Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-коммуникативное развитие




Основополагающим содержанием раздела «Социально-коммуникативное развитие» является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе сотрудничества его с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми.

В области «СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И КОММУНИКАЦИИ»основными задачами образовательной деятельности являются:

от 3-х лет до 4-х лет:

- совершенствовать потребность в эмоционально-личностном контакте со взрослыми;

- формировать интерес к ситуативно-деловому контакту со взрослым;

- обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);

- совершенствовать понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем в процессе общения со взрослыми;

- совершенствовать умения выполнять элементарную речевую инструкцию, регламентирующую какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;

- формировать у детей умения адекватно реагировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к занятиям, пространственные перемещения и т. п.;

- учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;

- учить обыгрывать сюжетные и дидактические игрушки;

- воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым;

- воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;

- воспитывать у детей интерес к подвижным играм;

- учить детей играть рядом, не мешая друг другу;

- формировать представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах;

- формировать уверенность, чувство раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи;

- формировать представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье;

- воспитывать самостоятельность в быту: учить детей обращаться к педагогам за помощью, формировать навык опрятности; учить пользоваться туалетом, выходя из туалета чистыми, одетыми, учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой, формировать навык аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом, учить пользоваться носовым платком, формировать навык раздевания и одевания, уходу за снятой одеждой, учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и зрительного контроля;

от 4-х лет до 5-ти лет:

- формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию (эмоционально, словесно, действиями);

- продолжать формировать у детей представления о себе и о своей семье;

- продолжать формировать у детей представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах;

- учить детей узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях;

- закрепить у детей умения выделять и называть основные части тела (голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ноги, пальцы);

- учить детей показывать на лице и называть глаза, рот, язык, щеки, губы, нос, уши; на голове – волосы;

- учить детей определять простейшие функции организма: ноги ходят; руки берут, делают; глаза смотрят; уши слушают;

- формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку и т. п.;

- учить детей наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников;

- учить детей эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним;

от 5-ти до 6-ти лет:

- воспитывать у детей потребность в любви, доброжелательном внимании значимых взрослых и сверстников;

-формировать умение видеть настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев), умение выражать сочувствие (пожалеть, помочь);

- закрепить умение называть свое имя и фамилию, имена близких взрослых и сверстников;

- учить детей называть свой возраст, день рождения, место жительства (город, поселок);

- формировать интересы и предпочтения в выборе любимых занятий, игр, игрушек, предметов быта;

- учить детей обращаться к сверстнику с элементарными предложе­ниями, просьбами, пожеланиями («Давай будем вместе играть», «Дай мне игрушку (машинку)»;

- продолжать формировать у детей коммуникативные умения – приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу – доброжелательно взаимодействовать;

- учить детей осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности сверстников;

- формировать у детей потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.);

от 6-ти до 7 (8)-ми лет:

- учить детей выражать свои чувства (радость, грусть, удивление, страх, печаль, гнев, жалость, сочувствие);

- формировать у детей умение играть в коллективе сверстников;

- продолжать формировать у детей умение развертывать сюжетно-ролевые игры, осуществляя несколько связанных между собой действий в причинно-следственных зависимостей;

- учить детей передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, печаль, тревога, страх, удивление);

- учить детей предварительному планированию этапов предстоящей игры;

- продолжать учить детей отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденные ими в процессе экскурсий и наблюдений, закрепить умение оборудовать игровое пространство с помощью различных подручных средств и предметов-заменителей;

- учить детей использовать знаковую символику для активизации их самостоятельной деятельности и создания условных ориентиров для развертывания игры;

- продолжать развивать у детей умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, его повадки, особенности поведения;

- закрепить умение драматизировать понравившиеся детям сказки и истории;

- учить детей распознавать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние;

- формировать у детей элементарную самооценку своих поступков и действий;

- учить детей осознавать и адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к ребенку со стороны окружающих;

- учить детей замечать изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого или сверстника;

- формировать у детей переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, выражение радости);

- формировать у детей отношение к своим чувствам и переживани­ям как к регуляторам общения и поведения;

- формировать у детей умения начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и близким взрослым;

- формировать у детей простейшие способы разрешения возникших конфликтных ситуаций;

- обучать детей навыкам партнерства в игре и совместной деятельности, учить обращаться к сверстникам с просьбами и предложениями о совместной игре и участии в других видах деятельности;

- продолжать формировать у детей желание участвовать в совместной деятельности (уборка игрушек; кормление и уход за животными и растениями в живом уголке; сервировка стола, уборка посуды; уход за территорией; влажная уборка помещения в детском саду и дома; посадка лука и цветов в детском саду, на приусадебном участке и др.).

Дети могут научиться:

· передавать эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление);

· здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании;

· благодарить за услугу, за подарок, угощение;

· адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;

· проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;

· выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых границах;

· проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;

· адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

· замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;

· начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и близкими взрослыми;

· владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику).

В области «ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В БЫТУ (ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ)»основными задачами образовательной деятельности являются:

от 3-х лет до 4-х лет:

· учить детей обращаться к педагогам за помощью;

· формировать навык опрятности;

· учить пользоваться туалетом, выходя из туалета чистыми, одетыми;

· учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой;

· формировать навык аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом;

· учить пользоваться носовым платком;

· формировать навык раздевания и одевания, уходу за снятой одеждой;

· учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и зрительного контроля;

от 4-х лет до 5-ти лет:

· продолжать работу с детьми по привитию культурно-гигиенических навыков;

· воспитывать у детей навыки опрятности и умение правильно пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу;

· продолжать закреплять у детей навык умывания;

· учить детей мыть ноги перед сном;

· закреплять у детей навыки правильного поведения за столом, учить самостоятельно есть, правильно пользоваться чашкой, ложкой, вилкой салфеткой;

· учить детей красиво и не спеша есть, откусывать пищу маленькими кусочками, тщательно прожевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды;

· приучать детей в процессе одевания и раздевания соблюдать определенную последовательность - часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым;

· познакомить детей с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды – пользование «молнией», кнопками, застежками, «липучками», ремешками, пуговицами, крючками, шнурками;

· учить детей пользоваться расческой;

· формировать у детей навык ухода за полостью рта – полоскание рта после еды, чистка зубов утром и вечером;

· закрепить у детей умение обращаться за помощью к взрослому, учить помогать друг другу в процессе одевания – раздевания;

· учить детей вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов – предложить друг другу стул, поблагодарить за помощь, завязать платок, застегнуть пуговицу;

· воспитывать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом.

Дети могут научиться:

· пользоваться унитазом;

· самостоятельно надевать штаны и колготы после пользования туалетом, выходить из туалета одетыми;

· засучивать рукава без закатывания;

· мыть руки мылом, правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло;

· вытирать руки насухо, развертывая полотенце;

· есть ложкой, правильно держать ее в правой руке (в левой для левшей) между пальцами, а не в кулаке;

· набирать в ложку умеренное количество пищи;

· подносить ложку ко рту плавным движением;

· есть не торопясь, хорошо пережевывая пищу;

· помогать хлебом накладывать пищу в ложку;

· пользоваться салфеткой;

· благодарить после еды.

· самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, шапку, обувь, рубашку, кофту, платье;

· самостоятельно снимать верхнюю одежду;

· аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик;

· правильно надевать обувь, различать правый и левый ботинок;

· регулярно причесываться;

· чистить зубы и полоскать рот после еды.

 

При обучении хозяйственному труду основными задачами являются:

от 5-ти до 6-ти лет:

- воспитывать у детей желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда;

- учить детей замечать непорядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории и устранять его;

- формировать у детей практические действия, которые необходимы им для наведения порядка в своих вещах, помещении, игровом уголке, на огороде (цветнике), а также в уходе за растениями и животными;

- создать условия для овладения детьми практическими действиями с предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях наведения порядка в знакомом помещении и на знакомой территории;

- учить детей планировать свои практические действия при выполнении трудовых поручений, распределять свое время в соответствие с необходимыми трудовыми затратами;

- учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений;

- воспитывать чувство гордости за результаты своего труда;

от 6-ти до 7-ми лет:

- закреплять у детей желание трудиться, умение получать удовлетворение от результатов своего труда;

- продолжать формировать умения наводить порядок в своей одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории;

- формировать у детей практические действия, которые необходимы для ухода за растениями на участке и животными из живого уголка;

- продолжать учить детей практическим действиям с предметами-орудиями и вспомогательными средствами в целях правильного их использования при наведении порядка в знакомом помещении и на знакомой территории;

- учить детей выполнять свои практические действия в соответствии с планом занятий и с учетом режимных моментов;

- расширять способы сотрудничества детей в процессе выполненной работе;

- учить детей бережному отношению к орудиям труда;

- воспитывать самостоятельность и активность детей в процессе трудовой деятельности.

Дети могут научиться:

· получать удовлетворение от результатов своего труда;

· наводить порядок в одежде, в знакомом помещении, на знакомой территории;

· пользоваться знакомым рабочим инвентарем;

· ухаживать за растениями дома и на участке; выполнять элементарные действия по уходу за домашними животными;

· сотрудничать со сверстниками при выполнении определенных поручений;

· выполнять обязанности дежурного по группе;

· передавать друг другу поручения взрослого;

· давать словесный отчет о выполненной работе;

· бережно относиться к орудиям труда, к результатам своего труда и труда взрослых;

· оказывать помощь нуждающимся в ней взрослых и детям.

При формировании игры:

от 3-х до 4-х лет:

- учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;

- учить обыгрывать игрушки;

- воспитывать у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым;

- воспитывать у детей эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;

- воспитывать у детей интерес к подвижным играм;

- учить детей играть рядом, не мешая друг другу;

от 4-х до 5-ти лет:

- учить детей воспроизводить цепочку игровых действий;

- учить вводить в игру элементы сюжетной игры;

- учить детей играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой, подчиняясь требованиям игры; учить принимать на себя роль (матери, отца, бабушки, шофера, воспитателя, музыкального работника, доктора, продавца);

- учить детей наблюдать за деятельностью взрослых, фиксировать результаты своих наблюдений в речевых высказываниях;

- познакомить детей с нормами поведения в ходе новых для детей форм работы – экскурсии, походы в магазин, в медицинский кабинет;

- формировать у детей адекватные формы поведения в воображаемой ситуации («Это магазин, а Маша – продавец», «Коля ведет машину. Коля – шофер. А все мы – пассажиры, едем в детский сад»).

- учить детей участвовать в драматизации сказок с простым сюжетом;

от 5-ти до 6-ти лет:

- формировать у детей умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи;

- обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми;

- формировать в игре представления о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом;

- учить детей решать в игре новые задачи: использовать предмет - заменитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер, в процессе игры;

- учить детей осуществлять перенос усвоенных игровых способов действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;

- активизировать самостоятельную деятельность детей, насыщая сюжет игровыми ситуациями;

- учить детей самостоятельно принимать решения о выборе будущей игры, закладывая основы планирования собственной деятельности;

- закрепить умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории;

от 6-ти до 7-ми лет:

- формировать у детей умение играть в коллективе сверстников;

- продолжать формировать у детей умение развертывать сюжетно-ролевые игры, осуществляя несколько связанных между собой действий в причинно-следственных зависимостей;

- учить детей передавать эмоциональное состояние персонажей в процессе игры (радость, печаль, тревога, страх, удивление);

- учить детей предварительному планированию этапов предстоящей игры;

- продолжать учить детей отражать события реальной жизни, переносить в игру увиденные ими в процессе экскурсий и наблюдений, закрепить умение оборудовать игровое пространство с помощью различных подручных средств и предметов-заменителей;

- учить детей использовать знаковую символику для активизации их самостоятельной деятельности и создания условных ориентиров для развертывания игры;

- продолжать развивать у детей умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, его повадки, особенности поведения;

- закрепить умение драматизировать понравившиеся детям сказки и истории.

Дети могут научиться:

· играть c желанием в коллективе сверстников;

· передавать эмоциональное состояние персонажей (горе, радость и удивление);

· отражать в игре события реальной жизни, переносить в игру увиденное детьми в процессе экскурсий и наблюдений;

· участвовать в знакомых сюжетно-ролевые играх («Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Аптека», «Цирк», «Школа», «Театр»;

· передавать в игре с помощью специфических движений характер персонажа, повадки животного, особенности его поведения;

· использовать в игре знаки и символы, ориентироваться по ним в процессе игры;

· самостоятельно выбирать настольно-печатную игру и партнера для совместной   деятельности;

· участвовать в коллективной драматизации знакомых сказок или рассказов;

· проявлять готовность к социальному взаимодействию в коллективе сверстников.

Познавательное развитие

       В данной области Программы выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые способствуют поэтапному формированию способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта в следующих направлениях:

• сенсорное воспитание и развитие внимания,

• формирование мышления,

• формирование элементарных количественных представлений,

• ознакомление с окружающим.

В области «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ»основными задачами образовательной деятельности являются:

от 3-х до 4-х лет:

- совершенствовать у детей умение воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

- развивать тонкие дифференцировки при восприятии легко вычленяемых свойства предметов, различающихся зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус;

- закрепить умение различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый – сухой, большой – маленький, громкий – тихий, сладкий – горький;

- учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);

- формировать у детей поисковые способы ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;

- создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);


до 7 (8-ми лет):

Дети могут научиться:

· соотносить действия, изображенные на картине, с реальными действиями (выбор
из 3-4-х);

· дорисовывать недостающие части рисунка;

· воссоздавать целостное изображение предмета по его частям;

· соотносить форму предметов с геометрической формой – эталоном;

· ориентироваться в пространстве, опираясь на схему собственного тела;

· дифференцировать цвета и их оттенки и использовать представления о цвете в продуктивной и игровой деятельности;

· использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;

· описывать различные свойства предметов: цвет, форму, величину, качества поверхности, вкус;

· воспроизводить по памяти наборы предложенных слов и словосочетаний (2-3);

· дифференцировать звуки окружающей действительности на бытовые шумы и звуки явлений природы;

· группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков;

· использовать обобщенные представления о некоторых свойствах и качествах предметов в деятельности;

· ориентироваться по стрелке в знакомом помещении;

· пользоваться простой схемой-планом.

При формировании мышленияосновными задачами являются:

от 3-х до 4-х лет:

- создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного мышления: формировать целенаправленные предметно-орудийные действия в процессе выполнения практического и игрового задания;

- формировать у детей обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения;

- познакомить детей с проблемно-практическими ситуациями и проблемно-практическими задачами;

- учить детей анализировать проблемно-практические задачи и обучать использованию предметов-заместителей при решении практических задач;

- формировать у детей способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения;

- учить детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач, обобщать свой опыт в словесных высказываниях;

от 4-х до 5-ти лет:

- продолжать учить детей анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения;

- формировать у детей навык использования предметов-заместителей в игровых и бытовых ситуациях;

- продолжать учить детей пользоваться методом проб, как основным методом решения проблемно-практических задач;

- продолжать учить детей обобщать практический опыт в словесных высказываниях;

- создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать фиксирующую и сопровождающую функции речи в процессе решения наглядно-действенных задач;

от 5-ти до 6-ти лет:

- создавать предпосылки для развития у детей наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности людей;

- продолжать формировать у детей умение анализировать проблемно-практическую задачу;

- продолжать формировать у детей зрительную ориентировку и основные функции речи: фиксирующую, сопровождающую, планирующую в процессе решения проблемно-практических задач;

- учить детей решать задачи наглядно-образного плана: предлагать детям сюжетные картинки с изображением ситуаций, знакомых им из собственного практического опыта, стимулировать их высказывания, обобщения, раскрывающие смысл ситуаций;

- формировать у детей восприятие целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках;

- учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках;

- формировать у детей умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения;

- учить детей определять предполагаемую причину нарушенного хода явления, изображенного на сюжетной картинке, учить подбирать соответствующую предметную картинку (при выборе из 2-3-х);

- учить детей определять последовательность событий, изображенных на картинках: раскладывать их по порядку, употреблять слова «сначала», «потом» в своих словесных рассказах;

от 6-ти до 7-ми лет:

- формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, отражать эту связь в речи, фиксируя этот опыт и обобщая его результаты;

- учить детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, формируя умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение;

- учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом;

- учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией;

- учить детей выполнять задания на классификацию картинок, выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки.

Дети могут научиться:

· производить анализ проблемно-практической задачи;

· выполнять анализ наглядно-образных задач;

· устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках;

· сопоставлять и соотносить текст с соответствующей иллюстрацией;

· выполнять задания на классификацию картинок;

· выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки.

Формирование элементарных количественных представлений требует реализации следующих задач:

от 3-х до 4-х лет:

- создавать условия для накопления детьми опыта практических действий с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами;

- развивать у детей на основе их активных действий с предметами и непрерывными множествами восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное);

- учить выделять, различать множества по качественным признакам и по количеству;

- формировать способы усвоения общественного опыта (действия по подражанию, образцу и речевой инструкции);

- формировать практические способы ориентировки (пробы, примеривание);

- развивать речь детей, начиная с понимания речевой инструкции, связанной с математическими представлениями (один – много – мало, сколько?, столько.... сколько...). педагогу важно комментировать каждое действие, выполненное самим педагогом и ребенком, давать образец вербальной (словесной) и невербальной (жестовой) форм ответа, добиваться ответов на поставленные вопросы от детей;

- учить детей выделять и группировать предметы по заданному признаку;

- учить выделять 1, 2 и много предметов из группы;

- учить различать множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный;

- учить составлять равные по количеству множества предметов: «столько..., сколько...»;

- учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами в пределах двух без пересчета;

от 4-х до 5-ти лет:

- продолжать организовывать практические действия детей с раз­личными предметами и непрерывными множествами (песок, вода, крупа);

- совершенствовать, расширять познавательные и речевые возможности детей: формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане; продолжать обучать практическим способам ориентировки (пробы, примеривание); развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); сопровождающую и фиксирующую функции речи;

- учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство;

- учить осуществлять преобразования множеств, изменяющих и со­храняющих количество;

- для сравнения и преобразования множеств учить детей использовать практические способы проверки – приложение и наложение;

- учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (сравнение, объединение и разъединение) в пределах трех;

от 5-ти до 6-ти лет:

- формировать количественные представления с учетом ведущей и типичных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста (игровой и изобразительной). на занятиях по математике использовать элементы рисования и сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием;

- проводить с детьми в свободное от занятий время сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием «Магазин», «Автобус» и др. (тематику игр согласовывать с разделом программы «Обучение игре»);

- продолжать формировать мыслительную деятельность. Учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Развивать наглядно-образное мышление;

- расширять активный словарь детей, связанный с математическими представлениями;

- переходить на новый этап выполнения умственных действий: проговаривание действия в речи до его выполнения (практические действия служат способом проверки);

- формировать планирующую функцию речи;

- учить детей осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование и др.) в пределах четырех и пяти; решать арифметические задачи на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно в пределах четырех.

- формировать простейшие измерительные навыки: учить измерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки;

от 6-ти до 7-ми лет:

- формировать математические представления во взаимодействии с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной и игровой);

- создавать условия для использования детьми полученных на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности;

- продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия;

- расширять и углублять математические представления детей. учить пользоваться условными символами (цифрами) при решении арифметических задач, выполнении арифметических действий;

- учить самостоятельно составлять арифметические задачи;

- знакомить с цифрами в пределах пяти;

- учить устному счету до десяти в прямом порядке и от семи в обратном порядке.

- способствовать осмыслению воспитанниками последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду;

- учить счету от заданного до заданного числа в пределах десяти;

- продолжать формировать измерительные навыки. знакомить детей с использованием составных мерок.

Дети могут научиться:

· осуществлять количественный счет в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда, порядковый счет в пределах шести;

· пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, расположенных в ряд, при разном их расположении; предметы и изображения предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;

· осуществлять преобразования множеств, предварительно прого­варивая действие;

· определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами; решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти;

· измерять, отмеривать непрерывные множества, используя услов­ную мерку; уметь использовать составные мерки.

При ознакомлении с окружающим основными задачами обучения и воспитания выступают:

от 3-х до 4-х лет:

- формировать у детей интерес к изучению объектов живого и неживого мира;

- знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту;

- знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности;

- обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления;

- воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы;

от 4-х до 5-ти лет:

- продолжать расширять ориентировку детей в окружающей действительности;

- начать формирование у детей представлений о целостности человеческого организма;

- учить детей наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде;

- знакомить детей предметами окружающей действительности – игрушки, посуда, одежда, мебель;

- учить детей последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию;

- формировать у детей временные представления: лето, осень, зима;

- развивать умение детей действовать с объектами природы на основе выделенных признаков и представлений о них;

- формировать у детей представления о живой и неживой природе;

- учить выделять характерные признаки объектов живой и неживой природы;

- учить детей наблюдениям в природе и за изменениями в природе и погоде;

- воспитывать у детей основы экологической культуры: эмоциональное, бережное отношение к природе;

от 5-ти до 6-ти лет:

- формировать у детей обобщенное представление о человеке (тело, включая внутренние органы, чувства, мысли);

- учить детей дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы;

- учить детей соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека;

- формировать у детей обобщенные представления о характерных признаках групп и категорий предметов;

- формировать у детей обобщенные представления у детей о явлениях природы на основе сочетания частных разносторонних характеристик групп, категорий и свойств;

- учить детей пользоваться в активной речи словесными характеристиками и определениями, обозначающими качественное своеобразие изученных групп предметов;

- формировать у детей временные представления (времена года: лето, осень, зима, весна; время суток – ночь, день);

- учить детей расширять и дополнять выделяемые группы предметов однородными предметами на основе наблюдений, практического опыта действия с предметами, применяя имеющиеся знания и представления;

от 6 до 7-ми лет:

- продолжать расширять у детей представления о свойствах и качествах предметов и явлений, объектах живой и неживой природы;

- пополнять представления детей вновь изучаемыми категориями свойств и признаков;

- формировать у детей представления о вариативности выделяемых признаков и различных основаниях для осуществления классификации и сериации;

- формировать у детей представления о видах транспорта;

- формировать у детей временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, днях недели);

- закрепить у детей представления о времени и расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени;

- продолжать формировать у детей представления о труде людей и значимости той или иной профессии в жизни;

- развивать у детей элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени.

Дети могут научиться:

· называть свое имя, фамилию, возраст;

· называть город (населенный пункт), в котором ребенок проживает;

· называть страну;

· узнавать сигналы светофора, уметь переходить дорогу на зеленый сигнал светофора;

· узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;

· выделять на картинках изображения предметов транспорта, мебели, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их;

· различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть некоторые из них;

· называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц и их детенышей;

· определять признаки четырех времен года;

· различать части суток: день и ночь.

 



Речевое развитие

Основными задачами обучения и воспитания выступают:

от 3-х до 4-х лет:

- совершенствовать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «Дай», «На», «Возьми», понимать и использовать указательные жесты;

- продолжать учить детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами;

- воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками;

- воспитывать у детей интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называнию этих действий;

- формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, спрашивать, что с ним можно делать?);

- формировать у детей представление о том, что все увиденное, ин­тересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;

- создавать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.

- учить детей отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении;

- формировать потребность у детей высказывать свои просьбы и желания словами;

от 4-х до 5-ти лет:

- формировать у детей умения высказывать свои потребности в активной фразовой речи;

- учить детей узнавать и описывать действия персонажей по картинкам;

- учить детей пользоваться фразовой речью, состоящей из двух-трех слов;

- воспитывать у детей интерес к собственным высказываниям и высказываниям сверстников о наблюдаемых явлениях природы и социальных явлениях;

- разучивать с детьми потешки, стихи, поговорки, считалки;

- учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек;

- учить детей употреблять глаголы 1-го и 3-го лица ед. числа и 3-го лица множественного числа («Я рисую», «Катя танцует», «Дети гуляют»);

- формировать у детей грамматический строй речи (согласование глаголов с существительными, родительный падеж имен существительных);

- учить детей употреблять в активной речи предлоги на, под, в;

- развивать у детей речевые формы общения со взрослыми и сверстниками;

- учить детей составлять описательные рассказы по предъявляемым игрушкам;

- развивать у детей познавательную функцию речи: задавать вопросы и отвечать на вопросы;

- стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей;

от 5-ти до 6-ти лет:

- воспитывать у детей потребность выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

- продолжать уточнять и обогащать словарный запас дошкольников;

- начать формировать у детей процессы словообразования;

- формировать у детей грамматический строй речи, стимулируя использование детьми знакомых и новых речевых конструкций (употребление в речевых высказываниях предлогов за, перед, согласование существительных и глаголов, согласование существительных и прилагательных, местоимений и глаголов, употребление существительных в дательном и творительном падежах);

- учить детей образовывать множественное число имен существительных;

- учить детей строить фразы из трех-четырех слов сначала по действиям с игрушками, затем по картинке, употребляя знакомые глаголы;

- учить детей понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов;

- учить детей понимать прочитанный текст, устанавливая причинно-следственные отношения, явные и скрытые (с помощью педагога);

- учить детей понимать прочитанный текст, уметь передавать его содержание по уточняющим вопросам и самостоятельно;

- учить детей разучивать наизусть стихи, считалки, потешки, скороговорки;

- учить детей понимать и отгадывать загадки;

- учить детей придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме;

- поощрять речевые высказывания детей в различных видах деятельности;

от 6-ти до 7(8-ми) лет:

Задачи обучения и воспитания:

- развивать у детей вербальные формы общения со взрослыми и сверстниками;

- продолжать учить детей выражать свои впечатления, чувства и мысли в речи;

- закрепить умение детей пользоваться в речи монологическими и диалогическими формами;

- продолжать формировать у детей грамматический строй речи;

- формировать понимание у детей значения глаголов и словосочетаний с ними в настоящем, прошедшем и будущем времени;

- уточнить понимание детьми значения изученных предлогов, учить пониманию и выполнению инструкции с предлогами на, под, в, за, около, у, из, между;

- учить детей употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогами у, из;

- расширять понимание детей значения слов (различение глаголов с разными приставками, употребление однокоренных существительных)4

- учить детей выполнению действий с разными глаголами и составлять фразы по картинке;

- продолжать учить детей рассказыванию по картинке и составлению рассказов по серии сюжетных картинок;

- закрепить у детей интерес к сказкам, воспитывая у них воображение и умение продолжить сказку по ее началу, восстановить утраченный элемент сюжета сказки;

- учить детей составлять предложения и небольшой рассказ по сюжетной картинке;

- продолжать учить детей рассказыванию об увиденном;

- учить детей придумывать различные рассказы по наглядной модели-схеме;

- продолжать разучивать с детьми стихи, загадки, считалки, пословицы и поговорки; поощрять их использование детьми в процессе игры и общения;

- формировать у детей умение регулировать свою деятельность и поведение посредством речи;

- закрепить у детей в речевых высказываниях элементы планирования своей деятельности;

- продолжать воспитывать культуру речи детей в повседневном общении детей и на специально организованных занятиях. 

Дети могут научиться:

· проявлять готовность к социальному взаимодействию в коллективе сверстников;

· выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

· пользоваться в повседневном общении фразовой речью, состоящей из трех-четырех словных фраз;

· употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;

· понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между;

· использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;

· использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени;

· строить фразы и рассказы,состоящие из трех-четырех предложений, по картинке;

· прочитать наизусть 2-3 разученные стихотворения;

· ответить на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислить ее основных персонажей, ответить, чем закончилась сказка;

· знать 1-2 считалку, уметь завершить потешку или поговорку;

· планировать в речи свои ближайшие действия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...