Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тренажеры операторов перегрузочных машин
Изначально используемые тренажеры для обучения операторов пере- грузочных машин представляли собой уменьшенные модели реальных ма- шин с вынесенными пультами управления. Пульты были снабжены рукоят- ками и педалями управления машиной, с их помощью учащийся управлял электроприводами, приводящими в движение механизмы модели машины. Тренажеры, разработанные на базе физических моделей машин, от- личались простотой, наглядностью и были весьма полезны на начальной стадии изучения устройства машин, способов управления ими, технологии перегрузочных работ. Однако им были присущи существенные недостатки: -Поскольку учащийся на таких тренажерах располагается за вынос- нымпультом,товосприятиеимсостояниямашинынесоответствует Таблица 1.1 — Примерная программа подготовки крановщика к управлению портальным краном безтренажера
реальному, при котором машинист располагается непосредственно на объекте управления. В результате тренировок на таком тренажере у обучающегося формируются навыки, соответствующие иному образ- ному восприятию состояния машины, нежели в реальных условиях. -Практически невозможно достичь соблюдения динамического подо- бия модели реальноймашине. -Невозможно осуществлять повторные упражнения с возрастающей трудностью, при постоянном самоконтроле, уточнении и совершен- ствовании качествадействий. Преодолеть перечисленные выше недостатки позволили электронные тренажеры (рисунок1.1). Согласно [7] впервые в мировой и отечественной практике разработку электронных тренажеров для подготовки крановщиков начали в 1971 году сотрудники кафедры вычислительной техники и автоматического управле- ния Пермского политехнического института (в настоящее время кафедра информационных технологий и автоматизированных систем Пермского на- ционального исследовательского политехнического университета). Рисунок1.1—Электронныйтренажероператорапортальногокрана
На рисунке 1.2 представлена упрощенная структурная схема разрабо- танного электронноготренажера. Рисунок 1.2 — Упрощенная схема электронноготренажера
Конструктивно тренажер состоял из двух блоков. Первый из них пред- ставлялсобойрабочееместообучающегося.Онбылоборудованорганами управления краном (ОУ): рукоятками управления и педалью тормоза вра- щательного движения, а также системой отображения информации (СОИ). Во втором блоке были размещены электронная аналоговая модель крана (АМК), устройство управления тренажером (УУ) и устройство питания всех схем. Аналоговая модель крана в электронном тренажере заменяет физиче- скую моделькрана. Эффективность процесса подготовки с использованием электронного тренажера достигалась за счет четкого дозирования заданий в сочетании с нарастанием их трудности, максимального использования принципов кон- троля исамоконтроля. Важным преимуществом управления процессом освоения ЗУН на электронных тренажерах, по сравнению с традиционными методами обу- чения, стала возможность использовать объективные критерии при оценке знаний, умений и навыков обучаемых. Согласно [8] программа обучения крановщика портального крана на электронном тренажере представлена в таблице 1.2. Однако электронные тренажеры обладали и существенными недостат- ками. Во-первых, в данных тренажерах основные допущения были связаны со сведением пространственной картины рабочей обстановки к плоскостно- му ее изображению, а также с неподвижным рабочим местом обучаемого. В связи с этим при упражнениях на тренажере не осуществлялась объем- ная визуальная оценка обстановки и положения рабочего органа машины с грузом, а вестибулярный аппарат учащегося не участвовал в чувственном отражении вращательного движения. Во-вторых, многие предложенные раз- работчиками методы и приемы обучения и управления ходом тренировки обучаемого не были применены ввиду их сложной реализации на элемент- ной базе того времени. Автоматизация управления процессом обучения не была реализована в достаточной степени. Компьютерные тренажеры, широко распространенные в настоящее время для профессионального обучения крановщиков, позволили, сохранив преимущества электронных тренажеров, устранить их основные недостат- ки. Таблица 1.2 — Программа обучения крановщика портального крана натренажере
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 279. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |