Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В.Зомбарт і М.Вебер як представники третього покоління німецької історичної школи.




Макс Вебер и Вернер Зомбарт начинали свою деятельность как историки народного хозяйства. Исходя из характерного для исторической школы тезиса "человек принадлежит миру культуры", они сосредоточили значительное внимание на поиске духа хозяйственной эпохи и, в частности, капиталистического хозяйственного духа.

По Зомбарту "хозяйственный дух - это совокупность душевных свойств и функций, которые сопровождают хозяйствование. Он утверждал, что капитализм возник из недр западноевропейской души - из духа озабоченности и предпринимательства, объединенного со стремлением к наживе".

Человек эпохи капитализма, по мнению Зомбарта, несёт в себе дух предпринимательства и дух мещанства. "Предпринимательский дух - это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и много другого. Мещанский дух заключается в склонности к учёту и осмотрительности состоит из добропорядочности и хозяйственности".

Предпринимательский дух и мещанский дух, будучи противоположными, образуют противоречивое единство капиталистического духа. Этого духа был лишен человек предшествующей эпохи, который ничего не рассчитывал, воспринимал мир как целое и в своих хозяйственных делах, ориентировался на опыт и традиции.

Преувеличение значения национальной психологии привело Зомбарта к откровенному национализму. В работе "Евреи и хозяйственная жизнь" он доказывает, что капитализм создали евреи. Еврейская общественность оценила это произведение как антисемитизм. В период первой мировой войны Зомбарт написал книгу "Герои и торгаши". "Нации героев" (немцам) противопоставляется "нация лавочников" (британцы). Под конец жизни Зомбарт стал идеологом гитлеровского национал-социализма.

Совсем к другим выводам, изучая проблему формирования капиталистического хозяйственного духа, пришел М. Вебер. В 1905г. он опубликовал свою известнейшую книгу "Протестантская этика и дух капитализма", а в 1919г. вышла в свет его большая работа "Хозяйственная этика мировых религий". Именно эти работы, посвященные влиянию религиозных взглядов и религиозной морали на экономику, принесли ему всемирную славу.

По мнению Вебера, в каждой религии есть два противоположных компонента - мистический и аскетический. Чем более развит в религии аскетический компонент, тем большее она оказывает содействие формированию рационализма, который составляет дух капитализма.

Капитализм, считает Вебер, это не просто стремление к наживе, а рациональное ограничение жажды наживы, это профессиональная работа для получения прибыли на основе мирного обмена, это хозяйственный учет и сопоставление затрат и результатов. Дух капитализма предусматривает такое мышление и такое поведение, для которых характерным есть рациональное и систематическое стремление к получению законной прибыли в рамках своей профессии.

Вебер отошёл от чисто исторического метода, считая, что одного только описания исторической науке не хватает. Необходимо осмысление, объяснение конкретных фактов и процессов исторического развития того или другого народа. В результате скрупулезного анализа выясняется, что развитие экономики народов и хозяйственной культуры определяется определенными общими законами, которые протаптывают себе дорогу через все особенности национальных традиций, национального характера, конкретных исторических обстоятельств.

Что касается теоретического наследия немецкой исторической школы,- то оно весьма противоречиво. Она может рассматриваться как предшественник экономических программ фашизма, буржуазно-реформистских концепций, институционализма.

 

104 Теоретичні проблеми „капіталу” К.Маркса.

"Капитал" К. Маркса состоит из четырёх томов.

Ключевой проблемой первого тома "Капитала" есть проблема производства прибавочной стоимости как основы развития и выражения взаимоотношений двух основных классов: наёмных работников и капиталистов.

Маркс начинает исследование не из богатства, как весьма общей категории, присущей любой форме хозяйствования, а из товара - элементарной клеточки капиталистического производства. Товар имеет два свойства: потребительную стоимость, т.е. он способен удовлетворять потребности людей, и стоимость - способность обмениваться на другие товары. Положение о двойственном характере труда Маркс считал важнейшим теоретическим открытием, сделанным ним в процессе работы над "Капиталом".

Капиталист, нанимая рабочую силу, оплачивает её способность к труду и приобретает право принудить рабочего работать свыше того времени, которое необходимо рабочему для обеспечения минимума жизненных средств. Рабочая сила имеет свойство создавать товар, стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы, то есть того, что необходимо для поддержки жизни рабочего и его семьи.

Важное место в первом томе "Капитала" занимаетучение о капитале. К. Маркс исследует капитал не как вещь, а как абстрактную экономическую категорию, которая выражает общественное отношение - отношение эксплуатации наёмных работников собственниками средств производства. Поделивкапитал на постоянный и переменный, он доказывает, что средства производства (постоянный капитал) новой стоимости создавать не могут и не создают.

Характеризуя структуру капитала, Маркс выделил стоимостное, техническое и органическое строение капитала. Органическое строение капитала представляет собой стоимостное соотношение между постоянным и переменным капиталом. Через это понятие он переходит к норме эксплуатации, которая определяется как отношение между прибавочной стоимостью и переменным капиталом. Анализируя способы увеличения прибавочной стоимости, Маркс разделяет её на абсолютную и относительную, выясняет их единство и противоположность, подчеркивает рост значения относительной прибавочной стоимости.

Осветив проблемы производства прибавочной стоимости, К. Маркс выясняет суть и формы заработной платы, показывает, как маскируется процесс эксплуатации. Заработная плата, по Марксу, является превращенной формой стоимости или цены рабочей силы. Людям лишь кажется, что зарплата является оплатой труда. Борьба за заработную плату является одним из проявлений того противостояния, которое составляет основу капиталистических производственных отношений.

Отдельные разделы 1-го тома посвящены процессу капиталистического накопления, то есть превращению прибавочной стоимости в капитал. Рассматривается влияние, какое имеет увеличение капитала на положение рабочего класса. Маркс считает, что концентрация и централизация капитала приводят к росту органического строения капитала. Это значит, что переменная часть капитала растёт медленнее в сравнении с постоянной.

Второй том "Капитала" был опубликован Ф. Энгельсом в 1885 г. уже после смерти К. Маркса. Он посвящен исследованию процесса обращения капитала.В отличие от своих предшественников Маркс по-новому рассматривает проблему оборота капитала. Меркантилисты свели кругооборот капитала к денежной его форме. Физиократы, Смит и Рикардо рассматривали кругооборот капитала в производительной форме. Маркс выходит из единства всех трёх форм капитала - денежной, производительной и товарной, рассматривая их кругооборот и исследуя разные стадии, через которые проходит капитал в своём движении.

Последовательную смену форм от денежной через товарную и производительную снова к товарной и денежной Маркс называет кругооборотом капитала.

Наряду с кругооборотом капитала Маркс исследует и оборот капитала:кругооборот капитала, взятый не как отдельный акт, а как периодический процесс. Автор использует новые категории: время производства и рабочий период. К. Маркс в этом томе углубляет учение об основном и оборотном капитале. В 20 и 21 разделах второго тома "Капитала" Маркс исследует воспроизводство и оборот всего общественного капитала и экономические кризы перепроизводства. Он критически рассматривает взгляды на эти проблемы физиократов, А. Смита, представителей поздней классики. Маркс высоко оценил попытку Кенэ показать общую картину воспроизводства и обращения общественного продукта. Он доказывает, что ошибкой Смита было сведение всего общественного продукта лишь к вновь созданной стоимости (чистого продукта, или национального дохода), что привело к игнорированию фактора производственного потребления. По мнению Маркса, именно этот вид потребления играет решающую роль в формировании пропорций общественного воспроизводства.

Третий том "Капитала" был напечатан в 1894 г. Он посвящен процессу капиталистического производства в целом, то есть в единстве процесса производства и обращения. В нём раскрываются поверхностные явления капиталистической действительности. При приближении к поверхности явлений абстрактные категории приобретают превращенную форму. Так, прибавочная стоимость выступает в превращенной форме прибыли, а норма прибавочной стоимости выступает в превращенной форме нормы прибыли. Маркс основательно анализирует преобразование прибыли в среднюю прибыль. Она является результатом перераспределения прибыли между разными отраслями производства. Образование средней прибыли превращает стоимость в цену производства, которая включает в себя затраты производства и среднюю прибыль. Учение о цене производства Маркс использовал для обоснования теории классовой борьбы: он утверждал, что эксплуатация рабочего класса осуществляется не каждым в отдельности взятым капиталистом, а всеми ими вместе, поскольку они совместно перераспределяют прибавочную стоимость и заинтересованы в росте её массы. Отдельные разделы труда посвящены обоснованию закона тенденции нормы прибыли к понижению. По мере роста капитала часть переменного капитала, которая создает прибавочную стоимость, относительно сокращается. Это приводит к сокращению нормы прибавочной стоимости, а также и нормы прибыли. Обнищание рабочего класса и снижение прибыльности капиталовложений делают капиталистическую систему хозяйствования бесперспективной.

Центральной проблемой этого тома является распределение прибавочной стоимости между разными группами капиталистов. По Марксу, прибавочная стоимость выступает в четырёх конкретных формах: 1) предпринимательского дохода; 2) торговой прибыли; 3) процента; 4) ренты. Он доказывает, что все доходы в капиталистическом обществе имеют своим источником прибавочную стоимость, они суть превращенной формы прибавочной стоимости.

Анализируя земельную ренту, Маркс использует учение о стоимости и цене производства. Д. Рикардо исследовал только дифференциальную ренту. Маркс обосновывает учение об абсолютной ренте.

Четвёртый том "Капитала", подготовленный К. Каутским, вышел в свет в 1905-1910 гг. под названием "Теории прибавочной стоимости". В этом томе К. Маркс, оценивая подходы разных школ и экономистов к проблеме прибавочной стоимости, даёт целостную картину развития экономической теории от её зарождения до момента написания рукописи 1861-1863 гг.

4-й том "Капитала" состоит из трёх частей. В первой - автор исследует теории меркантилистов, физиократов и А. Смита; во второй - анализируется теория Д. Рикардо; в третьей части представлена эволюция политэкономии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...