Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка




Программа реализуется в традиционных и вариативных формах организации дошкольного образования. Она используется в условиях стационарных групп с 14-ти часовым, 24-ти часовым пребыванием, в группах кратковременного пребывания, в условиях семейного воспитания, в разновозрастных группах ДОО, в группах интегрированной направленности (инклюзивного воспитания и обучения), компенсирующей направленности, в психолого-педагогических и медико-социальных центрах, реабилитационных центрах и пр.

Создание специальных условий осуществляется в целях решения комп­лекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка с умственной отсталостью.

Дошкольным организациям, реализующим Программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» необходимо создать определенные педагогические условия. Прежде всего, необходимо создать материально-технические и медико-социальные условия, предметно-развивающую среду, соответствующие образовательным и коррекционным задачам.

Наряду с этим, необходимо в организации иметь профессиональные кадры: на 1 группу –1 ставка учителя-дефектолога, 0,25 ставки музыкального руководителя, 0,25 инструктора по физической культуре, 2 ставки воспитателя. При этом профессиональная подготовка специалистов должна соответствовать профилю педагогической деятельности. Кроме того, она должна соответствовать достижениям передовой науки и практики и постоянно совершенствоваться, поскольку у умственно отсталых детей разброс индивидуальных особенностей развития более выражен, чем у детей в условиях нормативного развития.

Содержание данной Программы строится с учетом жизненно важных потребностей детей, лежащих в зоне актуального и потенциального развития ребенка. Определить содержание индивидуальной программы обучения специалисты могут после проведения педагогической диагностики.

Именно потребности детей с умственной отсталостью, в том числе и образовательные, определяют те предметные области, которые являются значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения.

Охарактеризуем базовые ориентиры к построению программ воспитания и обучения детей разного возраста.

Так, для ребенка младенческого возраста базовым предметным областям соответствуют основные линии развития ребенка:

- эмоционально-личностное и эмоционально-деловое общение,

- развитие перцептивно-моторной деятельности,

- становление предметных действий через активизацию манипулятивной деятельности ребенка,

- удовлетворение потребности ребенка в движении,

- формирование начальных ориентировочных реакций типа «Что это?»,

- становление элементарных зрительно-двигательных координаций,

- понимание обращенной речи и стимуляция лепетных диалогов,

- активизация познавательного интереса к окружающим людям и предметам.

Для ребенка раннего возраста основными линиями развития являются:

- смена ведущих мотивов деятельности,

- развитие эмоционально-делового и предметного общения,

- развитие и активизация общих движений,  

- развитие предметных действий и предметной деятельности,

- развитие наглядно-действенного мышления,

- интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи;

- овладение различными навыками в процессе подражания,

- становление представлений о себе,

- формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности,

- активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании собственных достижений,

-  закрепление навыков самообслуживания,

- развитие активной речи.

Для ребенка младшего дошкольного возраста основными линиями развития являются:

- смена ведущих мотивов,

- развитие общих движений,

- развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов,

- формирование системы сенсорных эталонов,

- развитие наглядно-образного мышления,

- формирование представлений об окружающем,

- расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи,

- овладение диалогической речью,

- фонетической, лексической и грамматической сторонами речи,

- овладение коммуникативными навыками,

- становление сюжетно-ролевой игры,

- развитие навыков социального поведения и социальной компетентности,

- становление продуктивных видов деятельности,

- развитие самосознания.

Для ребенка старшего дошкольного возраста основными линиями являются:

- совершенствование общей моторики,

- развитие тонкой ручной моторики, зрительной двигательной координации,

- формирование произвольного внимания,

- развитие сферы образов-представлений,

- становление ориентировки в пространстве,

- совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления,

- формирование связной речи и речевого общения,

- формирование элементов трудовой деятельности,

- расширение видов познавательной активности,

- становление адекватных норм поведения.

Вышеназванные линии развития служат ориентирами при разработке содержания обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. При этом надо всегда помнить, что основное содержание программы направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию вторичных отклонений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...