Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особливості англійського утопічного соціалізму Р.Оуен.




Роберт Оуэн был одновременно теоретиком и практиком. Капитализм, считает он, является неразумной системой, хаотичным, разрозненным, противоречивым порядком, который порождает бедность, распри и войны. Наихудшими явлениями капитализма он считал частную собственность, религию и брак на основе собственности, который охраняется религией. Частная собственность порождает кризисы, безработицу и бедность. Религия закрепляет неравенство как моральный закон. Брак, освященный религией - одна из форм постоянного рабства, он покушается на свободу личности, противоречит человеческой природе. Прибыль является результатом несправедливого обмена, надбавкой к цене.

Орудием прибыли являются деньги, которые искажают обмен и распределение.

Все эти недостатки обусловливают неизбежность трансформации капитализма в социалистическое общество. Для этого, считает Оуэн, следует изменить среду, в которой существуют люди. Общественная среда состоит из институциональных и экономических форм. Создать новое общество, считает Оуэн, можно с помощью законодательства, воспитания людей и перестройки экономической среды: уничтожения частной собственности и прибыли, обеспечения эквивалентного обмена товарами по их стоимости, замены денег "бонами труда", которые удостоверяют, какое количество труда рабочий израсходовал на изготовление товара, и на какие он может приобрести нужный ему товар на общественном складе.

Совершенствование общественной среды Р. Оуэн связывал с деятельностью государства, предпринимателей, объединений. Последним он придавал наибольшее значение. Именно через ассоциацию, которая объединяет и воспитывает людей на основе кооперации труда, равноправного участия в производстве и распределении, лежит путь к социализму.

Стремясь реализовать свои идеи на практике, Оуэн в 1800 г. становится совладельцем предприятия в Шотландии, которое состояло из четырёх фабрик, завода по производству прядильных станков, сельскохозяйственной фермы и посёлка Нью-Ленарк. Он решил проверить на практике, можно ли, изменив среду, освободить человека от зла и "превратить его в интеллигентное, рациональное и доброе существо". Население посёлка состояло преимущественно из нищих, пьяниц, преступников и детей бедноты. Эти люди будто воплощали в себе все пороки, рожденные нечеловеческими условиями работы.

Через два года предприятие стало прибыльным, рабочие постепенно приучались к чистоте, порядку и организованности. Чем больше доходов получал Оуэн, тем больше тратил средств на улучшение быта людей: повышал заработную плату, улучшал жилищные условия, создавал школы, детские садики, библиотеку, службу санитарного надзора и т.п. Рабочий день был сокращен с 16 до 10,5 часов. Изменились люди и отношения между ними. Рабочие овладели грамотой, высоким уровнем культуры. Почти исчезло пьянство, преступления, религиозная вражда.

Успех был несомненным. Однако, когда после конфликта с совладельцами Оуэн вынужден был покинуть Нью-Ленарк, всё возвратилось к прежнему состоянию. Выяснилось, что Р. Оуэн значительно опередил своё время, люди еще не были готовы к восприятию и реализации его идей.

Економічні погляди К.Робертуса.

Карл Йоган Робертус стал одним из основоположников утопической идеи "государственного социализма". Реформистская теория Робертуса изложена в роботах "К познанию нашего государственно-экономического состояния" (1842) и "Социальные письма к Кирхману" (1850-1851).

Робертус, как и социалисты-рикардианцы, опираясь на трудовую теорию стоимости, прибыль и земельную ренту рассматривает как не трудовые доходы. Их он объединил в единую категорию "ренты вообще". Наличие нетрудовых доходов ученый связывает с частной собственностью и свободой хозяйственной деятельности. Для освобождения человека от эксплуатации надо ликвидировать экономические свободы граждан и передать все средства производства, которые находятся в частных руках, в собственность государства (прусской монархии). Именно сознательная национализация средств производства, принадлежащих гражданам, в рамках существующей государственной структуры, по Робертусу, единственно возможный путь к социализму. Национализация средств производства даёт возможность государству из единого центра и по единому плану распределять в масштабах всей страны все производственные ресурсы, вести их учет и т.п. В результате стихийность капиталистической экономики будет заменена планомерностью государственной экономики.

Однако для того чтобы осуществлять экономическое планирование надо знать цены на ресурсы и товары, которые будут в плановом периоде. Классики политической экономии исходили из того, что стоимость как воплощение труда проявляется на рынке в процессе купли-продажи и количественно реализуется в цене. Если же нет свободного обмена, то в обществе нет механизма определения качества и количества общественно полезного труда. Робертус решил эту теоретическую проблему, введя новую экономическую категорию - конституированную стоимость.

О конституированной стоимости, как известно, писал П. Прудон. Однако целостное учение об этой категории создал именно Робертус. Он считал, что сильная государственная власть может избавиться от рыночного установления цены. Она своей волей будет конституировать (то есть устанавливать) стоимость и соответственно цену еще до продажи на основе калькуляции затрат, которые состоят из затрат труда, сырья, материалов и амортизации. В затраты не включаются цена земли и ссудный процент, поскольку они не имеют трудового происхождения. Ценообразующим фактором является только непосредственный или овеществлённый труд.

Благодаря такой методологии ценообразования можно определить не только цену товара, которого еще не продали, но и товара, которого еще и не произвели. А, зная цену еще не изготовленного товара, можно подсчитать цену того товара, который будет изготовлен с помощью первого. Так можно определить стоимостные пропорции на год, на несколько лет вперед. Робертус разработал не только методологию, но и методику социалистического ценообразования. Таким образом, конституированная стоимость делает возможным централизованное планирование.

Робертус также показывает, кто обеспечит переход к государственному социализму. По его мнению, обществу нужна сильная личность, Цезарь, который железной рукой провел бы реформы по передаче всех производственных ресурсов во владение госаппарата. То есть, он предлагает необходимость сильного вождя в строительстве государственного социализма.

Взгляды Робертуса оказали заметное влияние на развитие разных концепций социализма, а некоторые рекомендации применялись на практике с определенными совершенствованиями во всех странах, где полностью или существенно были запрещены свободные рыночные отношения.

 

                                                     










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...