Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эластичность спроса и предложения.
Показатель, который говорит о том, насколько сильна зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены на него, называется эластичностью спроса по цене. Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен. К товарам с эластичным спросом по цене относятся предметы роскоши, товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор). Товары с неэластичным спросом: предметы первой необходимости (лекарства, одежда, электричество), товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (ручка, зубная щётка), труднозаменяемые товары (бензин, электролампочки). Эластичность предложения по цене – степень изменения объёма предложения в зависимости от увеличения цены. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков. Система рынков.
Одним из важнейших элементов рынка (рыночного саморегулирования) является конкуренция. Конкуренция – это борьба между участниками рынка за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров. Конкуренция имеет свои достоинства и недостатки. Быть конкурентоспособным— значит превосходить остальных по качеству предлагаемой продукции, по её разнообразию, постоянно искать новые пути обеспечения привлекательности товаров и услуг, идти в ногу со временем. Достоинства: - создает для потребителя ситуацию выбора; - способствует внедрению технических достижений, улучшению качества продукции Недостатки: - отвлечение больших средств на рекламу; - разорение многих товаропроизводителей; - использование нечестных методов борьбы: подкуп работников, шантаж, промышленный шпионаж.
Экономисты выделяют ценовую и неценовую конкуренцию: Ценовая - её суть заключается в том, что предприниматели снижают цены на продукцию. Методы неценовой конкуренции: - предложение товара более высоко качества и удобного, яркого внешнего оформления, упаковки - придание новых свойств уже имеющимся товарам (например кухонная посуда с антипригарным покрытием) - создание новых товаров, которых ранее не было - широкое использование рекламы - качественное обслуживание - дополнительные виды услуг: обучение покупателей тому, как пользоваться товаром, установка оборудования, гарантированное обслуживание и др. По условиям протекания конкуренцию подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную: Рынок чистой (свободной) конкуренции - небольшой объём производства отдельных производителей, что не позволяет влиять на цену товара - однородность товара - ничем не ограниченный доступ и выход с рынка - продавцы товаров никак не влияют друг на друга, все работают самостоятельно - неограниченное число участников - мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов - наличие полного объёма информации ( о спросе, предложении, процентной ставке и др.) - однородность одноимённых товаров ( то есть нет торговых марок, так как они ставят в привилегированное положение кого-либо).
Но рынки часто испытывают тенденции монополизации (ограничения конкуренции, захвата рынка крупными производителями или продавцами). Так возникает несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Олигополия Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию Чистая монополия Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль ценой, та как контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
Существует также так называемая нечестная конкуренция — при ней используют противоправные способы борьбы со своими конкурентами, вплоть до доведения до банкротства, разорения. Признаки нечестной конкуренции: - распространение ложной информации о качестве и производстве товаров - распространение сведений об опасности продукции конкурента - резкое снижение цен на свои товары, чем привлекаются покупатели (демпинг) - переманивание кадров - промышленный шпионаж - блокировка доставки конкурентам сырья и пр.
Конкуренция защищается на государственном уровне, так как является одним их важнейших условий эффективности рынка страны в целом. Закон « О защите конкуренции» принят в РФ в 2006 году. Цели: - пресечение недобросовестной конкуренции - пресечение монополистической деятельности - пресечение ограничения конкуренции органами власти В законе определено, что действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат закону, требованиям добропорядочности , разумности и справедливости, причиняют или могут причинить убытки хозяйствующим субъектам, нанести вред их деловой репутации. В законе установлены формы недобросовестной конкуренции в статье 14: - распространение ложных, неточных или искажённых сведений , способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации - введение потребителей в заблуждение относительно характера , способа и места изготовления , потребительских свойств, качеств товара - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов - продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения услуг работ. - получение, использование, разглашение научно- технической, производственной, торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца В России в 90-х гг. XX в. были приняты антимонополистические законы. Статья 34 Конституции РФ содержит следующую норму: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». В 1995 г. вступила в силу новая редакция принятого еще в 1991 г. Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Гражданский кодекс РФ (ст. 10) не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Таким образом, конкуренция защищается государством, чтобы создать максимально удобные условия для её развития, а значит, и для усовершенствования рыночного хозяйства в стране в целом.
Инфраструктура рынка 1) совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок; 2) взаимосвязанная система организаций, которые обслуживают потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, перемещающихся по экономике под воздействием рыночных стимулов. Инфраструктура рынка = 1) биржи + 2) институты, связывающие рынки в единое целое (транспортная сеть, система коммуникаций, информационные сети, страховые компании, суды).
Биржагосударственная или акционерная организация, предоставляющая помещения, определённые гарантии, расчётные и информационные услуги для совершения сделок с товарами и ценными бумагами. Товарная биржа – форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам. Фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг.
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК Современный рынок значительно отличается от рынка эпохи свободной конкуренции и даже от рынка начала XX в., когда в отдельных отраслях господствовали картели и тресты. В развитых странах существует смешанная экономика, в которой одновременно действуют невидимый рыночный механизм и государственное регулирование. На рынок воздействует также регулирование на уровне компаний.Они используют современную технику и методику сбора, обработки и распространения экономической информации (о товарах, ценах, изменениях спроса и т. д.). Получила развитие деятельность, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю, ориентированная на требования рынка, реальные запросы и потребности покупателей в товарах и услугах. Современная рыночная система – это не хаос и анархия, хотя она и не устраняет рыночной стихии. Рыночная экономика – отработанный механизм для координации деятельности товаропроизводителей и потребителей, который развивается вместе с обществом. С развитием цивилизации становится цивилизованным рынок. Элементы «слепой конкуренции», когда сначала производят продукцию, а потом ищут покупателя, сохранились лишь в ограниченном масштабе. На современных рынках господствуют крупные фирмы, которые ориентируют производство на известных им потребителей, имеют с ними предварительную договорённость (контракт) о количестве, качестве, номенклатуре (перечне) продукции. Это даёт основание называть нынешний рынок организованным (контрактным).
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |