Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-коммуникативное развитие
Основополагающим содержанием раздела «Социально-коммуникативное развитие» является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе сотрудничества его с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми. В области «СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И КОММУНИКАЦИИ»основными задачами образовательной деятельности являются: от 3-х лет до 4-х лет: - совершенствовать потребность в эмоционально-личностном контакте со взрослыми; - формировать интерес к ситуативно-деловому контакту со взрослым; - обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого); - совершенствовать понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем в процессе общения со взрослыми; - совершенствовать умения выполнять элементарную речевую инструкцию, регламентирующую какое-либо действие ребенка в определенной ситуации; - формировать у детей умения адекватно реагировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к занятиям, пространственные перемещения и т. п.; - учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям; - учить обыгрывать сюжетные и дидактические игрушки; - воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым; - воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке; - воспитывать у детей интерес к подвижным играм; - учить детей играть рядом, не мешая друг другу; - формировать представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах; - формировать уверенность, чувство раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи; - формировать представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье; - воспитывать самостоятельность в быту: учить детей обращаться к педагогам за помощью, формировать навык опрятности; учить пользоваться туалетом, выходя из туалета чистыми, одетыми, учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой, формировать навык аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом, учить пользоваться носовым платком, формировать навык раздевания и одевания, уходу за снятой одеждой, учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и зрительного контроля; от 4-х лет до 5-ти лет: - формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями); - продолжать формировать у детей представления о себе и о своей семье; - продолжать формировать у детей представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах; - учить детей узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях; - закрепить у детей умения выделять и называть основные части тела (голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы); - учить детей показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши; на голове – волосы; - учить детей определять простейшие функции организма: ноги ходят; руки берут, делают; глаза смотрят; уши слушают; - формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку и т. п.; - учить детей наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников; - учить детей эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним; от 5-ти до 6-ти лет: - воспитывать у детей потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников; -формировать умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев), умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь); - закрепить умение называть свое имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников; - учить детей называть свой возраст, день рождения, место жительства (город, поселок); - формировать интересы и предпочтения в выборе любимых занятий, игр, игрушек, предметов быта; - учить детей обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями («Давай будем вместе играть», «Дай мне игрушку (машинку)»; - продолжать формировать у детей коммуникативные умения – приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу – доброжелательно взаимодействовать; - учить детей осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности сверстников; - формировать у детей потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.); от 6-ти до 7 (8)-ми лет: - учить детей выражать свои чувства (радость, грусть, удивление, страх, печаль, гнев, жалость, сочувствие); - формировать у детей умение играть в коллективе сверстников; - продолжать формировать у детей умение развертывать сюжетно-ролевые игры, осуществляя несколько связанных между собой действий в причинно-следственных зависимостей; - учить детей передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, печаль, тревога, страх, удивление); - учить детей предварительному планированию этапов предстоящей игры; - продолжать учить детей отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденные ими в процессе экскурсий и наблюдений, закрепить умение оборудовать игровое пространство с помощью различных подручных средств и предметов-заменителей; - учить детей использовать знаковую символику для активизации их самостоятельной деятельности и создания условных ориентиров для развертывания игры; - продолжать развивать у детей умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, его повадки, особенности поведения; - закрепить умение драматизировать понравившиеся детям сказки и истории; - учить детей распознавать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние; - формировать у детей элементарную самооценку своих поступков и действий; - учить детей осознавать и адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих; - учить детей замечать изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого или сверстника; - формировать у детей переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, выражение радости); - формировать у детей отношение к своим чувствам и переживаниям как к регуляторам общения и поведения; - формировать у детей умения начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и близким взрослым; - формировать у детей простейшие способы разрешения возникших конфликтных ситуаций; - обучать детей навыкам партнерства в игре и совместной деятельности, учить обращаться к сверстникам с просьбами и предложениями о совместной игре и участии в других видах деятельности; - продолжать формировать у детей желание участвовать в совместной деятельности (уборка игрушек; кормление и уход за животными и растениями в живом уголке; сервировка стола, уборка посуды; уход за территорией; влажная уборка помещения в детском саду и дома; посадка лука и цветов в детском саду, на приусадебном участке и др.). Дети могут научиться: · передавать эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление); · здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; · благодарить за услугу, за подарок, угощение; · адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации; · проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям; · выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых границах; · проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий; · адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих; · замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника; · начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и близкими взрослыми; · владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику). В области «ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В БЫТУ (ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ)»основными задачами образовательной деятельности являются: от 3-х лет до 4-х лет: · учить детей обращаться к педагогам за помощью; · формировать навык опрятности; · учить пользоваться туалетом, выходя из туалета чистыми, одетыми; · учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой; · формировать навык аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом; · учить пользоваться носовым платком; · формировать навык раздевания и одевания, уходу за снятой одеждой; · учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и зрительного контроля; от 4-х лет до 5-ти лет: · продолжать работу с детьми по привитию культурно-гигиенических навыков; · воспитывать у детей навыки опрятности и умение правильно пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу; · продолжать закреплять у детей навык умывания; · учить детей мыть ноги перед сном; · закреплять у детей навыки правильного поведения за столом, учить самостоятельно есть, правильно пользоваться чашкой, ложкой, вилкой салфеткой; · учить детей красиво и не спеша есть, откусывать пищу маленькими кусочками, тщательно прожевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды; · приучать детей в процессе одевания и раздевания соблюдать определенную последовательность - часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым; · познакомить детей с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды – пользование «молнией», кнопками, застежками, «липучками», ремешками, пуговицами, крючками, шнурками; · учить детей пользоваться расческой; · формировать у детей навык ухода за полостью рта – полоскание рта после еды, чистка зубов утром и вечером; · закрепить у детей умение обращаться за помощью к взрослому, учить помогать друг другу в процессе одевания – раздевания; · учить детей вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов – предложить друг другу стул, поблагодарить за помощь, завязать платок, застегнуть пуговицу; · воспитывать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом. Дети могут научиться: · пользоваться унитазом; · самостоятельно надевать штаны и колготы после пользования туалетом, выходить из туалета одетыми; · засучивать рукава без закатывания; · мыть руки мылом, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло; · вытирать руки насухо, развертывая полотенце; · есть ложкой, правильно держать ее в правой руке (в левой для левшей) между пальцами, а не в кулаке; · набирать в ложку умеренное количество пищи; · подносить ложку ко рту плавным движением; · есть не торопясь, хорошо пережевывая пищу; · помогать хлебом накладывать пищу в ложку; · пользоваться салфеткой; · благодарить после еды. · самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, шапку, обувь, рубашку, кофту, платье; · самостоятельно снимать верхнюю одежду; · аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик; · правильно надевать обувь, различать правый и левый ботинок; · регулярно причесываться; · чистить зубы и полоскать рот после еды.
При обучении хозяйственному труду основными задачами являются: от 5-ти до 6-ти лет: - воспитывать у детей желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда; - учить детей замечать непорядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории и устранять его; - формировать у детей практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в своих вещах, помещении, игровом уголке, на огороде (цветнике), а также в уходе за растениями и животными; - создать условия для овладения детьми практическими действиями с предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях наведения порядка в знакомом помещении и на знакомой территории; - учить детей планировать свои практические действия при выполнении трудовых поручений, распределять свое время в соответствие с необходимыми трудовыми затратами; - учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений; - воспитывать чувство гордости за результаты своего труда; от 6-ти до 7-ми лет: - закреплять у детей желание трудиться, умение получать удовлетворение от результатов своего труда; - продолжать формировать умения наводить порядок в своей одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории; - формировать у детей практические действия, которые необходимы для ухода за растениями на участке и животными из живого уголка; - продолжать учить детей практическим действиям с предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях правильного их использования при наведении порядка в знакомом помещении и на знакомой территории; - учить детей выполнять свои практические действия в соответствии с планом занятий и с учетом режимных моментов; - расширять способы сотрудничества детей в процессе выполненной работе; - учить детей бережному отношению к орудиям труда; - воспитывать самостоятельность и активность детей в процессе трудовой деятельности. Дети могут научиться: · получать удовлетворение от результатов своего труда; · наводить порядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории; · пользоваться знакомым рабочим инвентарем; · ухаживать за растениями дома и на участке; выполнять элементарные действия по уходу за домашними животными; · сотрудничать со сверстниками при выполнении определенных поручений; · выполнять обязанности дежурного по группе; · передавать друг другу поручения взрослого; · давать словесный отчет о выполненной работе; · бережно относиться к орудиям труда, к результатам своего труда и труда взрослых; · оказывать помощь нуждающимся в ней взрослых и детям. При формировании игры: от 3-х до 4-х лет: - учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям; - учить обыгрывать игрушки; - воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым; - воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке; - воспитывать у детей интерес к подвижным играм; - учить детей играть рядом, не мешая друг другу; от 4-х до 5-ти лет: - учить детей воспроизводить цепочку игровых действий; - учить вводить в игру элементы сюжетной игры; - учить детей играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой, подчиняясь требованиям игры; учить принимать на себя роль (матери, отца, бабушки, шофера, воспитателя, музыкального работника, доктора, продавца); - учить детей наблюдать за деятельностью взрослых, фиксировать результаты своих наблюдений в речевых высказываниях; - познакомить детей с нормами поведения в ходе новых для детей форм работы – экскурсии, походы в магазин, в медицинский кабинет; - формировать у детей адекватные формы поведения в воображаемой ситуации («Это магазин, а Маша – продавец», «Коля ведет машину. Коля – шофер. А все мы – пассажиры, едем в детский сад»). - учить детей участвовать в драматизации сказок с простым сюжетом; от 5-ти до 6-ти лет: - формировать у детей умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи; - обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми; - формировать в игре представления о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом; - учить детей решать в игре новые задачи: использовать предмет - заменитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер, в процессе игры; - учить детей осуществлять перенос усвоенных игровых способов действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность; - активизировать самостоятельную деятельность детей, насыщая сюжет игровыми ситуациями; - учить детей самостоятельно принимать решения о выборе будущей игры, закладывая основы планирования собственной деятельности; - закрепить умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории; от 6-ти до 7-ми лет: - формировать у детей умение играть в коллективе сверстников; - продолжать формировать у детей умение развертывать сюжетно-ролевые игры, осуществляя несколько связанных между собой действий в причинно-следственных зависимостей; - учить детей передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, печаль, тревога, страх, удивление); - учить детей предварительному планированию этапов предстоящей игры; - продолжать учить детей отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденные ими в процессе экскурсий и наблюдений, закрепить умение оборудовать игровое пространство с помощью различных подручных средств и предметов-заменителей; - учить детей использовать знаковую символику для активизации их самостоятельной деятельности и создания условных ориентиров для развертывания игры; - продолжать развивать у детей умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, его повадки, особенности поведения; - закрепить умение драматизировать понравившиеся детям сказки и истории. Дети могут научиться: · играть c желанием в коллективе сверстников; · передавать эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление); · отражать в игре события реальной жизни, переносить в игру увиденное детьми в процессе экскурсий и наблюдений; · участвовать в знакомых сюжетно-ролевые играх («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Аптека», «Цирк», «Школа», «Театр»; · передавать в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения; · использовать в игре знаки и символы, ориентироваться по ним в процессе игры; · самостоятельно выбирать настольно-печатную игру и партнера для совместной деятельности; · участвовать в коллективной драматизации знакомых сказок или рассказов; · проявлять готовность к социальному взаимодействию в коллективе сверстников. Познавательное развитие В данной области Программы выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые способствуют поэтапному формированию способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта в следующих направлениях: • сенсорное воспитание и развитие внимания, • формирование мышления, • формирование элементарных количественных представлений, • ознакомление с окружающим. В области «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ»основными задачами образовательной деятельности являются: от 3-х до 4-х лет: - совершенствовать у детей умение воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона; - развивать тонкие дифференцировки при восприятии легко вычленяемых свойства предметов, различающихся зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус; - закрепить умение различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий, сладкий – горький; - учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи); - формировать у детей поисковые способы ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач; - создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование); до 7 (8-ми лет): Дети могут научиться: · соотносить действия, изображенные на картине, с реальными действиями (выбор · дорисовывать недостающие части рисунка; · воссоздавать целостное изображение предмета по его частям; · соотносить форму предметов с геометрической формой – эталоном; · ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела; · дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности; · использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности; · описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус; · воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (2-3); · дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы; · группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков; · использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности; · ориентироваться по стрелке в знакомом помещении; · пользоваться простой схемой-планом. При формировании мышленияосновными задачами являются: от 3-х до 4-х лет: - создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного мышления: формировать целенаправленные предметно-орудийные действия в процессе выполнения практического и игрового задания; - формировать у детей обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения; - познакомить детей с проблемно-практическими ситуациями и проблемно-практическими задачами; - учить детей анализировать проблемно-практические задачи и обучать использованию предметов-заместителей при решении практических задач; - формировать у детей способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения; - учить детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач, обобщать свой опыт в словесных высказываниях; от 4-х до 5-ти лет: - продолжать учить детей анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения; - формировать у детей навык использования предметов-заместителей в игровых и бытовых ситуациях; - продолжать учить детей пользоваться методом проб, как основным методом решения проблемно-практических задач; - продолжать учить детей обобщать практический опыт в словесных высказываниях; - создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать фиксирующую и сопровождающую функции речи в процессе решения наглядно-действенных задач; от 5-ти до 6-ти лет: - создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности людей; - продолжать формировать у детей умение анализировать проблемно-практическую задачу; - продолжать формировать у детей зрительную ориентировку и основные функции речи: фиксирующую, сопровождающую, планирующую в процессе решения проблемно-практических задач; - учить детей решать задачи наглядно-образного плана: предлагать детям сюжетные картинки с изображением ситуаций, знакомых им из собственного практического опыта, стимулировать их высказывания, обобщения, раскрывающие смысл ситуаций; - формировать у детей восприятие целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках; - учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках; - формировать у детей умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения; - учить детей определять предполагаемую причину нарушенного хода явления, изображенного на сюжетной картинке, учить подбирать соответствующую предметную картинку (при выборе из 2-3-х); - учить детей определять последовательность событий, изображенных на картинках: раскладывать их по порядку, употреблять слова «сначала», «потом» в своих словесных рассказах; от 6-ти до 7-ми лет: - формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, отражать эту связь в речи, фиксируя этот опыт и обобщая его результаты; - учить детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, формируя умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение; - учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом; - учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией; - учить детей выполнять задания на классификацию картинок, выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки. Дети могут научиться: · производить анализ проблемно-практической задачи; · выполнять анализ наглядно-образных задач; · устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; · сопоставлять и соотносить текст с соответствующей иллюстрацией; · выполнять задания на классификацию картинок; · выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки. Формирование элементарных количественных представлений требует реализации следующих задач: от 3-х до 4-х лет: - создавать условия для накопления детьми опыта практических действий с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами; - развивать у детей на основе их активных действий с предметами и непрерывными множествами восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное); - учить выделять, различать множества по качественным признакам и по количеству; - формировать способы усвоения общественного опыта (действия по подражанию, образцу и речевой инструкции); - формировать практические способы ориентировки (пробы, примеривание); - развивать речь детей, начиная с понимания речевой инструкции, связанной с математическими представлениями (один – много – мало, сколько?, столько.... сколько...). педагогу важно комментировать каждое действие, выполненное самим педагогом и ребенком, давать образец вербальной (словесной) и невербальной (жестовой) форм ответа, добиваться ответов на поставленные вопросы от детей; - учить детей выделять и группировать предметы по заданному признаку; - учить выделять 1, 2 и много предметов из группы; - учить различать множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный; - учить составлять равные по количеству множества предметов: «столько..., сколько...»; - учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами в пределах двух без пересчета; от 4-х до 5-ти лет: - продолжать организовывать практические действия детей с различными предметами и непрерывными множествами (песок, вода, крупа); - совершенствовать, расширять познавательные и речевые возможности детей: формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане; продолжать обучать практическим способам ориентировки (пробы, примеривание); развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); сопровождающую и фиксирующую функции речи; - учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство; - учить осуществлять преобразования множеств, изменяющих и сохраняющих количество; - для сравнения и преобразования множеств учить детей использовать практические способы проверки – приложение и наложение; - учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (сравнение, объединение и разъединение) в пределах трех; от 5-ти до 6-ти лет: - формировать количественные представления с учетом ведущей и типичных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста (игровой и изобразительной). на занятиях по математике использовать элементы рисования и сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием; - проводить с детьми в свободное от занятий время сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием «Магазин», «Автобус» и др. (тематику игр согласовывать с разделом программы «Обучение игре»); - продолжать формировать мыслительную деятельность. Учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Развивать наглядно-образное мышление; - расширять активный словарь детей, связанный с математическими представлениями; - переходить на новый этап выполнения умственных действий: проговаривание действия в речи до его выполнения (практические действия служат способом проверки); - формировать планирующую функцию речи; - учить детей осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование и др.) в пределах четырех и пяти; решать арифметические задачи на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно в пределах четырех. - формировать простейшие измерительные навыки: учить измерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки; от 6-ти до 7-ми лет: - формировать математические представления во взаимодействии с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной и игровой); - создавать условия для использования детьми полученных на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности; - продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия; - расширять и углублять математические представления детей. учить пользоваться условными символами (цифрами) при решении арифметических задач, выполнении арифметических действий; - учить самостоятельно составлять арифметические задачи; - знакомить с цифрами в пределах пяти; - учить устному счету до десяти в прямом порядке и от семи в обратном порядке. - способствовать осмыслению воспитанниками последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду; - учить счету от заданного до заданного числа в пределах десяти; - продолжать формировать измерительные навыки. знакомить детей с использованием составных мерок. Дети могут научиться: · осуществлять количественный счет в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда, порядковый счет в пределах шести; · пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, расположенных в ряд, при разном их расположении; предметы и изображения предметов, имеющих различную величину, цвет, форму; · осуществлять преобразования множеств, предварительно проговаривая действие; · определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами; решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти; · измерять, отмеривать непрерывные множества, используя условную мерку; уметь использовать составные мерки. При ознакомлении с окружающим основными задачами обучения и воспитания выступают: от 3-х до 4-х лет: - формировать у детей интерес к изучению объектов живого и неживого мира; - знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту; - знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности; - обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления; - воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы; от 4-х до 5-ти лет: - продолжать расширять ориентировку детей в окружающей действительности; - начать формирование у детей представлений о целостности человеческого организма; - учить детей наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде; - знакомить детей предметами окружающей действительности – игрушки, посуда, одежда, мебель; - учить детей последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию; - формировать у детей временные представления: лето, осень, зима; - развивать умение детей действовать с объектами природы на основе выделенных признаков и представлений о них; - формировать у детей представления о живой и неживой природе; - учить выделять характерные признаки объектов живой и неживой природы; - учить детей наблюдениям в природе и за изменениями в природе и погоде; - воспитывать у детей основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе; от 5-ти до 6-ти лет: - формировать у детей обобщенное представление о человеке (тело, включая внутренние органы, чувства, мысли); - учить детей дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы; - учить детей соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека; - формировать у детей обобщенные представления о характерных признаках групп и категорий предметов; - формировать у детей обобщенные представления у детей о явлениях природы на основе сочетания частных разносторонних характеристик групп, категорий и свойств; - учить детей пользоваться в активной речи словесными характеристиками и определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных групп предметов; - формировать у детей временные представления (времена года: лето, осень, зима, весна; время суток – ночь, день); - учить детей расширять и дополнять выделяемые группы предметов однородными предметами на основе наблюдений, практического опыта действия с предметами, применяя имеющиеся знания и представления; от 6 до 7-ми лет: - продолжать расширять у детей представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы; - пополнять представления детей вновь изучаемыми категориями свойств и признаков; - формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации; - формировать у детей представления о видах транспорта; - формировать у детей временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, днях недели); - закрепить у детей представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени; - продолжать формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни; - развивать у детей элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени. Дети могут научиться: · называть свое имя, фамилию, возраст; · называть город (населенный пункт), в котором ребенок проживает; · называть страну; · узнавать сигналы светофора, уметь переходить дорогу на зеленый сигнал светофора; · узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер; · выделять на картинках изображения предметов транспорта, мебели, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их; · различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть некоторые из них; · называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц и их детенышей; · определять признаки четырех времен года; · различать части суток: день и ночь.
Речевое развитие Основными задачами обучения и воспитания выступают: от 3-х до 4-х лет: - совершенствовать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «Дай», «На», «Возьми», понимать и использовать указательные жесты; - продолжать учить детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами; - воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками; - воспитывать у детей интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называнию этих действий; - формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, спрашивать, что с ним можно делать?); - формировать у детей представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании; - создавать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей. - учить детей отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении; - формировать потребность у детей высказывать свои просьбы и желания словами; от 4-х до 5-ти лет: - формировать у детей умения высказывать свои потребности в активной фразовой речи; - учить детей узнавать и описывать действия персонажей по картинкам; - учить детей пользоваться фразовой речью, состоящей из двух-трех слов; - воспитывать у детей интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях; - разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалки; - учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек; - учить детей употреблять глаголы 1-го и 3-го лица ед. числа и 3-го лица множественного числа («Я рисую», «Катя танцует», «Дети гуляют»); - формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных); - учить детей употреблять в активной речи предлоги на, под, в; - развивать у детей речевые формы общения со взрослыми и сверстниками; - учить детей составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам; - развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на вопросы; - стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей; от 5-ти до 6-ти лет: - воспитывать у детей потребность выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; - продолжать уточнять и обогащать словарный запас дошкольников; - начать формировать у детей процессы словообразования; - формировать у детей грамматический строй речи, стимулируя использование детьми знакомых и новых речевых конструкций (употребление в речевых высказываниях предлогов за, перед, согласование существительных и глаголов, согласование существительных и прилагательных, местоимений и глаголов, употребление существительных в дательном и творительном падежах); - учить детей образовывать множественное число имен существительных; - учить детей строить фразы из трех-четырех слов сначала по действиям с игрушками, затем по картинке, употребляя знакомые глаголы; - учить детей понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов; - учить детей понимать прочитанный текст, устанавливая причинно-следственные отношения, явные и скрытые (с помощью педагога); - учить детей понимать прочитанный текст, уметь передавать его содержание по уточняющим вопросам и самостоятельно; - учить детей разучивать наизусть стихи, считалки, потешки, скороговорки; - учить детей понимать и отгадывать загадки; - учить детей придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме; - поощрять речевые высказывания детей в различных видах деятельности; от 6-ти до 7(8-ми) лет: Задачи обучения и воспитания: - развивать у детей вербальные формы общения со взрослыми и сверстниками; - продолжать учить детей выражать свои впечатления, чувства и мысли в речи; - закрепить умение детей пользоваться в речи монологическими и диалогическими формами; - продолжать формировать у детей грамматический строй речи; - формировать понимание у детей значения глаголов и словосочетаний с ними в настоящем, прошедшем и будущем времени; - уточнить понимание детьми значения изученных предлогов, учить пониманию и выполнению инструкции с предлогами на, под, в, за, около, у, из, между; - учить детей употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогами у, из; - расширять понимание детей значения слов (различение глаголов с разными приставками, употребление однокоренных существительных)4 - учить детей выполнению действий с разными глаголами и составлять фразы по картинке; - продолжать учить детей рассказыванию по картинке и составлению рассказов по серии сюжетных картинок; - закрепить у детей интерес к сказкам, воспитывая у них воображение и умение продолжить сказку по ее началу, восстановить утраченный элемент сюжета сказки; - учить детей составлять предложения и небольшой рассказ по сюжетной картинке; - продолжать учить детей рассказыванию об увиденном; - учить детей придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме; - продолжать разучивать с детьми стихи, загадки, считалки, пословицы и поговорки; поощрять их использование детьми в процессе игры и общения; - формировать у детей умение регулировать свою деятельность и поведение посредством речи; - закрепить у детей в речевых высказываниях элементы планирования своей деятельности; - продолжать воспитывать культуру речи детей в повседневном общении детей и на специально организованных занятиях. Дети могут научиться: · проявлять готовность к социальному взаимодействию в коллективе сверстников; · выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; · пользоваться в повседневном общении фразовой речью, состоящей из трех-четырех словных фраз; · употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов; · понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между; · использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе; · использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени; · строить фразы и рассказы,состоящие из трех-четырех предложений, по картинке; · прочитать наизусть 2-3 разученные стихотворения; · ответить на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислить ее основных персонажей, ответить, чем закончилась сказка; · знать 1-2 считалку, уметь завершить потешку или поговорку; · планировать в речи свои ближайшие действия. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 184. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |