Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Интерактивное взаимодействие обучаемого итренажера
Взаимодействие пользователя с объектами тренажера может быть ре- ализовано путем использования специальных пультов управления, иден- тичных пультам на реальном оборудовании [5,6]. В этом случае тренажер создается как аппаратно-программный комплекс,которыйпозволяет изу- чить все органы управления реальных устройств и сформировать на высо- ком уровне моторные навыки, необходимые для работы с объектом. Также стоит отметить, что одним из распространенных способов ре- ализации функций взаимодействия обучаемого с тренажером является при- менение виртуальных органов управления. Однаковиртуальные органы управления зачастую обладают существенными недостатками. Имеет место достаточно большое количество устаревших решений на базе клавиатуры для ввода команд – наборов символов, которые никак не связаны с работой на реальном оборудовании. Иногда используются так называемые «графи- ческие метафоры команд» - кнопки на экране пользователя,активизирую- щие при щелчке мышью некоторое действие. Существенным недостатком использования таких устаревших решений является то, что начав работу на реальном оборудовании, обучаемому будет необходимо снова изучать орга- ныуправления. Прежде, чем начать выполнение работы на тренажере, обучаемый дол- жен быть ознакомлен со специальным визуальным языком, применяемом в компьютерном тренажере, например значками изображений, используемы- ми в различного рода дисплеях, индикаторах, экранах, табло. Компьютерные тренажеры должны обеспечивать управление процес- сом тренировки обучаемого по разным параметрам – составу учебных за- даний, их сложности, темпу освоения и т.д. [3]. При этом функциональная адекватность управления процессом тренинга определяется качеством ин- терфейсного обеспечения. Интерфейс обучаемого в компьютерном тренажере должен обеспе- чивать интерактивный диалог и представление оперативной информации (по объему, времени и скорости предъявления) о технологическом процессе адекватно задачам обучения и психофизиологическим возможностям чело- века[3]. Для того чтобы человеко-машинный интерфейс компьютерного тре- нажера был интуитивно понятен и информативен для обучаемых, целесо- образно при этом руководствоваться следующими основными принципами при построениитренажеров: -работа с клавиатурой и мышью не должны усложнять обучение на тренажере (к примеру, необходимо отказаться от реализации в тре- нажере таких действий, как двойной щелчок мыши, одновременное нажатие несколькихклавиш); -минимальное количество возможных для выполнения обучаемым аль- тернативных действий в каждый момент времени; -отказ от использования выпадающего меню и замена данного элемен- та управления функциональными кнопками, сменяющимися в опреде- ленной последовательности; -отказ от действий программы «по умолчанию» (например, если обуча- емому нужно совершить одно возможное в данный момент действие, ондолженизучитьописаниемпредстоящегодействияиподтвердить совершение данного действия нажатием соответствующей кнопки); -исключение отвлекающей информации с учетом начального уровня подготовки обучаемых. Управление информационной поддержкой обучаемого реализуется в компьютерных тренажерах двумяспособами: - Интерактивное управлениеподразумевает отображение информа- ции по требованию обучаемого и с учетом ситуации, в которой он находится. - Контекстное управлениеподразумевает отображение информации не по инициативе учащегося, а в зависимости от возникшей ситуации (например, если обучаемым допущена какая-либо ошибка). Инфор- мация в данном случае может отображаться, например, в виде тек- стовых сообщений, а может сопровождаться загоранием сигнальной ламы, звонком и т.п.(в особенности при имитации аварии). Таким образом, использование тренажеров позволяет предоставлять обучаемому дополнительную информацию о правильности его трудовых действий, что значительно ускоряет и улучшает процесс обучения. Еще одним требованием является возможность многопользователь- ского доступа [6]. При создании сложного компьютерного тренажера, на- пример, перегрузочной машины или буровой установки, необходимо преду- смотреть доступ нескольких обучаемых, обладающих разными ролями. На- пример, в случае с буровой установкой это могут быть бурильщик, помощ- ники бурильщика, механик и т.д., а в случае с перегрузочной машиной – крановщик, стропальщик и т.п. Также должна быть предусмотрена роль преподавателя, влияющего на процесс управления усвоением ЗУН посред- ством выдачи подсказок обучаемому, оцениванию результатов работы и т.д.
Учет масштаба времени в компьютерных тренажерах Также важным фактором, влияющим наэффективностьиспользова-ния компьютерных тренажеров в процессепрофессионального обученияисвязаннымкаксфункциейимитацииобъектовреальногомира,такисфункцией интерактивного взаимодействия с обучаемым,являетсяхаракте-ристика масштаба времени при обучении на компьютерном тренажере[3,6].Соднойстороны,должнабытьпредусмотренавозможностьработыв реальном времени. Это обусловлено тем, что, работая с настоящим обору- дованием, оператору, как правило, приходится принимать решения и про- изводить необходимые действия, почти не имея времени на обдумывание. По этой причине, если при обучении подобным ситуациям на тренажере масштаб времени не будет соответствует реальному, то у обучаемого мо- жет сложиться неверное представление о работе какого-либо отдельного устройства или системы в целом. С другой стороны, возможность коррекции масштаба временимо- жет быть необходима для ускорения или замедления некоторых процессов. Например, у какого-то химического или физического процесса может быть длительный срок наступления – несколько дней. Естественно, что в рамках учебного процесса необходимо скорректировать масштаб времени с целью ускорения процесса до нескольких минут.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |