Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ




ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

Во-первых, она обеспечивает людей необходимыми благами и услугами, то есть создает материальные условия для их существования.

Во-вторых, экономическая сфера является определяющей для функционирования других сфер общественной жизни. Уровень развития производства, уровень жизни населения, определяют активность людей во всех сферах. Например, во время экономического кризиса отмечается нестабильность в политике, рост социального расслоения, безработица, преступность, разрушение семьи. Экономический кризис разрушает и духовные отношения.

Экономика – это:

1) Наука о хозяйстве, о том, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности или о наиболее эффективных путях использования ограниченных ресурсов.

2) Сфера хозяйственной деятельности (система хозяйствования), которая включает в себя отрасли материального производства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и нематериального производства: образование, здравоохранение, оказание услуг.

 

Экономика как наука — это наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. 

Основная задача экономики – поиск путей эффективного ведения хозяйства

В связи с делением экономики как системы хозяйства на уровни, экономическую науку делят на:

1) Макроэкономику.Это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Исследует вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объем произведенного продукта и совокупного дохода, то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления. Имеет дело с такими проблемами, как повышение занятости, увеличение объемов производства, экономический рост, преодоление инфляции, безработицы, кризисов и т.д. .

2) Микроэкономика. Это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Исследует причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие решений как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями. Имеет дело с такими проблемами, как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, цена и ее влияние на отдельные элементы хозяйства, а также с процессами производства и потребления, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д.

Существуют также прикладные экономические дисциплины:

- маркетинг (изучает спрос на товары и способы продвижения товаров на рынке)

- менеджмент (изучает организационный, управленческий аспект экономической деятельности)

 

Экономика(как хозяйство) – рационально организованная деятельность, связанная с производством материальных благ, их распределением, потреблением, и отношения, которые складываются между людьми в процессе этой деятельности.

Цель экономической деятельности - удовлетворение материальных потребностей путём производства необходимых благ.Именно от экономики зависит благосостояние людей, их материальный достаток, возможность учить детей, приобщаться к культурным ценностям и т.д.

Субъектами экономики выступают:

· домашние хозяйства;

· фирмы;

· государство.

 

Предприниматели и домохозяйства в своей повседневной экономической деятельности сталкиваются с тремя фундаментальными вопросами экономики.

1. Что производить и в каком количестве? (Какие именно товары и услуги должны быть предложены потребителям).

2. Для кого производить? (Кто сможет претендовать на получение произведенных товаров и услуг в свою собственность).

3. Как производить? (Какой из возможных способов изготовления товаров (услуг) следует применить).

 

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов.

Поскольку ресурсы всегда ограничены, то они не могут удовлетворить всех потребностей человека – необходим выбор варианта наилучшего использования ресурсов. 

 

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности – блага.

Виды благ:

- Неэкономические блага (даровые, свободные блага) предоставляются приро­дой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в при­роде «свободно», в достаточном количестве для полного и посто­янного удовлетворения определенных потребностей человека (воз­дух, вода, свет и т.д.).

- Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги. К экономическим относятся те блага, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить.

Среди экономических благ часто выделяю особую группу – общественных благ.

Общественным благам присущи три принципа:

- во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы;

- во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки);

 

Выделяют следующие виды хозяйственной (экономической) деятельности:

- Производство– это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

- Распределение– это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

- Обмен– это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

- Потребление – это использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.

Между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Так производство и распределение невозможно разделить, ведь произведенные блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Потребление не только цель производства, но и стимул его развития.

Производство:

Материальное производство (произ­водство матери­альных благ и материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание))

Нематериальное производство (производ­ство нема­териаль­ных благ и нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются по­нятия «товар» и «услуга».

Товар — продукт труда, произведенный для прода­жи на рынке. Признаки товара:

- должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью — овеществлен­ным в товаре трудом);

- должен удовлет­ворять потреб­ность человека (обладает по­требительной стоимостью – полезностью для потребителя);

- должен обладать способностью обме­ниваться на другой товар (обладает мено­вой стоимостью)

Услуга— результат полезной деятельности пред­приятий (организаций) и отдельных лиц, направлен­ной на удовлетворение определенных потребностей на­селения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность труда.

Производительность труда

1) это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат;

2) объём благ, которые удаётся получить от использования единицы определённого вид

ресурсов в течение фиксированного периода.

На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов, используемые технологии, эффективность управленческих решений: организация производства, стимулирование труда.

Главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация.

Специализация трудалюдей основана на следующих принципах:
1) сознательное разделение труда между людьми;

2) обучение людей новым профессиям и навыкам;

3) возможность кооперации, т.е. сотрудничества ради достижения общей цели (создание

сложного изделия или строительство завода).

Благодаря специализации и росту производительности у людей появилась возможность производить больше благ определенного вида, чем нужно для потребления им самим. А значит у них появилась возможность регулярного обмена.

Регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важной сферы деятельности людей – торговли.

Торговля– добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров за деньги. Сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между: стремлением людей пользоваться самыми разнообразными благами и способностью каждого человека производить ограниченный набор благ. Сочетание специализации и торговли дает возможность получить блага в большем объеме, в большем ассортименте и быстрее.

 

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

Факторы производ­ства – ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг. Под факторами производства понимают только наиболее важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности.

Фактор производства Доходс фактора производства
Труд (совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ). Зарплата
Земля(все виды при­родных ресурсов) Рента
Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные человеком средства производства; 2) финансовый (денежный) – деньги для по­купки факторов производства (инвестиции). Процент
Предпринимательская деятельность (управление) · умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; · умение принимать реше­ния и брать ответственность на себя; · умение идти на риск; · быть восприимчивым к нововведениям Прибыль

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов — информацию. Информация – это все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в экономической сфере. Владение информацией явля­ется неотъемлемой составляющей предпринимательских спо­собностей.

Помимо перечисленных факторов производства, в эконо­мике играют большую роль такие факторы, как общая куль­тура,  различающаяся в различных обществах; наука, имею­щая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные фак­торы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...