Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Педагогика образования взрослых
Целевой блок Цель занятия: 1. Дать понятие андрагогики как науки. 2. Выявить основные концепции. 3. Определить предмет, задачи, функции. Содержательный блок 1. Основа педагогической концепции. 2. Субъект образования андрагогики.
1. Основа педагогической концепции Предлагаемая педагогическая концепция образования взрослых основана на привнесении в представление о субъекте образования духовной составляющей. Основанием для систематизации массива педагогического знания является определение в его структуре места духовности не только на уровне ценностей, но и на уровне педагогических технологий. Реализация этих ценностей в педагогическом взаимодействии зависит прежде всего от позиции субъектов, от их понимания духовности в функциях образования. Это понимание меняется географически, исторически. Поэтому важно выявление смысла духовности «здесь» и «теперь». Общепризнанно, что в ценностях Запада приоритеты отданы прагматизму, который объединяет в процессе (необходимость общения) и разъединяет в результате (конкуренция); в ценностях Востока приоритеты отданы духовности, которая разъединяет в процессе (замкнутость, уход в себя) и объединяет в результате (Бог един). Запад считает Россию недостаточно прагматичной, Восток – недостаточно духовной. Россия же, находясь как бы между Западом и Востоком географически, исторически склонна к соответствию духовного и материального, к объединению, к соборности в духовном, к коллективному в реальной действительности. Интерпретация философских теорий российской духовности ХХ в. (Д.Л.Андреев, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, Л.Н.Толстой и др.) для использования их в обосновании педагогического взаимодействия субъектов, позволило определить духовность как «способ творить добро и красоту» (из устава Курской духовной гимназии), выделить элементы духовности (вера, надежда, любовь), духовные ценности (свобода, творчество, гуманизм), проявляемые в позиции «человек разумный». Привнесение этих ценностей в конкретные учебные процессы, овладение ими не только как знанием, но и как убеждением, действием возможно, если это будет упражнение обучающихся в способности мыслить, понимать, осознавать. Анализ системных характеристик взрослого как субъекта образования и привносит уточнение понятий: осознанное действие, взаимодействие, образовательное пространство. Уточнение понятия образования основано на системном подходе к процессу образования как структуре, состоящей из элементов и связей как взаимодействий субъектов; как совокупности взаимосвязанных процессов (воспитания, обучения, развития); а также как совокупности взаимосвязанных компонентов (цели, содержание, методы). Под технологией образования понимается описание, объяснение мастерства, умения, искусства реализации функций образования, выражающихся в получении результата как приращения к потребностям, нормам, способностям обучающихся путем критериального педагогического действия, наиболее оптимальным способом, т.е. профессионально. Понятие педагогического процесса (действия, воздействия, взаимодействия, и т.д.) определяется представлениями о позициях в отношении преподавателя и обучающихся, об их объектно-субъектном характере, о структуре субъекта. Проблема отношений «учитель–ученик» одна из самых древних в педагогике и подход к ее разрешению находится в основе педагогических парадигм. Внимание к личности ученика как субъекта познания обнаруживается в гуманистических идеях Ф.Рабле и М.Монтеня, в принципе природосообразности Ж-Ж.Руссо, культуросообразности А.Дистервега, в развитии внутренних сил ученика у И.Г.Песталоцци. в позиции К.Д.Ушинского «на убеждение – убеждением». Диалектика субъектно-объективных отношений волновала передовую педагогическую мысль советского периода (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, М.Л.Данилов, М.Н.Скаткин, Б.П.Есипов, Л.В.Занков, В.В.Краевский и др.). Практика педагогических новаций была направлена на преодоление атмосферы авторитарности в педагогическом процессе. Определение места взрослого, обучающегося в диапазоне «субъект–объект», смещается в большей степени к представлению «субъект», но вместе с тем авторитарный характер взаимодействия в обществе отводил ему в конкретном учебном процессе положение объекта. Если определить взрослость как степень осознанности собственных действий, а образование как «образовывание» самого себя, то в образовании взрослых обучающийся и преподаватель находятся в позиции субъектов, осознанно влияющих на характер взаимодействия в педагогическом процессе, управляемом преподавателем. Это его профессиональная функция, которую он осознанно, целенаправленно частично передает обучающимся: одному, группе, коллективу для реализации целей и задач (объектом управления является педагогический процесс). Методологической основой педагогики образования взрослых является представление о субъекте образования. Чтобы это представление было полным, многогранным, его необходимо составить системно как структуру с элементами и связями, внутренними и внешними, на разных уровнях: микроуровень как внутренняя структура, макроуровень как образовательное пространство.
2. Субъект образования андрагогики Субъект образования – это система (элементы и связи), структурно состоящая из элементов-начал «био», «социо», «дух», которые взаимосвязаны (взаимозависимы, взаимообусловлены, взаимодействуют). Взаимосвязи между элементами могут рассматриваться как внутренние (генезис, изменение) и как внешние, т.е. выходящие на связь с окружающим пространством: природой, социумом, духом. Предложенное представление о субъекте образования, образно говоря, переводит из плоскости с координатами «био», «социо» в пространство с координатами «био», «социо», «дух». Каждому из элементов системы соответствует позиция: индивид («био»), личность («социо»), человек («дух») которые позволяют классифицировать внутренние ценности как индивидуальные, личностные, человеческие, происходящие от причастности: · индивид – часть природы и его основополагающая ценность – любовь к природе; · личность – часть социума, основой каждого взаимодействия в котором является обмен, и его основополагающая ценность – совесть; · человек – часть духа, Вселенского разума, и его основополагающая ценность – разум. Дополнение к представлению о субъекте образования духовной составляющей утверждает в конкретной педагогической деятельности ценность духовности, привносит гуманность (как человечность), свободу (как разумный выбор), творчество (как продуктивное мышление – творчество).
Литература по теме 1. Вербицкая, Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (вегетативного) опыта / Н.О.Вербицкая // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 14–20. 2. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе / А.А.Вербицкий // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. 3. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы / И.Е.Видт // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 3–8. 4. Востокова, Е.В. Формы обучения: категории дидактики и предметные методики / Е.В.Востокова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 33–39. 5. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3–13. 6. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13. 7. Горелова, Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности / Г.Г.Горелова // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 61–66. 8. Горностаев, П.В. От Конфуция до наших дней: проблема развития учащихся / П.В.Горностаев // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 40–48. 9. Громова, М.Т. Педагогические основы образования взрослых / М.Т.Громова. – Вологда, 1993. 10. Давыдов, В.В. Развивающее обучение / В.В. Давыдов. – М., 1996. 11. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 11–18. Деятельностный блок Вопросы и задания 1. Раскрыть предмет и основные задачи андрагогики как науки. 10. Дать общую характеристику системе дополнительного образования. 11. Выявить гибкость структуры в системе дополнительного образования. 12. Дать характеристику возрастным и психологическим особенностям слушателей. 13. Раскрыть влияние образовательного и профессионального опыта на организацию образовательного процесса. 14. Осветить возникающие психологические трудности перехода от позиции специалиста в позицию слушателя. Найти способы их преодоления. 15. Дать существенную характеристику мотивационной основы образования взрослых. 16. Выявить способы личностного включения взрослых слушателей в учебно-познавательную деятельность.
Литература 1. Абдурасулова, Т.Б. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4–5 лет / Т.Б. Абдурасулова // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. – С. 23–33. 2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношения ребенка в мире / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 3–17. 3. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96. 4. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70. 5. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29. 6. Багаутдинова, Е.В.Взаимодействие общественных и образовательных учреждений в системе патриотического воспитания / Е.В.Багаутдинова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты : Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 84. 7. Батракова, С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 27–33. 8. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17. 9. Башкардина, Р.Н. Новое в подготовке специалистов сестринского дела / Р.Н.Башкардина // Медицинская помощь. – 1996. – № 2. 10. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В.Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83. 11. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М. : 1989. 12. Боркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н.Боркова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 74–78. 13. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14. 14. Белоус, В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности / В.В. Белоус // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 100–110. 15. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с. 16. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К.Болотова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116–126. 17. Валеев, Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования / Г.Х.Валеев // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 19–24. 18. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / 19. Василюк, Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 25–40. 20. Васюкова, Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении / Е.Е. Васюкова // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 91–104. 21. Вербицкая, Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (вегетативного) опыта / Н.О.Вербицкая // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 14–20. 22. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе / А.А.Вербицкий // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. 23. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы / И.Е.Видт // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 3–8. 24. Востокова, Е.В. Формы обучения: категории дидактики и предметные методики / Е.В.Востокова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 33–39. 25. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3–13. 26. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13. 27. Горелова, Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности / Г.Г.Горелова // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 61–66. 28. Горностаев, П.В. От Конфуция до наших дней: проблема развития учащихся / П.В.Горностаев // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 40–48. 29. Громова, М.Т. Педагогические основы образования взрослых / М.Т.Громова. – Вологда, 1993. 30. Гулевич, О.А. Изучение аффектов межгруппового восприятия / О.А. Гулевич, 31. Давыдов, В.В. Развивающее обучение / В.В. Давыдов. – М., 1996. 32. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 11–18. 33. Девяткина, А.Н. Мониторинг контрольно-оценочной деятельности в процессе обучения медицинским профессиям / А.Н.Девяткина // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты : Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 85. 34. Дмитриева, Н.Ю. Руководство педагогическим процессом в формировании профессиональных практических навыков / Н.Ю.Дмитриева, Н.В.Макарова // Там же. – С. 86. 35. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 73–79. 36. Захарченко, Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя / Е.Ю.Захарченко // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 45–50. 37. Зинченко, В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации / 38. Зинченко, В.П. Готовность к мысли / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 63–76. 39. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загрязинский и др. // Педагогика. – 2002. – № 9. – С.3–11. 40. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 76–88. 41. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В.В. Кученко и др. // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 70–78. 42. Каширский, Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами / Д.В. Каширский // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 26–38. 43. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88. 44. Кондратьева, Т.Ю. Становление педагогической культуры на основе преемственности поколений / Т.Ю.Кондратьева, Н.В.Макарова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты : Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 87. 45. Корепанова, В.Н. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / В.Н.Корепанова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 66–71. 46. Кожухарь, Г.С. Проблемы толерантности в межличностном общении / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 3–13. 47. Кодлярис, К.К. Взаимосвязь между показателями психосоциального здоровья и мотивации к учебе / К.К. Кодлярис, Э.Н. Эйдимтайте // Вопросы психологии. – 2006. – 48. Корнилова, Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений / Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 55–66. 49. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 13–24. 50. Леонтьев, А.А Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. – М. : Начальник, 1996. 51. Лурия, А.Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1977. – № 9. – С. 68–76. 52. Лурия, А.Р. Междисциплинарный подход к проблематике сознания / А.Р. Лурия // Вопросы философии. – 1988. – № 11. – С. 3–28. 53. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 1994. 54. Макарова, Н.В. Особенности научного руководства педагогическими исследованиями студентов вузов / Н.В.Макарова // IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты : Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 92–93. 55. Матушанский, Г.У. Педагогическое тестирование в России / Г.У.Матушанский // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 15–21. 56. Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления / М.И.Махмутов // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 91–101. 57. Миронова, М.Н. О сопряженной доминанте как основе механизма симбиотической связи / М.Н. Миронова // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 58–65. 58. Морозова, О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя / О.П. Морозова // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 61–68. 59. Назарова, Т.С. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике / Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко // Педагогика. – 2001. – № 5. – С. 23–30. 60. Немов, Р.С. Психология: в 3-х т. / Р.С. Немов. – М. : Просвещение, 1995. 61. Петрова, Н.И. Динамика самоактуализации у студентов творческих специальностей / Н.И. Петрова // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 45–51. 62. Петровский, В.А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / 63. Петрушин, В.И. Психология менеджмента / В.И.Петрушин. – М. : Изд-во ИПП, 1996. 64. Пищулин, В.Г. Модель выпускника университета / В.Г. Пищулин // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 22–27. 65. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М. : Просвещение, 2001. 66. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994. 67. Полуянов, Ю.А. Оценка развития комбинаторных способностей / Ю.А. Полуянов // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 125–136. 68. Рыжикова, К.А. Использование сравнительного анализа в педагогическом исследовании / К.А.Рыжикова, Н.В.Макарова / IX Региональная научная конференция: тезисы докл.: часть 2. – Апатиты : Изд. КФ ПетрГУ, 2006. – С. 94. 69. Савина, И.А. Организация и использование модульного обучения в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников / И.А.Савина, Н.В.Макарова // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции, инновации: материалы научно-методической конференции, 21–22 апреля 2005 г.: частьII – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 74–76. 70. Сеченов, И.М. Психология поведения / И.М.Сеченов. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 320 с. 71. Скрипкина, Т.П. Доверие к себе как условие развития личности / Т.П. Скрипкина // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 95–104. 72. Смирнов, И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся / И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 19–26. 73. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77. 74. Степанов, Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов // Педагогика. – 2001. – № 4 – С. 14–19. 75. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Станкин. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1996. – 296 с. 76. Столяренко Л.Д. Основы психологии: в 2 т. / Л.Д. Столяренко. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1997. 77. Тамбиев, А.Э. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста / А.Э. Тамбиев // Вопросы психологии. – 2006. – №1.– С. 53–63. 78. Хомская, Е.Д. О методологических проблемах современной психологии / Е.Д. Хомская // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 112–132. 79. Хухлаев, О.Е. Психология переживания в контексте культурно-исторической типологии / О.Е. Хухлаев // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 19–27. 80. Циринг, Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей /Д.А. Циринг // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 22–32. 81. Цукерман, Г.А. О канонах эксперементального исследования /Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 121–122. 82. Чеснокова, О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей / О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С. 35–46. 83. Шеховская, Н.Л. К.Д.Ушинский и Н.А.Бердяев: духовность как нравственная оценка личности / Н.Л. Шеховская // Педагогика. – 2002. – №5. – С.77–82. 84. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 416 с. 85. Якобсон, С.Г. Становление ранних форм самосознания детей /С.Г. Якобсон, Л.Р.Авилова // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 12–22. 86. Яновский, М.И. Место метода самонаблюдения (интроспекции) в психологии / Приложение 1 Вопросы к зачету 1. Психология как наука: предмет, задачи психологии. 2. Область изучаемых явлений и предназначение психологии. 3. Основные исторические этапы развития психологии. 4. Основные направления в психологии ХХ века. 5. Методы психологических исследований. 6. Закономерности психического развития личности. 7. Ощущение как психическая функция. 8. Восприятие как психическая функция. 9. Внимание как психическая функция. 10. Память как психическая функция. 11. Мышление как психическая функция. 12. Воображение как психическая функция. 13. Речь как психическая функция. 14. Личность и структура личности в психологии. 15. Классификация способностей человека. 16. Темперамент, теории темперамента. 17. Различные теории изучения характера личности. 18. Волевая и волевая регуляция поведения. 19. Эмоции как психическая функция. 20. Теории потребности, мотивации и установки. 21. Характеристики психических состояний личности. 22. Теории развития самосознания в психологии. 23. Структура и функции самосознания. 24. Общение как форма общественных отношений. 25. Социализация личности в обществе. 26. Социально-психологические роли. 27. Психологический климат коллектива. 28. Виды управления коллективом. 29. Педагогика как наука: предмет, задачи, функции педагогики. 30. Основные категории педагогического процесса. 31. Этапы развития педагогики. 32. Педагогический процесс и его основные компоненты. 33. Дидактика как теория обучения. 34. Закономерности процесса обучения. 35. Система дидактических принципов. 36. Различные классификации методов обучения. 37. Различные дидактические средства обучения. 38. Характеристика воспитательного процесса. 39. Воспитательные системы и формы воспитания. 40. Принципы воспитательной деятельности. 41. Особенности семейного воспитания. 42. Традиционное обучение и его особенности. 43. Инновационные формы обучения. 44. Основные положения Закона РФ «Об образовании». 45. Формы организации учебной и внеучебной деятельности. 46. Педагогическое тестирование и индивидуальный уровень обученности. 47. Педагогические технологии. 48. Организация и проведение воспитательных мероприятий. 49. Основные задачи управления образовательными учреждениями. Приложение 2 Темы самостоятельных работ Вариант 1.
2. Теория и практика государственного общественного управления образованием. Вариант 2.
4. Общество и образование: социокультурный профиль России. Вариант 3.
Вариант 4.
8. Женское институтское образование в России. Вариант 5.
10. Проблемы развития учащихся образовательных школ. Вариант 6.
12. Современное образование в ХХI в. Вариант 7.
14. Развитие духовного потенциала современного ученика. Вариант 8.
Вариант 9.
Вариант 10.
Приложение 3 Тестовая форма контроля по предмету
Пояснительная записка Цель тестирования – обеспечить студентам равную возможность и условия освоения основных научных категорий по предмету и оценить их достижения на уровне образовательных стандартов. Задачи тестирования – используя фронтальный метод опроса, обеспечить равные условия сдачи квалификационного экзамена, повысить объективность результата оценки, выявить слабые стороны программного обеспечения по предмету, усилить индивидуальный подход. Программа тестирования Программа тестирования по данному курсу определяется целями и задачами тестирования. Набор заданий тестовых форм обусловлен изучаемым теоретическим и практическим материалом предмета, вопросами для самоподготовки к устному экзамену и отвечает требованиям Государственного стандарта. В данном тесте на тренинговый контроль и оценку выносятся знания, умения студентов выполнять задания различной формы. Психолого-педагогическая часть тренинга приоритетно ориентирована на отработку различных форм заданий. Студентам будут даны задания выбрать один верный ответ среди ряда предложенных. Тренинговые формы теста построены в строгом соответствии с программой предмета «Психология и педагоика». Студент должен: · иметь представление о предметах изучения психологии; · иметь конкретные знания о формах освоения человеком действительности; · уметь выявлять ведущую деятельность и владеть элементарными навыками анализа психологических ситуаций; · иметь сформированные профессиональные умения и навыки в определении оптимального и ближайшего уровня развития личности; · владеть процессами анализа для психолого-педагогической характеристики; · ориентироваться в профессиональной литературе и различных научных источниках. Тренинговый тест по предмету «Психология и педагогика» предлагается Вашему вниманию для самоконтроля по предмету. Тест одного варианта рассчитан на 80 минут внеаудиторной работы. Особенности предмета таковы, что ответы требуют четкой и правильной формулировки, поэтому студентам предлагается выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Критерии оценки: каждому правильному ответу присваивается 1 балл; вопрос оставленный без ответа оценивается 0. От 0 до 24 баллов – неудовлетворительно; от 25 до 33 баллов – удовлетворительно; от 34 до 42 баллов – хорошо; от 43 до 50 – отлично. Мотивационный инструктаж Уважаемые студенты! Сегодня вы будете выполнять не обычную учебную самостоятельную работу, а тестовую форму контроля Ваших знаний, умений и навыков по предмету «Психология и педагогика». Она отличается формой заданий, но включает только тот учебный материал, который вы изучали по программе. Большинство заданий вам знакомо, над некоторыми придется задуматься, но мы надеемся, что Вы найдете верные ответы и решения. Будьте внимательны и аккуратны, Выбирайте только один правильный ответ, который наиболее полно отвечает на вопрос. Желаем успехов.
Набор заданий
Пример. Задания с выбором одного верного ответа среди ряда предложенных вариантов.
01. В структуру педагогической науки НЕ входит: А) семейная педагогика Б) дидактика В) этнопедагогика Г) антропология 02. К психологическим методам изучения познавательной сферы личности относятся: А) тесты интеллекта Б) проективные методики В) лонгитюд Г) личностные опросники 03. Признаком, характеризующим понятие «тест», является: А) конформность Б) валидность В) аттрактивность Г) ассоциативность 04. Базовыми для человека (по концепции А.Маслоу) являются: А) физиологические Б) аффилиативные В) самоактуальные Г) социальные 05. Активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области: А) обучение Б) самообразование Г) воспитание Д) образование 06. Направление в психологии, акцентирующее внимание на закономерностях формирования поведения, называется: А) бихевиоризмом Б) когнитивизмом В) эмпирической психологией Г) гештальтпсихологией |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |