Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарубежная проза и задачи организации внеучебной деятельности школьников. Анализ одного произведения (по выбору студента).




5 основных жанров зарубежной прозы: Роман Эпопея Рассказ Новелла Мемуары.

Во времена Древней Греции художественная литература создавалась преимущественно в стихотворной форме, поскольку тогда художественность произведения определялась наличием у него ритма и благозвучности. Проза же считалась литературой не художественной, а публицистической и бытовой. Ситуация поменялась с приходом эпохи Средневековья, и уже к XIX веку проза выиграла безоговорочное первенство перед поэзией в зарубежной литературе.

Роман

Наиболее популярный жанр зарубежной прозы – это, несомненно, роман. Он представляет собой самую крупную форму эпоса – одного из родов зарубежной литературы. Основная особенность романа заключается в том, что он представляет на суд читателя не короткий эпизод или отрывок, а полноценную, логически сформированную историю. Повествование в романе охватывает длительный период времени и может описывать всю жизнь персонажей или даже судьбу нескольких поколений. Как правило, в классическом романе внимание уделяется бытовым переживаниям главных персонажей. Этим роман отличается от таких прозаических жанров, как, к примеру, аллегория или басня, в которых персонажи обычно наделяются какими-то абстрактными качествами. Классическая зарубежная проза богата всевозможными приключенческими, любовными, историческими романами и многими другими. «Джейн Эйр» английской писательницы Шарлотты Бронте, «Заклятие Фрау Зорге» немецкого писателя Германа Зудермана, «Граф Монте-Кристо» француза Александра Дюма, «Дон Кихот» испанца Мигеля де Сервантеса – список можно продолжать очень долго.

Эпопея

Эпопея отличается особой монументальностью и масштабностью событий. Ее главная особенность – это сложный и витиеватый сюжет, с огромным количеством персонажей. Раньше эпопеи чаще всего писались в стихах, в виде поэм, но потом охватили и прозу, трансформировавшись в жанр романа-эпопеи. Чаще всего это собрание нескольких произведений либо одно особенно крупное, разбитое на несколько томов. В отличие от обычного романа, роман-эпопея охватывает не просто большой временной период, но и тесно привязывается к каким-то определенным историческим событиям. Зарубежная проза ХХ века славится семитомным циклом «В поисках утраченного времени» французского писателя Марселя Пруста, который примыкал к литературному направлению модернизм. Этот цикл считается одним из самых значимых произведений литературы прошлого столетия. Другие знаменитые зарубежные романы-эпопеи: «Очарованная душа» французского писателя Ромена Роллана, «Десять меченосцев» японского писателя ЭйдзиЕсикавы и, конечно же, фэнтези-эпопея «Властелин колец» англичанина Джона Рональда РуэлаТолкина.

Рассказ

Одним из самых популярных прозаических жанров в литературе зарубежья является рассказ. От романа рассказ отличает небольшой объем написанного (для зарубежной прозы – не более 7,5 тысяч слов) и его содержание – обычно он посвящается какому-то одному событию в жизни человека, определенному эпизоду из его жизни, то есть повествование имеет четкие ограничения по времени в отличие от романа. Большого количества персонажей в рассказе тоже, как правило, нет. Основной отличительной чертой рассказа является количество действий, развивающихся в сюжете: в противоположность более крупным жанрам, в рассказе должен быть заложен и решен к концу произведения не более чем один конфликт. «Падение дома Ашеров» Эдгара Аллана По, «Алмаз величиной с отель «Риц» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, «Юг» Хорхе Луиса Борхеса, «Соловей и роза» Оскара Уайльда и другие – классика зарубежной прозы среди рассказов.

Новелла

В отличие от русской литературы, для которой новелла – достаточно редкий жанр, зарубежная проза четко разделяет понятия новеллы и рассказа; более того, в русской и европейской литературе эти термины означают совсем разные вещи, что довольно часто сбивает читателей с толку. То, что в русской литературе считается новеллой, зарубежная проза определяет как рассказ («shortstory»). Новелла же («novella») напоминает собой нечто близкое к русскому жанру повести, которую в зарубежной прозе называют «коротким романом» («shortnovel») или вообще не отличают от романа («novel»). Зарубежная проза предполагает, что объем новеллы составляет 17,5-40 тысяч слов. По сравнению с рассказом новелла характеризуется более глубоким раскрытием психологической подоплеки действий персонажей, а также располагает большим количеством времени для развития сюжета. Она предполагает наличие нескольких сюжетных линий и развития большего количества конфликтов (но все еще меньшего, чем нужно для романа). Самые известные примеры новелл в зарубежной прозе: «Старик и море» Эрнеста Хэмингуэя, «Посторонний» Альбера Камю, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона, «Превращение» Франца Кафки и другие.

Мемуары

Мемуары многие считают поджанром автобиографии. Но в то время как автобиография сосредотачивается больше на внутреннем, личностном развитии человека, мемуары стремятся запечатлеть внешнюю часть его жизни — воспоминания об определенных событиях, в которых автор участвовал сам или слышал от очевидцев. Автобиография полностью описывает жизненный путь, а мемуары всегда пишутся о каких-то моментах из прошлого. Отличительная черта мемуаров — это субъективность.

Происходит это потому, что главным персонажем мемуаров всегда должен быть их автор, который чаще всего стремится показать себя лучше иинтереснее, чем он есть на самом деле, и в итоге пересказывает события только через призму своего собственного мировосприятия. Можно утверждать, что зарубежная проза пополнилась этим жанром еще в античные времена, например, по всем законам мемуаров написана работа Гая Юлия Цезаря под названием «Записки о Галльской войне», где он описал сражения с армиями галлов, происходившие в течение девяти лет. Во времена европейского Средневековья и Ренессанса мемуары продолжали писать полководцы, например, французы Жоффруа де Виллардуэн («Взятие Константинополя») и Блез де Монлюк («Комментарии»). А в XIX веке мемуары о двух годах своей жизни, проведенных в лесном домике, написал американский писатель Генри Дейвид Торо («Уолден, или Жизнь в лесу»).

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. В связи с вышесказанным следует подчеркнуть некоторые особенности изучения творчества зарубежных писателей в школе. При скупом отборе имен очень важно концентрированно, насыщенно использовать отведенное программой время и рассматривать в первую очередь такие вопросы, которые не могут быть поставлены на материале только русской литературы. Ведь задача состоит не в том, чтобы школьники получили лишнюю информацию, запомнили еще пять имен и узнали содержание еще пяти произведений. Эти имена призваны помочь приобщить учащихся к мировому историко-литературному процессу, заставить почувствовать какие-то широкие закономерности, так, чтобы все узнанное на уроках о русской литературе вписывалось в этот процесс. Изучение зарубежных авторов должно быть поставлено так, чтобы каждому -- и учителю и ученику -- становилось очевидно, что без этих пяти имен будет обеднено представление школьников о литературе вообще.

 В итоге этих уроков будет усвоено новое понятие «мировая литература», частью которой является русская. Ведь чтобы почувствовать самобытность русской литературы, совершенно недостаточно много раз повторять слова о ее самобытности и своеобразии. Надо еще зримо ощутить, что могут быть не просто другие писатели, пишущие по-иному (что каждому более или менее ясно), а другие литературы, другие художественные критерии и концепции. Поэтому сама структура урока по творчеству западного писателя должна принципиально отличаться от привычной схемы урока по русской литературе

Да и учитель не имеет времени, чтобы подробно излагать ход исторических событий в каждой стране. Конечно, творчество каждого художника слова вырастает на национальной почве.

Из реалий английской истории берутся только такие, которые, работают на эту общую концепцию эпохи Возрождения. Кроме того, очень важно при этом подчеркнуть художественный облик эпохи, своеобразие и неповторимость се искусства. Пусть школьники хорошо разберутся в сложном мире «Гамлета», но задача этих уроков не в том, чтобы они узнали именно это произведение, а в том, чтобы через него постигли, что было такое великое явление в истории мировой культуры, как Возрождение.

На примере Байрона можно убедительно раскрыть величие романтизма. До конца своего творчества Байрон оставался поэтом-романтиком -- отдельные реалистические элементы в последних его произведениях (например, в «Дон Жуане») не означали его перехода к реализму. Европейская слава Байрона связана с романтизмом как искусством бурного протеста во имя свободы.

Таким образом, немногие часы, отведенные на изучение иностранных классиков и современных зарубежных писателей, предоставляют большие возможности для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять уровень осмысления литературы как искусства и, несомненно, создадут основу для более глубокого понимания родной литературы, которая является составной частью мирового литературного процесса.

 В школьный курс включены произведения литературной классики, доступные для восприятия учащимися 5-9 кл. Знакомство с зарубежной литературой осуществляется в два этапа: 5 - 7 кл. 8 - 9 кл. Структура каждого из них определяется хронологической последовательностью рассматриваемого материала - от древности к современности (то есть действует хронологический принцип). Иногда применяется и жанрово-тематический принцип: например, при изучении жанра "литературная сказка" (объединены произведения Гауфа, Андерсена, Кэрролла, Киплинга).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...