Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Николай Александрович Бердяев.




О государстве. Н.Бердяев говорит, что государство есть объективная природная и историческая реальность, которая не может быть ни создаваема, ни разрушаема по человеческому произволу. Несмотря на то, что государство рождается в кровавых насилиях, что оно основано на неравенствах, на дифференциациях в строении общества, на различениях и расчленениях в народной стихии, в массе государство представляет собой также соединяющую, упорядочивающую и организующую силу. Принуждающая и насилующая природа государства сама по себе не есть зло, но она связана со злом и есть реакция на зло. Государственное сознание видит силу зла и слабость естественного добра в человеке. В нем нет слащавого оптимизма, в нем есть суровый пессимизм. Государство противится греховному хаосу, мешает окончательному распадению греховного мира, подчиняя его закону. Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы окончательно помешать ей превратиться в ад. Человечество не может жить вне государства, вне власти. Отмена закона государства для человечества есть возвращение его к звериному состоянию.

Необходимо различать государство и церковь. Государство становится царством зла лишь тогда, когда его обоготворяют, когда оно посягает на глубину человеческого духа, на бесконечную его природу. Государство не должно быть самодержавным, неограниченным, не подчиненным никаким внешним, сверхгосударственным началам. Государство не может быть основано лишь на любви. На любви основана церковь.

О праве. Право потому и имеет такое огромное значение в человеческом общении, что оно является охраной и гарантией минимума человеческой свободы, предохраняет человека от того, чтобы жизнь его целиком зависела от моральных свойств, любви или ненависти другого человека. Свобода и независимость человека требуют того, чтобы в основу государства была положена не только любовь, но также принуждение и право.

Питирим Сорокин.

О социологии. Говоря о методе социологии, П.А. Сорокин отмечает, что он должен быть приближен к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно наблюдать и измерить. Для этого социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.

О праве. П.А. Сорокин считает право той силой, которая, наряду с нравственностью, мотивирует поступки человека. Право предполагает категорически обязательные волевые основы поведения, нравственность — рекомендуемо-желательные. Официальное право, провозглашаемое в законах — это категорически-обязательные требования к поведению членов общества со стороны государственной власти (правительства).

Высшая степень проявления права — это правовое убеждение, осознание индивидом своих прав и обязанностей.

Альтернативу правовым идеалам, насаждаемым насильственными методами, П.А. Сорокин видит в идеале права социально-благожелательного поведения. Его суть заключается во взаимной солидарности и любви людей друг к другу. П.А. Сорокин выделяет следующие критерии соответствия этому правовому идеалу:

  • критерий интересов личности;
  • критерий правового равенства между личностями;
  • критерий количественного и качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения;
  • критерий падения наказаний и наград, в частности, падение жестокости наказаний, уменьшение числа караемых лиц;
  • критерий качества тех средств, которыми обеспечивается социально-благожелательное поведение, в частности, освобождение человека от излишней опеки со стороны государства или групп.

В постепенном приближении к этому идеалу П.А. Сорокин видел будущее человечества.

О государстве.

Государство, подобно другим формам общежития, представляет организованный союз людей, объединенных единой верховной властью. Отличительная черта государства от тотема, рода и других обществ та, что здесь связью членов его выступает связь власти, подчинение которой обязательно для всех членов государства. Понятие государства складывается из понятий: власти, народа и территории.

Павел Васильевич Флоренский

О праве и государстве. “Построить разумное государство - это значит сочетать свободу проявления данных сил отдельных людей и групп с необходимостью направлять целое к задачам, неактуальным индивидуальному интересу, стоящим выше и делающим историю”. «Государство есть целое, охватывающее своей организацией [...] всю совокупность людей». П.А. Флоренский отмечает, что подлинное государство было бы пустым по своему содержанию, если бы не учитывало конкретных людей. П.А. Флоренский опирается на христианскую нравственность, подчеркивая и раскрывая важность личностного начала в государстве. Для П.А. Флоренского источник права – божественная сила. Флоренского можно причислять к последователям естественной теории происхождения права и государства. (Её суть в том, что существует некий нерушимый вечный закон, восходящий к Богу, который действует и в области человеческих отношений. Этот вечный закон определяет естественный порядок, поэтому и является естественным правом.)

Идеалом общественного устройства П.А.Флоренский считает теократическое государство с монархической формой правления. Именно в теократии происходит освящение власти. Главную задача государства - сочетать свободу проявления людей с необходимостью направлять политическое целое к решению его собственных задач .

 

Иван Алексеевич Ильин.

О праве и государстве. Авторитет положительного права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре (“на общественном сговоре”), не только на признанных полномочиях законодателя, не только на “внушительном воздействии приказа и угрозы”, но “прежде всего” на духовной правоте. В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой своей внутренней природе генетический, и притом духовный. Физическая сила, понимаемая в данном случае как способность к вещественно телесному воздействию на человека, по сути дела, необходима государственной власти, однако она отнюдь не составляет основного способа действования, присущего государству. Идеальная форма для России, по мнению Ильина, единовластие, монархия. Ильин сформулировал три «аксиомы правосознания», лежащие в основе правовой жизни любого народа: «закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания». Единого образцового строя для всех народов и государств нет и быть не может. Слепое заимствование опасно. Только лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах.

Семен Людвигович Франк.

О государстве. Государство Франк определяет как единство систематически организованной общественной воли; наиболее совершенную форму его он усматривает в конституционной монархии. Идея царя как помазанника Бога, считал Франк, глубоко верна. Появление государства С. Л. Франк связывал с мощным экзогенным фактором (вмешательством иноземцев). Возникновение государства - это постепенный и органический процесс. Государственное единство оформляется в ходе проявления созидательного творческого мужского начала в общественной жизни.

О праве. Осуждает идею о возможном равенстве всех людей. Равенство в политической философии Франка понимается не как равенство прав и притязаний человека, а как равенство достоинства и обязанностей. Прежде всего, Франк отмечает равенство всех перед Богом. Он подчеркивает абстрактность таких демократических установок, как «воля народа», «права человека». Его определение права можно свести к тому, что оно в своем первоначальном смысле есть должное в отношениях между людьми, основанное на высших велениях правды. В производном же значении право - совокупность норм, заимствующих свою авторитетность и обязательность из правомерности власти. В трактовке С.Л. Франка право тесно связано с нравственностью и является закреплением определенных ее постулатов, в том числе и категории «должное».

 

О социологии. Франк утверждал, что социальная жизнь - это не просто сумма психологических событий. Общество выступает в качестве единой сущности, это некоторое первичное целое. Франк подчеркивает, что "общество есть... подлинная

целостная реальность, а не производное объединение отдельных индивидов, более того, оно есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек.

Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...