Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 40. Социологическое содержание теорий русских религиозных философов первой половины XX века




Русская религиозная философия... В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, о. П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, Н.О. Лосский... Уникальная плеяда мыслителей рубежа XIX-XX вв., разрабатывавших свои концепции в гуще интеллектуальной и политической борьбы эпохи. Они достигли выдающихся результатов в осмыслении духовной сути происходивших событий, их связи с мировой и российской историей.

социологическая составляющая их трудов обозначается в литературе как «христианская социология», - термин, примененный С.Н. Булгаковым для обозначения христианского подхода к познанию социальной жизни и означающий, что философ и богослов не считает эту науку исключительно «позитивной».

Этот термин требует, однако, уточнения. Дело в том, что социологические взгляды указанных мыслителей, в определенном смысле, независимы от каких-либо ценностных предпочтений, в том числе - христианских. Однако рассмотрим значение термина «христианская социология». Как можно заключить из пояснений С.Н. Булгакова, это обозначение подразумевает принципы и ориентации исследователя, заключающиеся в том, что «Царствие Божие есть единое благо, которое нам надо искать…», что Православие «рассматривает Царствие Божие и в личном подвиге, и в общественном и историческом делании для него»

социологический подход русских православных мыслителей заключается, как показано ниже, в признании первостепенной роли духовно-смысловой основы общественной жизни.

Изучение трудов русских религиозных философов раскрывает их общее свойство: за разнообразными явлениями и событиями общественной жизни они обнаруживают внутренний духовный смысл, что дает возможность дальнейшего глубинного анализа социальных явлений и выявления на этой основе их духовных потенций. В этом суть подхода русских религиозных философов к социальной жизни.

Поиск смысла социальных явлений, то есть их идеи, внутреннего духовного содержания, характерен для русской идеалистической философии.

основными характеристиками категории смысла являются объективность и всеобщность. В качестве общезначимого содержания смысл присущ всему, что мы сознаем, независимо от ценностных характеристик, от положительной или отрицательной оценки сознаваемого. Кроме того, смыслу присущи свойства неизменности и неподвижности, сверх-временности, полагает Е.Н. Трубецкой.

Еще одной характеристикой смысла является его синтетичность, - свойство связывать воедино явления мира. Все суждения, расширяющие наше познание истины, говорит Трубецкой, есть суждения синтетические, связывающие несколько представлений воедино.

Трубецкой указывает, слово «смысл» имеет еще и значение положительной и общезначимой ценности. Это значение не отменяет предыдущее, а лишь дополняет его, поскольку в данном случае искомым является тоже общезначимое содержание, но не любого явления, а ценности.

Франк указывает, что характерная особенность социальных явлений состоит в их телеологическом характере, в том, что их участники ставят перед собой определенные цели. Цель, по Франку, это категория духовной жизни, - волевое намерение либо идеал. Социальное познание стремится понять общественную жизнь, изучая волевые стремления, идеалы людей. Описать или объяснить историческое событие или процесс - значит показать, какие стремления или верования были у определенных лиц (групп) и как их взаимодействие привело к данному результату. Анализируя характер социальных явлений, Франк утверждает, что они не только генетически обусловлены телеологическими силами, но в сущности своей состоят из идей и убеждений.

Общество, с одной стороны, предстает как многообразие явлений, существующих в определенном времени и пространстве, т.е. явлений материальных. С другой стороны, оно есть проявление идеального начала человеческого духа. Любые социальные институты и взаимодействия, например, семья, государство, экономическая система, взаимоотношения групп, формы быта, обычаи, - это не просто внешние факты. В их основе лежит смысл, придаваемый им людьми; они являются материальным выражением, кристаллизацией верований и идей, существующих в данном обществе.

общество как объект социальной науки, по мнению Франка, должно рассматриваться, в соответствии со своей сущностью, в качестве духовного, но не индивидуально-психического феномена. Социальные науки призваны изучать явления общественной жизни, основной признак которых - наличие в них объективного смысла, не зависящего от индивидуальных мотивов и стремлений, мнений и оценок.

развитие общества должно происходить в соответствии с его внутренней духовной сущностью. Только такое соответствие обеспечит стабильное, гармоничное общественное бытие.

Для уяснения социологических идей русских религиозных философов необходимо рассмотреть понятие веры - центральную для этого направления категорию. Религиозная вера в их понимании – это необходимое, сущностное социальное свойство личности и общества, являющееся как бы «точкой отсчета» или «краеугольным камнем» поступков личности и социальных процессов. Наиболее полно понятие религиозной веры разработано в трудах С. Н. Булгакова. Основной принцип, положенный этим мыслителем в основу анализа социальных явлений, состоит в необходимости понять явление не просто в экономическом, политическом и других аспектах, но видеть в нем еще и явление духовного порядка. А это значит - определить его религиозную природу, найти того «бога», которому оно служит

для Булгакова основа идеологии - чисто человеческое, хотя иррациональное, свойство, называемое верой.

вера является одним из мощнейших стимулов или мотивов человеческих действий.

Познание социального явления, по мнению русских религиозных философов, должно происходить при помощи выявления идеи этого явления и анализа ее трансформации в сознании людей в идеал, цель их деятельности. Стремление к ней сопровождается верой в некоторый идеал, в его ценность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...