Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тренажеры операторов перегрузочных машин




Изначально используемые тренажеры для обучения операторов пере- грузочных машин представляли собой уменьшенные модели реальных ма- шин с вынесенными пультами управления. Пульты были снабжены рукоят- ками и педалями управления машиной, с их помощью учащийся управлял электроприводами, приводящими в движение механизмы модели машины.

Тренажеры, разработанные на базе физических моделей машин, от- личались простотой, наглядностью и были весьма полезны на начальной стадии изучения устройства машин, способов управления ими, технологии перегрузочных работ. Однако им были присущи существенные недостатки:

-Поскольку учащийся на таких тренажерах располагается за вынос- нымпультом,товосприятиеимсостояниямашинынесоответствует


Таблица 1.1 — Примерная программа подготовки крановщика к управлению портальным краном безтренажера

 

Цель и содержаниезанятий Кол. уч.часов
Изучение оборудования кабины крановщика. Знакомство с панорамой технологической площадки и объектами, расположенными наней. 1
Изучение органов управления краном, взаимного соответствия направ- ления перемещения рукояток и движения механизмов крана. Изучение способов и последовательности включения и выключенияэлектрообору- дования имеханизмов. 1
Обучение управлению подъемным движением груза: выбор слабины ка- ната; подъем груза на уровень контрольной остановки для проверки за- стоповки и тормозов с последующей плавной установкой груза и ослаб- лению канатов; подъем груза с контрольной остановкой на высоте, обес- печивающей безопасное перемещение над различными объектами с по- следующей плавнойустановкой. 3
Обучение перемещению груза путем изменения вылета стрелы с предва- рительным его подъемом и последующей плавной и точной установкой: объяснение и показ особенностей колебательного движения и способов его успокоения; перемещение груза на расстояние до 4 метров; переме- щение груза на различныерасстояния. 5
Обучениеперемещениюгрузаповоротнымдвижениямкранаспредвари- тельным подъемом груза и последующей плавной и точной установкой: перемещение с поворотом до 300; перемещение с поворотом на любые углы. 6
Обучение перемещению груза путем совместного управления вылетом стрелы и поворотом с предварительным подъемом груза и последующей плавной его установкой с заданной точностью: перемещение груза враз- личные зоны рабочей площадки без препятствий; перемещение груза в различные зоны с обходом препятствий; перемещение различных грузов с соответствующими грузозахватнымиприспособлениями. 16
Обучение управлению передвижением крана по рельсовымпутям 2
Всего: 34
Самостоятельная работа по управлению краном и уходу за ним под на- блюдением инструктора(стажировка) 170
Квалификационныеиспытания 8

 

реальному, при котором машинист располагается непосредственно на объекте управления. В результате тренировок на таком тренажере у обучающегося формируются навыки, соответствующие иному образ- ному восприятию состояния машины, нежели в реальных условиях.

-Практически невозможно достичь соблюдения динамического подо-


бия модели реальноймашине.

-Невозможно осуществлять повторные упражнения с возрастающей трудностью, при постоянном самоконтроле, уточнении и совершен- ствовании качествадействий.

Преодолеть перечисленные выше недостатки позволили электронные тренажеры (рисунок1.1).

Согласно [7] впервые в мировой и отечественной практике разработку электронных тренажеров для подготовки крановщиков начали в 1971 году сотрудники кафедры вычислительной техники и автоматического управле- ния Пермского политехнического института (в настоящее время кафедра информационных технологий и автоматизированных систем Пермского на- ционального исследовательского политехнического университета).

 

Рисунок1.1—Электронныйтренажероператорапортальногокрана

 

На рисунке 1.2 представлена упрощенная структурная схема разрабо- танного электронноготренажера.

 

Рисунок 1.2 — Упрощенная схема электронноготренажера

 

Конструктивно тренажер состоял из двух блоков. Первый из них пред- ставлялсобойрабочееместообучающегося.Онбылоборудованорганами


управления краном (ОУ): рукоятками управления и педалью тормоза вра- щательного движения, а также системой отображения информации (СОИ). Во втором блоке были размещены электронная аналоговая модель крана (АМК), устройство управления тренажером (УУ) и устройство питания всех схем. Аналоговая модель крана в электронном тренажере заменяет физиче- скую моделькрана.

Эффективность процесса подготовки с использованием электронного тренажера достигалась за счет четкого дозирования заданий в сочетании с нарастанием их трудности, максимального использования принципов кон- троля исамоконтроля.

Важным преимуществом управления процессом освоения ЗУН на электронных тренажерах, по сравнению с традиционными методами обу- чения, стала возможность использовать объективные критерии при оценке знаний, умений и навыков обучаемых.

Согласно [8] программа обучения крановщика портального крана на электронном тренажере представлена в таблице 1.2.

Однако электронные тренажеры обладали и существенными недостат- ками. Во-первых, в данных тренажерах основные допущения были связаны со сведением пространственной картины рабочей обстановки к плоскостно- му ее изображению, а также с неподвижным рабочим местом обучаемого. В связи с этим при упражнениях на тренажере не осуществлялась объем- ная визуальная оценка обстановки и положения рабочего органа машины  с грузом, а вестибулярный аппарат учащегося не участвовал в чувственном отражении вращательного движения. Во-вторых, многие предложенные раз- работчиками методы и приемы обучения и управления ходом тренировки обучаемого не были применены ввиду их сложной реализации на элемент- ной базе того времени. Автоматизация управления процессом обучения не была реализована в достаточной степени.

Компьютерные тренажеры, широко распространенные в настоящее время для профессионального обучения крановщиков, позволили, сохранив преимущества электронных тренажеров, устранить их основные недостат- ки.


Таблица 1.2 — Программа обучения крановщика портального крана натренажере

 

Содержаниезанятия Общее кол. уч.часов
Знакомство с тренажером. Уяснение информационной моделипроцесса 2
Отработка навыков управления подъемом и опускани- емгруза 2
Контрольноеиспытание 0.5
Отработканавыковуправленияпереносомгрузапутем изменения вылета стрелы на 4м и выполнение необхо- димых элементов управления подъемом и опускания груза 1
То же, но на расстояние до 12 метров 5
Контрольноеиспытание 0.5
Отработка навыков управления переносом груза толь- ко изменением поворота стрелы на малыеуглы 1
То же, но на любыеуглы 2
Контрольноеиспытание 0.5
Отработканавыковуправленияпереносомгрузапутем совместного изменения угла поворота и вылетастрелы 2
Контрольноеиспытание 1
Отработка навыков управления переносом груза при совмещении всех движении и наличиипрепятствий 2
Контрольноеиспытание 1
Отработка навыков путем погрузки – разгрузки с гру- зоперевозящего транспорта (водный,наземный) 2
Контрольноеиспытание 1

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...