Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Традиционное обучение в российской школе




Целевой блок

Цели занятия

1. Дать характеристику системе традиционного обучения, его особенностям и недостаткам.

2. Познакомить с требованиями к постановке дидактических целей и задач учебного предмета.

3. Выявить проблемы установки межпередметных связей содержательного компонента.

4. Определить требования к логическому построению учебной информации: к заданиям как основной форме представления содержания обучения.

Содержательный блок

1. Целевые ориентации и концептуальные положения.

2. Содержание образования.

3. Особенности методики традиционного обучения.

1. Целевые ориентации и концептуальные положения

Традиционное обучение (ТО) подразумевает классно-урочную организацию обучения (XVII в., принципы дидактики Я.А.Каменского).

Отличительными признаками ТО являются:

· формирование класса с учащимися одного возраста и уровня подготовки с сохранением основного состава на весь период обучения;

· наличие единой программы и единого расписания;

· основной единицей занятия является урок;

· урок посвящен одному предмету, учащиеся работают по одной теме и с одним материалом;

· наличие педагогического руководства на всех этапах учебного процесса;

· применение учебных пособий для домашней работы, которая является обязательной.

Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской и российской педагогике цели обучения формулировались так:

· формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук;

· формировать основы научного мировоззрения;

· осуществлять всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;

· воспитывать сознательных и высокообразованных людей, способных к физической и умственной деятельности.

Традиционное обучение представляет процесс воспитания личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков, а не на личностное развитие. В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее базовой культурой. В процессе обучения преобладает рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной стороной учебной деятельности.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским.

2. Содержание образования

Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти и по сей день остается технократическим:

· знания адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности;

· содержание образования остается единообразным;

· планирование содержания образования централизованно;

· учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку;

· обучение преобладает над воспитанием;

· учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны;

· клубные формы работы финансируются в размере 3% от общей статьи образовательных расходов;

· в воспитательной работе процветает педагогика мероприятий.

3. Особенности методики традиционного обучения

Педагогическая деятельность оценивается следующими фактами:

· требовательность – учение слабо связано с потребностями ученика, его внутренней жизнью, с проявлением индивидуальных способностей и творческих проявлений;

· авторитаризм – проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика;

· отсутствие самостоятельности – слабая мотивация учебного труда, отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, итоговый анализ и оценивание производится взрослым.

Положительные стороны ТО:

· информация готовая к усвоению;

· систематический характер обучения;

· упорядоченная передача учебного материала;

· организационная четкость;

· эмоциональное воздействие учителя;

· низкие экономические затраты на групповое обучение;

· обеспечение ориентировки в материале;

· большой поток информации за короткое время.

Отрицательные стороны ТО:

· шаблонное построение урока, однообразие;

· высокий уровень не возможен без самостоятельного выполнения домашнего задания;

· формирование умений и навыков выходит за рамки урочной деятельности;

· слабая речевая деятельность, изолированность от общения, взаимодействия;

· слабая обратная связь.

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарскую систему обучения.

 

Литература по теме

1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.

2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.

3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29.

4. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.

5. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.

6. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17.

7. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В.Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83.

8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М. : 1989.

9. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14.

10. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.

11. Леонтьев, А.А Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. – М. : Начальник, 1996.

12. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 1994.

13. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М. : Просвещение, 2001.

14. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994.

15. Смирнов, И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся / И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 19–26.

16. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77.

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Как осуществляется выбор и логическое структурирование содержания обучения?

2. Назовите основные организационные формы учебной работы в рамках традиционного обучения.

3. Перечислите способы подготовки и проведения основных видов учебных занятий.

Новые технологии обучения

Целевой блок

Цели занятия

1. Дать характеристику технологии программированного обучения.

2. Дать характеристику технологии проблемного обучения.

3. Показать примеры диалогического общения преподавателя и учащихся.

Содержательный блок

1. Основные виды обучения в современной действительности.

2. Характеристика основных видов обучения.

1. Основные виды обучения в современной действительности.

Дидактические системы не уходят в прошлое бесследно. Они трансформируются в более прогрессивные и созвучные требованиям времени системы, в которых долго сохраняются корневые признаки. Каждая дидактическая система вызывает к жизни новую практическую технологию — вид обучения. В одно и то же время могут существовать и практически применяться несколько различных видов обучения.

В современной школе используют три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

· объяснительно-иллюстративное (часто носит называние традиционного);

· проблемное;

· программированное и развившееся на его основе компьютерное, или компьютеризованное, обучение.

Педагоги неустанно ищут такой вид обучения, который был бы лишен недостатков. Уже существует модель идеального обучения (ИО), не имеющего слабых мест. На этом пути пытаются объединять преимущества всех дидактических систем.

Так возникли и уже успешно применяются новые подвиды обучения: объяснительно-проблемное, проблемно-программированное, проблемно-компьютеризированное и др.

2. Характеристика основных видов обучения.

В характеристику всех видов обучения входят как положительные стороны, так и недостатки. Объяснительно-иллюстративное обучение — объяснение в сочетании с наглядностью. Это самый древний вид обучения. Его отличительные преимущества:

· экономит время,

· сберегает силы учителей и учащихся,

· облегчает понимание сложных знаний,

· обеспечивает эффективное управление процессом.

К крупным недостаткам этого вида можно отнести:

· преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от процесса продуктивного мышления в поисках этих знаний;

· незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение – это педагогическая технология, которая способна организовать учебные занятия на основе созданной проблемной ситуации, увеличить активность самостоятельной деятельности по разрешению проблемы и в результате получить творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками (ЗУН), в процессе развития мыслительных способностей ученика. Концептуальные положения этой технологии были предложены известным американским теоретиком, автором теории «свободного воспитания» Д.Дьюи:

· ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

· управление знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс (метафизический закон развития личности);

· ребенок усваивает материал в результате удовлетворения естественных потребностей в познании и является активным субъектом своего обучения;

· условиями успешности обучения должны являться следующие принципы: проблематизация, активность, связь с жизнью, игрой, трудом.

Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся.

Проблемные методы – это способы, основанные на создании проблемных ситуаций. Они направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Способы создания педагогических проблемных ситуаций описаны достаточно подробно. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Педагогические ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и др. качества объекта познания.

Технология проблемного обучения не отличается особой вариативностью и опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно.

Первый этап – создание проблемной ситуации; второй этап – решение проблемы (закрытый вид деятельности); третий этап – решение проблемы (открытый вид деятельности): проверка полученных результатов, сопоставление информации с предполагаемой гипотезой, систематизация и обобщение приобретенных знаний.

Преимущества этого вида хорошо известны современным педагогам:

· активизируется творческое и продуктивное мышление;

· удерживается высокий уровень мотивации;

· формируются прочные знания, умения и навыки.

К недостаткам этой формы обучения педагоги относят:

· слабую возможность управления познавательной деятельностью учащихся;

· большие затраты времени, направленные на достижении запроектированных целей.

Программированное обучение означает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к запланированному результату.        Программированное обучение как технология предложена В.П.Беспалько. Им обоснованы принципы программированного обучения:

· иерархия управляющих устройств;

· принцип обратной связи;

· процесс обучения есть пошаговый технологический процесс;

· его методы и способы активизируют индивидуальное обучение, которое способствует развитию определенных качеств личности и способностей.

Виды обучающих программ:

· линейные программы — последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием;

· разветвленные программы — после неправильного ответа подается дополнительная информация;

· адаптивные программы — ученик выбирает уровень сложности;

· комбинированная программа — включает все виды программирования.

Основная цель — улучшение управления учебным процессом.

Особенности этого вида обучения:

· учебный материал разделен на порции, состоит из последовательных шагов и мыслительных действий;

· каждый шаг завершается контролем и выходом на новую ступень либо помощью и повтором;

· учащиеся работают в индивидуальном темпе, с постоянным контролем и «обратной» связью;

· учебная деятельность организуется с использованием и помощью специфических средств.

Компьютерное обучение (как вид программированного) предполагает использование специальных обучающих программ для решения почти всех дидактических задач — предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных и осуществления мониторинга в развитии учебного процесса.

Положительные результаты этого вида широко известны современным педагогам:

· повышение успеваемости и результативности;

· развитие общих интеллектуальных способностей;

· современные машины быстро устанавливают уровень обученности;

· адаптированные программы работают с любым уровнем обученности учеников.

К недостаткам этого вида обучения можно отнести:

· плохо составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения (качество обусловливается двумя основными факторами – качеством программ и качеством вычислительной техники).

 

Литература по теме

1. Вербицкая, Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (вегетативного) опыта / Н.О.Вербицкая // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 14–20.

2. Вербицкий, А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе / А.А.Вербицкий // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.

3. Видт, И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание, смыслы / И.Е.Видт // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 3–8.

4. Востокова, Е.В. Формы обучения: категории дидактики и предметные методики / Е.В.Востокова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 33–39.

5. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3–13.

6. Гершунский, Б.С. Готово ли современное образование ответить на вопросы ХХI в.? / Б.С.Гершунский // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 3–13.

7. Горелова, Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности / Г.Г.Горелова // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 61–66.

8. Горностаев, П.В. От Конфуция до наших дней: проблема развития учащихся / П.В.Горностаев // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 40–48.

9. Громова, М.Т. Педагогические основы образования взрослых / М.Т.Громова. – Вологда, 1993.

10. Давыдов, В.В. Развивающее обучение / В.В. Давыдов. – М., 1996.

11. Давыдов, Ю.С. Образование – 2002: взгляд изнутри / Ю.С.Давыдов // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 11–18.

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Раскройте положительные и отрицательные стороны программированного обучения.

2.  Выявите разницу между компьютерным и компьютеризованным обучением.

3. Какие требования предъявляются к постановке учебных вопросов как средству косвенного управления коммуникациями?

4. Назовите педагогические средства для снятия психологических барьеров в общении.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...