Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позиционные фонетические процессы. Комбинаторные фонетические процессы.




Звуки в речевом потоке постоянно взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и определяют качество звучания друг друга по причине артикуляционной связности. Чаще всего взаимодействуют звуки разных типов, находящиеся либо в непосредственном соседстве, когда экскурсия последующего звука накладывается на рекурсию предыдущего, например, в слове отдых, либо на определенном расстоянии, например: просторечноеколидор. Такие фонетические процессы называют комбинаторными.

Среди комбинаторных фонетических процессов выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

Аккомодация– (от лат.аccommodation – «приспособление, приноровление») – это частичное изменение артикуляции смежных звуков, приспособление гласного к согласному; может быть полной, например, гласный непереднего ряда между двух мягких согласных в слове нырять аккомодирован на протяжении всего звучания, и частичной, например: аккомодация гласных непереднего ряда после мягких согласных: ряд; перед мягкими согласными: радий. Гласные переднего ряда могут получать лишь полную напряженность в позиции между двух мягких согласных, например: пилить, пень и др.

Ассимиляция– (от лат.аssimilatio – «уподобление») – уподобление одних звуков другим, соседним или близким к ним в речи, состоящее в изменении артикуляции одних звуков применительно к другим. В отличие от аккомодации проходит между звуками одного типа – согласными; в зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, различают ассимиляцию по мягкости/ твердости, например: косточка – ср. кость, море – ср. морской; по глухости/ звонкости, например: книжечка – ср. книжка, сдать, отбой; по месту образования, например: разжечь, расшить; по способу образования, например: отца, потчевал.

Ассимиляция бывает регрессивная (изменению подвергается первый из соседних звуков) и прогрессивная (изменению подвергается второй из соседних звуков). Также различают ассимиляцию полную (изменяемый звук уподобляется тому звуку, под влиянием которого произошла ассимиляция, полностью. Например: бм, дн—>мм, нн в словах обман, бедный) и неполную (изменяемый звук стремится к звуку, под влиянием которого происходит ассимиляция, уподобляется ему, но не по всем признакам).

Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, которая проявляется, прежде всего, в двух разновидностях: ассимиляция по звонкости/глухости и ассимиляция по твердости/мягкости.

Диссимиляция– (от лат. dissimilatio – «расподобление») – замена одного из двух одинаковых или сходных звуков в слове (смежных или несмежных) другим звуком, отличным или менее сходным с ним (напр., лат. februarius – рус. «февраль»), легкий, мягкий и др.

Одним из видов комбинаторных изменений, связанных с диссимиляцией, выступает гаплология– упрощение слоговой структуры слова за счет утраты одного или двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов, например: минералогия – ср. минералология.

На диссимилятивной основе возникает часто и явление метатезы (от греч. metathesis – «перестановка») – перестановки в слове звуков или слогов, например, ведмедь — медведь).

Диереза – (от франц. из греч. diairesis – «разрыв», «разделение») – выпадение звука или слога на ассимилятивной или диссимилятивной основе, например: праздник, лестница, солнце.

Существуют и другие фонетические процессы – позиционные, обусловленные уже не комбинацией рядом стоящих звуков, а местоположением звука в слове, его позицией, например, позицией в конце слова или в безударном слоге. Позиционным изменениям подвержены как гласные, так согласные.

Ярким примером позиционных изменений звуков является редукция гласных (от лат. reduction – «отведение назад») – ослабление звучания, связанное с утратой полноты образования, качественным и/или количественным изменением звука. Различаются количественная редукция – ослабление звучания в связи с сокращением длительности звука без изменения его качественных параметров, которой подвергаются [и], [ы], [у], и качественная редукция – ослабление звучания в связи с изменением характера артикуляции звука, которая проходит в два этапа (две ступени) и ей подвергаются все другие гласные звуки. Редукция первой ступени наблюдается в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова, при этом звуки [е], [а] и [о] редуцируются в [Иe], [Λ], [Ыэ], например: вода [в Λда], желтеть [жЫэлт'эт'], алиби [ Λл'иб'и]; редукция второй ступени протекает во всех заударных слогах и во всех предударных, начиная со второго, при этом звуки максимально ослабляют свое звучание, практически до нуля звука, что обозначается как [ъ] – редуцированный непереднего ряда в позиции после твердых согласных звуков и [ь] – редуцированный переднего ряда в позиции после мягких согласных звуков, например: береза [б'Иер'озъ], хлебороб [хл'ьбΛроп].

Эпентеза – (от франц. из греч. epenthesis – «вставка») – возникновение в слове дополнительного звука (например, русские просторечные ндравится, шпиен, бобер).

Протеза– (от греч. prothesis – «подстановка») – появление дополнительного звука в абсолютном начале слова (например, вострый, ишла, аржаной).

Кроме позиционных фонетических чередований в русском языке наблюдаются чередования, которые не обусловлены позицией звука в слове, называют их историческими, например: чередование [о] с нулем звука в формах сон – сна или чередование [г] // [ж] в словах нога – ножной и т. д.

Последовательное звучание, поток звуков, который принято называть речевой цепью, речевым потоком или цепью звучания, членится на звенья, отрезки или отдельные фонетические единицы речи: фразы, такты (синтагмы), фонетические слова, слоги и звуки. Членение осуществляется с помощью как специальных основных средств деления: интонации и ударения, так и с помощью дополнительного средства: паузирования (наличия паузы).

Морфемный состав слова. Три основы слова.

При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается основа. После этого основа слова разбивается на морфемы. Морфема- это минимальная значимая часть слова. Состав слова- это сочетание его значимых частей: основы(приставка, корень, суффикс), окончание.

Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Неморфемный называется способ образования новых слов, в котором в качестве словообразовательных средств используются ударение, порядок компонентов, сращения, изменения значения и др. К неморфемный способах образования относятся морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический. Морфемным наз. Способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательных средств используются морфемы- суффиксы, приставки, постфиксы, основы. Морфемный способ словообразования вкл.в себя несколько разновидностей: 1-приставочный способ-образ.нов.слова путем присоединения приставки; 2-суффиксальный способ-присоединения суффикс; 3-приставочно-суффиксальный способ; 4-постфиксальный способ –присоединения к производящей основе постфикса; 5-приставочно-постфиксальный способ; 6-бессуффиксный способ.

Способы словообразования

 Под словообразованием понимают образование слов от других слов с помощью определенных операций, включающих в себя семантические и формальные изменения характеристик слова. Мотивированным (производным) словом является такое слово, которое имеет мотивирующее, т.е. послужившее семантической и морфемной базой для его образования).Мотивированное слово отличается от мотивирующего или более сложной морфемной (формообразующие и словоизменительные аффиксы во внимание не принимаются) и смысловой структурой, например, слово каменный сложнее слова камень и по морфемному составу (камен-н-ый) и по смысловой структуре (сделанный из камня), или только по более сложной семантике, например, слова ботаник и ботаника имеют одинаковой сложности морфемную структуру, но слово ботаник сложнее по семантике (тот, кто занимается ботаникой) /ср. скрипка и скрипач/, или совмещением значений двух частей речи, например, в слово бегать является мотивирующим для слова бег, которое совмещает значение предметности и действия /ср. новый и новь/.

 Обычно разграничивают морфологические (морфемные) и неморфологические (неморфемные) способы словообразования.

 Морфологические способы:

I.Аффиксация

1) Суффиксация: а) материально выраженная суффиксация (каменный, записка, обедать); б) нулевая суффиксация (бег, бездарь, дичь, синь, перелет).

2) Префиксация (переделать, пригород, некрасивый).

3) Постфиксация (где-нибудь, мыться, целовагься, запасите).

4) Префиксация в сочетании с суффиксацией, в том числе и нулевой (пасынок, подстаканник, проседь, безволосый).

5) Префиксация в сочетании с постфиксацией (разбежаться, нагуляться).

6) Суффиксация в сочетании с постфиксацией (гордиться, иуждаться).

7) Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией (осмелиться, перешучивагься, проштрафиться).

II. Сложение

8) Чистое сложение (домохозяйка, первоисточник, слепоглухонемой).

III. Сложение с аффиксацией

9) Сложение в сочетании с а) материально выраженной суффиксацией (четверостиши[j]е, пятилетка, сельскохозяйственный), б) нулевой суффиксацией (длиннорукий, пароход, небоскрёб).

10) Префиксально-сложный (оплодотворить, умиротворить).

11) Префиксально-суффиксально-сложный (повсеместный, втридорога).

12) Сложносоставные слова занимают промежуточное положение между производным словом и словосочетанием (плащ-палатка, Иван Сергеевич Тургенев, сто двадцать пять).

Неморфологические способы

 1) Морфолого-синтаксический способ (конверсия, транспозиция) — образование нового слова путём смены принадлежности к части речи. Это может быть субстантивация (столовая, больной, командировочные), адъективация (первыеномера сборной), прономинализация (в данной ситуации) и т.д. В некоторых случаях здесь затруднительно провести грань между синхронным и диахроническим словообразованием. Так, например, адвербиализацию обычно рассматривают как морфологический способ (сначала, боком).

 2) Лексико-синтаксический способ (сращение, слияние)— образование главным образом адъективных дериватов на базе сочетания слов (вечнозеленый /вечно зелёный/, вышеуказанный /выше указанный/, фосфорсодержащий /фосфор содержащий/). Сращение в сочетании с суффиксацией (немогузнайка /не могу знать, никчемный, сногсшибательный) представляет собой смешение морфологического и неморфологического способа.

3) Аббревиация— образование аббревиатур (ит. abbreviatura сокращать ← лат. brevis краткий) и сложносокращенных слов: а) инициальный тип с подтипами (БГПУ, ДТП — буквенный; ГОСТ, вуз — звуковой; ЦСКА — буквенно-звуковой);

б) слоговой тип с подтипами (спецфак, завлаб — чистослоговой; зарплата, сберкасса — слог + слово; завуч, сельпо — инициально-слоговой); в) начально-конечный тип (телескопический) — первая часть слова представляет собой инициальный или слоговой тип, а вторая конец (иногда начало + конец) второго (третьего) мотивирующего слова (мэрон — малоэластичный капрон,эсминец — эскадренный миноносец)[1];г) усечение — так называемые усеченные слова образуются путем усечения производящей основы независимо от границ морфем (универ, зам, видик, бесхозный).

4) Лексико-семантический способ— образование слов путем распада полисеманта на омонимы (боров «самец свиньи» и боров «горизонтальная часть дымохода у печи», колода, пионер). Последний способ всецело принадлежит к области диахронического словообразования, поэтому рассматривать его в рамках синхронии нецелесообразно.

 Способы словообразования можно структурировать и другими способами. Например, словообразование делят на словопроизводство (используются аффиксы), словосложение (участвует две и более полнозначные единицы), транспозицию (переход слов из одной части речи в другую) и аббревиацию (сокращение исходного словосочетания).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...