Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Деятельности (Л. Н. Бережнова)
Назначение. Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности. Тест «Рефлексия на саморазвитие» включает 18 вопросов и по три предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности (в данном случае оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации).
Инструкция. Ответьте на все 18 вопросов, выбирая только один из предложенных вариантов ответа. Для этого после каждого вопроса нужно обвести букву а, б или в. Опросник 1.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит. а} целеустремленный; б)трудолюбивый; в) дисциплинированный. 2.За что вас ценят коллеги? а) за то, что я ответственный; б) зато, что отстаиваю свою позицию и не меняю решений; в) за то, что я эрудированный, интересный собеседник. 3.Как вы относитесь к идее педагогической поддержки? а) думаю, что это пустая трата времени; б) глубоко не вникал в проблему; в) положительно, активно включаюсь в проект. 4.Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться? а) недостаточно времени; б) нет подходящей литературы и условий; в) не хватает силы воли и упорства. 5.Каковы лично ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической поддержки? а) не ставил перед собой задачу анализировать затруднения; б) имея большой опыт, затруднений не испытываю; в) точно не знаю. 6.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит, а)требовательный; б) настойчивый; в) снисходительный. 7.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит. а) решительный; б)сообразительный; в) любознательный, 8.Какова ваша позиция в проекте педагогической поддержки? а) генератор идей; б)критик; в организатор. 9.На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени. а)сила воли; б)упорство; в)обязательность. 10.Что вы чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время? а) занимаюсь любимым делом; б)читаю; в)провожу время с друзьями. 11.Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес? а) методические знания; б) теоретические знания; а) инновационная педагогическая деятельность. 12.В чем вы могли бы себя максимально реализовать? а) если бы работал так, как и прежде; б) считаю, что в новом проекте педагогической поддержки; в) не знаю. 13.Каким вас чаще всего считают ваши друзья? а) справедливым; б)доброжелательным; в) отзывчивым. 14.Какой из трех принципов вам ближе всего и какого вы придерживаетесь чаще всего? а) жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы; б) в жизни всегда есть место самосовершенствованию; в) наслаждение жизнью в творчестве. 15.Кто ближе всего к вашему идеалу? а) человек сильный духом и крепкой воли; 6} человек творческий, много знающий и умеющий; в) человек независимый и уверенный в себе. 16.Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете? а) думаю, что да; б) скорее всего да; в) как повезет. 17.Что вас больше привлекает в проекте педагогической поддержки? а) то, что большинство учителей одобряют идею педагогической поддержки; б) не знаю еще; в) новые возможности преподавательской деятельности и перспектива самореализация. 18.Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли? а) путешествовал бы по всему миру; б) построил бы частную школу и занимался любимым делом; в) улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.
8.3. Стратегии самоутверждения личности (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова) Назначение. Феномен самоутверждения идентифицируется с особенностями фиксации личностью уникального способа своей жизни в социуме. В данной методике самоутверждение личности рассматривается в контексте факторной природы, включающей следующие три стратегии; самоподавление, конструктивность и агрессивность. Инструкция. Перед вами опросник, включающий различные жизненные ситуации. Прочитав утверждение или вопрос, подберите ответ (1, 2, 3, 4 или 5), отражающий ваши типичные действия или состояния в той или иной ситуации. Долго не задумывайтесь, здесь правильных и неправильных ответоа нет. Подходящий для вас ответ отметьте на специальном бланке.
Опросник 1.Вы приехали на отдых. 1) Обязательно с кем-нибудь познакомитесь. 2) Другие должны считать за честь знакомство с вами. 3) Будете пребывать в одиночестве. 4) Если вам предложат, познакомитесь с кем-нибудь. 5) Будете пребывать в сомнениях, как познакомиться. 2.Если вы радуетесь, как это обычно бывает? 1} Больше испытываю недовольство. 2) Смеюсь, улыбаюсь. 3) Бываю просто доволен. 4) Сдерживаю радость. 5} Не знаю, как радуются. 3.Вы решили перекусить, но принесенное блюдо кажется вам не совсем съедобным. 1) Решите, что сегодня неудачный день и уйдете. 2} Просто расстроитесь. 3) Съедите. 4} Громко потребуете вернуть деньги. 5) Попробуете и отставите в сторону. 4.Вы едете в поезде, а постельного белья вам не дали. 1) Будете долго ждать, когда придет проводник. 2) Попросите своего спутника помочь вам. 3} Ляжете спать без белья. , 4) Потребуете бригадира поезда. 5) Добьетесь, чтобы вам выдали все необходимое. 5. Можете ли вы сказать о себе, что способны подавить свои чувства, когда ситуация не позволяет выразить их в полной мере? 1} Часто подавляю. 2) Выражаю умеренно. 3) Стараюсь не попадать в такие ситуации. 4 Очень часто подавляю. 5) Почти никогда не подавляю. 6. В очередной раз вас просят выполнить работу за другого человека. 1) С готовностью согласитесь. 2) Безоговорочно откажетесь. 3) Обрадуетесь случаю свести с ним счеты. 4) Согласитесь, ругая себя за это. 5) Откажетесь, испытывая неловкость. 7.Вы идете в театр, но не знаете, как к нему проехать. 1) Спросите кого-нибудь, как проехать. 2) Будете искать сами. 3) Возмутитесь тому, что ваш спутник заранее не узнал дорогу в театр. 4) Вообще не пойдете в театр. 5) Обратитесь к знакомому за помощью. 8.Вам дали большую премию. 1) Очень обрадуетесь. 2) Засомневаетесь, не спутали ли вас с кем-нибудь. 3) Приятно удивитесь. 4) Выразите недоумение, почему у других премия больше. 5} Примете как должное. 9. Вам необходимо выполнить срочную работу, но знакомые настаивают на том, чтобы вы пришли к ним в гости. 1) Нехотя согласитесь. 2} Откажетесь и будете испытывать неловкость. 3) Резко откажетесь, так как ваши просьбы игнорируются еще чаще. 4} Просто откажетесь. 5) Согласитесь, так как вам кажется, что просьба вполне обоснованна. 10.Приятель занял у вас денег, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит взаймы. 1) Дадите и будете считать себя размазней. 2} Будете в страшном гневе и наговорите ему много нелестных слов. 3} Не дадите, и уже этим все будет сказано. 4) Не дадите, но для себя решите, что поступили неправильно. 5) Дадите, так как боитесь остаться совсем без друзей, 11.В магазине вы просите посмотреть товар, а на вас не обращают внимания. 1) Обратитесь еще раз и уйдете, не получив ответа. 2} Предложите свою помощь продавцу, так как вам кажется, что он устал за целый день работы. 3}Настойчиво и требовательно добьетесь своего. 4)Найдете возможность отыграться на недостатках продавца. 5) Отойдете к другому прилавку. 12.К вам обращаются с просьбой, когда вы очень заняты. 1) Немедленно переключитесь на проблемы обратившегося к вам человека. 2} Откажетесь, а потом передумаете. 3) С недовольством отложите свою работу. 4) Предложите подождать и продолжите свою работу. 5) Отчитаете человека за то, что он не вовремя к вам обратился. 13.Ваш знакомый устроился на интересную работу с высоким окладом. 1) Никак не прореагируете на это событие. 2) Пожалуетесь ему на свою неустроенность. 3) Поздравите по телефону. 4) Выразите свою радость при встрече. 5) Еще раз утвердитесь во мнении, что у него везде знакомства. 14.Вы сделали новый ключ, но им нельзя открыть дверь, 1) Потребуете сделать новый ключ. 2) Придете в замешательство. 3) Пошлете в мастерскую кого-нибудь поэнергичней. 4) Поменяете замок. 5) Устроите в мастерской скандал. 15.Когда вы с кем-нибудь общаетесь, вы: 1) Передаете инициативу вашему партнеру. 2) Говорите больше всех, заканчивая разговор, когда это нужно именно вам. 3) Начинаете и ведете разговор. 4) Сомневаетесь, так ли вы себя ведете. 5} Чувствуете себя несколько застенчиво.
16.Вы немного торопитесь, но к вам обращаются с просьбой, которая не требует немедленного исполнения. 1) Согласитесь выполнить незамедлительно. 2) Оставите просьбу без внимания. 3) Неуверенно откажетесь. 4) Согласитесь, испытывая собственные затруднения. 5) Попросите отложить ее решение на более поздний срок. 17.Ваш собеседник говорит такие вещи, с которыми трудно согласиться. 1) Будете с ним спорить, приводя доводы. 2) Обругаете его про себя. 3) Скажете, что он невежда. 4)Будете с ним солидарны, 5) Вам все равно. 18.Часто ли вы выражаете обоснованное недовольство? 1) Очень часто. 2) Часто. 3) Иногда. 4)Почти никогда. 5} И в плохом вижу хорошее. 19.Вы нечаянно толкнули прохожего. 1) Остановитесь и спросите, все ли в порядке. 