Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция «консубстанциональности» Н. О. Лосского и влияние этой теории на позднего П. А.Сорокина.




Консубстанциональность– всеединство, единосущность.

На последнем периоде своего научного развития Сорокин пришел к выводу, что игнорирование при исследовании социальных явлений ценностей социальной адаптации, т.е. морали, а также эстетического запроса и удовольствия с необходимостью ведет к <сциентистской схематизации общественного бытия>, сопровождаемой вырождением языка, нравственности, культуры. Преодолевая и изживая в себе последовательный позитивизм, Сорокин стал сотрудничать с талантливейшим русским философом Н.О.Лосским, сильно повлиявшим на трансформацию его взглядов и разрабатывавшим в то время свою онтологическую теорию ценностей. Эта теория является моделью создания подлинной онтологической социологии.

Сорокин познакомился с Лосским во время своей эммиграции в Чехословакию.

После приезда в Нью-Йорк у Сорокина возник НОВЫЙ КРИЗИС: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Первая мировая война пробила первые бреши в позитивистском, "сциентистском" и гуманистическом мироощущении, которое Сорокин имел до войны. Революция же 1917 года разбила его взгляды на мир, вместе с характерными для них позитивистской философией и социологией, утилитарной системой ценностей, концепцией исторического процесса как прогрессивных изменений, эволюции к лучшему обществу, культуре, человеку. Вместо развития просвещенной, нравственно благородной, эстетически утонченной и творческой гуманности война и революция разбудили в человеке зверя и вывели на арену истории наряду с благородным, мудрым и созидающим меньшинством гигантское число иррациональных человекоподобных животных, слепо убивающих друг друга, разрушающих все великие ценности, поклоняющихся вульгарности в ее худших формах. «Волна смерти, зверства и невежества, захлестнувшая мир в XX, цивилизованном, как считалось, столетии, полностью противоречила всем сладеньким теориям прогрессивной эволюции человека от невежества к науке и мудрости, от звероподобного состояния к благородству нравов от варварства к цивилизации, от теологической к позитивной стадии развития общества, от тирании к свободе, от нищеты и болезней к неограниченному процветанию и здоровью». Это разительное противоречие заставило Сорокина пересмотреть взгляды на мир.Перестройка взглядов Сорокина шла постепенно в течение 5 лет (в коммунистической России, а позже в Европе и Штатах). К концу 1920-х годов этот процесс завершился. Его результатом стало то, что Сорокин называл «интегральной системой философии, социологии, психологии, этики и личностных ценностей».

Суть философского учения Н.О. Лосского такова. Все деятели творят реальные процессы в соответствии с одинаковыми идеальными формами времени, пространства и т.п. Благодаря этому <субстанциональные деятели> не отделены друг от друга, а, напротив, тождественны между собой, или <консубстанциональны>, как выражался сам Лосский. Сама эта консубстанциональность есть условие космического процесса как осуществления в нем абсолютных ценностей. Этот факт говорит о том, что Лосский полагал самой целью Творения, равно как и целью мироздания консубстанциональность, причем консубстанциональность как условие космического процесса, целью которого является не бездушное функционирование галактик, а осуществление и учреждение в нем абсолютных ценностей. И формой (и одновременно носителем и создателем) таких ценностей является общество, состоящее из связанных между собой деятелей: вся полнота жизни, по Лосскому, не может быть достигнута в одиночку - только взаимно дополняя друг друга, понимая цели друг друга посредством любви, интуиции и воздержания от взаимной враждебности, люди приходят к <единодушной жизни> или <конкретной субстанциональности>. Такая совокупная система мира, состоящая из целого ряда творчески независимых личностей, устанавливает, по Лосскому, единую систему космоса, который не может иметь основания в себе самом. Основой системы мира может быть только <принцип, находящийся над миром>, <по ту сторону мира> в силу своей несоизмеримости с миром. Только настрой исследователя посредством метафизической, интеллектуально-духовной интуиции к <сверхкосмическому> может, по Лосскому, открыть <существование в своем значении для абсолютной полноты жизни>, смысл и ценности совокупного бытия человечества или культуры в целом.

Таким образом, Н.Лосский в методологическом отношении дает науке об обществе космические, и даже запредельно-метафизические ориентиры. В онтологическом плане он заявляет, что цели и задачи человека и общества - это не что иное, как космические цели, задачи всего мироздания. Ясно, что такой взгляд идет вразрез со всей стратегемой секуляризации и теорией гуманизма. Другой вопрос, возможно ли на таких философско-мировоззренческих и религиозных основания выстроить гармоничную и последовательную теорию общества. По крайней мере поздний Сорокин строил свою интегральную социологическую теорию культуры именно на философской базе Н.Лосского. Такое преодоление позитивного социологизма заслуживает внимательного изучения и анализа со стороны современных специалистов в области социальных наук.

Русские философы начала – середины XX века о проблемах социологии, этики права и государства (Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, П. А. Флоренский, Г. П. Федотов и др.)

Хвостов Вениамин Михайлович.

О социологии. Хвостов разбирает подходы отечественных социологических школ (биологической, психологической, этической и др.) и делает общий вывод о том, что соперничество между всеми школами – свидетельство незрелости социологии. Поэтому новая её фаза должна заключаться в вычленении её основных вопросов, их систематизации на адекватной методологической основе.

Хвостов считал социологию особой промежуточной наукой, использующей типологические методы, статистику и "понимание". При этом он настойчиво подчеркивал, что она - одна из "наук о духе", так как социальный мир состоит из психических взаимодействий.

О праве и государстве. Государство есть наиболее совершенная и наиболее всеобъемлющая форма человеческого общежития, а право есть тот порядок, по которому должна происходить жизнь государственного общежития. Право возможно лишь тогда, когда человеческое общество достигло степени развития, обращающей его в волевую организацию. И притом эта волевая организация должна быть настолько сильна, чтобы обращаться к членам союза с велениями принудительного характера в указанном смысле слова.

Такой силой одарена верховная власть в государстве. Значение норм права получают лишь те правила поведения, которые взяты под защиту государственной властью. Это не значит, впрочем, что в истории право также тесно связано с понятием государства. В настоящее время государство является главным носителем права. Но для возникновения права нет безусловной необходимости в появлении государства в смысле оседлого союза свободных людей, объединенных подчинением верховной власти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...