Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Взаимодействие взрослых с детьми
В системном подходе, лежащем в основе Программы, реализуется отношение к ребенку как к системно развивающемуся индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду. При этом процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого – это динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения, который рассматривается в Программе как фундаментальный стержень коррекционно-развивающегося обучения и воспитания. На начальном этапе весь обучающий процесс с умственно отсталыми детьми организуется взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль их выполнения и оценку. Но это не значит, что ребенок остается при этом пассивным. Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса – он должен научиться принимать поставленную взрослым цель, вслед за проведенным взрослым анализом ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи. Лишь наличие перечисленных выше элементов обучающего процесса обеспечивает успех коррекционной работы по развитию всех видов детской деятельности у дошкольников с умственной отсталостью. Следовательно, элементы учебной деятельности формируются у умственно отсталых детей раньше, чем другие виды детской деятельности. На основе уже сформированного, хотя бы на начальном уровне развития элементов учебной деятельности, организуется работа по становлению ведущей (игровой) и типичных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой). Наряду с общеметодологическими подходами к взаимодействию сотрудников с детьми реализуются гуманные, личностно-ориентированные стратегии общения педагогов с детьми в повседневной жизни: - взрослые проявляют уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; - обращаются с детьми ласково с улыбкой, осуществляя тактильный контакт (гладят, обнимают, сажают на колени и т. д.); - обращаются к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства; - тепло обращаются с детьми во время различных режимных моментов (в том числе утром при встрече с ребенком, во время еды, подготовки ко сну, переодевания и пр.); - стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам; - поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности и состояния здоровья (предпочтение той или иной пищи, привычки и др.); - педагоги чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их потребность в поддержке взрослых; - выслушивают детей с вниманием и уважением: - вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, обсуждают их проблемы; - успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремятся избавить ребенка от негативных переживаний; - педагоги общаются с детьми индивидуально, выбирая позицию «глаза в глаза»; - педагоги формируют у детей положительное отношение к сверстникам; - собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям; - привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания сверстникам; - поддерживают эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей, создают условия для их принятия сверстниками; - организуя совместные игры детей, обучают их взаимодействовать позитивно, координировать свои действия, учитывать пожелания друг друга, учить делиться; - чутко относятся к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия; - сотрудники не ограничивают естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор и др.); - голос взрослого не доминирует над голосами детей; - взаимодействие с детьми в ходе режимных процедур должно стимулировать их самостоятельность; - предоставляют детям возможность самим выбирать занятие по интересам; - взрослые поддерживают положительное самоощущение детей; - чаще пользуются поощрениями, чем наказаниями; - обращают внимание ребенка на его достижения в разных видах деятельности, возможности и способности; - намеренно создают ситуацию, в которой ребенок достигает успеха. Важно, чтобы все педагоги (воспитатели, дефектологи, психолог, логопед, музыкальный педагог) реализовывали выше указанные стратегии общения не только сами в повседневной жизни, но и обучали родителей положительному взаимодействию со своими детьми. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 189. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |