Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-психологические игры




Целевой блок

Цели занятия

1. Выявить основу социально-игровых ситуаций.

2. Классифицировать социальные игры.

3. Выявить основу психологических игр.

4. Дать характеристику основным психологическим играм.

5. Выявить мотивационную основу социальных и психологических игр.

6. Выявить теоретические основы поведения в игровых структурах.

Содержательный блок

1. Социализация личности.

2. Значение психологических игр.

1. Социализация личности

       Социализация – процесс и результат освоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Процесс социализации может быть стихийным, имеющий характер разнонаправленных факторов. Целенаправленное воспитание личности как ведущий компонент социализации было введено в социальную психологию в 50-х гг. ХХ века. В различных научных школах понятие социализация получило различную интерпретацию. Необихевиористы трактовали социализацию как социальное научение, индивидуальная психология – как результат социального взаимодействия, гуманистическая психология – как самоактуализацию Я-концепции. В современном мире социализацию личности изучает социальная психология. Ее задача – выявить закономерности поведения и деятельности людей в социальных группах.

       Социальная ситуация – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности. Каждая ситуация отражается в переживаниях личности и реализуется в совместной деятельности с другими людьми. Понятие социальной ситуации было ведено Л.С.Выготским в качестве единицы анализа динамики развития ребенка, в процессе которого он получает психические новообразования. В дальнейшем это понятие разрабатывалось Б.Г. Ананьевым и Л.И. Божович, которые описывали социальные роли как условия социогенеза. Французские исследователи в 70-е гг. ХХ века предложили концепцию социальных представлений, выявляющую тенденции функционирования структур обыденного сознания в современном обществе.

       Социальная роль – ожидаемое поведение человека, занимающего данное общественное положение, обязывающее его вести себя определенным образом. Социальные роли в обществе человек начинает осваивать очень рано. В кругу взрослых он знает, что он ребенок. Ребенок, наблюдая за поведением взрослых, «примеряет» эти роли на себя. В кругу сверстников ребенок с трех до семи лет познает сюжетно-ролевые игры, сценарий которых создается по опыту и наблюдению. Часто в среде детей дошкольного возраста встречаются игры, формирующие точное поведение и социальную роль. Такие игры, как «дочки-матери», «домик», «гости», «школа», «больница», «машинки» и мн. др., точно регламентируют поведение и деятельность участника игры (хозяйки, гостя, пассажира, водителя, посетителя, пациента, учителя, ученика, воспитателя, родителя и т.д.). Взрослый человек, получивший уровень социальной толерантности (устойчивости, адаптивности), каждый день выполняет множество социальных ролей, не задумываясь о их замене. Находясь в магазине, он – покупатель, в больнице – пациент, в автобусе – пассажир, на рабочем месте – специалист, у родителей в гостях – ребенок и т.д. Замена одной социальной роли на другую происходит в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к личности общество. По правилам общества и выстраиваются социальные роли, и диктуемые обществом обязанности выполняются личностью охотно. Чем выше уровень социальной толерантности, тем большее количество социальных ролей усвоено человеком в процессе накопления жизненного опыта.

           

       2. Значение психологических игр

       Попытку систематического изучения игры   предпринял в конце ХIХ века К. Гросс – автор «теории предупреждения». Он считал, что в игре происходит предупреждение инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование. Немецкий психолог К. Бюлер видел в игре деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдисты выдели игре выражение подсознательных проявлений потребностей (неосознаваемых мотиваций). Отечественный психолог
Д.Б. Эльконин определил игру как деятельность, в которой совершенствуется управление поведением человека (быстрое приспособление действий к новой ситуации). Единицей игры является роль, а при всех условностях игры дети испытывают реальные отношения между играющими. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Из периода детских игр мы формируем взрослое социальное поведение – социальную игру, но эта игра иногда приобретает психологический акцент и становится психологической игрой.

       Психологическая игра – вид деятельности взрослого человека, который при помощи моделирования образа и ситуации пытается достичь своих индивидуальных целей. Психологическая игра зарождается в детском возрасте. Ребенок начинает манипулировать своими родителями и сверстниками в дошкольном детстве, добиваясь своих целей. Игра «мое лучше, чем твое» или «а что мне за это будет» известна каждому ребенку. Варианты этих игр можно встретить и в школьном, подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

       Современная литература в области практической психологии описывает множество видов психологических игр:

  • «клоун» – доказывает окружающим, что он чудак, науки и работа ему не нужны, он и

без них хорош, ведь он никому не приносит зла;

  • «кавалеры и поклонницы» – юноши и девушки чаще не имеют сексуальных

намерений, изощряясь в произнесении комплиментов и оказании внимания;

  • «доходы и расходы» – игра пенсионеров и их упражнения в подсчете расходов пенсии

в прошлом и сегодня;

  • «святая простота» – в этой игре человек демонстрирует окружающим свою наивность,

близорукость, неспособность довести начатое дело до конца и вызвать у окружающих желание оказать помощь, перекладывая свои обязанности на других;

  • «казанская сирота» – человек притворяется слабосильным, немощным, демонстрируя

окружающим мнение, что если не любите, так хоть пожалейте, формируя комплекс «вины» перед собой;

  • «Золушка» – имеет множество вариантов, цель игры – вызвать сочувствие и жалость,

постоянная обида на всех и на обстоятельства жизни;

  • «меня рвут на части» – участники этой игры стремятся получить множество нагрузок,

а потом, прикрываясь этим обстоятельством, не выполняют своих прямых обязанностей и отказываться от трудной работы; 

  • «до тех пор, пока», «после того, как» – имеет множество вариантов, родители ставят

ограничения по возрасту, а потом сам человек учится находить эти ограничения в социуме и каждый раз ищет оправдания своим бездействиям;

  • «ах, какой я хороший» – игра имеет несколько вариантов, в одном из них человек

проговаривает свои успехи, в другом перечисляет своих влиятельных знакомых, делая это пренебрежительно и мимоходом, подчеркивая свою значимость.

       Поскольку существование психологических игр доказано, то и является доказанным существование определенных сценариев к ним. Сценарии – это своеобразные шоры, ограничивающие спонтанные желания и характеризующиеся особым отношением к различным видам деятельности и поступкам человека. Психологические игры мешают установлению добрых отношений между людьми, тормозят продуктивную деятельность, снижают эффективность коллективных усилий. Понимание психологических игр позволяет разобраться в отдельных аспектах человеческого общения, увеличивает его эффективность. Анализ сценария игры помогает находить скрытый смысл межличностного взаимодействия, легко ориентироваться в мотивах собственных поступков и в поведении окружающих. Чтобы организовать устойчивое противостояние личности вовлечению ее в различные виды психологических игр, личность должна не только разбираться в качественных составляющих игровых отношений между людьми, но и, защищая себя от манипуляций, разрабатывать антисценарии этим играм, поступать нестандартно.

 

       Литература по теме

1. Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности /
А.Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 17–27.

2. Волкова, Т.Н. Специальные и психологические проблемы старости / Т.Н. Волкова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 118–127.

3. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Станкин. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1996. – 296 с.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии в 2 т. / Л.Д.Столяренко. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1997.

5. Тюменева, Ю.А. Нормативная регуляция подростками социальных отношений /
Ю.А. Тюменева // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 23–33.




Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Приведите примеры распространенных бытовых социальных игр.

2. Какие социальные игры вызывают у вас тревогу.

3. Какие психологические игры навязывают вам члены семьи и сотрудники.

4. Составьте комментарий психологическим мыслям, которые представлены различными философскими и литературными источниками:

· порой обманчива бывает седина (М.Ю.Лермонтов);

· кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф. Ларошфуко);

· хочешь поссориться окончательно, начни выяснять отношения (современная пословица);

· когда между собакой и кошкой вдруг возникает дружба, то это не иначе, как союз против повара (С. Цвейг);

· весь мир – театр, а люди в нем – в нем актеры (В. Шекспир);

· люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают (Г. Лихтенберг);

· у кого нет своего дела, тому дело до всего (К.Д. Ушинский);

· если осел орет на тебя, ты не ори на осла (английская пословица);

· у страха глаза велики (русская пословица)

Психология личности

Целевой блок

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Дать характеристику каждому компоненту структуры личности.

3. Детерминировать основные направленности личности.

4. Выявить основы задержки личностного развития.

5. Уяснить законы причинно-следственных связей в теории каузальной атрибуции.

Содержательный блок

1. Понятие личности в психологии.

2. Структура личности: системные компоненты

1. Понятие личности в психологии

Личность в психологии понимается как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. На заре становления психологии как науки личность человека характеризовалась как особая неизменная духовная сущность, как «целиком психическое существо». Глубинная психология трактовала личность как ансамбль бессознательных реакций, доминирующих над сознанием. Бихевиористы личность вообще не рассматривали и не определяли. Гуманистические направления определяли духовную личность как «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств» (У. Джемс). Отечественный исследователь А.Н. Леонтьев в работе «Индивид и личность» определяет, что «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического раз­вития человека». А психолог Б.Г. Ананьев замечает очень важный факт развития: «Парадокс в том, что те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т.е. их умирание наступает раньше, чем одряхление организма от старости».

В современной психоло­гии нет единого понимания личности. Однако большинство исследовате­лей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индиви­дуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения. Личность человека является интегральной целостностью био­генных, социогенных и психогенных элементов. Ведущим компонентом структуры лич­ности является ее направленность.

Направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеа­лов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изме­няющихся внешних условиях. Направленность личности характеризует­ся уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и дей­ственностью.

Специалисты выделяют три направления развития личности:

· просоциальная личность – личность социально устойчива, не нарушает нормы

общества, законы его;

· асоциальная личность – личность, проявляющая себя вопреки правилам общества,

нарушающая социальные нормы;

· антисоциальная личность – личность, часто нарушающая законы правовых

отношений.

  2. Структура личности: системные компоненты  

Структура (struktura (лат.) – строение) – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы. Принцип системности в психологии (systema (греч.) – соединение из частей) – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. В процессе индивидуального развития системы проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации личностной структуры. Единственным генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная деятельность, включающая процессы общения.

Структура личности – являет собой связь и взаимодействие относительно устойчивых компонен­тов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоции и мотивации.

Способности– индивидуально-психологические особенности лич­ности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности классифицируются по видам: природные (естественные) и специфические.

Специфические способности имеют деление на подвиды:

· общие (память, речь), специальные (математические, технические, литературные);

· теоретические (абстрактно-логическое мышление) и практические (конкретно-

практические действия);

· учебные, креативные, коммуникативные.

Уровни способностей:

1. Одаренность личности – соединение основных способностей с коммуникативными.

2. Талантливость – это высшая степень достижений в определенной деятельности.

3. Гениальность – это высшая степень творческих проявлений в нескольких видах деятельности.

Темперамент совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения челове­ка, его деятельность и общение.

Особенности темпа возбуждения и реакции торможения личности изучали Гиппократ, Гален, И. Кант, И.П. Павлов, Э. Кречмер, У. Шелдон и др.

Известный отечественный физиолог и психолог И.П.Павлов исследовал темп и реакцию на процесс возбуждения и торможения множества людей, выделил общие закономерности и определил в темпераменте четыре основных типа.

Холерик – сильный тип темперамента. Ему свойственны: подвижность, страстность, бурные эмоции, резкая смена настроения, неуравновешенность, высокий уровень психической активности.

Сангвиник – сильный тип темперамента. Ему свойственны: подвижность, разнообразие мимики, отзывчивость и общительность, уравновешенность, высокий уровень психической активности.

Флегматик – сильный тип темперамента. Ему свойственны: медлительность, инертность, устойчивость в стремлении и настроении, слабовыраженные эмоции, средний уровень психической активности.

Меланхолик – слабый тип темперамента. Ему свойственны: замедленность движений, сдержан­ность моторики и речи, легкая ранимость, преобладание отрицательных эмоций, низкий уровень психической активности.

Последующие ученые внесли свой вклад в изучение этих проблем. Экстравертивное и интровертивное поведение личности может наложить отпечаток на тип темперамента. Современные классификации могут содержать информацию о множестве различных видов темперамента. Тип темперамента необходимо учитывать в выборе профессии.

Характер (character (греч.) – печать, чеканка) – система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, клюдям, к выполненной работе, к досугу. Среди множества черт характера личности некоторые черты выступают как ведущие, а некоторые как второстепенные. Относительная устойчивость черт характера не исключает его пластичности.

Характерология – как учение о характере является одним их направлений немецкой психологии ХХ века. Это направление трактует человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру и определяемую в своем поведении изначально присущими ей свойствами. Важнейшими проблемами характерологии являются: установление основных типов характера; «опознание» типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае.

Поэтому в мировой психологической науке нет единой типологии характеров, так как это чрезвычайно затруднительно из-за непрерывных процессов, происходящих в личности. Наиболее известны следующие:

1. Конституциональные теории появились у немецкого психопатолога Э. Кречмера, который рассматривал характер в связи со строением тела.

2. Теория бессознательного (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) рассматривала образование отдельных черт и типов характера как результат напряженной работы человека по разрешению конфликтных ситуаций.

3. Акцентуальные теории разрабатывал К.Леонгард, рассматривая в характере чрезмерную выраженность отдельных черт и их сочетаний, т.е. крайние варианты психической нор­мы, пограничные с психопатией (шизоидный, истероидный, психопатический и т.п.).

4. Социальная типология характеров Э. Фромма выявляла отношения человека к жизни, обществу, моральные ценности, в основном, при гармонической связи человека с природой, с самим собой и с другими людьми.

От других черт личности характер отличается ранним формированием и устойчивостью. Современные авторы выделяют три периода в формировании черт характера личности.

1. Первые признаки формирования характера следует искать в возрасте с 2 до 10 лет. Под влиянием взрослых формируются как положительные, так и отрицательные черты характера (честность – лживость, правдивость – изворотливость, аккуратность – неряшливость).

2. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте с 10 до 16 лет (настойчивость – упрямство, решительность – нерешительность, ответственность – безответственность).

3. Базовые, нравственные и мировоззренческие черты характера формируются в ранней юности с16 до 21 года (альтруизм, гуманизм, конформизм, эгоизм, эгоцентризм).

Мотив (movere (лат.) – приводить в движение, толкать)– побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающая активность субъекта в выборе действий осознаваемых или не осознаваемых личностью.

Зарубежные психологи выделяли ряд особенностей природы и функций мотива. Природу мотива они видят в  регуляции поведения человека, а функциями считают побудительные и направляющие реакции. Глубинные психологи считали, что неосознанные мотивы человека определяют поведение личности в обществе. Направление гуманистической психологии предложило иерархию мотивов (теория А. Маслоу). Отечественный психолог А.Н. Леонтьев рассматривал общий механизм возникновения мотивации как реализацию потребностей в ходе поисковой активности и превращения ее в «предметы потребностей». Выявлена центральная закономерность: развитие мотивации происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. Современные психологи считают мотивом личности совокупность множества компонентов, в которых доминирующие потребности, интересы, склонности, убеждения, идеа­лы, мировоззрение являются главными. Появление мотива рассматривается как причина, определяющая выбор направленности поведения в деятельности. Современные трактовки появления деятельности как раз и описывают модель последовательности появления психических реакций.

 

Я
     Потребность --------------------------- --Мотив------------------------- Деятельность
- Потребности тела           - От потребностей (хочу / не хочу) - Осознаваемая - Потребности души         - От воли (должен, обязан, надо)  - Неосознаваемая   - Духовные потребности

 

Взаимосвязь мотивации и деятельности в психологии носит название теории «Каузаль­ной атрибуции» (causa (лат.) – причина), эта теория очень распространена как теория причинно-следственных связей. Восприятие причин, осознаваемых или неосознаваемых человеком является основой для формирования мотивов поведения личности и выбора деятельности.

Процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам. Человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними причинами, а удачные результаты – внут­ренними факторами.

 

Литература по теме

1. Белоус, В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуаль­ности / В.В.Белоус // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 100–110.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с.

3. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 76–88.

4. Ивашкин, В.С. Об одной из форм предадаптивного поведения в филогенезе и онтогенезе / В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. –

С. 57–64.

5. Кодлярис, К.К. Взаимосвязь между показателями психосоциального здоровья и мотивации к учебе / К.К. Кодлярис, Э.Н. Эйдимтайте // Вопросы психологии. – 2006. –

№ 2. – С. 24–30.

6. Корнилова, Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений / Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 55–66.

7. Пастернак, Н.А. Внутренний план действия как показатель общего развития личности / Н.А. Пастернак // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 82–91.

8. Скрипкина, Т.П. Доверие к себе как условие развития личности / Т.П. Скрипкина // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 95–104.

9. Слабодчиков, В.И. Антропологический принцип в психологии развития /
В.И. Слабодчиков, Е.И. Исаев // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 3–18.


Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Дайте определение и характеристики различных видов направленности личности.

2. Каким образом в процессе онтогенеза осуществляется развитие индивидуальных способностей.

3. Раскройте биогенные компоненты в проявлении личностного темперамента.

4. Выведите социогенные причины смены вида темперамента у личности.

5. Поясните особенности развития мировоззренческой основы характера личности.

6. Приведите пример самооценки личности с точки зрения теории «каузальной атрибуции».

Психология отношений

Целевой блок

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Дать характеристики видов взаимоотношений.

3. Рассмотреть возможные стороны отношений.

4. Выявить закономерности управления различными сторонами отношений.

5. Рассмотреть теории адекватности взаимоотношений.

Содержательный блок

1. Виды коллективных и личных отношений.

2. Общение как форма общественных отношений.

1. Виды коллективных и личных отношений

       Психология общения, как и психология отношений в системе психологических наук имеет свою историю и перспективу развития.

Отношение – есть позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

Виды отношений: равенство, подчинение.

Взаимоотношения – есть отношения, идущие от людей к людям (явные и скрытые).

       Категории личных взаимоотношений – дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

       Зарубежные и российские исследователи обращали пристальное внимание на решение научных задач по выявлению  закономерностей и теоретических основ этой науки. В.Н. Мясищев (1893-1973) в монографии «Психология отношений» сформулировал одно из важнейших положений теории: «система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности». Раскрывая сущность понятия «отношение», автор определял его как одну их форм отражения действительности.

       В психологии отношение определяется как взаиморасположение объектов и их свойств. Особый тип отношений составляют общественные отношения как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в процессе их совместной деятельности.

       Классификация отношений:

       – в соответствии со сферой их рассмотрения (классовые, национальные, групповые, семейные);

  – на уровне социальных общностей (производственные, учебные, театральные);

       – на уровне деятельности (межличностные, внутриличностные).

       Концепция личностных отношений в теории отечественной психологии была предложена В.Н.Мясищевым. Согласно этой концепции, отношения являются психологическим ядром личности как индивидуально-целостная система субъективно-оценочных и сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющих собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения.

       Термин интериоризация (interior (лат.) – внутренний) был введен французскими психологами Ж. Пиаже и П. Жане. Их концепцию разделяли и применили в своей теории психоанализа глубинные психологи. С помощью изучения этого явления они нашли объяснение причинам появления внутри психики структуры бессознательного (индивидуального и коллективного), определяющей в онтогенезе и филогенезе структуру активного сознательного действия.

2. Общение как форма общественных отношений

Общение давно рассматривалось как духовная, естественная потребность человека социального, разумного существа, как носителя сознания.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Этот процесс порождается потребностями в совместной деятельности, включает в себя обмен информацией, выработку единых правил взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В процессе общения
Г.М. Андреева выделяет три стороны взаимодействия (коммуникативную, интерактивную, перцептивную) и три мотивирующие стороны в выборе (средства, цели, содержания). Все стороны взаимодействия и способы управления ими иллюстрирует таблица.

 

Стороны личностного взаимодействия

 

Коммуникативная Интерактивная Перцептивная
Вербальные коммуникации Невербальные коммуникации              Кооперация          Конкуренция       Идентификация           Рефлексия
Форма управления высшая психическая функция Форма управления совокупность мотивов Форма управления функции самосознания

 

В содержательном компоненте исследователь А.А. Брудный выделяет в качестве основных функций общения:

· инструментальную – как средство для обмена информацией;

· синдикативную – для сплочения малых и больших групп;

· трансляционную – для обучения, способов деятельности;

· функция самовыражения – для поиска и достижения взаимопонимания.

По целевому компоненту общения исследователь Л.А. Карпенко выделяет восемь функций:

  • контактная – для поддержания взаимосвязи;
  • информационная – для обмена сообщениями;
  • побудительная – для стимуляции активности;
  • координационная – для согласования действий;
  • понимания – для адекватности восприятия и понимании смысла;
  • амотивная – для передачи эмоционального состояния;
  • установления отношений – для установления ролевого статуса в гуппе;
  • оказания влияния – для изменения поведения партнера.

Перцептивная сторона общения включает в себя как главную функцию – процесс формирования образа другого человека. Этот процесс достигается наблюдением за физическими характеристиками, психическими свойствами и поведением. Основными механизмами познания служат идентификация и рефлексия. Связь общения с определенным характером отношений между людьми проявляется при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности в явлениях тяготения (аттракции). В психологии выделяют особый вид общения – фатическое (fatuus (лат.) – глупый). Этот вид является бессодержательным общением, использующим коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

       Рассмотрение трех сторон общения в единстве – важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает социально-психологический тренинг для овладения различными формами общения с помощью специальных программ.

 

       Литература по теме

1. Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности /
А.Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 17–27.

2. Гулевич, О.А. Изучение аффектов межгруппового восприятия / О.А. Гулевич,

А.Н. Онучин // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 132–146.

3. Кожухарь, Г.С. Проблемы толерантности в межличностном общении / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 3–13.

4. Колосова, С.Л. Особенности дезадаптации 6–7-летних детей с агрессивным поведением / С.Л. Колосова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 50–58.

5. Станкин, М.И. Психология общения: курс лекций / М.И. Станкин. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1996. – 296 с.

6. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Изд-во Ин-та прикладной психологии, 1995. – 356 с.



Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Дайте характеристику различным видам отношений: дружбе, товариществу, любви, сотрудничеству, отвержению и т.д.

2. Каким образом в процессе совместной деятельности закрепляются различные модели отношений?

3. Приведите примеры кооперации и конкуренции в семейных отношениях.

4. Какие виды невербальных коммуникаций характеризуют отношения между людьми?

Психические состояния

Целевой блок

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Определить классификации.

3. Дать характеристику всем видам психических состояний.

4. Найти модель управления психическими состояниями.

5. Рассмотреть закономерности психических явлений.

Содержательный блок

1. Классификация психических состояний.

2. Основные закономерности психических явлений.

1. Классификация психических состояний.

       Состояние человека – это характеристика любой системы, отражающая ее положение относительно координатных объектов среды. Состояние может быть внутреннее и внешнее. Внутреннее наблюдение осуществляется сознанием субъекта на определенный момент времени. Внешне наблюдаемое состояние осуществляется с помощью анализа невербальных коммуникаций. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей ситуации и среде.

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. В любом состоянии можно выявить три общих измерения:

  • мотивационно-побудительное (определяется силой мотивации);
  • эмоционально-оценочное (определяется эмоциональным сопровождением);
  • активизационно-энергетическое (определяется способностью к активной

деятельности).

Свойства психических состояний в том, что они целостны и подвижны. Целостность проявляется в характеристике всей психической деятельности. Подвижность зависит от наличия стадий протекания.

Классификация психических состояний:

  • личностные и ситуативные;
  • интеллектуальные, волевые, эмоциональные;
  • глубокие или поверхностные;
  • кратковременные, затяжные, длительные;
  • стенические и астенические;
  • осознаваемые и неосознаваемые;
  • зависящие от причин и обстоятельств.

Существующие психические состояния классифицированы на три основные группы, что делает возможным их описание и поиск механизмов управления при переходе одного состояния в другое.

В первую группу входят положительные психические состояния:

1. Заинтересованность – состояние, при котором сохраняется устойчивая мотивация, удерживается интерес к деятельности, психическое возбуждение, активность.

2. Решительность – состояние, при котором наблюдаются внутренние и внешние установки на преодоление препятствий в решении поставленных задач.

3. Вдохновение – состояние, при котором человек испытывает творческий подъем, восторг от деятельности, эмоциональный взлет.

Часто можно услышать, что вдохновение испытывают только люди творческих профессий, и бытует мнение, что подобное состояние возникает спонтанно и не зависит от человека и не может им управляться. Кажущаяся несознательность творческого процесса – следствие максимальной сознательности самого творчества, предельной ясности сознания, чрезвычайной обостренности памяти, внимания, волевых усилий направленных на реализацию идеи. При всей кажущейся произвольности вдохновение является результатом предварительного напряженного труда.

Вторая группа – отрицательные психические состояния:

       1. Напряженность – психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятных для субъекта развития событий, сопровождается ощущением дискомфорта, страха. В отличие от тревоги, напряженность включает механизмы деятельности. В процессе операционной напряженности человек мобилизует силы и увеличивает работоспособность. При эмоциональной напряженности ломается мотивационная структура и снижается эффективность деятельности.

2. Тревога – психическое состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности, представляет собой генерализованный, диффузный или беспорядочный страх. Функция тревоги побуждает человека к поиску источника страха. Поведенческое проявление тревожности нарушает направленность и продуктивность деятельности. В эмпирических исследованиях выявлены два вида тревожности – ситуативная тревожность и тревожность как черта личности. Защитными механизмами тревожности являются: вытеснение, замещение, рационализация, проекция.

3. Стресс (stress (англ.) – давление, напряжение) – психическое состояние физического и психического потрясения, вызванного стрессорами (факторами). Психологический стресс может быть информационным и эмоциональным. Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не успевает принять верные решения по поставленным задачам. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.п. Все формы эмоционального стресса (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Стресс может оказывать положительное (мобилизующее) и отрицательное (полная дезорганизация при дистрессе) влияние на деятельность. Оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновении стресса.

4. Фрустрация (frustration (лат.) – обман, расстройство, разрушение) – психическое состояние человека, переживаемого неудачу и крушение планов из-за непреодолимых препятствий. В определении этого состояния различают: фрустратор как причину; фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Реакция сопровождается гневом, ненавистью, чувством вины и т.д. Фрустрационная толерантность – это устойчивость личности к воздействию неблагоприятных жизненных факторов.

5. Персеверация (perseveration – лат. упорство) – психическое состояние, при котором человек с настойчивостью и упорством повторяет одни и те же действия вопреки сознательному намерению, как навязчивую идею. В основе персеверации лежат процессы циклического возбуждения нейронных структур, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.

6. Агрессия (agressi (лат.) – нападать) – психическое состояние, которое сопровождается нанесением физического или психического вреда. Агрессивность рассматривается как устойчивая черта личности. Агрессивные действия могут быть направлены личностью и на себя (аутоагрессия). Развитие способности человека к сопереживанию (эмпатии) является средством снижения агрессии.

7. Депрессия (depression (лат.) – подавление) – аффективное психическое состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Человек, в таком состоянии, испытывает чувство вины за события прошлого. Ощущает беспомощность перед лицом жизненных трудностей и не видит перспективы в дальнейшей деятельности. Самооценка снижена, изменяется восприятие времени (течет мучительно и долго). Известны два вида депрессии: функциональная (возможна у здоровых людей) и патологическая (основа психиатрических синдромов).

8. Ригидность (rigidus (лат.) – жесткий, твердый) – психическое состояние человека, испытывающего затруднения в изменении намеченной программы деятельности в условиях, требующих перестройки. Выделяют три вида ригидности – когнитивную, аффективную, мотивационную. Иногда подобное состояние сравнивают с чертой характера – упрямством.

Третья группа – специфические психические состояния:

       1. Сон – периодическое функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Сон представляет собой совокупность двух основных чередующихся фаз (медленная и быстрая), физиологические характеристики которых во многом противоположны. Сон способствует восстановлению функций соматических тканей и нервных клеток, психической стабилизации, защиты личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой для человека информации.

2. Медитация  (meditatio (лат.) – размышление) – специфическое психическое состояние, направленное на сосредоточение внимания на объекте или предмете медитации. Вызывается подобное состояние человеком с помощью различных приемов психической тренировки, принимает различные формы, в зависимости от культурно-исторического окружения. В ХХ в. методики медитации разрабатывались в некоторых школах психоанализа. Медитация становилась системой психофизической тренировки (аутотренингом), рассчитанной на терапевтический эффект и не связанной с религиозными идеями (аутогенный тренинг Г. Шульца, система «биологической обратной связи» и др.).

3. Гипноз (hypnos (греч.) – сон) – специфическое временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании суггестии (suggestio (лат.) – внушение), что связано с изменением функции самоконтроля и самосознания. В психотерапии используется специальный метод гипноанализа конфликтов и установок личности. Гипноз позволяет экспериментально изучать поведение при различных уровнях функционирования сознания субъекта. 

4. Боль – психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существования или целостности. Болевая реакция представляет собой наиболее инертную и сильную безусловную реакцию. Болевое ощущение поддается влиянию со стороны высших психических процессов, зависящих от их особенностей, таких как направленность, убеждения, ценностные ориентации и др.

5. Анальгезия (analges (греч.) – обезболенный) – специфическое психическое состояние, при котором происходит снижение или полное устранение чувствительности к боли, путем концентрации внимания на объектах, не связанных с источником болевого воздействия (музыка, белый шум и т.д.), а также с помощью внушения, самовнушения, гипноза. Анальгезия может быть достигнута с помощью массажа, воздействия тепла или холода.

6. Вера – особое специфическое психическое состояние, где сила веры зависит от самостоятельного психического акта и выступает как результат предварительной работы сознания. Чем пытливее ум человека, тем более сложными являются его умозаключения.

7. Эйфория  (eyphoria (греч.)) – психическое состояние, которое отличается повышенным, веселым, радостным настроением. Состояние благодушия и беспечности, при котором наблюдается мимическое и двигательное оживление, психомоторное возбуждение.

8. Дисфория (diseyphoria (греч.)) – психическое состояние, сопровождающееся пониженным настроением с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью. В этом состоянии человек может испытывать повышенную чувствительность к действиям окружающих и иметь склонность к агрессивному поведению.

9. Дидактогения (didaktikos (греч.) – поучительный, genos – рожденный) – психическое состояние, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (тренера, родителя, руководителя и т.д.). Подобное психическое состояние негативно влияет на учащегося, вызывая угнетенное настроение, страх, фрустрацию. Отрицательно сказывается на его деятельности и межличностных отношениях, является причиной неврозов.

10. Ятрогения (iatros (греч.) – врач, gennao – порождаю) – психическое состояние, вызванное влиянием намеренного воздействия врача на пациента, взрослого на ребенка, пациента на пациента, а также влиянием информационных источников на человека. Это неблагоприятное состояние ведет к возникновению неврозов.

           Выявив все существующие группы психических состояний, необходимо заметить, что специфические психические состояния несут на себе функцию перехода. От отрицательных психических состояний можно перейти к положительным психическим состояниям и наоборот: «Сон – лучшее лекарство» (русская пословица). Причиной устойчивых отрицательных состояний является накопление отрицательных эмоций. Физическое и психическое здоровье сохраняют социальная толерантность и высокий уровень саморегуляции. Эмпирическим гарантом психологической защищенности являются: чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, чувство ответственности, отсутствие повышенной тревожности, страхов, невротических состояний и т.д.

2. Основные закономерности психических явлений

Эффект бумеранга (boomerang (англ.) – метательное оружие, возвращающееся к владельцу) – психическое явление, наблюдающееся в педагогической психологии и психологии пропаганды.  Этот эффект заключается в том, что оказываемое действие не достигает результата или оказываемое действие вызывает противоположный результат.  В восточной мудрости существует пословица: «Ты сказал – я поверил, ты повторил – я усомнился, ты стал настаивать – я убедился в противоположном». Эта пословица объясняет эффект бумеранга как реакцию рефлексии на увеличение настойчивости и направленного динамического воздействия, т.е.давления на личность.

Эффект края – это явление установлено немецким психологом Г. Аббингаузом. Данный эффект заключается в том, что расположенный в ряд заучиваемый материал запоминается человеком неодинаково. Информация, расположенная в начале и конце (по краям) текста, запоминается и воспроизводится легче, чем информация, находящаяся в середине текста. Этот эффект повторяется как при непосредственном, так и при отсроченном воспроизведении. Французский психолог М. Фуко объясняет это явление как результат внутреннего торможения. В современных публикациях можно встретить описание явлений, схожих с эффектом края, – эффект первичности или эффект недавности.

Эффект первичности – явление, схожее по качественным характеристикам с эффектом края, но отличается от него тем, что первые элементы ряда в результате большего числа повторений успевают перейти в долговременную память. В социальной психологии этот эффект изучается при восприятии людьми друг друга. При отношении к незнакомому человеку значимой оказывается первичная информация.

Эффект недавности – явление, объясняющее увеличение вероятности припоминания последних элементов материала, расположенных в ряд, по сравнению со средними элементами ряда. В социальной психологии он известен как эффект новизны и объясняет отношение к знакомому человеку. По отношению к нему значимой оказывается последняя информация.

Эффект незавершенного действия – явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Исследователь Б.В. Зайгарник проверил гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи, в силу сохраняющегося мотивационного напряжения, запоминаются лучше, чем завершенные. Эффект срабатывает не всегда. В том случае, если мотивация очень сильная, то и запоминание сильнее при завершенном действии. Эффект незавершенности не наблюдается при завышенной и заниженной самооценке.

Эффект ореола – явление, воздействующее на отношение человека к человеку. Распространяется в условиях дефицита информации о человеке. Первое положительное или отрицательное восприятие человека будет качественно влиять и усиливать впечатление.

Литература по теме

1. Ахмедов, Т. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация / Т. Ахмедов. – М. : Торсинг, 2003. – 447 с.

2. Гончаров, Г.А. Энциклопедия гипноза / Г.А. Гончаров. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 256 с.

3. Олешкевич, В.И. История психотехники / В.И. Олешкевич. – М. : Академия, 2002. –
304 с.

4. Тарасов, Е. Популярная психотерапия / Е. Тарасов. – М. : Фаир, 1997. – 320 с.

5. Цзен, Н.В., Паханов, Ю.В. Психотренинг / Н.В. Цзен, Ю.В. Паханов. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 272 с.


Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Найдите различия между заинтересованным и незаинтересованным человеком.

2. Приведите пример поведения решительного человека.

3. Опишите состояние вдохновения.

4. Какие отрицательные психические состояния часто встречаете в своем окружении.

5. Какие психические состояния могут стать причиной затяжной депрессии.

6. Какие психические состояния могут стать причиной агрессии.

7. Какое состояние человек испытывает при нарушении сна.

8. Какое влияние на человека оказывают положительные эмоции.

9. Какое влияние на человека оказывают отрицательные эмоции.

10. Какие специфические состояния являются переходными в положительные.

11. Какие специфические состояния являются переходными в отрицательные.

 

Теории мотивации поведения

Целевой блок

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Определить классификацию потребностей.

3. Дать характеристику естественным потребностям.

4. Выявить зависимость мотивации от доминирующей потребности.

5. Выявить на примерах доминирование неосознаваемых мотивов.

Содержательный блок

1. Иерархия потребностей личности.

2. Теория установки.

1. Иерархия потребностей личности

  Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

       А. Маслоу (1908-1970) – американский психолог к 50-м годам ХХ века выработал собственную концепцию, отличную от бихевиоризма и психоанализа. Одним из главных недостатков психоанализа он считал не то, что его авторы принижают роль сознания, а то, что психическое развитие считается адаптацией организма к окружающей среде. Его главной мыслью в концепции было суждение о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а, наоборот, «хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности». По его мнению, равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью.

       Критикуя направление бихевиористов, он высказывает позицию, что не вся психическая жизнь сводится к поведению человека, а самым ценным компонентом психики является «самость». Ее стремление к саморазвитию не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а должно быть дополнено психологией сознания, которая исследует «Я-концепцию» и «самость» личности. Таким образом, появилось направление гуманистической психологии, где предметом исследования явилась «самоактуализация» как одно из центральных понятий его теоретической концепции. Направление психоанализа, по мнению автора, исследовало, в основном, отклоняющееся поведение личности, а Абрахам Маслоу в своих работах призывал исследовать человеческую природу, «изучая ее лучших представителей», для познания границ человеческих возможностей. Выбранная им группа состояла из 18 одаренных личностей. В ее составе находились известные ученые, политики: А. Линкольн, У. Джемс,

А. Эйнштейн, Б. Спиноза и др. Изучение подобных личностей, их установок, мотиваций, наталкивает А. Маслоу на мысль, что, возможно, существует некая иерархия потребностей личности, которая выглядит следующим образом:

· физиологические потребности – пища, вода, сон и т.д.;

· потребности в безопасности – стабильность, порядок;

· потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

· потребность в уважении – самоуважение, признание;

· потребность в самоактуализации – развитие способностей.

       Одно из слабых мест в теории А.Маслоу заключалось в том, что он утверждал, что заданные потребности находятся в жесткой иерархии и самые высокие потребности удовлетворяются только после того, как будут удовлетворены более элементарные. Но в тоже время его последователи и критики доказывали, что очень часто потребность в самоактуализации или потребность в самоуважении являлись доминирующими и определяли поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности были не удовлетворены. Большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация». Описывая самоактуализирующую личность, автор говорит о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Отличительными чертами этих людей являются: адекватность, самодостаточность, открытость, контактность, центрирование на задаче, а не на себе. Им свойственно и уединение, и стремление к автономии и независимости от окружающей среды и культуры. В теорию А.Маслоу входят понятия «идентификации» и «отчуждения», механизмы управления которыми так и не были раскрыты полностью.

       Общее направление его теории чрезвычайно ценно. Оно дает толкование о связях личности и общества и, в связи с этим процессом, поясняет психическое развитие личности. Каждый человек рождается с набором определенных качеств и должен развить их, несмотря на препятствия и трудности (которое предоставляет общество), опираясь на осознанные стремления и мотивы. Отказ личности от преодоления трудностей останавливает личностный рост и приводит к неврозам. Общество по своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, любое общество стремиться сделать человека шаблонным представителем своей среды, отчуждает личность по своей сути от ее индивидуальности, делая ее конформной. В то же время отчуждение сохраняет «самость» в ее индивидуальности и ставит ее в оппозицию к окружающему и тем самым лишает ее возможности в самоактуализации. Поэтому в процессе развития человеку следует сохранять равновесие между двумя механизмами, опасными с двух сторон.

       Научное признание получил тезис А.Маслоу: «Цель личностного развития – это стремление к росту и к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для человека как личности и его «самости»». Оценивая теорию А.Маслоу, необходимо отметить, что он был одним из первых психологов, обративших внимание на позитивные стоны личностного развития.

2. Теория установки

Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта, обеспечивающего деятельность. Понятие установки ввели немецкие психологи для обозначения фактора, при котором человек действует тем или другим образом, а также для описания неосознаваемого состояния готовности, обуславливающей направленность психических процессов.

В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений установка наиболее глубоко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой. В социальной психологии установка используется при изучении отношений личности как члена группы в его согласованности в социальном поведении. Основными функциями установки являются:

  • установка определяет устойчивый характер деятельности;
  • установка освобождает человека от необходимости принимать решение;
  • установка как фактор косности в деятельности.

В зависимости от фактора направленности установки (мотив, цель, условия деятельности), выделяют три иерархические уровни регуляции деятельности. Эти уровни определены как:

  • смысловая установка (влияние личностного смысла);
  • целевая установка (ориентировка личности на цель деятельности);
  • операциональная установка (программа операционных действий определяет

стереотип мышления и конформность). 

Чертой характера становится смысловая установка в познавательных функциях.

 Трудность целостного восприятия теории Д.Н. Узнадзе (1886-1950) могут облегчить сведения о сложном механизме возникновения установки. Установка возникает при «встрече» двух факторов. Первым их них является потребность личности, вторым является ситуация ее удовлетворения. В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия начинает, функционировать механизм объективации. Человек начинает относиться к миру как к объекту, не зависящему от него. Установки личности регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека. На основе «Теории установки» Д.Н. Узнадзе была выведена «Концепция уровней психической активности» Ш.А. Надирашвили, а также она является научной методологией для развития специальных отраслей в психологии (медицинской, возрастной, инженерной, специальной и т.д.).

На основе теории установки впервые стало возможным изучение психологической природы связей, которые существуют между средой, поведением личности и ее сознанием. Эта теория дала возможность изучать проблемы психологической типологии, поскольку оказались в тесной связи с установками человека. В. Норакидзе, в частности установил, что тип темперамента и характера личности основывается на типологии установки. Экспериментально был доказано, что у больных шизофренией, истерией, эпилепсией процесс выработки и затухания установки характеризуется специфическими закономерностями, отличными от здорового человека.

 

Литература по теме

1. Каширский, Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами / Д.В. Каширский // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 26–38.

2. Психология и этика: опыт построения дискуссии /под ред. Б.С. Братусь – Самара. : БАХРАХ, 1999. – 128с.

3. Славина, Л.С. Трудные дети / Л.С. Славина – М. : Изд-во Ин.та практической психологии, 1998. – 447 с.

4. Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Уснадзе. – М. : Изд-во Ин-та практической психологии, 1997. – 448 с.

5. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1997. – 304 с.

 

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Дайте характеристику различным видам потребностей личности.

2. Как реализуются потребности в познании и общении.

3. Какие потребности доминируют у ребенка в дошкольном детстве.

4. Дайте характеристику понятию «отверженный ребенок».

5. Дайте характеристику понятию «трудный ребенок».

 

ЧАСТЬ 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...