Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Традиционные методы и средства обучения крановщиков




Прежде чем перейти к особенностям тренажеров операторов перегру- зочных машин, необходимо проанализировать традиционные методы обу- чения операторов перегрузочных машин и понять, почему возникланеоб-


ходимость создания соответствующихтренажеров.

В первую очередь, необходимо пояснить специфику приобретаемых обучаемыми знаний, умений, навыков как частей компетенций примени- тельно к обучению работе на перегрузочных машинах, основываясь на ма- териалах[7].

Профессиональные знания– это сведения, усваиваемые учащимися в процессе профессионального обучения и деятельности для овладения дан- ной специальностью. Перечень учебных дисциплин и программ определя- ется учебным планом. Кроме определенных общеобразовательных и общих технических дисциплин, операторы должны знать устройство, эксплуата- цию и ремонт оборудования, технику безопасности, промышленную сани- тарию и противопожарные мероприятия, организацию труда, нормирование ипланирование.

Учащийся должен научиться своевременно, точно, в соответствии с ситуацией выполнять действия, управляющие перемещением груза, а эти действия должны быть доведены до автоматизма, осуществляться наиболее экономно и с наименьшим напряжением. Поначалу, обучаясь выполнению действий, формируются соответствующие умения, а уже затем, когда дей- ствия доведены до автоматизма и выполняются на высоком качественном уровне, можно утверждать, что у обучаемых сформированы необходимые навыки. В деятельности машинистов перегрузочных машин ведущую роль играют моторные (двигательные), сенсорные навыки, восприятие состояния машины и технологической среды, а также их комплексы (сенсомоторные навыки).

Способности будущего оператора перегрузочной машины на практике самостоятельно и качественно осуществлять определенную работу базиру- ются на приобретенных знаниях и навыках и называются компетенция- ми. Компетенции в наибольшей степени проявляются при возникновении нестандартных ситуаций, требующих творческого использования знаний и навыков.

Традиционные методы обучения трудовым действиям предусматри- вают проведение занятий на реальном оборудовании [7]под руководством инструктора и, как правило, по индивидуальной форме. Но также не исклю- ченопроведениепрактическихзанятийсгруппойобучаемыхдляформиро-


вания практическихзнаний.

Одним из таких методов обучения является показ приемов трудовых действий, как на оборудовании, так и без него. Этот метод имеет целью создание в сознании обучающихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которым они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и спо- собовработы.

Полный и точный образ трудового действия в сознании обучающего- ся возникает не мгновенно. Поэтому инструктор выполняет показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолирован- ные части, делает паузы между ними, фиксирует внимание обучающихся не только на конечных, но и на промежуточных моментах действия.

Основным методом традиционного обучения являются упражнения

–многократные повторения определенных действий в целях их сознатель- ного совершенствования [2,7].

Упражнения в процессе производственного обучения должны прово- диться в определенной системе. Система упражнений предполагает взаи- мосвязь, иерархию их учебных целей; отработку правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности (координации движений, сно- ровки, соблюдения технических требований к структуре и качеству и т.п.), достижение определенной скорости в работе (темпа, ритма, производитель- ности труда), формирование профессиональнойсамостоятельности.

Для каждого этапа тренировок (в зависимости от класса упражнения) должны формулироваться критерии и показатели уровня подготовки [2,7,8] (освоения знаний, умений, навыков). Например, при изучении приемов и операций – это отработка правильности трудовых действий, далее – дости- жение точности, скорости,сноровки.

Управление процессом усвоения ЗУН в ходе выполнения упражнений происходит на основе наблюдения инструктора за действиями обучаемого, оценки его вопросов и ответов инструктору. В ходе обучения инструктор субъективно, но на основе собственного профессионального опыта оцени- вает качество выполнения упражнения и дает указания обучаемому, изме- няет содержание и темп показа и объяснения, либо выставляетитоговую


оценку. Инструктор может использовать для контроля простейшие измери- тельные приборы (например, секундомер), либо приборы, входящие в со- став оборудования.

Согласно [8] примерная программа подготовки крановщика куправ-

лению портальным краном без использования тренажера представлена в таблице1.1.

 

Однако при обучении на реальных перегрузочных машинах возника- ют трудности в реализации таких важных принципов обучения, как поэтап- ность и непрерывность, нет объективного контроля и самоконтроля кор- ректности действий обучаемого. Как правило, инструкторы не имеют педа- гогической подготовки. Ограничено время тренировок, недопустима само- подготовка и повышена вероятность создания аварийных ситуаций. Нельзя совместить теоретическую и практическую подготовку. Для обучения из производственного технологического процесса отвлекается высокопроизво- дительная техника, которая в процессе обучения изнашивается, дополни- тельно расходуется электроэнергия. Программы производственного обуче- ния не основаны на методике обучения приемам управления, а определяют- ся в основном опытом инструктора.

Согласно [9], все указанные недостатки обучения могут быть устране- ны, сроки подготовки операторов снижены, а качество подготовки улучшено за счет рационального использования в учебном процессе тренажеров.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...