Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарубежная поэзия и задачи организации внеучебной деятельности школьников. Анализ одного произведения (по выбору студента).




 

Наиболее известные представители:

Английские поэты:У. Шекспир. Редьярд Киплинг. Гордон Байрон. Томас Харди. Джон Китс. Дилан Томас. Уильям Блейк. Барри Корнуолл. Джон Милтон. Альфред Теннисон

Американские поэты:Алан Эдгар По. Аллен Гинзберг. Эмили Дикинсон. Эдвард Каммингс. Хью Оден. ЭзраПаунд. Роберт Фрост. ЭлионтСтернз

Французские поэты: Гийом Аполлинер. Анри-Огюст Барбье. Поль Мари Верлен,Жан Де Лафонтен. Эварист Парни. Жан Николя Рембо

Итальянские поэты:ДжакомоЛеопарди. Франческо Петрарка. Марио Раписарди. Данте Алигьери. ДиноКампана

Немецкие поэты:И В Гете. Иоганн Фридрих Шиллер. Генрих Гейне

Английская поэзия:

История английской поэзии длится с середины VII века до наших дней. За это время английские поэты завоевали себе признание в Европе, а их стихи распространились по всему земному шару. Наиболее ранние стихотворения региона передавались устно, поэтому до нашего времени не сохранились, а датировка ранней поэзии сложна и зачастую противоречива.

Первое известное произведение английской поэзии — это гимн о Сотворении мира. Беда приписывает его авторство Кэдмону (годы творчества: 658—680), который, согласно легенде, был неграмотным пастухом и поэтом-импровизатором. Как правило, от этой точки отсчета ведётся история англо-саксонской поэзии.

Стихотворения того времени зачастую трудно датировать или даже расположить хронологическом порядке, например, датировка эпоса «Беовульф» варьируется в диапазоне от 608 года н. э. вплоть до 1000 года, и исследователи ещё никогда не приближались к согласию по этому вопросу. Другие жанры: духовные стихи, элегии, пословицы, загадки.

С XIV века создаются ключевые работы английской литературы.

Средневековье – Джефри Чосер - английский поэт, «отец английской поэзии». Называется одним из основоположников английской национальной литературы и литературного английского языка, первым начал писать свои сочинения не на латыни, а на родном языке.

Главным произведением Дж. Чосера указывают проникнутый реализмом стихотворный сборник новелл «Кентерберийские рассказы».

Эпоха Возрождения в Англии началась позже, чем в других европейских странах. Принято ограничивать её временными рамками с 1509 года до Реставрации (1660). Ряд факторов подготовили почву для внедрения новых идей задолго до начала Возрождения: множество средневековых поэтов проявляли интерес к Аристотелю и трудам европейских предшественников Ренессанса, в частности, к творчеству Данте. Внедрение книгопечатания Уильямом Кекстоном способствовало быстрой популяризации писателей и мыслителей. Кекстон издавал работы Чосера и Гауэра, что укрепило идею наследования поэтической традиции в связи с европейскими коллегами. Новые идеи и методы также несли в своих трудах английские гуманисты, как Томас Мор и Томас Элиот (ThomasElyot). Создание англиканской церкви в 1535 году ускорило расширение навязываемого католичеством мировоззрения, которое доминировало в интеллектуальной и художественной жизни. В то же время, длинные морские путешествия, возможные благодаря военно-морской мощи Англии, обеспечивали творцов новой информацией и давали источники вдохновения.

Американская поэзия:

Литература, написанная на территории США и бывших колоний, в основном на английском языке. Хотя её история заметно короче, чем у литературы европейских и азиатских стран. Со второй половины XIX в. американская литература получила широкое развитие и самобытное значение.

Роберт Ли Фрост 1874-1963 один из крупнейших поэтов в истории США, четырежды лауреат Пулитцеровской премии. В зрелые годы Фрост часто обращается к форме сонета, на первый план выступают мотивы безысходного одиночества и отчужденности («AcquaintedwiththeNight»). Стихи позднего Фроста насыщены метафизическим подтекстом («Directive») и прямыми библейскими аллюзиями («NeverAgainWouldBirds' SongBeTheSame»). Последний сборник стихов поэта — «IntheClearing» — появился в 1962 г. В том же году Фрост посетил СССР, где состоялась его встреча с Анной Ахматовой, она прочла ему своё новое стихотворение «Последняя роза» с эпиграфом из И. Бродского. Особенностью поэтической манеры Фроста является то, что эпизоды повседневной человеческой деятельности неизменно получают у него многослойное философско-метафизическое осмысление («AfterApple-Picking», «Birches»). Продолжая браунинговскую традицию драматического монолога, Фрост вводит в оборот стихотворные диалоги, наполненные разговорными интонациями и тонким психологизмом («TheBlackCottage», «HomeBurial» — предмет эссе Бродского).

Уолт Уитмен 1819 – 1892 американский поэт, публицист. Реформатор американской поэзии. В сборнике первых стихов «Листья травы» (1855—1891) идеи об очищающей человека близости к природе приняли космический характер; любой человек и любая вещь восприняты священными на фоне бесконечной во времени и пространстве эволюции Вселенной.

Самым радикальным нововведением в «Листьях травы» был свободный стих, который в большой степени предопределил неуспех книги у современников, считавших, что поэзия невозможна без правильных размеров и системы рифм, обязательных в классической лирике. Верлибр Уитмена, в котором отсутствуют эти компоненты, представлял собой сложный синтез фольклорного и библейского стиха, синтаксического параллелизма, отличающего ораторскую прозу, ритмически однородных пассажей-перечислений («каталоги»), внутренних аллитераций и ассонансов, придающих завершенность строкам и всей строфе. Считая, что его стих должен быть естественным, как дыхание, Уитмен решительно отверг каноничные поэтические формы, на которых, как он считал, лежит печать безжизненной литературности, и заложил основы новой поэтики, получившей исключительно интенсивное развитие на протяжении XX века, особенно в англоязычных странах. Одним из первых, кто оценил значение сделанного Уитменом для последующего движения поэзии, был И. С. Тургенев. Среди русских поэтов объективно наиболее близки к Уитмену Велимир Хлебников и В. В. Маяковский.

Французская поэзия:

Французская поэзия начиналась с народной, когда, например, женщины пряли или убирали в доме, что-то напевая под нос, после этого песнь превращалась в поэму, стихотворение или прозу и ложилась на бумагу. Народная поэзия превращалась в личную, когда автор подписывал свое имя называли его имя при устном распространении произведения.

 За долгое время развития человечества поэзия эволюционировала вместе с ним. Обряды и культура различных народностей также закладывалась в произведения, примером тому могут служить песенки на Рождественские колядки, колыбельные или весенние хороводные песни, в которых рассказывалось о горькой доле замужних мадам и о прекрасной жизни юных мадемуазель. Многие стихотворения начинали именно прославлением весны, хотя бы пару строчек, но должно было быть подобное вступление, даже у произведений политического уклона. Весенняя лирика в одно время считалась синонимом слова «поэзия». Это переросло в целый любовный жанр.

На его фоне возникла куртуазность тематики, которая прослеживалась в произведениях трубадуров из Прованса, это было примерно в 12 веке. При дворе королей открывались различные литературные кружки, в которых принимали участие местные учителя и философы. На севере Франции располагалась школа труверов, которые упорно противостояли южным трубадурам, иногда заимствуя у них некоторые литературные элементы.

Поль Верлен 1844 – 1896 Поэтическое творчество Верлена началось в традициях парнасской школы. В его юношеских стихах сказалось стремление к чёткости образов, скульптурности речи. Но уже в первых зрелых сборниках Верлена «Сатурнические поэмы» (или «Сатурналии»; 1866) и «Галантные празднества» (1869) сквозь традиционную форму можно смутно разглядеть новые странные образы.

«Романсы без слов» (1874). Само название сборника свидетельствует о стремлении Верлена усилить музыку стиха. Музыкальная гармония, по учению Платона, должна связывать душу человека с Вселенной, и Верлен стремился чрез музыку познать живущее в нём самом существо. Такой путь представлялся Верлену новаторским и единственно верным. Почти одновременно в стихотворении «Поэтическое искусство» он выдвинул требование музыкальности как основы импрессионистской поэтики: «Музыка — прежде всего». Здесь и любовная лирика, урбанистические мотивы, и особенно тема природы. Каждое дерево, лист, дождевая капля, птица как будто издают едва слышный звук. Все вместе они образуют музыку верленовского поэтического мира.

Шарль Бодлер 1821 – 1867 - Классик французской и мировой литературы.

Наиболее известным и значительным в его творчестве стал сборник стихов «Цветы зла», опубликованный им в 1857 году, шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания. Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышла и ещё одна поэтическая книга Бодлера «Поэмы в прозе», не оставившая после себя столь значительного следа, как осуждённая книга поэта. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе. В 1861 году вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором.

Итальянская поэзия:

Итальянская поэзия уходит корнями в латинскую, где осбое внимание уделялось размеру. Поэтому сонет, баллада или канцона в Италии будут отличаться друг от друга, прежде всего, количеством строф и порядком рифмовки, и лишь во вторую очередь - особенностями тематики и стиля. В раннее Средневековье поэзия в Италии переживает упадок, связанный с общим кризисом экономики и культуры данного периода. Литературное творчество в эту эпоху носило преимущественно устный характер. Это времена странствующих трубадуров, бардов, воспевающих подвиги античных героев и рыцарей. Под влиянием французской и провансальской поэзии, итальянские трубадуры слагают песни о подвигах Карла Великого, короля Артура и рыцарей Тристана и Роланда. Не угасло в средневековую эпоху и народное творчество. В этот период рождается жанр итальянской баллады (laballata), основанный на искусстве хорового пения. Позднее баллада потеряет связь с музыкой и станет чисто литературным жанром, который получит большое распространение в итальянской литературе последующих эпох. Самые ранние поэтические произведения на итальянском языке, дошедшие до нас, датируются XIII веком. Речь идет, конечно, не о современном итальянском языке, а о так называемой «разговорной», или «народной», латыни. В XIII веке наиболее важным центром культуры и искусства в Италии была Сицилия. Здесь, при дворе норманнского короля Фридриха II, создают свои произведения выдающиеся поэты Сицилийской школы, заимствовавшей от трубадуров куртуазное понятие о возвышенной любви. Выдающимся представителем Сицилийской школы был Якопо да Лентини (JacopodaLentini, 1210 - 1260), создатель нового поэтического жанра, сонета (ilsonetto), которому было суждено на столетия определить облик итальянской поэзии. Благодаря сборнику лирики ("IlCanzoniere") Франческо Петрарки (FrancescoPetrarca, 1304 - 1374), воспевшего любовь поэта к прекрасной Лауре, сонет стал основным жанром итальянской поэзии и, преодолев границы Италии, занял свое место во французской, испанской, немецкой и английской литературе. Петрарку часто называют первым поэтом Возрождения. Помимо сонета, тосканская поэзия позднего средневековья широко прибегает к жанру баллады. В XV - XVI веках поэзия в Италии развивается при дворах правителей, покровительствовавших искусству – меценатов. Поэзия XV и XVI веков - часть культуры Гуманизма, когда в моду входит культура Античности. Петрарка, Полициано и многие другие видные поэты-гуманисты изучают и восстанавливают латинскую поэзию и сами пишут произведения не только на итальянском, но и на латинском языке.

В XVII веке в Италии создается немало литературных произведений, но настоящих шедевров среди них нет. Это эпоха барокко, характеризующаяся вычурностью, гротеском, любовью к сложным метафорам и аллегориям, превалированием эстетики над внутренним наполнением. На смену Классицизму приходит новое художественное направление: Романтизм, привнесшее в литературу обновление форм и тематики.

В конце XIX - начале XX века происходит существенное обновление итальянской поэзии, которая начинает отходить от социально-политических проблем и уделяет все больше внимания анализу внутреннего мира, чувств и эмоций поэта. Это особенно ярко проявилось в литературе эпохи Декаданса. Итальянская поэзия конца XIX - начала XX векапереживает период активного творческого поиска: в этот период появляются и расцветают различные литературные направления, такие как Символизм, Герметизм, Импрессионизм, Футуризм, Сюрреализм, Эстетизм, Минимализм. Поэты начинают экспериментировать со словом, отходя от устоявшихся ритмических и метрических схем, так долго определявших форму итальянской поэзии. Теперь поэты решаются на создание произведений, нарушающих все каноны. Появляются и стихи, в которых рифма и вовсе отсутствует, а деление текста на строки произвольно и хаотично. В итальянской поэзии XX века превалируют именно «белые» стихи.

Немецкая поэзия:

Основные этапы:СредневековьеГуманизмБароккоЭпоха ПросвещенияБуря и НатискПоэтический реализмНатурализм

Новая и новейшая немецкая литература

Поэзия раннего средневековья представляет собой продукт устного народного творчества и по этой причине практически утеряна.

Былины такого род, были собраны и записаны по приказанию Карла Великого, но этот сборник утрачен без следа.

Со второй половины XI в. на Германию, особенно на прирейнские страны, начинает сильно влиять Франция; из области костюма и причёски французское влияние переходит в область мыслей и идеалов, и носители этих идеалов, поэты из среды духовенства, усваивают французские сюжеты, французские модные воззрения и даже французские слова. Важным моментом в этом деле были крестовые походы, сблизившие дворянство всех стран и объединившие на время интересы и идеалы военного и духовного сословий. Литературные темы и формы становятся разнообразнее: записывается придворная лирика, разнообразные истории. Появляется интерес к отдельной личности и истории её жизни. В первой половине XII в. действуют поэты-священники Конрад Поп, давший Германии «Песнь о Роланде» и Лампрехт, обработавший поэму об Александре — «Песнь об Александре». «Песнь о Роланде» описывает борьбу Карла Великого и его паладинов против испанских сарацинов, а также смерть Роланда.

В середине столетия появляется самое значительное произведение этой эпохи — «Императорская хроника», состоящая из около 17 000 строф, в которой и международные, и национальные предания обработаны духовным лицом, но всецело во вкусе модного рыцарства. Хроника описывает историю Священной Римской империи от основания Рима до времен Конрада III.

ХV-XVII Кроме драмы, в этот период немецкой литературы самостоятельное развитие в стихотворной форме получают сатира.

«Буря и натиск» (XVIII век) – Полное разрушение старой поэтики и отрицание устарелых форм жизни, вместе с могущественным влиянием горячей проповеди Ж.-Ж. Руссо, произвело в 70-х годах недолговременную, но сильную умственную революцию, известную под именем «Буря и натиск», которая вихрем пронеслась по всей молодой интеллигентной Германии. Особенностью его является отказ от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма.

«Буря и натиск» - явление, называемое также «время гениев» — это литературное течение эпохи Просвещения, представленное преимущественно молодыми авторами в 1767—1785 годах. Идеал личности, представленный теперь в литературе, далёк от авторитетов и традиций. Главным жанром поэзии становится драма, примером для подражания становится Шекспир.

С конца 1780-х годов настаёт время господства Гёте, Канта, Шиллера. Шиллер пишет многочисленные баллады, теоретические произведения («О наивной и сентиментальной поэзии») и целый ряд исторических драм («Валленштейн», «Вильгельм Тель»). После смерти Шиллера (1805 г.), под влиянием политических событий, вся немецкая литература и даже, отчасти, наука принимают горячий публицистический тон.

XIX век - Авторы намеренно избегают общественно-политических проблем и обращают свой взор на родные пейзажи и земляков. В центре всех романов, драм и стихотворений стоит человек-индивидуум. Стилистическим признаком многих произведений поэтического реализма является юмор. Предпочтительный литературный жанр — новелла.

Потом идет натурализм, но тут в основном романы, про поэзию сказать нечего.

Символизм

Одним из наиболее влиятельных и сложных явлений в немецкой поэзии на рубеже веков был символизм. Трудно представить себе поэта этого периода, который в той или иной степе™ ни не испытал бы его воздействия. Символизм стал одним из определяющих факторов в духовной и культурной жизни страны, обусловил своеобразие творчества многих поэтов И одновременно он стоял особняком в немецкой тзэзии тех лет, подвергался резкой критике и нападкам. Символисты, действительно, выступили и в роли новаторов, и в качестве восприемников литературных традиций и опыта йредшествующих поколений.

Представитель - Райнер Мария Рильке.

 

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. В связи с вышесказанным следует подчеркнуть некоторые особенности изучения творчества зарубежных писателей в школе. При скупом отборе имен очень важно концентрированно, насыщенно использовать отведенное программой время и рассматривать в первую очередь такие вопросы, которые не могут быть поставлены на материале только русской литературы. Ведь задача состоит не в том, чтобы школьники получили лишнюю информацию, запомнили еще пять имен и узнали содержание еще пяти произведений. Эти имена призваны помочь приобщить учащихся к мировому историко-литературному процессу, заставить почувствовать какие-то широкие закономерности, так, чтобы все узнанное на уроках о русской литературе вписывалось в этот процесс. Изучение зарубежных авторов должно быть поставлено так, чтобы каждому -- и учителю и ученику -- становилось очевидно, что без этих пяти имен будет обеднено представление школьников о литературе вообще.

 В итоге этих уроков будет усвоено новое понятие «мировая литература», частью которой является русская. Ведь чтобы почувствовать самобытность русской литературы, совершенно недостаточно много раз повторять слова о ее самобытности и своеобразии. Надо еще зримо ощутить, что могут быть не просто другие писатели, пишущие по-иному (что каждому более или менее ясно), а другие литературы, другие художественные критерии и концепции. Поэтому сама структура урока по творчеству западного писателя должна принципиально отличаться от привычной схемы урока по русской литературе

Да и учитель не имеет времени, чтобы подробно излагать ход исторических событий в каждой стране. Конечно, творчество каждого художника слова вырастает на национальной почве.

Из реалий английской истории берутся только такие, которые, работают на эту общую концепцию эпохи Возрождения. Кроме того, очень важно при этом подчеркнуть художественный облик эпохи, своеобразие и неповторимость се искусства. Пусть школьники хорошо разберутся в сложном мире «Гамлета», но задача этих уроков не в том, чтобы они узнали именно это произведение, а в том, чтобы через него постигли, что было такое великое явление в истории мировой культуры, как Возрождение.

На примере Байрона можно убедительно раскрыть величие романтизма. До конца своего творчества Байрон оставался поэтом-романтиком -- отдельные реалистические элементы в последних его произведениях (например, в «Дон Жуане») не означали его перехода к реализму. Европейская слава Байрона связана с романтизмом как искусством бурного протеста во имя свободы.

Таким образом, немногие часы, отведенные на изучение иностранных классиков и современных зарубежных писателей, предоставляют большие возможности для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять уровень осмысления литературы как искусства и, несомненно, создадут основу для более глубокого понимания родной литературы, которая является составной частью мирового литературного процесса.

 В школьный курс включены произведения литературной классики, доступные для восприятия учащимися 5-9 кл. Знакомство с зарубежной литературой осуществляется в два этапа: 5 - 7 кл. 8 - 9 кл. Структура каждого из них определяется хронологической последовательностью рассматриваемого материала - от древности к современности (то есть действует хронологический принцип). Иногда применяется и жанрово-тематический принцип: например, при изучении жанра "литературная сказка" (объединены произведения Гауфа, Андерсена, Кэрролла, Киплинга).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...