Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экспрессивности (Л. Е. Бачина, А. Е. Ольшанникова)




  Назначение. Перцептивная оценка парциальных и экспрессивных эмоций и их

интег-ративных проявлений: интенсивность экспрессии, двигательная активность,

изменения речи и поведения.

Инструкция. Напишите на выданном вам бланке свою фамилию, имя, возраст и

дату проведения эксперимента.

Отвечая на каждый вопрос, вы должны выбрать один из трех предложенных вариантов

ответа (а, 6 или в), отражающий ваше мнение. Поставьте крестик в

соответствующей клеточке в листке для ответа. Левая клеточка (а] соответствует

ответу «безусловно, да», средняя (б) -ответу «иногда», а правая клеточка (в) -

ответу «нет».

Отвечая на вопрос, каждый раз проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким

же номером в листке для ответов. Ответы должны быть даны на все вопросы без

исключения. Старайтесь, чтобы промежуточный вариант ответа (б) встречался не

чаще 1 раза на 6-7 ответов. Отвечайте на вопросы, исходя из того, что для вас

характерно в настоящее время. Помните, что к своим ответам нужно отнестись

ответственно и серьезно. Отвечать нужно только искренне!

Если вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз.

Бланк для ответов

Ф.И.О...

Возраст.

.Дата.

№ а 6 в № п/п а б в 1 25 2 26 3 27  4 23 5 29 6   

30 7 31 S 32 9 33 10 34 1! 35 12 36 33  

 37 И за 15 39 16 40 17 41 18 42 19 43   

20 44 21 45 22 46 23 47 24 4S              

Опросник

1.Можно ли по вашему голосу догадаться, что вам грустно, тоскливо?

2.Когда вы злитесь, появляются ли в вашей речи сравнения, крепкие выражения,

прозвища и т. д.?

3.Бывает ли так, что когда вы боитесь чего-то, то совершаете действия, без

которых можно было бы обойтись (крутите в руках предмет, чешете в затылке,

одергиваете одежду и т. п.)?

4.Когда у вас веселое настроение, становится ли ваша речь более образной, то

есть употребляете ли вы красочные эпитеты, сравнения и т. п.?

5.Когда у вас веселое настроение, сказывается ли оно на ваших движениях и

жестикуляции, делает ли оно их более активными?

6.Есть ли у вас склонность говорить быстрее, чем обычно, когда вы чем-то

взволнованы?

7.Свойственна ли вам в состоянии печали замедленность движений и некоторая

скованность?

8.Легко ли можно по интонации вашей речи догадаться, что вы рассержены?

9.Если вам тоскливо, заметно ли меняется интонация вашего голоса?

10.Когда вы рассказываете что-нибудь веселое, употребляете ли вы лишние слова

{«ну», «значит» и т. п.)?

11.Если вы чем-то обрадованы, говорите ли вы громче, чем обычно?

12.Если какое-либо событие выводит вас из равновесия, заметно ли это для

окружающих?

13.Когда вы рассказываете друзьям, родным что-нибудь веселое, становится ли

ваша речь более выразительной, богатой интонациями?

14.Бывают ли случаи, когда вы, испугавшись чего-то, начинаете говорить

медленнее, чем обычно?

15.Заметно ли для окружающих, что вам грустно?

16.Если вы услышали радостную новость, появляются ли у вас лишние движения, без

которых можно было бы обойтись?

17.Если вы разговариваете с человеком, на которого рассердились, говорите ли вы

быстрее, чем обычно?

18.Остается ли ваше лицо бесстрастным, когда вы сильно разозлитесь?

19.Меняется ли интонация вашей речи, когда вы сильно взволнованы?

20.Становитесь ли вы непоседливы, активны, если чем-то сильно взволнованы (то

есть больше, чем обычно, двигаетесь, вертитесь, жестикулируете)?

21.Свойственны ли вам в периоды волнений, переживаний движения, без которых

можно было бы обойтись (поглаживание волос, одергивание одежды, манипуляции с

ручкой, бумажкой и т. п.)?

22.Считаете ли вы, что чаще всего ничем не проявляете своих чувств?

23.Когда у вас грустное настроение, возникают ли у вас лишние движения, которые

в обычном состоянии не наблюдаются (например, бесцельное движение по комнате,

заламы-вание рук, необычная жестикуляция и др.)? :

24.Свойственно ли вам в возбужденном состоянии говорить сбивчиво,

«проглатывать» слова, произносить лишние слова типа «э-э«, «ну» и т. п. - так,

что слушателю приходится задавать уточняющие вопросы?

25.Когда вам приходится рассказывать о каком-то случае, который рассмешил вас,

говорите ли вы быстрее обычного?

26.Если вы сильно испугались, говорите ли вы тише, чем обычно?

27.Можно ли догадаться по вашему лицу, что вы получили печальное известие?

28.Повышаете ли вы голос, когда говорите с человеком, который вас сильно

разозли?

29.Когда у вас отличное настроение, можно ли догадаться об этом по вашему лицу?

30.Если у вас резко изменилось настроение, заметно ли это для окружающих?

31.Если вы раздражены человеком из-за того, что он помешал вам работать,

проявляется ли это в ваших жестах, движениях?

32.Можно ли сказать, что о вашем настроении красноречиво говорит ваше лицо?

33.Остается ли ваша речь ясной и понятной для окружающих, когда вы испытываете

страх?

34.Когда вы рассержены, удается ли вам скрыть свое чувство от окружающих?

35.Понятна, связна ли ваша речь, когда вами овладевает печаль?

36.Делал ли вам кто-нибудь замечание, что вы слишком громко говорите?

37.Можно ли по интонации вашего голоса догадаться, что вы чем-то испуганы?

38.Бывает ли так, что от волнения вы не можете произнести ни слова?

39.Считаете ли вы, что слишком проявляете свой страх?

40.Когда у вас хорошее настроение, заметно ли это для окружающих?

41.Меняется ли темп вашей речи, если вы рассказываете о каком-то печальном для

вас событии?

42.Если вы получили испугавшее вас известие, можно ли догадаться об этом по

вашему лицу?

43.Если вы рассердились на своего собеседника, влияет ли это на связность вашей

речи: появляются ли в ней паузы, лишние слова или неточности?

44.Бывает ли так, что ваше раздражение или злость проявляются в движениях, не

направленных ни к какой определенной цели (крутите что-то в руках,

притрагиваетесь к лицу и т, п.)?

45.Становится ли ваша речь менее красочной (отсутствие эпитетов, сравнений и т.

п.), если вы чем-то расстроены?

46.Можно ли сказать, что страх делает вашу речь менее образной?

47.Становитесь ли вы более подвижным, непоседливым, чем обычно, в моменты,

когда чем-то напуганы?

48. Ваша речь отличается образностью, то есть свойственно ли вам употреблять

красочные эпитеты, сравнения, меткие выражения?

 

Обработка и интерпретация

Количество баллов за каждый ответ: «безусловно, да» - 3, «иногда» - 2, «нет» -

0; «а» - безусловно, да; «б» - иногда; «в» - нет .

46. 47.

Ключ

Каналы экспрессии                                    Номера вопросов

 Громкость голоса                                      «да»- 1, 11,26,28,

36                          

Темп речи                                                   «да»-6, 14, 17,

25,41

Образность речи                                        «да» - 2,4, 45,46,

48

Сбой речи                                                   «да»-10, 24,43

                                                                     «нет»

- 33, 35

Интонация                                                  «да»-8, 9, 13,

19,37

Двигательная активность                          «да»-5, 7, 20, 31,39

Лишние движения                                      «да»-3,16, 21,23, 44

Мимика                                                        «да» - 27,

29, 32, 42

                                                         «нет» - 18

Недифференцированная                          «да»-12, 15,30,38,40,47

по каналам экспрессия                              «нет» - 22, 34

 

Уровни эмоциональной экспрессии: 12 и более - высокий; 6-11 - средний; 5 и

менее - низкий.

Уровни недифференцированной (стабильно-регулируемой) экспрессии: 19 и более-

высокий;

10-18 - средний;

 9 и менее - низкий.

На основании полученных данных можно составить модель эмоциональной

экспрессии в форме графического профиля.

 

5.1.6. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А. М. Кузнецова)

Назначение. Учитывая важную роль невербальных средств или «языка тела» в

процессе общения, данная методика с помощью экспертных оценок помогает

определить диапазон зрительно воспроизводимых и коммуникативно значимых

движений человеческого тела, включая оценку разнообразия невербального

репертуара, сензитивность к восприятию невербальной информации и самоуправлению

невербальным репертуаром, В качестве экспертов можно привлекать одного из

родителей или руководителей, педагогов, друга и самого оцениваемого.

Инструкция. Постарайтесь по приведенным ниже вопросам выразить свое мнение

о некоторых особенностях поведения человека в общении с вами. На каждый из

вопросов предлагается четыре варианта ответов. Вам нужно выбрать тот из них,

который, на ваш взгляд, наиболее точно характеризует данного человека. Обведите

в бланке ответов ту букву, которая соответствует выбранному вами ответу.

Бланк ответов

Дата____Ф.И.О. испытуемого___________________________

Ф.И.О. эксперта-_____________________________.

А - всегда; Б - часто; В- редко; Г- никогда.

1. А Б В Г 2. А Б В г 3. А Б В г 4. А Б В г 5. А Б В г 6. А Б В г 7, А Б В г 8.

А Б В г 9. А Б В г 10. А Б В г 11. А Б В г 12. А Б В г 13, А Б В г 14. А Б В г

15. А Б В г 16. А Б В г 17. А Б В г 18. А Б В г 19. А Б В г 20. А Б В г

                                 Опросник

1.Считаете ли вы, что он (она) умеет хорошо дополнять содержание своих слов

неречевыми средствами (мимика, жесты, поза и т. п.)?

2.Понимает ли он (она) ваши эмоции по выражению вашего лица?

3.Может ли он (она) найти подходящие интонации голоса для выражения своих

чувств и отношения к другим людям?

4.Считаете ли вы, что он (она) умеет правильно понимать значение ваших взглядов

(проявление симпатии, интереса, привлечения внимания, проявление волнения и др.

)?

5.Считаете ли вы, что у него (нее) бывают «лишние» жесты и движения, когда он

(она) старается выразить свои мысли и чувства?

6.Умеет ли он (она) сдерживать проявления своих отрицательных эмоций и

отношений?

7.Как вы считаете, реагирует ли он (она) на изменения вашего голоса (на

проявление иронии, волнения и т. д.)?

8.Бывает ли, что его (ее) неречевое поведение не соответствует тому, о чем он

(она) говорит?

9.Умеет ли он(она), по вашему мнению, выражением глаз и взглядом проявить

внимание к другим людям, приветливость, заинтересованность?

10. Как вы считаете, может ли он (она) управлять своей мимикой во время

конфликтной ситуации?

11.Отличается ли его (ее) мимика выразительностью, разнообразием, гармонией?

12.Есть ли у него (нее) позы или движения, непривлекательные с вашей точки

зрения?

13.Использует ли он (она) мягкие, доверительные интонации, чтобы снять у других

напряжение, вызвать на откровенность, расположить к себе?

14.Умеет ли он (она) по изменению вашей походки, позы определить ваше

самочувствие, настроение, состояние?

15.Может ли он (она) передать оттенки, нюансы своих чувств, эмоций, используя

различные неречевые средства поведения?

16.Умеет ли он (она) достаточно тонко и понятно показать через мимику свое

доброжелательное отношение к другим?

17.Можно ли сказать, что по его (ее) выразительному поведению легко понять,

какие он (она) испытывает чувства к окружающим?

18.Может ли он (она) понять ваше отношение к нему, даже если вы не

демонстрируете его специально?

19.Бывает ли он (она) скован в движениях и жестах, «зажат», когда попадает в

непривычную,

незнакомую ситуацию?

20.Как вы считаете, понимает ли он (она), когда вы огорчены, расстроены, не

расположены

к общению?

 

Обработка и интерпретация данных

Каждый вопрос имеет четыре варианта ответа и каждому варианту приписывается

определенный балл от одного до четырех (А - 4 балла; Б - 3 балла; В - 2 балла;

Г - 1 балл). Методика дает возможность диагностировать три параметра

невербального общения:

1)Общая оценка невербального репертуара человека с точки зрения его

разнообразия, гармоничности, дифференцированное™ - вопросы 1, 5, 8, 12, 15, 17.

Количественная оценка данного параметра может варьироваться от +9 до -9 баллов.

2) Чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению

другого (эксперта-наблюдателя), способность к адекватной идентификации -

вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 18, 20. Количественная оценка варьируется от 28 до 7

баллов.

3) Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и

ситуации общения - вопросы 3, б, 9, 10, 13, 16, 19. Количественная оценка

варьируется от 23 до 2 баллов.

Уровень развития каждой из описанных способностей вычисляется как сумма

баллов за ответы на соответствующие вопросы (за ответы на вопросы 5, 8, 12, 19

полученные баллы вычитаются из общей суммы по каждому из трех параметров). Для

каждого испытуемого получают оценки трех экспертов, включая его самого. По

каждому оцениваемому параметру находится среднее арифметическое значение трех

экспертных оценок. Эти оценки рассматриваются как показатели уровня развития

каждой из трех описанных выше способностей субъекта невербальной коммуникации.

На основе суммарных оценок по трем анализируемым параметрам определяется общий

показатель уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей человека.

Этот показатель может варьироваться от 0 до 60 баллов. Далее проводится

качественный анализ структуры невербальной коммуникации тестируемого.

 

  5.1.7. Самооценка уровня онтогенетической рефлексии

Назначение. Методика нацелена на изучение уровня онтогенетической рефлексии,

 предполагающей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта

жизнедеятельности.

Инструкция. Ниже приведены вопросы, на которые необходимо отвечать в форме

«да» (+) в случае утвердительного ответа или «нет» (-) в случае отрицательного

ответа и «не знаю» (0), если вы сомневаетесь в ответе.

                     Опросник

1.Случалось ли вам когда-либо совершить жизненную ошибку, результаты которой вы

чувствовали в течение нескольких месяцев или лет?

2.Можно ли было избежать этой ошибки?

3.Случается ли вам настаивать на собственном мнении, если вы не уверены на 100%

в его правильности?

4.Рассказали ли вы кому-либо из самых близких о своей самой большой жизненной

ошибке? 5.Считаете ли вы, что в определенном возрасте характер человека уже не

может измениться? 6.Если кто-то доставил вам небольшое огорчение, можете ли вы

быстро забыть об этом и перейти к обычному распорядку?

7.Считаете ли вы себя иногда неудачником?

8.Считаете ли вы себя человеком с большим чувством юмора?

9.Если бы вы могли изменить важнейшие события, имевшие место в прошлом,

построили бы вы иначе свою жизнь?

10.Что больше руководит вами при принятии ежедневных личных решений - рассудок

или эмоции?

11.С трудом ли вам дается принятие мелких решений по вопросам, которые каждый

день ставит жизнь?

12.Пользовались ли вы советом или помощью людей, не входящих в число самых

близких, при принятии жизненно важных решений?

13.Часто ли вы возвращаетесь в воспоминаниях к минутам, которые были для вас

неприятны?

14.Нравится ли вам ваша личность?

15.Случалось ли вам просить у кого-либо прощения, хотя вы не считали себя

виноватым?

 

     Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ «да» на вопросы 1,3, 5,7, 9,11,13 и «нет» на вопросы 2,4,

6, 8,10,12, 14, 15 вы получаете по 10 баллов. За каждый ответ «не знаю» вы

получаете по 5 баллов. Подсчитайте общее количество баллов.

100-150 баллов - полное отсутствие рефлексии прошлого опыта. Вы обладаете

исключительной способностью усложнять себе жизнь. Вашими решениями недовольны

нивы, ни ваше окружение. Для исправления ситуации необходимо лучше обдумывать

свои решения, анализировать ошибки и найти хороших советчиков по сложным

жизненным ситуациям.

50-99 баллов - рефлексия со знаком «-», итогом прошлых ошибок становится

страх перед совершением новых. Ваша осторожность, явившаяся результатом прошлых

жизненных ошибок, не всегда является гарантией полного жизненного успеха.

Возможно то, что вы считаете ошибкой, совершенной в прошлом, - просто сигнал о

том, что вы изменились. Ваш критичный ум иногда мешает исполнению 'ваших

глубоких желаний.

0-49 баллов - рефлексия со знаком «+». Анализ совершенного и движение

вперед. В ближайшее время вам не грозит опасность совершить жизненную ошибку.

Гарантия этого -вы сами. У вас есть много черт, которыми обладают люди с

большими способностями к хорошему планированию и предвидению собственного

будущего. Вы ощущаете себя творцом собственной жизни.

 

5.1.8. Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г. Я. Розен)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из

предложенных вариантов ответа (а, б, в).

  Опросник

1.Хорошо ли вы разбираетесь в языке жестов?

а) да; б) и да, и нет; в) нет.

2.Чувствительны ли вы к чужим нуждам?

а) да, чувствителен; б) не знаю; в) нет, не чувствителен.

3.Сразу ли вы замечаете, что кому-то стало скучно при разговоре с вами?

а) сразу; б) верно нечто среднее; в) не замечаю вообще.

4.Вы умеете слушать других?

а) да, умею; б) и да, и нет в) нет, не умею.

5.Всегда ли вы одинаково обходительны в общении?

а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) никогда.

6.Можете ли вы тотчас определить, что кто-то из собеседников осуждает вас?

а) да, могу; б) не всегда; в) нет, не могу.

7.Всегда ли вы верно оцениваете других людей?

а) да, всегда; б) от случая к случаю; в} никогда.

8.     Можете ли вы сразу почувствовать, что вызываете у собеседника

симпатию, расположение?

а) да, могу; б) и да, и нет; в)'нет, не могу.

9.Способны ли вы предсказать, между кем из ваших знакомых может завязаться

дружба?

а) да, способен; б) не знаю; в) нет, не способен.

10.Всегда ли вы чувствуете, что у собеседника есть что-то скрытое на уме?

а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) не всегда.

11.Умеете ли вы вовремя почувствовать, когда не следует быть слишком

настойчивым?

а) да, умею; б) когда как; в) нет, не умею,

12 . Часто ли люди приходят к вам со своими проблемами? а) часто; 6} от случая

к случаю; в) редко.

13.Как вы думаете, всегда ли вам удается распознать ложь?

а) думаю, что всегда; б) не знаю; в) думаю, что нет.

14.Сразу ли вы чувствуете, что собеседник находится в плохом расположении духа?

а) да, сразу; б) и да, и нет; в) нет, не сразу.

15.Предчувствуете ли вы, что собеседник может вот-вот неожиданно разрыдаться

(или взорваться)?

а) да, предчувствую; б) когда как; в} нет, не предчувствую.

 

Обработка и интерпретация результатов

     Ключ: ответы а - 2 балла; б - 1 балл; в - 0 баллов.

     Суммируйте оценки по пунктам опросника.

     Преобразуйте «сырые» баллы в стены с помощью таблицы «Стеновые нормы».

 

                                  Стеновые нормы

Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы 0 1-4 5-8 9-12 33 14-17 18-2! 22-25 26-29 30

Предложенная шкала невербальной компетентности педагога выявляет степень

выраженности умения налаживать отношения и прочитывать контекст общения. Каждый

исследуемый может быть отнесен к одной из трех групп:

1) с низким уровнем невербальной компетентности (1-3 стен);

2) с умеренным уровнем невербальной компетентности (4-7 стен);

3) с высоким уровнем невербальной компетентности (8-10 стен).

Лица, отнесенные к первой группе, поглощены своими собственными проблемами

и недостаточно внимательны к проблемам других. Они обнаруживают неспособность к

налаживанию отношений и пониманию характера межличностного взаимодействия, в

которое вовлечены.

Личности, отнесенные к третьей группе, напротив, характеризуются поглощенностью

проблемами других людей и невниманием к своим собственным.

 

Раздел 2

ДИАГНОСТИКА

ПЕРЦЕПТИВНО-СТИЛЕВЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

И МАЛОЙ ГРУППЫ

 

5.2.1. Социально-перцептивная оценка личностно-деятельностных особенностей










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...