Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организуемой группы (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев, Н. П.




Фетискин)

Назначение. Методика предназначена для определения интегральных организаторских

способностей личности.

Инструкция. В форме таблиц представлены наиболее значимые организаторские

способности личности и их составляющие. Пользуясь пятибалльной системой, вам

необходимо произвести оценку каждого качества либо в форме самооценки, либо в

виде оценки независимого эксперта, Желательно давать объективные и искренние

ответы, не допуская пропусков. Значения пятибалльной оценки:

5 - черта ярко выражена, проявляется зримо и постоянно,

4 - черта проявляется довольно часто,

3 - эпизодически проявляется черта, иногда в заметной или слабой форме,

2 - качество проявляется очень редко и малозаметно,

1 - качество полностью отсутствует.

В колонке «б» отмечаются изменения качеств в последнее время. В случаях

усиления оно обозначается знаком (+), ослабления (-) и неизменяемости (=).

В графе «в» отмечаются возможные изменения оцениваемых качеств в ближайший

временной период. Позитивно усиливающиеся изменения обозначаются знаком (+),

знаком (-)-угасающие, ослабевающие изменения и знаком (=) - отсутствие

каких-либо изменений в обозримом периоде.

Бланк для ответов

 

№ 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ (способность наиболее полно и глубоко

отражать психологию других людей)    

 5 4 3 2 1 6 в 1. Способность быстро увидеть психологические особенности и

состояния другого человека.        № 5 4 3 2 1 б в 2. Способность переживать

то, что переживают, чувствуют другие люди (эмоциональная синхронность).       

3. Способность выделять психологические особенности людей по произведениям

искусства и литературы (в кинофильмах, книгах, картинах).   4. Способность

давать меткие характеристики людям.   5. Повышенный интерес и внимание к

другим людям как к товарищам по совместной деятельности.   6. Видит ли

важные (существенные) психологические особенности других людей.    7.

Склонность и способность анализировать поведение и поступки других людей.      

 8. Глубокая вера в силы, возможности и способности коллектива.   9.

Способен ли мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.

    Общий балл (S)    Средний балл (М); М = ?/п (п - количество

качеств)   2. КРИТИЧЕСКИ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УМ (ум «практика-психолога»,

владение практической психологией) 1. Способность распределять обязанности,

поручения при коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей

людей.   2. Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей. 

3. Способность учитывать психологические состояния людей в конкретных

жизненных ситуациях.   4. Способность заинтересовывать людей делом, найти

моральные и материальные стимулы заинтересованности.   5. Учет

взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей при их группировке для

выполнения общей задачи.   6. Способность обучаться организаторским

знаниям, навыкам и умениям: а) быстро б) прочно   7. Способность быстро и

легхо усваивать опыт лучших организаторов (сверстников и старших) и обучаться

организаторской деятельности.   8. Способность мысленно «прикидывать»,

«взвешивать», находить соответствие между возникающими задачами практики и

количеством возможных исполнителей.   9. Тенденции ставить на первое место

в решении практических задач наличие людских возможностей (а не материальных и

других).    Общий балл (?)    Средний балл (М); М = ?/п (п -

количество качеств)   № 5 4 3 2 1 б в 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТАКТ

(способность находить меру подхода к людям при установлении взаимоотношений и

взаимодействий с ними) 1. Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с

людьми в состоянии возбуждения, бурной радости, гнева.   2. Способность

находить верный тон, если возбужденное состояние возникло у другого человека.  

3. Умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах

(отсутствие «речевого шаблона»).   4. Способность находить индивидуальный

подход к людям в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей. 

5. То же, но в зависимости от временных состояний.   6. То же, но в

зависимости от обстоятельств, влияющих на взаимоотношения людей друг с другом. 

7. Готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность,

участливость по отношению к людям.   8. Естественность в обращении с

людьми, способность всегда оставаться самим собой (без наигранности,

нарочитости поведения).   9. Выраженное чувство справедливости в подходе к

другим людям.    Общий балл (I)    Средний балл (М); М = ?/п (п -

количество качеств)   4. СОЦИАЛЬНАЯ БОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ (способность

«заражать» и «заряжать» энергией других людей, способность воздействовать на

них) 1. Способность речью воздействовать на других, побуждать их к действию.   

2. Способность к волевому воздействию на других.        3. Способность

«заражать» и «заряжать» других своей энергией.   4. Способность «заражать»

других своим отношением к людям, событиям.   5. Способность воздействовать

на других убедительностью доводов.   6. Способность «заражать» и

«заряжать» других своими эмоциями, чувствами.   7. Способность

воздействовать на других личностной деятельностью (действием, включением в

работу).   И, Способность создавать в группе уверенность в успехе дела.   

9. Способность правильно выбирать момент решающего воздействия.        

Общий балл (I)    Средний балл (М); М = ?/п (п - количество качеств)      

 № 5 4 3 2 1 б в 5. ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ КДРУГИМЛЮДЯМ (следует заметить, что это

качество личности не всегда в равной мере сочетается с требовательностью к

себе) 1. Способность быстро принимать решения о предъявлении требования.       

2 Постоянство в предъявлении требований.   3. Самостоятельность в

требованиях.   4. Гибкость в требованиях.   5. Настойчивость в

требовательности.   6. Способность выражать требования в разной форме (от

приказа до шутки).   7. Способность находить наилучшую форму требования в

зависимости от индивидуальных особенностей человека.    Общий балл (?)    

Средний балл (М); М = JJn (n - количество качеств)   6. КРИТИЧНОСТЬ

(способность анализировать отклонения от принятых организатором норм в

деятельности и поведении других людей. Это качество не всегда сочетается с

самокритичностью) 1. Способность увидеть и выделить у людей существенные, но

мало заметные для других положительные или отрицательные стороны.   2.

Самостоятельность в оценках недостатков и положительных особенностей.   3.

Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.       

4. Прямота и смелость, критичность без придирчивости.   5. Логичность и

аргументированность критических замечаний.   6. Глубина и существенность

критических замечаний.   7/. Постоянство критичности.   8.

Доброжелательность критичности.    Общий балл (?)    Средний балл

(М); М = ?/п (п - количество качеств)   7. СКЛОННОСТЬ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [в отличие от стремления командовать, стать над другими,

главенствовать) 1. Потребность в организаторской деятельности.   2.

Самхтоятельнхть в оценке недостатков и положительных особенностей.   3.

Способность легко анализировать недостатки и положительные особенности.       

4. Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного

за других.   №

5. 6. 5 4 3 2 1 б в

Неутомимость в организаторской работе.       

Чувство удовлетворенности (положительное самочувствие) в процессе

организаторской работы.   7, Легкость и свобода в выполнении

организаторской деятельности (чувствует себя в организаторской деятельности как

рыба в воде).   8. Пониженное настроение при отсутствии организаторской

деятельности.    Общий балл (1)    Средний балл (М); М = ?/п (п -

количество качеств)   8. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ВОРГАНИЗАТОРСКИХСПОСОБНОСТЯХЛИЧНОСТИ 1. Проявляет организаторские способности

во многих видах деятельности.   а. Проявляет организаторские способности в

каком-то одном сравнительно узком виде деятельности (например, не в

художественной самодеятельности, а только в танцах).   3. Способность

хорошо организовывать и сверстников, и младших.   4. Способен хорошо

организовать преимущественно сверстников.   5. Способен хорошо

организовать преимущественно младших.   6. Уровень выраженности

организаторских способностей в зависимости от пола организуемых: а] одинаково

хорошо организует и мальчиков, и девочек; б) преимущественно мальчиков; в}

преимущественно девочек.   7. Уровень выраженности организаторских

способностей в зависимости от того, руководит ли характеризуемый другими

организаторами или непосредственно исполнителями: а) одинаково хорошо руководит

и организаторами, и исполнителями; б) организаторами лучше, чем исполнителями

(сверстниками, одноклассниками и др.); в) исполнителями лучше, чем другими

организаторами.   8. Ведущие, преобладающие формы воздействия на

организуемых (если различные формы сочетаются, то характеризуйте каждую); , а)

словесно-логическая форма воздействия (склонен воздействовать логикой

доказательств); б) практически-активная форма воздействия (склонен

воздействовать показом, действием}; в) эмоциональная форма воздействия

(«заражает» других своими чувствами, эмоциями).   9. Проявляет себя в

организаторской деятельности: а) настойчиво, напористо, энергично, активно; б)

склонен организовать других порывами; в) в организаторской деятельности быстр,

переключаем (действует «и скоро, и споро»);   № 5 4 3 2 1 б в г)

организаторскую деятельность не снижают, не задерживают сильные жизненные

воздействия, резкое неодобрение, неудачи; д) в организаторской деятельности

проявляет себя как чувствительный, но ломкий прибор.    Общий балл (Z)    

Средний балл (М); М = ?/п (п - количество качеств)       

Обработка и интерпретация данных

По каждому из исследуемых качеств определяется общий (?) и усредненный

показатель (М) в баллах. На основе этих данных необходимо сделать обобщение

либо в форме таблицы, либо «личностного профиля».

Матрица для заполнения результатов представлена в таблице.

Профиль личностных качеств, составляющих структуру организаторских способностей

№ Качества организаторских способностей Степень проявления качеств (в баллах)

 

5 4 3 2 1 1 Психологическая избирательность 2. Практически-психологический

VM 3. Психологический такт 4. Социальная Бездейственность ... 5,

6. Требовательность к другим людям     

Критичность 7. Склонность к организаторской деятельности 8.

Индивидуальные различия в организаторских способностях личности       

 О степени выраженности того или иного качества можно судить по содержательной

характеристике приведенной выше пятибалльной системы.

Если при обобщении независимых характеристик встречаются случаи, когда по

одному и тому же показателю разные люди дают разные оценки, превышающие два и

более балла (например, один характеризующий ставит 5 баллов, а другой - 3, или

соответственно 4 и 2,3 и 1, тем более 5 и 1, 5 и 2,4 и 1), то среднюю

арифметическую оценку выводить неправомерно. Здесь необходимо дополнительное

изучение характеризуемой личности по данному показателю. Во всяком случае,

подобное несовпадение должно быть специально отмечено при обобщении.

Психологическую характеристику организаторских способностей необходимо дать на

основе обобщения данных таблицы {психологической избирательности,

практически-психологическому уму, психологическому такту и др.)

Обобщение завершается указанием на наиболее значимые для данной личности

индивидуальные различия в организаторских способностях, а также тенденций их

развития.

На основе указанного выше материала делается общий краткий вывод об

изучаемой личности с точки зрения ее организаторских возможностей: не способен

к самостоятельной организаторской деятельности, проявляет слабые или средние

организаторские способности, проявляет хорошие способности, очень способный

организатор.

 

6.1.6. Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен)

Назначение. Методика направлена на выявление ориентации руководителя на людей

и на задачу.

Инструкция. Опросник содержит 35 утверждений, отражающих особенности

управленческого поведения. Представьте себе, что вы являетесь руководителем

определенной профессиональной группы людей. При ответе на каждое утверждение

теста вы можете выбрать один из возможных ответов: всегда - В, часто - Ч,

иногда - И, редко - Р, никогда -Н. Прочитав утверждение, ставьте соответственно

обозначения: В, Ч, И, Р, Н около каждого номера.

 

Опросник

1.Вероятно, всегда был бы руководителем группы.

2.Решился бы на сверхурочную работу.

3.Предоставил бы членам группы полную свободу действий в работе.

4.Поддерживал бы одинаковые способы деятельности.

5.Позволил бы людям при решении проблемы критически мыслить.

6.Сделал бы все от меня зависящее, чтобы моя группа была лучше, чем

конкурирующие группы.

7.Говорил бы как представитель своей группы.

8.Побуждал бы членов группы к большему старанию.

9.Испытывал бы свои идеи в группе.

10.Разрешил бы членам группы свободно проявлять инициативу.

11.Много работал бы в надежде на повышение.

12.Терпел бы замедленные действия и неуверенность.

13.В присутствии посетителей выступал бы от имени группы.

14.Хотел бы поддерживать высокий ритм работы.

15.Давал бы работникам возможность работать с «развязанными» руками.

16.В конфликтных ситуациях в группе действовал бы как посредник.

17.Утопал бы в деталях.

18.Представлял бы группу в ее отношениях с внешним миром.

19.Не хотел бы предоставлять членам группы свободу действий.

20.Решал бы сам, что и как делать.

21.Побуждал бы работников к росту производительности труда.

22.Делегировал бы некоторым работникам полномочия, которые мог бы оставить себе.

 

23.Обычно дела идут так, как я предсказывал.

24.Разрешал бы группе выдвигать много инициативных предположений,

25.Давал бы членам группы конкретные задания.

26.Хотел бы вносить изменения.

27.Просил бы членов группы работать интенсивнее.

28.Считал бы, что члены группы хорошо используют свои способности критически

мыслить.

29.Составил бы график работы.

30.Отказывался бы объяснять свои действия.

31.Убеждал бы других в том, что мои идеи пойдут им на пользу.

32.Разрешал бы группе самостоятельно определять ритм своей работы.

33.Призывал бы группу превысить свои рекордные показатели.

34.Действовал бы, не советуясь с группой.

35.Предполагал бы, что все члены группы соблюдают инструкции и предписания.

 

  Обработка результатов выполнения теста

1.Отметьте следующие номера вопросов: 8, 12, 17, 18, 19, 30, 34, 35.

2. Поставьте цифру 1 (один) перед отмеченными номерами вопросов, на которые вы

ответили «редко» (Р) или «никогда» (Н).

3.Поставьте цифру 1 (один) перед всеми остальными номерами вопросов, на которые

вы ответили «всегда» (В) или «часто» (Ч).

4.Обведите кружками цифры 1 (один), стоящие перед вопросами: 3, 5, 8,10, 15, 18,

19, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 35.

5.Подсчитайте количество ответов, отмеченных единицей в кружках. Это количество

баллов, указывающих на степень вашей направленности на людей.

6.Подсчитайте количество ответов, не отмеченных цифрой 1 (один). Это баллы,

указывающие на степень вашей направленности на задачу.

Интерпретация

1.Максимальное количество баллов по шкале ориентации на людей - 15. Показатель

выше 12 баллов означает, что имеет место выраженность ориентации на людей.

2.Количество баллов, превышающих 12 по шкале ориентации на задачу, показывает

степень ее выраженности. Руководители такого типа, как правило, менее всего

считаются с людьми.

 

6.1.7. Экспресс-диагностика организаторских способностей

  Назначение. Предлагаемая методика дает возможность более глубоко

разобраться в структуре организаторских способностей и одновременно выявить

уровень владения ими.

Инструкция. Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да»

или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить

соответствующий для вас ответ.

                           Опросник

1.Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения?

2.Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как

поступить?

3.Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?

4.Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?

5.Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования,

развлечения?

6.Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?

7.Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с

вашими мнениями или советами?

8.Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают

свои обязательства?

9.Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?

10.Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на

первых порах из привычной шлеи?

11.У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного

не получается?

12.Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?

13.Вы обычно активны на собраниях?

14.Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою

правоту?

15.Вас раздражают поручения и просьбы?

16.Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?

17.Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?

18.Вас выводит из себя, когда опаздывают?

19.К вам часто обращаются за советом или помощью?

20.У вас в основном получается жить по принципу «дал слово - держи»?

         Обработка и интерпретация результатов

Анализ результатов начинается с сопоставления полученных ответов с приведенным

ниже ключом.

                  Ключ

«Да»: 1,3, 5,7,9,11,13,17,18, 19, 20.

«Нет»: 2, 4, 6, 8, 10,12, 14,15, 16,

Затем необходимо подсчитать сумму совпадений с ключом. Коэффициент

организаторских способностей равен дроби, где числитель - сумма совпадений с

ключом, умноженная на 100%, а знаменатель- 20.

  Критерии для выводов:

  до 40% - уровень организаторских способностей низкий;

  40-70% - средний; свыше 70% - высокий.

 

6.1.8. Диагностика стилей педагогического общения

Инструкция. Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте знаком «+», если

согласны с ним, и символом «-», если даете отрицательный ответ. От степени

объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

 

                                 Опросник

I. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно

пройденной теме?

2.Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3.Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

4.Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за

учительским столом (на кафедре) ?

5.Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами

ранее и давали положительные результаты?

6.Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?

7.Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову

примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8.Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

9.Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица

слушателей?

10.Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?

11.Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от

своих записей (конспектов)?

12.Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул,

оживление и т. п.) среди учащихся?

13.Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин), чтобы установить

нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

14.Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе

со стороны учащихся во время урока?

15.Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него

ответить?

16.Предпочитаете ли вы, чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения

учебного материала?

17.Забываете ли вы во время урока о том, кто вас слушает?

18.Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и

следить за их эмоциональными реакциями?

19.Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

20.Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?

21.Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы

урока?

22.Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?

23.Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо

от ситуации?

24.Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по

плану урока времени?

25.Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии

повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?

                     Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным

ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит

80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную

склонность стойкой.

 

Ключ

 

 

6.1.9. Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты

ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что

суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в

бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним,

используя предложенную шкалу:

5 - практически всегда; 4 - часто; 3 - иногда; 2 - случайно; 1 - очень редко.

Бланк ответов

Ф.И.О.. Пол

Варианты ответа:

Возраст _

 

 

                                         Опросник

1.Большинство людей ответят грубостью на грубость.

2.Большинство людей не верят во что-либо новое до тех пор, пока не испытают это

на себе.

3.Тот, сто полностью доверят другим людям, часто находится в затруднительном

положении.

4.Большинство людей работают в полную силу только в том случае, если их

заставляют это делать,

5.Даже самые отвратительные преступники имеют хоть капельку приличия.

6.Каждый нормальный человек будет бороться за то, что важно для него, даже если

это будет стоить ему рабочего места (не задумываясь о последствиях).

7.Большинство людей не задумываются о том, что для них плохо, а что хорошо.

8.Некоторые самые блестящие люди обладают самыми отвратительными пороками.

9.Большинство людей намного легче забывают смерть своих родителей, чем потерю

собственности.

10.Многие люди любят похвалиться, когда для этого нет достаточных оснований.

11.Большинству людей нравится преодолевать сложные ситуации.

12.Большинство людей отличаются храбростью.

13.Природа так создала человека, что он способен достичь меньше того, чем ему

хотелось бы,

14.Самая большая разница между преступниками и другими людьми заключается в том,

 что преступники были настолько глупы, что дали себя поймать.

15.Наилучший способ поладить с людьми - говорить им то, что они хотели бы

услышать.

16.Более безопасно помнить о том, что люди имеют пороки, которые проявляются в

самых неожиданных ситуациях.

17.По природе своей люди добры.

18.Неверно считать, что в мире каждую минуту рождаются подлецы.

19.Для человеческой природы характерно поступать только с выгодой для себя.

20.Большинство людей удовлетворяются тем, что похоже на правду, но не является

таковой.

                    Обработка и интерпретация результатов

  Баллы суммируются.

80 баллов и больше - высокий показатель;

60-80 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому;"

40-60 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому;

40 баллов и меньше - низкий показатель.

 

Раздел 2

ДИАГНОСТИКА

ИНТЕГРАТИВНЫХ СТИЛЕЙ

УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДСТВА

ПЕРСОНАЛОМ

 

6.2.1. Оценка служебно-рационалистического стиля руководства

Назначение. Рационалистический (формально-бюрократический) стиль - один из

типичных стилей руководства. Выраженный в большей или меньшей степени, он

характеризует «рациональные» (по М. Веберу) организации. Данная методика может

использоваться для выявления склонностей руководителя (уже состоявшегося или

будущего) к определенному стилю руководства (типу служебного поведения), при

выборе профессии и места работы, а также при оценке персонала.

 

Инструкция, Определите ваше отношение к каждому из приведенных ниже

высказываний.

№ Утверждения В основном согласен В основном несогласен 1. Я ценю стабильность

в своей работе. 2. Мне нравится работать в тех организациях, дальнейшее

развитие которых предсказуемо. 3. Самой лучшей работой будет для меня та, при

которой мое будущее не будет заранее определено. 4. Хорошим местом работы для

меня могло бы быть, например, правительство. 5. Правила, регламентации,

определенные процедуры - все это приводит меня в ужас. 6. Мне было бы приятно

работать на компанию, у которой было бы 85000 сотрудников, работающих по всему

миру. 7. Я считаю, что быть представителем свободной профессии (художником,

писателем и т. п.) - очень рискованное дело, я бы за него не взялся. 3. Перед

тем как принять предложение о работе, мне необходимо узнать все детали. 9. Я

бы с большим удовольствием работал художником на дому, имел бы свободный график,

 нежели был бы клерком в одной из крупных корпораций. № Утверждения В

основном согласен В основном не согласен 10. Служебное положение, по моему

мнению, должно также учитываться при повышении заработной платы или продвижении

на новую должность, как и результаты проделанной работы. 11. Я бы очень

гордился, если бы работал на самую крупную и успешно развивающуюся компанию в

своей отрасли. 12. Если бы мне предоставили выбор, я бы предпочел

зарабатывать 50000 долларов, будучи вице-президентом в маленькой компании,

нежели 60000 долларов в качестве специалиста в крупной. 13. Для меня

унизительно нахамить служебный значок с указанием моего номера в отделе кадров.

14. Места для служебной парковки должны распределяться в соответствии со

служебным положением. 15. Если бухгалтер работает на большую компанию (как

один из многих специалистов), то он (она) не может быть настоящим

профессионалом в своем деле. 16. Перед тем как принять предложение о работе,

я бы хотел удостовериться, что в компании, где я буду работать, предусмотрены

различные программы для улучшения положения сотрудников, их стабильного

профессионально-должностного роста. 17. Компания не сможет добиться успеха до

тех пор, пока она не составит список определенных правил и процедур для своих

сотрудников. 18. Фиксированное число часов работы и четко определенные

отпуска гораздо важнее для меня, чем получение ярко выраженного эмоционального

удовольствия от этой работы. 19. При уважительном отношении к людям должно

учитываться их служебное положение. 20. Правила на то и существуют, чтобы их

нарушать.  

Обработка и интерпретация результатов

Используя ключ, подсчитайте количество баллов. 1 балл дается за каждый

служебно-рационалистический ответ «в основном согласен» на вопросы: 1, 2,3,4, 7,

 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19 и «в основном не согласен» на вопросы: 5, 6, 9,

13, 15, 17, 20.

Уровни служебно-рационалистического стиля:

15-20 - высокий;

8-14 - средний;

1-7 - низкий.

 

6.2.2. Оценка стилей принятия управленческих решений

Инструкция. Как вы знаете, управленческая деятельность сложна и многообразна. У

каждого руководителя свои собственные приемы и методы эффективной работы.

Единого рецепта нет. Сколько руководителей, столько и подходов к решению

проблем. Для того чтобы больше узнать о специфике управленческой деятельности,

о том, какими способами руководители добиваются поставленных целей, мы просим

вас принять участие в нашем исследовании.

Нам очень важно узнать ваше мнение по ряду вопросов. Прочтите, пожалуйста,

каждое из утверждений, которые приведены ниже, и решите, согласны вы с ним или

нет, совпадает оно с вашей позицией или не совпадает. При ответах используйте

шкалу от,-3 до +3 баллов.

3 балла вы присваиваете тем суждениям, с которыми вы полностью согласны;

2 балла - согласны;

1 балл - если вы считаете, что с этим суждением, пожалуй, можно согласиться;

О - однозначно да или нет не скажешь, ни да, ни нет;

-1 балл - вряд ли с этим можно согласиться;

-2 балла - не согласен;

-3 балла - абсолютно не согласен.

Для того чтобы результаты исследования были максимально полными, очень важно

узнать, что думаете и как поступаете именно вы, интересна не общепринятая, а

ваша точка зрения. Поэтому при ответах опирайтесь на свой опыт работы, на свою

практику и старайтесь

отвечать быстро.

Заранее благодарим вас за участие. Если все понятно, то вы можете приступать к

работе

над опросником.

 

Опросник

1.Руководители больше устают и чаще, чем их подчиненные, чувствуют себя

вымотанными.

2.Со временем любая проблема разрешается сама собой.

3.Дело только выиграет, если подчиненных чаще хвалить и реже наказывать.

4.Гуманисту трудно стать хорошим руководителем.

5.За ошибки команды должен отвечать руководитель.

6.Цель действительно оправдывает средства.

7.Каждодневная рутина - та тяжелая ноша, от которой руководителю не избавиться

при всем желании.

8.Если руководитель часто привлекает подчиненных к обсуждению проблем, то он

плохо

справляется со своими обязанностями.

9.То, что все вокруг быстро изменяется, делает работу руководителя еще более

интересной.

10.Руководитель не имеет права на слабость.

11.В управленческой деятельности лучший способ обороны - наступление.

12.«Тише едешь, дальше будешь» - правило, которому руководитель должен

неукоснительно следовать.

13.Когда руководитель отсутствует, подчиненные начинают хуже работать.

14.Руководитель остается руководителем всегда и везде.

15.Все, что требуется от подчиненных, - это исполнительность.

16.Молодому управленцу для успешной карьеры обязательно нужно вырабатывать

командный голос.

17.Можно закрыть глаза на непрофессионализм подчиненного, если он очень хороший

человек.

18. Для пользы дела нужна жесткая субординация между руководителем и

подчиненными.

19.В идеале успешным можно считать того руководителя, который устраивает всех

членов

группы.

20.Решение стратегических, перспективных проблем гораздо важнее, чем решение

текущих, каждодневных вопросов.

21.Почти каждая проблема должна выноситься на обсуждение коллектива.

22.Если подчиненные испытывают трепет перед руководителем, значит, они его

уважают.

23.Учить плавать можно и не умея самому держаться на воде.

24.Риск в управлении недопустим.

25.Наказание - очень эффективный способ воспитания.

26.Налоги в нашей стране такие, что нет ничего зазорного в их частичной

неуплате.

27.Большинство людей ленивы, поэтому их приходится заставлять работать.

28.В большинстве случаев руководитель должен оставаться вне критики.

29.Для руководителя важно сделать подчиненных своими друзьями.

30.Для успеха дела руководитель должен постоянно генерировать новые идеи.

31.Надо больше доверять рядовым членам коллектива, они сами знают, что и как

нужно делать.

32.Успех приходит к тому, кто способен рисковать.

33.Исполнители обязательно должны участвовать в процессе выработки решения.

34.Руководителю совсем не обязательно быть во всем примером для своих

подчиненных.

35.Лучше лишний раз даже без повода похвалить человека, чем наказать пусть и за

провинность.

36.Чем больше свободы предоставляется подчиненным, тем лучше.

37.Залог успеха любого дела - в контроле за теми, кому это дело поручено.

38.В такое сложное время, как наше, от того, какое именно решение примет

руководитель, не зависит практически ничего.

39.Ожидая распоряжений сверху, руководители среднего звена упускают свой шанс

продвинуться по карьерной лестнице.

40.Было бы желание - и тогда горы можно свернуть.

41.Принципиально новое, необычное решение проблемы чаще всего предпочтительнее,

чем старое, консервативное.

42.Жесткие меры в управлении недопустимы.

43,Безработица - это величайшее зло.

44.Обстоятельства сильнее нас.

45.Если руководителю и требуется совет, когда он принимает решение, то это

прежде всего совет эксперта, совет независимого специалиста.

46.В управленческой деятельности инициатива действительно наказуема.

47.Чтобы бизнес хорошо развивался, нужна армейская дисциплина.

48.Руководитель может хорошо работать только в стабильном обществе со

стабильной экономикой, когда все предсказуемо.

49.Обязательная характеристика хорошего руководителя - это требовательность к

подчиненным. 50.Его величество случай - вот что определяет исход дела.

51. Это нормально, когда подчиненные считают своего руководителя жестким и даже

жестоким.

 

  Ключ для обработки результатов

Шкала «Властность»:

Прямые пункты: 4, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 45,

47, 51.

Обратные пункты: 3, 29, 31, 33, 35, 36

Шкала «Поведение в проблемной ситуации»:

Прямые пункты: 5, 9, 30, 32,37, 39, 40, 41,49.

Обратные пункты; 2, 7, 12, 17, 19, 21, 24, 28, 38, 42, 43, 44, 46, 48, 50.

По каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Процедура подсчета

суммарного балла состоит в следующем, Ответам испытуемых на прямые пункты

опросника приписывается балл на основе следующего соотношения:

ответ -3          -2         -1            0               

1                2                3

 балл  1           2          3            4               

5               6                7 

 

Ответам испытуемых на обратные пункты опросника приписываются баллы на основе

соотношения:

Ответ -3          -2         -1            0                

 1                2                3

 Балл 7           6           5            4               

3                2                1

 

Для оценки стилевой принадлежности того ли иного руководителя необходимо

подсчитать средние значения признаков и стандартные отклонения. Для шкалы

«Властность»: М = 95,5, а = 15,5. Для шкалы «Поведение в проблемной ситуации»:

М = 117,5, о = 13,4.

Дальнейшее уточнение стратегиальных особенностей руководителей

осуществляется с помощью показателей в таблице.

Числовые критерии для классификации руководителей на основе методики «Стиль

принятия управленческих решений»

Стиль Властность Поведение в ситуации ПР Попустительский < 88 баллов М~0,5а <

111 баллов М-0,5о Маргинальный > 103 балла М-0,5о < 111 баллов М-0,5ст

Реализаторский < 88 баллов М-0,5о > 124 балла М+0,5о Авторитарный > 103 балла

М+0,5о > 124 балла М+0,5ет Ситуационный От 88 до 103 баллов От 111 до 124

баллов  

 

6.2.3. Стиль работы руководителя с документацией (И. В. Липсиц)

Назначение. Методика основана на самооценке руководителем своего стиля

работы с деловыми бумагами по 12 суждениям. Суждения в тесте объединены в

четыре группы (по три суждения в каждой). Испытуемый должен прочесть каждое из

предложенных на тестовом бланке суждений и оценить, насколько то, о чем сказано

в суждении, верно по отношению к нему. Свой ответ он должен отметить в

соответствующей колонке. Название стилей носит метафорический характер.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и

оцените, насколько оно верно по отношению к вам и вашей работе. Оценки могут

быть четырех видов:

•   совершенно справедливо;

•  пожалуй, справедливо;

•   не совсем так;

•  совершенно не так.

 

Этим ответам соответствуют четыре колонки, расположенные с правой стороны

данного бланка. Свою оценку суждений отметьте знаком «V» в соответствующей

колонке. Над оценкой долго не задумывайтесь. В тесте не может быть правильных

или неправильных ответов. Обычно первый пришедший в голову ответ наиболее

верный. Результаты теста помогут вам взглянуть на себя и свою работу со стороны.

 

Содержание суждений Совершенно справедливо Пожалуй, справедливо Не совсем так

Совершенно не так Группа 1

 Когда у меня полно неотложной работы, я часто откладываю новые бумаги в

сторону.

Когда я не слишком загружен прочими делами, я обрабатываю большую часть бумаг

сам.

Я сам разбираю корреспонденцию, потому что больше с ней никто не справится, а

вид непрочитанных бумаг меня раздражает. Группа 2

 Мне приходится преодолевать внутреннее сопротивление, когда я поручаю

подчиненному подготовить за себя важный документ.

Большую часть документации по менее важным вопросам готовят мои подчиненные. Я

обращаюсь за помощью к другим только тогда, когда возможность служебных

неприятностей становится весьма реальной. Группа 3

Меня раздражает, что приходится тратить время на бумажную рутину, и, когда я

занят, бумаги отодвигаю в сторону.

Я не считаю себя обязанным отвечать на каждую бумажку, адресованную мне.

Я не считаю, что объем и характер служебной переписки отражает успешность моей

работы и мое положение в нашей организации. Группа 4

Когда я сталкиваюсь с кризисной ситуацией, мне не хватает времени, чтобы

зафиксировать ее в документах.

Лишь мысль о возможных неприятностях может заставить меня дописать служебный

доклад.

Пока у меня есть более важные дела, я откладываю рутинную документацию в

сторону.         

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте количество набранных вами баллов. Каждый ответ «совершенно

справедливо» оценивается в 3 балла; «пожалуй, справедливо» - 2 балла; «не

совсем так» - 1 балл; «совершенно не так» - 0 баллов. Затем суммируйте

количество баллов по четырем группам. Результаты исследования представьте в

графической форме. Для этого по вертикали обозначьте баллы, а по горизонтали -

стили работы с документацией: «суперисполнитель», «рас-пасовщик»,

«антибюрократ», «волокитчик».

Стиль «суперисполнителя» [7 и более балов по первой шкале). Склонность к

личному выполнению любой бумажной работы. «Бумажный трудоголик» не разгибается

до тех пор, пока внимательно не изучит всю входящую информацию: служебные

записки, инструкции, приказы, отчеты. В этом контексте он считается незаменимым

работником, так как отчетная пунктуальность ценится не меньше любой другой

деятельности.

Стиль «распасовщика» (7 и более баллов по второй шкале). Характеризуется

выраженной склонностью к делегированию полномочий. Увлекаясь делегированием,

подобные руководители предают забвению обучение, инструктирование и контроль за

деятельностью подчиненных.      Руководитель-распасовщик всю бумажную

работу перекладывает на плечи подчиненных, руководствуясь резолюциями типа:

«Прошу разобраться» или «Необходимо решить». Руководители данного типа способны

довольно быстро раскидать гору бумаг, до предела загрузив подчиненных, не

задумываясь при этом о качестве выполнения своих поручений. Издержки такого

стиля весьма очевидны.

Стиль «антибюрократа» проявляется в склонности игнорировать важность

бумажной работы. Такие руководители часто похожи на борцов с бумажками,

убежденных в том, что 99% поступающей к нему корреспонденции - мусорный хлам.

Немалую часть корреспонденции он, едва взглянув, отправляет прямиком в корзину.

Необходимый минимум информации «антибюрократ» собирает за счет личных контактов

с другими руководителями.

Стиль «волокитчика» (3 и менее балла по четвертой шкале). Руководитель

подобного типа испытывает отаращение к любой бумажной работе и, проводя минимум

времени за столом, постоянно откладывает просмотр корреспонденции. Данный стиль

проявляется в постоянном запаздывании с отчетностью, в замедленной реакции на

важные документы. Руководитель-волокитчик предпочитает «тянуть отчетность» до

последнего звонка и работать в условиях аврала и острого дефицита времени. В

результате не остается временного резерва на проверку рекомендаций и поиск

более эффективных путей решения.

 

6.2.4. Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка)

Назначение. Методика ориентирована на определение разнообразных когнитивных

способов восприятия, мышления, общения и др. и известна как методика АОСО -

аналитический обзор стиля обучения. На основе анализа своего поведения в пяти

деятельностных разновидностях представляется возможность оценки предпочитаемого

для вас когнитивно-деятельностного стиля.

Инструкция. В каждом из пяти пунктов предлагаемой программы обведите цифру,

которая является ответом на поставленный вопрос. Заполните так все пункты

программы. В заключение вы будете обладать самостоятельно вычисленным ключом к

интерпретации результатов АОСО.

Общее время работы с текстами методики не должно превышать 30 мин. Не

раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.

В каждом пункте обведите цифру, выражающую приемлемый для вас способ

запоминания.

0 - никогда;

1 - иногда;

2 - очень часто;

3 - всегда.

 

             Опросные бланки

Тип деятельности № 1.

Мои физические ощущения в процессе обучения и работы

1 Я запоминаю материал лучше, когда записываю его. 0 1 2 3 2 Я делаю множество

записей. 0 1 2 3 3 Я зрительно помню картины, слова, цифры. 0 1 2 3 4 В

процессе обучения я предпочитаю видео и телевидение всем другим средствам

масс-медиа. 0 1 2 3 5 Читая, я подчеркиваю для лучшего запоминания. 0 1 2 3 6 Я

пользуюсь цветными карандашами, чтобы выделить необходимый материал для

запоминания. 0 1 2 3 7 Мне необходимы разъяснения к упражнениям, которые я

выполняю. 0 1 2 3 8 Посторонние шумы раздражают меня во время занятий. 0 1 2 3

9 Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят. 0 1 2 3 10 Мне

лучше, работается в комнате с плакатами, иллюстрациями на стенах. 0 1 2 3 11 Я

запоминаю лучше, если обсуждаю информацию вслух. 0 1 2 3 12 Я лучше усваиваю

материал, слушая лекции и учебные кассеты, чем читая. 0 1 2 3 13 Мне необходимы

устные наставления к упражнениям. 0 1 2 3 14 Восприятие на слух помогает мне

думать. 0 1 2 3 15 Я люблю учиться и думать под музыку. 0 1 2 3 16 Я легко

понимаю сказанное, даже если не вижу человека, который говорит. 0 1 2 3 17 Я

обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили. 0 1 2 3 18 У

меня хорошая память на однажды услышанный анекдот или шутку. 0 1 2 3 19 Я легко

распознаю людей по голосам. 0 1 2 3 20 Включая телевизор, я больше слушаю, чем

смотрю. 0 1 2 3 21 Я приступаю к упражнению, не обращая внимания на объяснения

к нему. 0 1 2 3 22 Мне необходимы частые перерывы во время занятий или работы.

0 1 2 3 23 Я шевелю губами, когда читаю «про себя». 0 1 2 3 24 Я не люблю

заниматься за партой и по возможности избегаю этого. 0 1 2 3 25 Я нервничаю,

оставаясь долго без движения. 0 1 2 3 26 Я думаю лучше, если нахожусь в

движении. 0 1 2 3 27 Движущиеся объекты способствуют моему запоминанию. 0 1 2 3

28 Мне нравится строить, моделировать. 0 1 2 3 29 Я люблю проявлять физическую

активность 0 1 2 3 30 Я с удовольствием коллекционирую открытки, моменты, марки

и т. д. 0 1 2 3 Тип деятельности № 2. Мое общение

1 Я предпочитаю работать и учиться в коллективе. О 1 2 3 2 Я легко нахожу новых

друзей. 0 1 2 3 3 Я люблю быть в обществе людей. 0 t 2 3 4 Я легко заговариваю

с незнакомыми мне людьми. 0 1 2 3 5 Мне нравится быть в курсе новостей о других

людях. I1 1 2 3 6 Я с удовольствием и допоздна бываю на вечеринках. D 1 2 3 7

Общение с людьми заряжает меня энергией. 0 1 2 3 8 Я с легкостью запоминаю

имена людей. 0 1 2 3 9 У меня много друзей и знакомых. 0 1 2 3 10 Я налаживаю

свои личные связи повсюду, где бы я ни был. 0 1 2 3 11 Я предпочитаю работать и

учиться в приватной обстановке. 0 1 2 3 12 Я довольно стеснительный. 0 1 2 3 13

Общению с людьми я предпочитаю спорт и хобби. 0 1 2 3 14 Большинство людей мало

что знают обо мне. 0 1 2 3 15 Окружающие считают меня малообщительным человеком.

 0 1 2 3 16 Я не разговорчив в обществе. 0 1 2 3 17 Скопление народа меня

угнетает. 0 1 2 3 18 Общение с новыми людьми нервирует меня. 0 1 2 3 19 Я по

возможности избегаю вечеринок. 0 1 2 3 20 Я с трудом запоминаю имена новых

знакомых. 0 1 2 3 Тип деятельности № 3.

Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями

1 У меня живое воображение. 0 1 2 3 2 Я с легкостью предаюсь новым идеям. 0 1 2

3 3 Мне представляется сразу несколько способов решения вопроса. 0 1 2 3 4 Меня

привлекает разнообразие возможностей и выбора. 0 1 2 3 5 Меня вдохновляют

проекты будущего. 0 1 2 3 6 Тщательность, поступательное движение к цели

утомляют меня. 0 1 2 3 7 Мне больше нравится решать проблему, чем объяснять ее.

0 1 2 3 8 Я считаю себя оригиналом. 0 1 2 3 9 Я изобретателен. 0 1 2 3 10 Я

прекрасно чувствую себя при внезапном изменении рабочего или учебного плана. 0

1 2 3 11 Я горжусь своим практицизмом. 0 5 2 3 12 Я веду себя соответственно

жизненным обстоятельствам. 0 1 2 3 13 Меня привлекают здравомыслящие люди. 0 1

2 3 14 Я предпочитаю быть реалистом. 0 1 2 3 15 Я предпочитаю поступательное

развитие событий 0 1 2 3 16 Мне нравится работать и учиться по намеченному

плану. 0 1 2 3 17 Я предпочитаю конкретные факты теоретическим спекуляциям. 0 1

2 3 18 Меня утомляют размышления над скрытым смыслом понятий. 0 1 2 3 19 Я

избегаю широкого выбора возможных решений. 0 1 2 3 20 Мне представляются

бесполезными размышления о будущем. 0 1 2 3 Тип деятельности № 4. Мой подход к

работе 1 Я приступаю к работе немедля. 0 1 2 32 Я - организованный человек. 0 1

2 3 3 Я составляю план работы. 0 1 2 3 4 Я сопоставляю свои действия с

намеченным планом. 0 1 2 3 5 Меня нервирует беспорядок в окружающей обстановке

во время работы. 0 1 2 3 6 Я приступаю к работе всегда заранее или вовремя. 0 1

2 3 7 Я точен во времени. 0 1 2 3 В Заранее установленный срок окончания работы

организует мой труд. 0 1 2 3 9 Мне нравится структурировать свой труд. 0 1 2 3

10 Я реализую свой план поэтапно. 0 1 2 3 11 Я спонтанный человек. 0 1 2 3 12 Я

не признаю вмешательства в естественный ход развития событий, планирования их.

0 1 2 3 13 Я ощущаю дискомфорт в условиях чрезмерно структурированного труда. 0

1 2 3 14 Я всегда тяну с окончанием работы. 0 1 2 3 15 На моем рабочем столе

всегда «творческий» беспорядок. 0 1 2 3 16 Мне думается, что заранее

установленный срок окончания работы - искусственное и бесполезное ограничение.

0 1 2 3 17 Я - человек широких взглядов. 0 1 2 3 18 Я уверен, что удовольствие

от процесса работы - важнейший компонент. 0 1 2 3 19 Меня расстраивают

установленные расписание или режим работы. 0 1 2 3 20 Внезапно изменяя план, я

прекрасно себя чувствую. 0 1 2 3 Тип деятельности № 5. Как я оперирую идеями

1 Я предпочитаю простые ответы пространным объяснениям. 0 1 2 3 2 Меня удручает

тщательное детализирование. 0 1 2 3 3 Я игнорирую детали, представляющиеся мне

неуместными. 0 1 2 3 4 Мое видение обьемно. 0 1 2 3 5 Я легко обобщаю

информацию. 0 1 2 3 6 Я легко перефразирую других. 0 1 2 3 7 Я быстро схватываю

суть мысли. 0 1 2 3 8 Я удовлетворяюсь общим представлением о главной идее без

деталей. 0 1 2 3 9 Я легко собираю в целое (синтезирую) отдельные факты. 0 1 2

3 10 В моем конспекте содержатся только ключевые моменты лекции. 0 1 2 3 11 Я

предпочитаю подробные ответы коротким. 0 ! 2 3 12 Детализируя информацию, я с

трудом ее обобщаю. 0 1 2 3 13 Я сосредоточен на частностях, особенностях фактов

информации. 0 1 2 3 14 Мне нравится делить общую идею на составляющие части. 0

1 2 3 15 Я предпочитаю обнаружению общего поиск отличительных черт. 0 1 2 3 16

Я пользуюсь логикой в разрешении проблемы. 0 1 2 3 17 Мои конспекты подробны. 0

1 2 3 18 Меня раздражает одна только общая идея работы, без представленных в

ней деталей. 0 1 2 3 19 Я всегда больше сосредоточен на особенностях предмета,

чем на общем представлении о нем. 0 I 2 3 20 На пересказ или объяснение у меня

всегда уходит много времени. 0 1 2 3

                Обработка и интерпретация данных

Пройдя программу по 5 типам, под каждым из них подведите итог.

Тип деятельности 1. Мои физические чувства в процессе обучения и работы

Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(зрение).

Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог_(слух).

Сложите ваши отметки с 21-й по 30-ю позиции, запишите итог_(кинестетика).

Обведите наибольший результат; если разница между двумя показателями составит

не более 2 очков, обведите оба результата. Обведите все три показателя, если

разница между ними составляет не более 2 очков. Полученный итог - показатель

вашего наиболее работоспособного чувства.

Тип деятельности 2. Мое общение

Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(экстраверт).

Сложите ваши отметки с 11 -и по 20-ю позиции, запишите итог __ (интроверт).

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит

не более 2 очков, обведите оба результата. Итог - показатель вашего стиля

общения.

Тип деятельности 3. Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями

Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(интуитивные).

Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите итог_(логические).

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит

не более 2 очков, обведите оба результата. Итог - показатель ваших

индивидуальных возможностей в процессе обучения и на работе.

Тип деятельности 4. Мой подход к работе

Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(жестко

регламентированный подход).

Сложите ваши отметки с 11-й по 20-ю позиции, запишите

итог_{нерегламентированный}.

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит

не более 2 очков, обведите оба результата, Итог - показатель вашего

индивидуального подхода к работе.

Тип деятельности 5. Как я оперирую идеями

Сложите ваши отметки с 1-й по 10-ю позиции, запишите итог_(синтез).

Сложите ваши отметки с 11 -и по 20-ю позиции, запишите итог_(анализ).

Обведите наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит

не более 2 очков, обведите оба результата. Итог - показатель вашего

индивидуального стиля мышления.

            Интерпретация

Тип деятельности 1. Мои физические чувства в процессе обучения и работы В

познавательной деятельности (Пд). Если вы - человек с преимущественно

зрительным восприятием действительности, вы привычно полагаетесь на свою

зрительную память и лучше усваиваете учебный материал с помощью визуальных

средств (видео, книги). Если вы человек с преимущественно слуховым восприятием,

в процессе обучение вы стремитесь к разговорной и слуховой активности

(дискуссии, лекции, пластинки). Если наиболее развитым у вас является

кинестетическое чувство, можно предположить, что вы лучше учитесь в

непосредственном контакте с предметами обучения (игры, моделирование,

практические эксперименты).

В профессиональной сфере (Пс). Человек с преимущественно зрительным

восприятием действительности, опираясь на свою зрительную память, предпочитает

использовать на работе наглядные средства (графики, рисунки). Воспринимая

действительность на слух, вы, напротив, предпочтете аудиоинформацию, включая

совещания и указания. Опираясь на развитое кинестетическое чувство, вы

предпочитаете быть непосредственным участником общего информационного процесса

(работа за компьютером), строительства, моделирования.

В повседневной жизнедеятельности (ПЖд). Если два, а тем более все три

рассматриваемых чувства у вас хорошо развиты, вы гибко варьируете ими на

широком поле вашей разнообразной деятельности

Тип деятельности 2. Мое общение

ПД. Если вы экстраверт, вам нравится учиться в окружении и во взаимодействии

с другими людьми (игры, дискуссии, розыгрыши). Если вы интроверт, вы и в учебе

стремитесь к независимости и личной свободе (самостоятельное чтение, обучение

за компьютером) или берете себе в напарники хорошего знакомого.

ПС. Если вы экстраверт, вам нравится работать в окружении и во

взаимодействии с другими людьми (работа командой, совещания). Если вы интроверт,

 вы предпочитаете работать независимо от коллектива (компьютеры, индивидуальные

проекты) или берете в партнеры хорошего знакомого.

ПЖд. Если разница между показателями по экстра- и интровертированности

небольшая, вы балансируете между ними, способны работать и в контакте, и

независимо от окружающих.

   Тип деятельности 3. Как я обращаюсь со своими индивидуальными

способностями

ПД. Если вы интуитивно мыслящий человек, вы ориентированы на будущее, легко

распознаете основополагающие принципы предложенной темы, любите свободно

размышлять, избегаете жестких правил и инструкций. Если вы логически мыслящий

субъект, вы, напротив, предпочитаете поступательный ход обучения с обязательным

знанием того, что конкретно следует учить в каждый данный момент и на

протяжении всего учебного процесса. В отличие от интуитивно мыслящих людей,

ваше восприятие действительности всегда реально.

ПС. Если у вас хорошо развита интуиция, вам нравится разрабатывать

творческие планы на будущее, осваивать новые направления (моделирование,

масштабные проекты) в вашей производственной деятельности. Если вы

предпочитаете логический подход к рабочей проблеме, вы стремитесь к высокой

степени организации труда, к разработке и контролю над всеми узловыми моментами

производственного процесса (статистика, экономика).

ПЖд. Если разница между показателями незначительна, вы легко переключаетесь от

интуитивного к логическому способу освоения действительности.

 Тип деятельности 4. Мой подход к работе

ПД. Если вы предпочитаете жестко регламентированный режим работы, значит, вы

сосредоточены на всем протяжении учебного процесса, планируете свой труд, от

задания к заданию приближаясь к его завершению. Если вы, напротив,

предпочитаете учиться без строгих ограничений режима, следовательно, вас

вдохновляет сам процесс обучения - познание нового, интересного. Но вы

расслаблены во время занятий и вас не очень заботят формальные правила или

лимит времени.

ПС. Если показатель вашего стремления к регламентируемому труда очень высок,

это означает, что вы структурируете производственный процесс, ориентированы на

его результат, стремитесь добиться его или раньше, или в назначенный срок. Вы -

серьезный работник, не хотите и не можете относиться к работе как к игре. Если,

напротив, согласно вашему показателю, вы предпочитаете нерегламентированный

труд, значит, вы избегаете жесткого подхода к рабочей проблеме, вы расслаблены,

вам нравится сам процесс обработки информации, вы не стремитесь к

структурированию рабочей темы. Вас не сильно заботят лимит времени или

руководящие указания.

ПЖд. Если разница между показателями незначительна, вы балансируете между

жестко регламентированным и нерегламентированным подходами, вы свободны в

рамках заданной структуры учебного или производственного процесса и можете

выйти из них без особого стресса.

Тип деятельности 5. Как я оперирую идеями

ПД. Если вы мыслите общими категориями, вы легко усваиваете главную идею,

общий смысл и связь, даже если не знаете всех слов и понятий излагаемой темы.

Если вы, напротив, аналитик, то вы сосредоточены на частностях, их

противопоставлении и логическом анализе.

ПС. Мысля общими категориями, вы сосредоточены на ключевых моментах

производственного процесса, вас не заботят его детали. Если вы аналитик, то не

представляете общей картины производства, логически анализируете все частности

и детали.

ПЖд. Если показатели между аналитическим и синтетическим стилями мышления

оказались приблизительно равными, вы, очевидно, легко оперируете общими

категориями и логическим анализом частностей.

 

6.2.5. Определение стиля межличностного взаимодействия (С. В. Максимов, Ю.

А. Лобейко)

Назначение. Данная методика предназначена не столько для определения

общеизвестных стилей взаимодействия и руководства, сколько для определения

уровня активности-пассивности в межличностном взаимодействии.

Инструкция. Внимательно прочтите каждое утверждение и оцените по

пятибалльной системе частоту проявления того или иного действия в вашем обычном

взаимодействии с другими людьми.

 

№ Действия Часто Редко 1 Указываю людям, что надо делать. 5 43 2 1 2 Выслушиваю

мнение других людей. 543 2 1 3 Даю возможность другим участвовать в принятии

решения. 5 43 2 1 4 Даю возможность другим действовать самостоятельно. 543 2 1

5 Настойчиво объясняю, как надо что-либо делать. 543 2 1 6 Обучаю людей тому,

как надо работать. 5 43 2 1 7 Советуюсь с другими. 543 2 1 8 Не мешаю другим

работать. 543 2 1 9 Указываю, когда надо делать работу. 5 43 2 1 № Действия

Часто Редко 10 Учитываю успехи других. 5 43 2 1 11 Поддерживаю инициативу. 5 43

2 1 12 Не вмешиваюсь в процесс определения целей деятельности другими. 543 2 1

13 Показываю, как надо работать. 54.3 2 1 14 Иногда даю возможность другим

принимать участие в обдумывании проблемы. 543 2 1 15 Внимательно выслушиваю

собеседников. 543 2 1 16 Если вмешиваюсь в дела других, то го-деловому. 5 4 3 2

1 17 Мнение других не разделяю. 543 2 1 18 Прилагаю усилия к тому, чтобы

уладить разногласия. 543 2 1 19 Стараюсь улаживать разногласия. 543 2 1 20

Считаю, что каждый должен применять свой талант как может. 5 43 2 1         

Обработка и интерпретация результатов

Действия 1, 5, 9, 13, 17 указывают на .приверженность к директивному стилю.

 

Действия 3, 7, 11, 15, 19 свидетельствуют о выраженности коллегиального

стиля.

Действия 4, 8, 12, 16, 20 являются индикаторами невмешательства в действия

других людей.

Действия 2, 6, 10, 14, 18 дают основание судить о приверженности к

деловому стилю.

В каждой группе максимально можно набрать 25 баллов.

20 и более баллов свидетельствуют о том, что опрашиваемый является

приверженцем стиля 1, 2, 3 или 4. Если в какой-то группе набрано 12-14 баллов,

значит опрашиваемый склонен иногда проявлять данный стиль взаимодействия. Общий

показатель (по всему опроснику) в 70-80 баллов указывает на устремленность к

взаимодействию с людьми. Показатель в 30 - 490 баллов характеризует пассивность

личности в групповой деятельности. Желательно сопоставить самооценочные

характеристики с оценками подчиненных и коллег. Именно на основе такого










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...