронично, саркастично, гротескно.

Таким образом, опознавательными знаками современной литературы являются:

1. Отказ от какой-либо иерархии. Стерты границы между высоким и низким, важным и второстепенным, реальным и вымышленным, авторским и неавторским. Сняты все стилевые и жанровые различия, все табу, в том числе и на ненормативную лексику. Отсутствует почтение к каким бы то ни было авторитетам, святыням. Отсутствует стремление к какому-либо положительному идеалу.

2.Интертекстуальность (цитатность). Постмодернист уверен, что одна из его задач-интерпретация наследия классиков. Главным для автора становится игра с читателем, которому предполагается опознать сюжетные мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции (заимствования из классических произведений, рассчитанные на читательскую память) в тексте.

Изучение в школе

Из-за такой контрастности состояния современных произведений, у методистов возникает вопрос, нужно ли изучать современных писателей (Тимур Кибиров, Евгений Рейн, Евгений (Захар) Прилепин, Дина Рубина) в школе? Или через 10—15 лет о современных авторах никто не вспомнит? Главный аргумент противников преподавания современной русской литературы состоит в том, что прошло еще слишком мало времени, чтобы оценить написанное современниками. На мой взгляд, чтение современных авторов может вернуть интерес школьников к литературе вообще. Козырем современных авторов является более простой язык и понятные школьнику реалии — герой разговаривает по мобильному телефону, зависает в интернете, ест фастфуд и т.д.

Поскольку современная литература никак не закреплена в образовательном стандарте, то роль отборщика отводится учителю. Правда, в некоторых школьных учебниках для 11-го класса (Например, у Кутузова) все же присутствует обзорная статья о современной прозе, драматургии и поэзии, но это довольно сухое перечисление авторов и описание тенденций.

На мой взгляд, следует вводить произведения в школьную программу, которые бы могли очень ярко отражать общественные отношения в современном мире. Так, для анализа я взяла повесть Дины Ильиничны Рубиной «Двойная фамилия» и рассказ, входящий в цикл «Пацанские рассказы» Захара Прилепина.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...