Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Економічні ідеї французьких соціалістів-утопістів А.Сен-Сімона і Ш.Фур’є.




Клод Анри Сен-Симон в работе "Новое христианство" провозглашает идею создания для будущего общества новой религии, которая бы позаимствовала у христианства его исходный гуманизм. Сен-Симон обосновывает учение о закономерности общественного развития, считая, что в своем историческом развитии человечество проходит три этапа (формации): рабовладельческий, феодальный и индустриальный. Переход от одного этапа к другому обусловленный ростом знаний, науки, морали, религии и совершенствованием хозяйства, образует исторический прогресс. Каждый исторический этап, каким бы прогрессивным по отношению к предшествующему он ни был, должен своевременно уступить место более совершенному строю.

Каждая формация, в свою очередь, проходит через две стадии: органическую, или равновесную, и критическую, которая возникает, если предшествующее равновесие нарушено. Во время органической стадии при власти находится класс, который имеет наибольшую экономическую силу в данный период времени. Во время критической стадии на власть претендует другой класс, хозяйственное значение которого постепенно увеличивается. В результате политической борьбы между ними возникает новая общественная формация.

"Наше общество, - пишет Сен-Симон, - представляет собой мир, перевёрнутый вверх ногами". Он доказывает, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для большинства. А задача его - быстрое и полное улучшение морального и физического положения беднейшего класса.

Таким обществом, по мнению Сен-Симона, будет новое индустриальное общество. Именно крупному индустриальному производству и промышленному классу (союзу предпринимателей, рабочих и учёных) будет принадлежать будущее. Крупная промышленность будет управляться из единого центра по единому плану, разработанному учёными. Конкуренцию заменит ассоциация - объединение промышленников, торговцев, банкиров, рабочих, фермеров, ученых. Благодаря ассоциации частная собственность трансформируется в коллективную. Все будут обязаны работать, а труд каждого будет оцениваться по принципу: от каждого по способности, каждому - по его вкладу в общественное производство. Когда же ассоциация наберёт планетарного масштаба, распределение будет осуществляться по потребностям.

Шарль Фурье противоречит "естественному порядку", является несправедливым и антинародным. Только одна треть населения занята производительным трудом, не получая, однако, выгоды от своего труда, а две трети ведут паразитический образ жизни. Труд при капитализме есть смягченной каторгой, а на бедных людей капиталисты смотрят как на животных, созданных для нищеты. Деление общества на богатых и бедных неминуемо ведет к экономическим кризисам. Причиной такого состояния, по мнению Фурье, есть частная собственность. Однако к революции он относился отрицательно, поскольку она грабит богатых, но только для того, чтобы обогатить интриганов. Выход Фурье видит в переходе к общественной собственности и создании новой формы организации общества - ассоциации, которую он называл Социальной Гармонией.

Производственные ассоциации, из которых по Фурье будет состоять будущее общество, называются фалангами. Собственность становится достоянием общественности не в масштабах государства, а фаланги. Каждая фаланга состоит приблизительно из 1500 лиц, которые совместно живут, работают и отдыхают. Внутри фаланги люди объединены в серии, которые состоят из разных людей по возрасту, характеру, знаниям, имуществу.

Изготовленный в фаланге продукт распределяется в зависимости от таких факторов: труда, капитала и таланта в соотношении 5:4:3. Такое распределение он считал справедливым и способным обеспечить гармоническое сотрудничество классов.

Роль государства, по мнению Фурье незначительна. Оно может оказывать содействие организации фаланг, а с окончательным их формированием руководящая роль государства отомрет. Поэтому Фурье считают предшественником анархизма.

 

                                                                  










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...