2} Обернетесь и убедитесь, что все нормально. 3) Сделаете вид, что не заметили этого. 4)Броситесь извиняться, предлагать помощь. 5)Скажете, чтобы он был осмотрительнее. 20.Вы отремонтировали часы, а они все равно не идут. 1) Почувствуете в этом свою вину. 2) Попросите у кого-нибудь совета. 3) Будете пребывать в нерешительности. 4) Потребуете нового ремонта или обмена часов. 5) Вернетесь в бюро ремонта, так как у вас есть что сказать мастеру. 21Знакомо ли вам чувство радости? 1) Скорее чувство покоя. 2) Немного. 3) Когда есть с кем порадоваться. 4) Часто испытываю это чувство. 5) Многое раздражает, а не радует. 22.Вас подвел деловой партнер, друг, приятель. 1)Выплеснете на него всю свою злость. 2) Подумаете: «Это и к лучшему». 3} Расстроитесь. 4)Заставите исправить положение. 5) Затаите обиду. 23.Вам долго не возвращают нужную книгу. 1) Открыто обвините этого человека в необязательности. 2)Оставите книгу у него. 3) Слегка рассердитесь. 4) Потребуете книгу обратно. 5} Посоветуетесь с другим, как обычно. 24.Обувь, купленная вами совсем недавно, пришла в негодность. 1) Обменяете на новую. 2} Пойдете ругаться с продавцом. 3) Оставите на черный день. 4) Будете озабочены этим, не зная, как поступить. 5) Станете носить дальше. 25.Вы закончили важную работу, которая была высоко оценена другими. 1) Останетесь недовольны невысокой, с вашей точки зрения, оценкой 2) Будете пребывать в состоянии апатии. 3) Поделитесь радостью с другими. 4)Останетесь недовольны собой. 5) Будете очень довольны. 26.Вам позвонили поздно ночью, неправильно набрав номер. 1)Не пойдете к телефону в любом случае. 2) Скажете по телефону, что нужно правильно набирать номер. 3) Недовольно выслушаете извинения. 4) В гневе бросите трубку. 5) Обрадуетесь, так как вам все равно не до сна. 27.На день рождения вам преподнесли приятный сюрприз. 1) Это невозможно, так как мало кто способен на такие сюрпризы. 2} Вам кажется, что вы этого не заслужили. 3) Будете довольны. 4) Останетесь равнодушны, так как вы этого ожидали. 5) Очень обрадуетесь. 28.Ваше место в театре занято. 1) Сядете на другие место, хотя там хуже видно. 2) Будете пребывать в недоумении. 3) Отреагируете на ситуацию. 4) Попробуете освободить место, 5) Сдержитесь в проявлении отрицательных эмоций. 29.Оказавшись один на один с малознакомым человеком, вы: 1) Долго и мучительно выбираете тему для разговора. 2) Напряженно молчите. 3) Сами предлагаете тему для беседы. 4) Вынуждаете его развлекать вас. 5) Ждете появления кого-нибудь из знакомых. 30. Вы смотрите телевизор, а ваши близкие переключают его на другую программу. 1) Что ж, придется смотреть эту. 2) Рассердитесь и потребуете переключить обратно. 3) Промолчите, демонстрируя недовольство. 4) Поссоритесь. 5) Любезно согласитесь, так как новая программа вроде бы интереснее. 31.Вы собрались уходить, а ваш начальник просит вас остаться, так как необходимо еще поработать. 1) Неуверенно откажетесь. 2) Не подчинитесь, страшно негодуя при этом. 3) Откажетесь, ссылаясь на занятость. 4) Согласитесь, радуясь, что на вас обратили внимание. 5} Согласитесь, проминая себя за это. 32.Если вам необходимо с кем-нибудь познакомиться, как вы это делаете? 1) Полагаетесь на судьбу, стечение обстоятельств. 2) Просите кого-нибудь посодействовать. 3) Действуете очень напористо и решительно, 4) Проявляете инициативу, договариваетесь о встрече. 5) Мысленно проигрываете эту ситуацию в разных вариантах, не переходя к делу. 33.Сосед попросил у вас утюг, а вы в это время сами гладите. 1) Категорически откажете. 2) Откажете, и вас замучают угрызения совести. 3) Отдадите и включите старый утюг. 4) Просто откажете. 5) Дадите, не желая того. 34. Вы пришли на рынок, и пожилая женщина просит вас купить у нее оставшийся товар. 1) Откажетесь, сожалея, что так поступили. 2} Купите, досадуя на себя. 3) Пройдете мимо. 4) Будете раздражены этим. 5} Купите на последние деньги. 35.Когда вы находитесь в гостях, где много неизвестных вам людей, то: 1) Общаетесь только со знакомыми. 2) Стремитесь максимально привлечь к себе внимание. 3) Чувствуете себя скованно. 4) Нередко находитесь в центре внимания. 5) Не решаетесь с кем-нибудь познакомиться. 35.Врач неожиданно заканчивает работу после того, как вы уже долго прождали приема. 1) Примете как должное. 2) Расстроитесь и уйдете. 3) Возмутитесь, а потом все-таки успокоитесь. 4) Выскажете врачу все, что накипело, не выбирая выражений. 5) Потребуете, чтобы прием продолжал другой врач.
Обработка и интерпретация результатов При обработке данных используются да критерия: Оценка принадлежности к группе, сделанная а результате подсчета общей суммы баллов по опроснику (S = 1Уа + 2УЬ + ЗУс + 4Vd + 5УК, где а - ответы, оцениваемые 1 баллом, b -ответы, оцениваемые 2 баллами, с - ответы, оцениваемые 3 баллами, d - ответы, оцениваемые 4 баллами, и k - ответы, оцениваемые 5 баллами). Оценка, полученная на основе сравнения трех количественных характеристик (дискриминирующих признаков): первый признак получает количественную оценку в результате сложения ответов, которым приписываются 1 и 2 балла, и указывает на выраженность тенденции самоподавления: Р1 = 1Уа + 2УЬ; второй признак получен при сложении ответов с оценками 3 и 4 балла, он отражает развитость конструктивных стратегий: Р2 = ЗУс + 4Vd; третий признак - количественная величина склонности человека к доминированию, полученная путем сложения ответов с оценками 4 и 5 баллов: РЗ = 4Yd + 5УК. Деление испытуемых на группы, которое осуществляется в соответствии с новым критерием (тремя дискриминирующими признаками), позволило снять целый ряд вопросов относительно так называемых «спорных случаев» и сформировать количественно и качественно новые группы (табл. 1, 2). Таблица 1 Показатели центральных тенденций и разброса данных в трех группах, выделенных с помощью разных критериев: суммы баллов по опроснику и трех дискриминирующих признаков Сумма баллов по опроснику PI P2 P3 № группы 1 2 3 1 2 3 1 2 3 114 1 65 23 Среднее 108 121 133 18 11 6 81 104
87 111 Медиана 108 121 132 18 И 5 84 104 115 68 88 110 Дисперсия 1118 19 19 9 8 183 76 196 210 98 91 МИНИМУМ 90 111 126 114 1 46 8072 28 60 93 Максимум 114 129 144 29 20 14 101 120 HU 95 107 129 Нижний квартиль 104 118 130 15 9 3 69 99 106 56 8O 105 Верхний квартиль 111 125 136 21 13 6 90 111 124 76 93 117
Таблица 2 Распределение испытуемых по группам: (1) no критерию суммы баллов а (2) по критерию сравнения выраженности трех тенденций (дискриминирующих признаков) № группы Сумма баллов Границы групп по дискриминирующим признакам Границы группы Р1 Р2 РЗ ! 90-111 15-21 69-90 56-75 2 112-123 9-13 99-111 80-93 3 124-144 3-6 106-124 105-117 Для стандартизации данных и определения границ между тремя эмпирическими группами проводилось преобразование результатов в стены (табл. 3). Стены - это стандартизованный показатель, который разбивает нормальное распределение на десять интервалов-категорий, каждая из которых содержит разный процент распределения. Таблица 3 Преобразование «сырых» данных (суммы баллов по опроснику) в стены X Частота Накопленная частота (L) LЧ 1/п Стены Границы групп 87.0 2 2 0,008 1 87- 111 баллов Стратегия самоподавления 91.83 2 4 0.016 1 96.67 2 6 0.025 2 10] .5 14 20 0.085 3 1 06.3 23 43 0.172 4 111.2 29 72 0.305 4 1)6.0 30 102 0.432 5 120.8 125.7 46 35 148 183 0.627 0.775 6 7 112 - 130 баллов Конструктивная стратегия 130-5 35 218 0.924 8 135.5 13 231 0.979 8 131 и выше Агрессивная стратегия Н0.2 5 236 1.000 9
В соответствии с полученными данными определились три группы испытуемых: 1 - с ориентацией на стратегию самоподавления (п = 44); 2 - с преобладанием конструктивной стратегии самоутверждения (п = 135); 3-е предпочтением агрессивной стратегии самоутверждения (п = 57). Стратегия самоподавления (самоотрицания) может проявляться в конформной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, полизависимости, в проявлении гиперответственности, мазохизма и др. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения. Стратегия конструктивного самоутверждения, как правило, проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении своих способностей, в творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением используют разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации. Для них характерно стремление к самораскрытию и самовыражению. Стратегия доминирования как стратегия компенсации гиперпотребности в самоутверждении может проявляться в форме вербальной агрессии, в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека в виде утаивания от него важной информации и эмоциональной изоляции. По мнению ряда авторов (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997), некоторая деструктивность данной стратегии, включающей гиперсамоутверждение и принуждение в форме множества агрессивных действий, не предполагает причинения ущерба другой личности. Данная стратегия выражается в большом стремлении к доминированию в межличностных отношениях. Люди с данной стратегией предпочитают сохранять устойчивость самооценки с помощью механизма проекции. Для них характерны средние значения по фактору самораскрытия и высокие показатели по самовыражению.
8.4. Диагностика реализации потребностей в саморазвитии Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению: 5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности; 4 - скорее соответствует, чем нет; 3 - и да, и нет; 2 - скорее не соответствует; 1 - не соответствует.
Опросник 1. Я стремлюсь изучить себя. 2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами. 3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность. 4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. 5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время. 6. Я анализирую свои чувства и опыт. 7. Я много читаю. 8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. 9. Я верю в свои возможности. 10.Я стремлюсь быть более открытым человеком. 11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. 12.Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. 13.Я получаю удовольствие от освоения нового. 14.Возрастающая ответственность не пугает меня. 15.Я положительно отнес(лась)ся бы к продвижению по службе. Обработка и интерпретация результатов Подсчитайте общую сумму баллов. Если у вас набралось 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии; диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует о том, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития; результат от15 до 35 баллов, дает основание полагать, что исследуемый находится в стадии остановившегося саморазвития.
8.5. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков саморазвития. Предложите также оценить себя коллегам по этой карте. Сравните результаты и сделайте выводы.
Карта самооценки готовности к самообразовательной деятельности Б /. Мотивационный компонент (9-81 балл) 1 . Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности 123456789 2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии 123456789 3. Чувство долга и ответственности 123456789 4. Любознательность 123456789 5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности 123456789 6. Потребность в лсихолога-педагогическом самообразовании (ППСО) 123456789 7. Потребность в самопознании 123456789 8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для вас видов деятельности 123456739 9. Уверенность в своих силах 123456789 //. Когнитивный компонент (6-54 балла) 1. Уровень общеобразовательных знаний 123456789 2. Уровень общеобразовательных умений 123456789 3. Уровень педагогических знаний и умений 123456789 4. Уровень психологических знаний и умений 123456789 5. Уровень методических знаний и умений 123456789 6. Уровень специальных знаний 123456789 ///. Нравственно-волевой компонент (3 -81 балл} 1. Положительное отношение к процессу учения 123456789 2. Критичность 123456789 3. Самостоятельность 123456789 4. Целеустремленность 123456789 5. Воля 123456789 6- Трудоспособность 123456789 7. Умение доводить начатое до конца 123456789 8. Смелость 123456789 9. Самокритичность 123456789 IV. Гностический компонент (17- 153 балла) 1. Умение ставить и разрешать познавательные задачи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2. Гибкость и оперативность мышления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3. Наблюдательность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4. Способность к анализу педагогической деятельности 1 2 3 4 5 5 7 8 9 5. Способность к синтезу и обобщению 1 2 3 4 5 6 7 Б 9 6. Креативность и ее проявления в педагогической деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 7. Память и ее оперативность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 8. Удовлетворение от познания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9. Умение слушать 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Умение владеть разными типами чтения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 . Умение выделять и усваивать определенное содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 9 12. Умение доказывать, обосновывать суждения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 13. Умение систематизировать, классифицировать 1 2 3 4 5 S 7 8 9 14. Умение видеть противоречия и проблемы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 6. Способность отказаться от устоявшихся идей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 17. Независимость суждений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 V. Организационный компонент (7-63 балла) 1 . Умение планировать время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2. Умение планировать свою работу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3. Умение перестраивать систему деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4. Умение работать в библиотеках 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5. Умение ориентироваться в классификации источников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 6. Умение пользоваться оргтехникой и бантом компьютерной информации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 7. Умение владеть различными приемами 1 2 3 4 5 6 7 3 9 W. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5-45 балов) 1 , Самооценка самостоятельности собственной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ,2. Способность к самоанализу и рефлексии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3. Способность к самоорганизации и мобилизации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4. Самоконтроль 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5. Трудолюбие и прилежание I 2 3 4 5 6 7 8 9 VII. Коммуникативные способности (5-45 баллов) 1 .Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3. Способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего обучаемых} 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Обработка и интерпретация результатов По каждому из 7 факторов педагогического саморазвития подсчитать общее количество баллов. Об уровне парциальной сформированное™ и готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели, приведенные в таблице, Компоненты профессионально-педагогического саморазвития (ППс) Уровни ППС (в баллах)
Высокий Средний Низкий 1 Мотивационный 35 и менее 36-54 55 и более 2 Когнитивный 23 и менее 24-36 37 и более 3 Нравственно- волевой 35 и менее 36-54 55 и более 4 Гностический 67 и менее 68-108 69 и более 5 Организационный27 и менее 28-42 29 и более 6 1 Способность к самоуправлению 1 9 и менее 20-30 21 и более Коммуникативный 19 и менее 20-30 2 1 и более
8.6. Самооценка реализациижизненных целей личности (Н. Р. Молочников) Назначение. Цель методики - ответить на вопросы и осмыслить свои жизненные цели.
Инструкция. Вам предлагается комбинированный опросник по оценке жизненных целей личности и условий их реализации. Поэтому на отдельные вопросы можно отвечать в форме «да» или «нет», а на другие - в открытой, развернутой форме. Как правило, это последние вопросы в каждой из шести жизненных сфер личности.
Опросник 1.Оценка жизненной ситуации 1.1.Работа. Маркетинг. 1.1.а. Имею ли я четкое представление о своей работе, ее целях? 1.1.Ь. Помогает (поможет) ли моя работа в достижении других жизненных целей? 1.1.с. Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе? 1.1.d. Какую работу и хочу выполнить через 10 лет? 1.1.е. Есть ли у меня воодушевление и мотивация? 1.1 .f. Что для меня является мотиватором сейчас, а через 5 лет? 1.1.g. Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации? 1,1.h. К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа в ближайшие годы будет отвечать моим потребностям? 1.2.Быт 1.2.а. Каково мое экономическое положение? 1.2.Ь. Есть ли у меня личный бюджет, каков он и придерживаюсь ли я его рамок? 1.2.С. Сколько у меня долгов? 1.2.d. Получу ли я в случае необходимости кредит? 1.2.e. Каковы мои потребности в финансировании и размещении капитала в ближайшие годы? 1.2.f. Какие меры в случае необходимости я могу применять для улучшения экономического положения? 1.3.Физическое состояние 1.3.а. Общая форма. На чем основана моя оценка (собственное представление)? 1.3.b. Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача (на общих, специальных)? 1.З.с. Занимаюсь ли я регулярно оздоровительным спортом? 1.3.d. Достаточно ли я сплю? 1.3-е. Правильно ли я питаюсь? 1.3.f. Каков мой вес? 1.3.g. В каких количествах я употребляю алкоголь (л/мес.)? 1.3.h. Забочусь ли я о «строительстве» своего тела? 1.3.J. Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния? 1.4.Социальное состояние. Человеческие отношения. 1.4.a. Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других и как я их учитываю? 1.4.Ь. Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы? 1.4.с. Интересует ли других мое мнение? 1.4.d. Навязываю ли я другим свои мысли и мнения? 1.4.е. Умею ли я слушать? 1.4.f. Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? 1.4.g. Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь? 1.4.h. Как я забочусь о дружеских отношениях? 1.4.i. Как я могу развивать свои отношения с помощью обратной связи? 1.5.Душевная готовность. Психологическое состояние. 1.5.а. Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом? 1.5.Ь. Читаю ли я регулярно газеты, ежедневные издания, специальные газеты, литературные произведения? 1.5.С. Слежу ли я за новостями дня по газетам, радио, телевидению? 1,5.d. Посещаю ли я учебные мероприятия, собрания, конференции, спецкурсы, занимаюсь ли я самообразованием? 1.5.е. Участвую ли я в совместной деятельности по развитию, в кружках, объединениях? 1.5.f. Есть ли у меня личный план развития? 1.5.g. Как я могу развивать свою мотивацию и душевное состояние? 1.6. Семейная жизнь. 1.6.а. Понимаю ли R значение семьи? 1.6.b. Какова моя семейная ситуация на сегодня? 1.6.с. Изменится ли она в ближайшие годы и как? 1.6.d. Уделяю ли я достаточно времени моей семье? 1.6.е. ЕСТЬ ли в моей семье общие увлечения? 1.6.f. Знаю ли я членов своей семьи, их потребности и мнения? 1.6.g. Могу ли я создать в своей семье открытую, душевную атмосферу? 1.6.h. Создаю ли я в своей семье надежные условия? 1.6.i. Как я могу развивать свою семейную жизнь? 2. Постановка личных конечных целей 2.1.Целями моей жизни являются: 1, 2, 3... Насколько они важны для меня и почему? 2.2.Моя жизненная цель должна осуществиться до ... года, самое позднее ... года.
2.3.Какие факторы способствуют достижению моих личных жизненных целей? 2.4.Каковы наиболее критические пункты в достижении целей, что я могу сделать? 2.5.Что мне нужно задействовать для достижения моих целей (время, деньги, здоровье)? 2.5.а. Готов(а) ли я задействовать эти факторы или нужно изменить цели?
Обработка и интерпретация результатов Анализ и интерпретация результатов самооценки проводятся отдельно по каждой из шести базовых жизненных сфер личности. Затем необходимо провести ранжирование по эффективности и возможностям их реализации. Такое сопоставление способствует интегративному проектированию личностного саморазвитию в ресурсном и временном отношении.
8.7. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) Инструкция. Из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению. Опросник 1.а) Придет время, когда я заживу no-настоящему, не так, как сейчас, б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас. 2.а) Я очень увлечен своим профессиональным делом. б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь. 3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему обязанным,
б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему. 4. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах. б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах. 5.а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации, б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение. 6.а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты. 7.а) Способность к творчеству - природное свойство человека, б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству. 8.а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостями литературы и искусства. б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства. 9.а) Я часто принимаю рисковэнные решения. б) Мне трудно принимать рискованные решения. 10.а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтересным, б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным. 11.а) Я люблю оставлять приятное «на потом», б) Я не хтавляю приятное «на потом». 12.а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику, б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне. 13.а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии. б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо. 14.а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь, б) Я себе нравлюсь. 15.а} Я думэю, что большинству людей можно доверять. б) .Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит. 16.а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения. б) Интересное, творческое содержание работы - само по себе награда. 17.а) Довольно часто мне бывает скучно, б) Мне никогда не бывает скучно. 18.а} Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность. б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны, 19.а) Иногда мне трудно быть искренним, б) Мне всегда удается быть искренним. 20.а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим. б} Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен. 21.а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям. б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать. 22.а) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю, б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне это не удается. 23.а) Эгоизм - естественное свойство любого человека. б} Большинству людей эгоизм не свойственен. 24.а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопределенное время. б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени. 25.а)Я люблю перечитывать понравившиеся мне КНИГУ. б)Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной. 26.а)Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие. б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие. 27.а)Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым. б)Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим. 28.а)Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие. б)Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют. 29.а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактными. б} Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность. 30.а)Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. б)Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать. 31.а)Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю. б)Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю. 32.а)Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других. б)Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе. 33.а)Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо приносят пользу. б)Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие, 34.а) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами - это гарантирует успех. б} В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения. 35.а) Люди редко раздражают меня. б) Люди часто меня раздражают. 36.а} Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил, б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять. 37.а)Главное в жизни - приносить пользу и нравиться людям. б)Главное в жизни - делать добро и служить истине. 38.а)Иногда я боюсь показаться слишком нежным. б)Я никогда не боюсь показаться слишком нежным. 39.а)Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию.
б)Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию. 40.а} Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной. б} Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами. 41.а)Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами. б)По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах, 42.а} Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере. б) Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессиональной области. 43.а)Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям. б)Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие. 44.а)У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам. б)Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей. 45.а)Секс без любви не является ценностью. б)Даже без любви секс - очень значимая ценность. 46.а) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника. б) Я не чувствую себя ответственным за это. 47.а} Я легко мирюсь со своими слабостями. б) Смириться со своими слабостями мне нелегко. 48.а} Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому, б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. 49.а) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг. б} Мое самоуважение не зависит от моих достижений. 50.а) Большинство людей привыкли действовать «по линии наименьшего сопротивления». б} Думаю, что большинство людей к этому не склонны. 51.а) Узкая специализация необходима для настоящего ученого. б} Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным. 52. а) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания и творчества, б) В жизни очень важно приносить пользу людям. 53.а) Мне нравится участвовать в жарких спорах, б) Я не люблю споров. 54.а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами, б) Подобные вещи меня не интересуют. 55.а) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи. б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания. 56.а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями, б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным. 57. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства. б) Главное назначение воли - подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека. 58.а) Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями. б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями. 59.а} Человеку свойственно стремиться к новому. б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости. 60.а) Я думаю, что неверно выражение «Век живи - век учись», б) Выражение «Век живи - век учись» я считаю правильным. 61.а} Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве, б} Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни. 62. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен, б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми. 63. а) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую. б} Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую. 64.а} Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим долгом, б) Талант и способности значат больше, чем долг. 65.а) Мне хорошо удается манипулировать людьми. б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично. 66.а) Я стараюсь избегать огорчений. б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями. 67.а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться. б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться. 68. а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку. б} Критика практически не влияет на мою самооценку. 69. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли. б} Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть. 70. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость. Б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно. 71.а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области. б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны. 72.а) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья. б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья. 73.а} Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь. б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы. 74.а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется. б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков. 75.а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется. • б) Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы. 76.а) 0 человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой. б) Обычно оценить человека очень легко. 77.а) Для творчества нужно очень много свободного времени. б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества. 78.а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте. Б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.
79.а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко. б} Я не испытываю неловкости в такой ситуации. 80.а) Я считаю себя творцом своего будущего. б} Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее. 81.а) Выражение «Добро должно быть с кулаками» я считаю правильным. б)Вряд ли верно выражение «Добро должно быть с кулаками». 82.а} По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства, б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки. 83. а) Иногда я боюсь быть самим собой. б) Я никогда не боюсь быть самим собой. 84.а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях. б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах. 85.а)Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное. б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное. 86.а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу. б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих. 87.а) Я стараюсь не быть белой вороной. б) Я позволяю себе быть белой вороной. 88.а) В доверительной беседе люди обычно искренни. б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним. 89.а)Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства. б)Я никогда этого не стыжусь. 90.а)Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. б} Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю. 91.а) Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно. б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно. 92.а) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими,
б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство. 93.а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе. б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку. 94.а)Я стремлюсь открыто выражать свои чувства. б)Думаю, что в открытом выражении чувств всегда есть элемент несдержанности.
95.а)Я уверен в себе. б) Не могу сказать, что я уверен в себе. 96.а) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений. б) Достижение счастья - главная цель человеческих отношений. 97. а) Меня любят, потому что я этого заслуживаю. б) Меня любят, потому что я сам способен любить. 98. а) Неразделенная любовь способна сделать жизнь невыносимой, б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни. 99. а) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному. б} Обычно в том, что разговор не сложился, виновата невнимательность собеседника 100. а) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление. б} Люди видят меня таким, каков я на самом деле. Обработка и интерпретация результатов Ключ
16 26б516 76а 2а 27а 52a 776 35 28а 53a 786 46 296 546 796 56 ЗОа 556 8Оа 66 316 566 815 7а 32а 576 826 86 336 58a 436 9а 346 59а 84а 10а 35а 606 85а 11а 366 61а 86а 126 37б 626 876 13а 386 636 88а 146 39а 646 896 I5a 406 656 90а 166 41а 666 91а 176 42а 676 92а I8a 436 686 93а 196 44а 69а 94я 206 45а 706 95а 21а 466 716 96б 226 47а 72а 976 236 48а 73 аа 986 246 496 746 99а 25а 506 75а 1006 Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами теста: Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами: 1.Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 636, 73а, 80а. 2. Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б. 3.Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а.
4.Потребность в познании; 86, 24б, 29б, 336, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б. 5.Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б,71б, 77б. 6.Автономность: 5б, 9а, Юа, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б, 68б, 74б,75а, 87б, 92а. 7.Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а. 8.Самопонимание: 46, 13а, 20б, ЗОа, 31б, 38б,47а, 66б, 79б, 93а. 9.Аутосимлатия: 6б,14б, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б. 10. Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а. 11.Гибкость в общении; 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а.
Примечание: Шкалы № 1, 3,4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные - по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5. Можно получить результаты а процентах, решив следующую пропорцию: 15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%. 1.Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат - это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе. 2.Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах. 3.Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка} или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность. 4.Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию - бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это. 5.Стремление к творчеству или креативность - непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни. 6.Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self-support) у Ф. Перл-за, направляемое^ изнутри (inner-directed) у Д. Рисмена, зрелость (ripeness) у К. Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность - это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от», 7.Спонтанность - это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не являет- ся мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия, 8.Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами, Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих, Д. Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри». 9.Аутосимпатия - естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки. 10.Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности. 11.Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию, Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением - стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.
Литература 1.Березинова Л, Н. Предупреждение депривацик в образовательном процессе. - СПб., 2000. 2.Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 3.Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. 4.Молочников Н. Р. Основы менеджмента. Глоссарий и практикум. - М. - Воронеж, 2001. 5.Никитин Е, П., Харламенкова Н. Е, Феномен человеческого самоутверждения, - СПб., 2000. 6.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе, - М., 1998. 7.Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред, Д. И. Фельдштейна.- М. - Воронеж, 2001, 8.РатановаТ. А, Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М. , 2000. 9.Сепевко Г, К., Селевко А, Г., Левина О.Г. Самосовершенствование личности (самодктуапизация). - М.,1999. 10.Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта, - М., 2001.
11.Фетискин Н. П., Миронова Т. И, Социально-психологическая диагностика личности и группы. - М. -Кострома, 2001.
Глава IX ПСИХОДИАГНОСТИКА СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
9.1. Общая характеристика совладающего поведения и его диагностика В отечественной психологии совладеющее поведение (копинг) рассматривается как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Оно зависит по крайней мере от двух факторов - личности субьекта и реальной ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирования личности. Основные функции совладения - обеспечение и поддержание внешнего и внутреннего благополучия человека. Для этого необходимо осознание ситуации и способов эффективного совладения с ней, а также умение вовремя применить их в поведении. Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям. Условием копинга является стресс - состояние человека, неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на неблагоприятные воздействия. Следовательно, совладение представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Копинг является переменной, зависящей от трех факторов - личности субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки. Психологическая значимость колинга заключается в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое действие ситуации. Копинг-поведение имеет две функции: фокусирование на проблеме, на разрушении стрессовой связи личности и среды и фокусирование на эмоциях, направленных на управление эмоциональным дистрессом. Таким образом, главная задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями. Существует несколько подходов к определению стратегий совладения. Так, И. М. Ни-' 'пьская и Р. М. Грановская предлагают дифференцировать стратегии совладения на три группы: поведенческие, эмоциональные, познавательные. Первый тип подразумевает разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами. Ко второму относится эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или поиска социальной поддержки. Третий включает в себя стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля. Л. И. Анциферова, основываясь на качественной конструктивности, выделяет следующие стратегии. Преобразующие стратегии совладения Приняв решение о возможности позитивного изменения ситуации, субъект начинает формировать ее как проблему: он определяет конечную и промежуточные цели, намечает план решения, определяет способы достижения цели, иногда прибегает к «когнитивной репетиции». Конструктивно преобразующая стратегия жизни необязательно предполагает использование практических действий, их могут заменить вербальные формы реагирования. В случае когда ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными, происходит перестройка со- держательно-смысловой и энергетическо-динамической сферы сознания. Человек пытается сформировать новую систему психической саморегуляции. Среди преобразующих стратегий выделяют следующие: «сравнение, идущее вниз», когда человек сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более незавидном положении, «идущее вверх сравнение», когда человек вспоминает о своих успехах в других областях, «антипицирующее совладание» и «предвосхищение печали», позволяющее людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям, Приемы приспособления К данному виду приемов относится позитивное истолкование, когда в неприятных и морально тяжелых переживаниях люди пытаются найти позитивные |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 489. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |