Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тренера (Ю. Ханин, А. Стамбулов)




Содержание методики. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение

спортсмена к тренеру по трем параметрам ( по 8 вопросов): гностическому,

эмоциональному и поведенческому.

Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с

точки зрения спортсмена. Эмоциональный определяет, насколько тренер симпатичен

спортсмену как личность, поведенческий - показывает, как складывается реальное

взаимодействие тренера и спортсмена.

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы

считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то

напишите «да»; если же оно неверно, то «нет».

                                           Опросник

1.Тренер умеет точно предсказать результаты своих учеников.

2.Мне трудно ладить с тренером.

3.Тренер - справедливый человек.

4.Тренер умело подводит меня к соревнованиям.

5.Тренеру явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.

6.Слово тренера для меня - закон.

7.Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной.

8.Я вполне доволен тренером,

9.Тренер недостаточно требователен ко мне.

10.Тренер всегда может дать разумный совет.

11.Я полностью доверяю тренеру.

12.Оценка тренера очень важна для меня.

13.Тренер в основном работает по шаблону.

14.Работать с тренером одно удовольствие.

15.Тренер уделяет мне мало внимания.

16.Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.

17.Тренер плохо чувствует мое настроение.

18.У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств,

которые применяет тренер.

19.Я не стану делиться с тренером своими мыслями,

20.Тренер наказывает меня за малейший проступок.

21.Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны. Я хотел бы стать похожим

на тренера.

22.Я хотел быть похожим на тренера.

23. У нас с тренером чисто деловые отношения.

Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Гностический

компонент включает вопросы 1, 4, 7, 10, -13, -16, 19, 22 (номера со знаком «-»

означают ответ «нет», остальные - «до»). Эмоциональный - вопросы -2, -5, 8, 11,

14, -17, -20. Поведенческий -вопросы 3, 6, -9, 12, -15, 18, -21, -24.

Результат опроса представляют графически или с помощью таблицы. В таблице

дан один из вариантов обработки данных по шкапе «тренер-спортсмен».

 

 Ф.И.О. (код) Показатели итоговый 1 А 3 5 5 132Б 3 4 310 3

В 2 1 2 5 4 Г

6

5

5 16 5Д 2 1 3 66Е 3 2 4 97

Ж 3 1 2 6 8 3 6 6 4 16 0 И 8 8 7 23 10 К 1 1   

6 8 11Средняя арифметическая

Х+- m3,7 ± 0,6 3,4 1: 0,6 4,1 ± 0,5 I2,2+-l,7 Средняя арифметическая

оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера,

нарисованный его командой, по каждому из исследуемых компонентов межличностного

взаимодействия и по итоговому показателю.

 

5.2.2. Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости

Инструкция. На каждый вопрос теста возможны три варианта ответа: «да»,

«нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его столько

в том случае, если вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или

«нет».

                                          Опросник

1.Очень ли трудна и напряженна ваша работа?

2.Часто ли вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?

3.Часто ли вам приходится задерживаться на работе или дома заниматься делами,

связанными с работой?

4.Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?

5.Часто ли вам приходится торопиться, чтобы справиться со своими делами?

6.Испытываете ли вы нетерпение, когда видите, что кто-то выполняет работу

медленнее, чем вы сами могли бы сделать?

7.Часто ли вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он кончит говорить?

8.Если вам приходится ждать кого-нибудь, испытываете ли вы нетерпение?

9.Если вы испытываете напряжение или раздражение, трудно ли вам скрыть это?

10.Часто ли вас выводит из терпения ожидание в очередях?

11.Часто ли у вас возникает чувство, что время течет слишком быстро?

12.Предпочитаете ли вы поехать как можно быстрее, чтобы заняться более важным

делами?

13.Вы почти всегда ходите и делаете все быстро?

14.Стараетесь ли вы быть во всем первым и лучшим?

15.Считаете ли вы себя человеком очень энергичным, напористым?

16.Считают ли вас энергичным и напористым ваша жена или близкие?

17.Считают ли ваши знакомые, хорошо знающие вас люди, что вы относитесь к своей

работе слишком серьезно?

18.Часто ли бывает, что, читая или слушая собеседника, вы продолжаете думать о

своих делах?

19.Часто ли ваша жена или близкие просят вас меньше заниматься делами и больше

времени уделять семье?

20.Прилагаете ли вы усилия, чтобы победить в играх?

                        Обработка и интерпретация результатов

На каждый вопрос ответу «да» приписывается 2 балла, ответу «нет» - 0 баллов;

ответу «не знаю» - 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов, набранных вами

в тесте.

Если вы набрали от 0до 10 баллов, то вы принадлежите к типу Б, Люди такого

типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их

достижения. Они стремятся справиться с трудностями сами, трудности и их

возникновение подвергают анализу, делают правильные выводы. Могут долгое время

работать с большим напряжением сил. Умеют и стремятся рационально распределять

время. Неожиданности, как правило, не выбивают их из колеи. Люди типа Б

стрессоустойчивые.

Если вы набрали от 10до 20 баллов, то у вас проявляется склонность к типу Б,

 но умеренно выраженная. Часто проявляете стрессоустойчивость, но не всегда.

Если вы набрали от 30 до 40 баллов, то вы принадлежите к типу А. Люди

такого типа характеризуются стремлением к конкуренции,'достижению цели, обычно

бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой

цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них

быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.

Если вы набрали от 20до 50 баллов, то у вас проявляется склонность к типу

А, но умеренно выраженная. Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.

 

5.2.3. Перцептивно-образная самооценка (В. В. Бойко)

Назначение. Данная методика нацелена на изучение динамичности

психоэмоционального «Я-образа» в зависимости от ситуаций (обычных,

благоприятных и неблагоприятных). Главный акцент сделан на исследовании

устойчивости нейтральных и позитивных эмоциональных состояний в трех

вышеуказанных ситуациях.

 

Инструкция. В левой части бланка для ответов представлены шесть

эмоциональных состояний, а в правой - степень их выраженности от 0 до 10 баллов.

 При этом 0 означает полное отсутствие того или иного состояния, а 10 -

максимум его проявления. Задача испытуемого заключается в количественной оценке

каждого эмоционального состояния в трех заданных ситуациях: обычных,

неблагоприятных и благоприятных. Для этого в бланке для ответов сначала знаком

«О» обводится балл каждого из шести состояний в обычных, нормальных условиях,

затем знаком «?» обводятся баллы всех состояний в неблагоприятных условиях и

знаком «?» - в максимально благоприятных условиях:

О - обычно в норме;

? - возможный минимум в неблагоприятной ситуации;

? - возможный максимум в благоприятной ситуации.

Бланк для ответов

Я бываю:

Спокойным внешне       012345678910

Спокойным внутренне  012345678910

Активным                       012345678910

В хорошем настроении 012345678910

Доброжелательным     012345678910

Оптимистичным            012345678910

Миролюбивым              012345678910

                          Обработка данных

На каждой оценочной шкале следует проследить за сочетанием сразу трех

показателей -«обычно», «неблагоприятно», «благоприятно». Комбинации баллов на

шкале дают представление о характере изменений, происходящих с

психогигиеническим «Я-образом» по тому или иному параметру.

Выявлено несколько устойчивых вариантов сочетаний оценок и соответствующих им

типов изменений «Я-образа». С помощью приводимой ниже таблицы вы можете

расшифровать полученные на шкалах данные:

 

Тип изменений «Я-образа» Обычно (баллы) Неблагоприятно (баллы) Благоприятно 1.

Нормальная изменчивость 4-6 3-4 8-10 2. Приемлемая ригидность 4-6 3-4 6-7 3.

Гипертимическая ригидность 7-8 4-7 8-10 4. Эйфорическая ригидность 9-10 7-10

9-10 5. Дистимическая ригидность 2-4 0-4 4-fi 6. Дисфорическая ригидность 0-5

0-2 3-5 7. Экзальтированная изменчивость 3-7 0-2 8-10 8. Неадекватная

изменчивость 4-5 6-Я 6-10 В случае, если комбинация полученных вами трех оценок

на шкале не отражена в таблице, отождествляйте ее с наиболее близким типом.

 

 Интерпретация результатов

Нормальная изменчивость «Я-образа» означает, что ответные эмоциональные

реакции на жизненные ситуации адекватны и, по всей вероятности, сохраняют

коммуникабельную форму. Такой вариант изменений предпочтителен и

свидетельствует в пользу имиджа. Оценка «обычно» находится в границах 4-6

баллов, то есть в центре шкалы; при неблагоприятной ситуации оценка несколько

снижается в пределах 3-4 баллов; в благоприятной ситуации -повышается до 8-10

баллов. Эмоции «дышат», выполняют свою энергетическую и сигнальную функцию.

Партнеры, вероятно, видят естественные реакции наблюдаемого человека.

Следовательно, он открыт и откликается эмоциями на воздействие. Есть основания

доверять ему.

Приемлемая ригидность «Я-образа» выражается в том, что эмоциональные

состояния мало меняются в соответствии со смысловым воздействием. Эмоции слабо

«дышат» и, возможно, недостаточно информируют партнеров о переживаниях событий.

Тем не менее состояния сохраняют коммуникабельную форму, что, как правило,

импонирует участникам совместной деятельности. Баллы «обычно» - 4-6;

«неблагоприятно» - 3-4; «благоприятно» - 6-7.

Гипертимическая ригидность «Я-образа». В этом случае эмоциональный

стереотип поведения во всех ситуациях отличается мажорными окрасками: «обычно»

- 7-8 баллов; «неблагоприятно» - 4-7 баллов; «благоприятно» - 8-10 баллов.

Постоянно высокий энергетический тонус - естественное для респондента состояние,

 но в конце концов его ресурсы «изнашиваются». При этом диапазон проявления

эмоций очень узок, их значения завышены даже в ситуации «обычно». Когда

наступает благоприятная ситуация, эмоции не могут адекватно проявляться. Данное

обстоятельство несколько затрудняет расшифровку эмоций со стороны окружающих:

личность всегда на подъеме, и трудно понять, как она относится к позитивным

переменам. Однако в целом ее психогигиенический «Я-об-раз» находится в

коммуникабельных границах, хотя, возможно, партнеры чувствуют некоторый

дискомфорт.

Эйфорическая ригидность «Я-образа» отмечается в том случае, когда ситуации

«обычно», «неблагоприятно» и «благоприятно» оцениваются очень высокими баллами

(7-10 баллов) и их значения сливаются. Индивид безжалостно растрачивает свою

эмоциональную энергию, практически живет на максимуме ее проявления. Понятно,

что эмоции «не дышат». Очень перегружены их смысловые значения для партнеров,

имидж становится некоммуникабельным. Самый тяжелый для взаимодействия вариант,

когда три фигуры на шкале - «кружок», «треугольник» и «квадрат» - сливаются в

районе 9-10 баллов. Это явное свидетельство нарушений в сфере эмоциональной

отзывчивости. Человек с такими психогигиеническим статусом не может вызывать

доверия.

Дистимическая ригидность «Я-образа» проявляется в том, что эмоции индивида

функционируют в узком диапазоне сниженных значений шкалы: «обычно» - 2-4 балла;

«неблагоприятно» - 0-4; «благоприятно» - 4-6. Эмоции «дышат» плохо, преобладают

минорные окраски состояний, определяющих имидж, что приводит к снижению

коммуникабельности личности и доверия к ней. В своем психогигиеническом

«Я-образе» личность с готовностью демонстрирует негативно окрашенные состояния

и не может откликаться на положительные ситуации.

Дисфорическая ригидность «Я-образа» характеризуется тем, что диапазон

эмоционального реагирования по шкале не бывает выше 5 баллов. Но самое

показательное то, что оценки «обычно» и «неблагоприятно» сливаются в границах

0-3 баллов. Личность страдает серьезными нарушениями в сфере эмоциональной

отзывчивхти, а ее имидж утрачивает коммуникабельность.

Экзальтированная изменчивость «Я-образа». Основным показателем в этом случае

является очень большой диапазон эмоционального реагирования: в

«неблагоприятных» обстоятельствах - минимум (0-2 балов), в «благоприятных» -

максимум (8-10). В обеих крайностях эмоции выдают большую энергию и перегружены

информацией. В результате они утрачивают коммуникабельность и вредят имиджу

личности.

Неадекватная изменчивость «Я-образа» проявляется а том, что на

неблагоприятные воздействия человек почему-то реагирует в диапазоне

гипертимических или эйфорических значений шкал. При этом нормативные его

реакции происходят в средних шкальных интервалах.

 

5.2.4. Определение стиля информационного усвоения

Назначение. Данная методика ориентирована на выявление ведущих способов или

предпочитаемых типов, моделей по сбору разнообразной информации

(профессиональной, средовой, познавательной).

Инструкция. Ниже приведены десять рядов по четыре слова в каждом. Около каждого

слова поставьте одну из четырех цифр:

4 - если оно лучше всего описывает вас;

3 - если оно хорошо описывает вас;

2 - если оно более или менее описывает вас;

1 - если оно совсем не подходит вам.

Не забудьте перед каждым словом поставить соответствующую цифру!

                   Бланк ответов

 Увлеченный Экстремальный Разграничивающий Практичный Восприимчивый 

Бесстрастный Аналитичный Соответствующий Чувствующий Наблюдающий Думающий 

Делающий

Принимающий Осведомленный Оценивающий 

Авантюрный

Интуитивный Расспрашивающий Логичный  

Продуктивный Конкретный Внимательный Абстрактный Активный Ориентированный на

настоящее Задумчивый Ориентированный

на будущее Прагматичный Открытый для нового Проницательный Интеллигентный 

Компетентный Опытный Наблюдательный Рациональный Ответственный Интенсивный 

Сдержанный Рациональный Ответсвенный Сумма: Сумма: Сумма: Сумма:         

   Обработка и интерпретация результатов

Для подсчета сложите цифры в каждой колонке. Самый высокий балл указывает на

предпочитаемый учебный стиль:

Колонка 1 - конкретно-последовательный;

Колонка 2 - абстрактно-произвольный;

Колонка 3- абстрактно-последовательны и;

Колонка 4 - конкретно-произвольный.

 

  5.2.5. Исследование стереотипов восприятия успешного ученика

  Инструкция. Определите, какими качествами должен, по вашему мнению,

обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе. Для

этого выберите шесть-семь (не более) самых важных, значимых качеств.

1.Дисциплинированный.

2.Умный, сообразительный.

3.Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе.

4.Хорошая память.

5.Трудолюбивый, усидчивый.

6.Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.).

7.Владеет самоконтролем.

8.Умеет планировать работу и выполнять свой план.

9.Любознательный, любит учиться.

10.Всегда нацелен на успех.

11.Инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать.

12.Работает на оценку.

13.Хорошее внимание.

14.Ответственный.

15.Умеет работать с книгой.

16.Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой.

17.Аккуратный.

18.Независимый в суждениях.

19.Уверенный в себе.

20.Всегда ищет оригинальное решение.

21.Жизнерадостный.

22.Способен отстаивать свои убеждения.

23.Твердая воля.

24.Не конфликтует с учителем, покладистый.

25. Еще какое?

 

Обработка и интерпретация результатов

  Анализируется состав выделенных качеств; с учетом преобладания

соответствующих качеств можно выявить следующие инструментальные типы успешного

ученика: субъективно-творческий (11, 18, 20, 22), общетрудовой (1, 5, 14, 17),

владеющий учебными умениями (3, 7. 8, 15), обладающий хорошими познавательными

способностями (2, 4, 13, 9), мотивацион-но-волевой (10, 19, 21, 23),

приспособительный (6, 12, 16, 24), комбинированный, вбирающий в себя

разнотипные качества.

  Выявленный стереотип позволяет проникнуть в индивидуальное представление

школьника о сущности учебной деятельности, о технологии успеха: его ценностное

отношение к творческому стилю деятельности, понимание значимости базовых

учебных Умений, склонности к формально-приспособительной тактике учебного

поведения, предпочтительное отнесение успеха на счет либо врожденных качеств

ума, либо волевой напористости.

 

5.2.6. Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. О. Прохоров)

Назначение. Для изучения эмоционального состояния можно использовать

цветорисус ночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В

рисунках и цвете-] учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в

силу недостаточного развития, самосознания, рефлексии и способности к

идентификации. Кроме того, вследствие привлека-1 тельности и естественности

задания эта методика способствует установлению хорошего эмо-,. ционального

контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Необходимый материал. Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и

цвет-;! ные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый,

голубой, розо-, вый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован

квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка),

Инструкция 1. Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные

карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в

этом квадрате; цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы

в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом,

 то разделите квадрат на не-. сколько частей и закрасьте его карандашами разных

цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить

квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя

перпендикулярами на четыре части, горизонтально и лерпен-^ дикулярно к ней на

три части и т. д.)

После того, как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает

Инструкцию 2.

Ребята! Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь

подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его

представить и нарисовать., Это могут быть и окружающие вас предметы (парта,

доска, наш класс), а могут быть и предме-j ты, которых здесь нет, но на которые

похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы

затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или обра-! зом, то

нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа.

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Ключ к обработке результатов

Цвет Рисунок Состояние (в квадрате) Красный Тетрадь Активность (активация) 

Парта Класс Доска и другие школьные атрибуты Красный, сочетание Радуга

Радость красного и желтого Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты  

Подарок Горка «5- Солнце Воздушные шары Цвет Рисунок Состояние (в

квадрате) Зеленый Светофор Внимание, сосредоточение* Машина Телевизор  

Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска Розовый Робот Мечтание,

фантазирование Компьютер Машина Принцесса Кукла Черный Дождь Утомление,

усталость Клякса Ребенок спит за партой Оранжевый Цветы Дружелюбие,

доброжелательность Дети играют Животные Ребенок помогает старушке Желтый

Разбитая ваза Искренность Ребенок с учительницей, мамой Голубой Душ Бодрость 

Бассейн Море Синий Скакалка Азарт Волейбол Футбол Поднятая рука Дети

с учительницей, со старшими Уважение Коричневый Поле Сочувствие, сострадание 

«Скорая помощь» Могилка Ребенок упал, мама гладит его по головке 

   В таблице представлены не все, а только основные психические состояния

школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке

результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной

штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном

физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как

большие размеры говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, педагог должен помнить, что динамическая

структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», так как

динамическое значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько

компонентов психики.

 

Литература

1.Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. - СПб., 2002.

2.Гибсон Г. Экологический подход к зрительному восприятию. - М., 1988.

3.Гительмахер Р. Б. Социально-перцептивные процессы в управлении. - Иваново,

1992.

4.Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. -

Ярославль, 1999.

5.Ладанов И. Д. Практический менеджмент. - М., 1985.

6.ЛогвиненкоА. Д. Психология восприятия. - М., 1987.

7.Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. Психологическое

содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

8.Трусов В. П. Психология межличностного влияния и оценивания. - Л., 1984.

9.Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. - Ростов-на-Дону, 1994.

 

Глава VI

ПСИХОДИАГНОСТИКА

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ

И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

Раздел 1

ДИАГНОСТИКА

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

6.1.1. Основные подходы к исследованию управленческих способностей и стилей

Руководства

 

В отечественной литературе существует много определений понятия «стиль

руководства», сходных между собой в своих основных чертах. Его можно

рассматривать как комплекс систематически используемых руководителем методов

принятия решений, воздействия на подчиненных и общения с ними. «Чтобы раскрыть

сущность стиля руководства, - считает Р. X. Шакуров, -необходимо прежде всего

рассмотреть вопрос о его функциях и структуре». Общая функция стиля заключается,

 по его мнению, в адаптации деятельности руководителя к специфике условий ее

осуществления. Эта функция рассматривается как единство двух частных функций

-адаптации деятельности к особенностям: а) объективных, внешних условий: б)

самого субъекта деятельности. Первую из них Р. X. Шакуров называет социальной,

вторую - психологической функцией стиля.

К числу объективных, внешних условий, формирующих стиль руководства на том

или ином конкретном управленческом уровне, можно отнести, как отмечают А. Л.

Журавлев и Н, Ф. Рубахин, характер организации (военная, производственная

научно-исследовательская и т. д.), специфику стоящих задач {очередные,

привычные или срочные, непривычные), условия выполнения этих задач

(благоприятные, неблагоприятные или экстремальные), способы и средства

деятельности (индивидуальные, парные или групповые). Наряду с указанными выше

особо выделяется такой фактор, как уровень развития коллектива. Этот ряд

факторов, действующих, как правило, одновременно, может быть продолжен.

С другой стороны, индивидуально-психологические особенности того или иного

руководителя вносят своеобразие в его управленческую деятельность. На основе

соответствующей трансформации внешних влияний каждый руководитель проявляет

присущий ему индивидуальный стиль руководства.

Наиболее распространенные классификации стилей руководства, рассматриваемые

нашими авторами, ведут свое начало от работ К. Левина. При этом выделяются три

основных стиля руководства: 1) автократический (или авторитарный,

административный, волевой, директивный); 2) демократический (или коллегиальный,

товарищеский); 3) свободный (или анархический, либеральный, примешивающийся,

нейтральный, попустительствующий, разрешительный, формальный). На наш взгляд,

уместнее всего называть последний стиль номинальным, поскольку при этом

руководитель как официальное лицо занимает определен-

ное место в официальной организационной структуре, однако не вмешивается или

почти не вмешивается в деятельность своих подчиненных. Свою основную

обязанность такой руководитель видит лишь в том, чтобы снабжать подчиненных

информацией, необходимой для их работы.

Среди немногочисленных эмпирических исследований стилей руководства,

проведенных к настоящему времени в отечественной психологии, следует отметить

работы А. Л. Журавлева.

Общеизвестно, что субъективным условием успешного выполнения личностью той

или иной деятельности являются ее соответствующие способности. Поэтому

обратимся сначала к проблеме управленческих способностей. В отечественной

литературе издавна используется другой термин - организаторские способности, и

это, конечно, суживает круг рассматриваемой проблематики. Лишь в одной из своих

последних работ известный авторитет в данной области К. К. Платонов выделил

«способности к руководству». В их состав были включены и организаторские

способности (А. Л. Свенцицкий).

По данным Л. И. Уманского, структура организаторских способностей включает

следующие личностные свойства: психологическая избирательность - способность

личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе

решения ею общегрул-повой задачи.

Практически-психологическая направленность ума - овладение знаниями и

умениями в сфере практической психологии, готовность применить их в практике

решения организаторских задач.

Психологический такт - наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми.

Данные свойства личности Л. И. Уманский рассматривает в единстве, в силу их

тесной взаимозависимости, используя для названия этой триады термин

«организаторское чутье».

Общественная энергичность - способность личности заражать и заряжать своей

энергией организуемых людей.

Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в

зависимости от особенностей ситуации.

Критичность - способность обнаружить и выразить значимые для данной

деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.

Три эти свойства Л. И. Уманский также объединяет в целостном образовании,

называемом эмоционально-волевой бездейственностью.

Наконец, выделяется такое свойство личности, как склонность к

организаторской деятельности - потребность в данной деятельности и стеничность

чувств при ее выполнении.

В этой структуре главная роль принадлежит организаторскому чутью, на

котором базируется эмоционально-волевая Бездейственность. Склонность к

организаторской деятельности рассматривается как питательная почва,

обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевой

Бездейственности. Для осуществления организаторской деятельности необходимо

единство данных качеств, так как только в комплексе все эти качества и свойства

являются организаторскими способностями.

Интересный подход к рассматриваемой проблематике представлен в работах Л. Д.

 Кудряшовой. Исследовательское внимание здесь привлечено к явлению целостности

личности руководителя (имеется в виду наличие у него общих способностей, не

сводимых к сумме частных, специальных способностей и качеств). Действительно,

если деятельность современного руководителя в силу ряда условий «носит ярко

выраженный «системный» характер, то аналогичный характер должны иметь (для

обеспечения эффективности деятельности) и его качества и способности».

В соответствии с этим «общая способность к управленческой деятельности»

определяется исходя из степени неоднородности ее частных, специфических

способностей. Действительно, эффективный руководитель должен постоянно

проявлять совершенно противоположные (сами по себе) качества личности. Ему

необходимо «совместить в своей деятельности исполнительность с инициативой,

демократизм - с умением последовательно проводить свою линию в управлении,

творческий подход - с умением использовать типовые схемы управления,

регламентацию работы сотрудников - с предоставлением им возможностей для

реализации творческого потенциала и т. д. (А. Л, Свенцицкий).

В соответствии с вышеуказанными подходами структура диагностического

обеспечения была нацелена на выявление следующих управленческих особенностей:

• оценку управленческого потенциала руководителя;

• коммуникативных и организаторских способностей;

• базовых управленческих ориентации;

• стилей руководства коллективом;

• стилей работы с документацией;

• стилей принятия управленческих решений;

• когнитивно-деятельностного стиля;

• лидерских способностей и стилей;

• деятельностной эффективнкти руководителя:

• самооценка профессионально-деятельностных ограничений;

• проявление барьеров и комплексов в управленческой деятельности;

биполярная эффективность руководства;

•  экспертная оценка эффективности труда руководителя.

 

6.1.2. Диагностикаситуативно-личностных ориентации руководителя

Назначение. Методика может использоваться при выяснении склонности к

использованию различных стилей руководства.

Инструкция. В предложенных ситуациях выберите те варианты решения, которые

вам подходят, и отметьте их соответствующей буквой. Старайтесь быть искренним.

Ваши решения определяют вашу ориентацию как руководителя. Предполагаются четыре

типа ориентации:

•  на интересы дела (Д);

• на психологический климат в коллективе, отношения с людьми (П);

• на себя (С};

• на официальную субординацию (0).

    Деятельностные ситуации:

 Ситуация 1. Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей

производства о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения

вам понравилась больше всего. Какая?

а) Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально,

учитывать особенности его личности.

б) Все это мелочи. Главное в оценке людей - это их деловые качества,

исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено.

в)Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если

подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его.

260

г) Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ,

 приличная заработная плата, заслуженная премия.

 Ситуация 2. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется

несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами.

а) Стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные

товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного

доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не

всеми понимается правильно.

б) Часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений

«невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за

порученное дело.

в) Предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении

своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

г)Отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе,

сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца,

не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с

подчиненными.

 Ситуация 3. При распределении коэффициента трудового участия (КТУ) некоторые

члены бригады посчитали, что их незаслуженно «обошли», это явилось поводом для

их жалоб начальнику цеха. Как бы вы отреагировали на его месте, отвечая

жалобщикам?

а) ЮГУ утверждает и распределяет ваша бригада, я тут ни при чем.

б) Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с

вашим бригадиром.

в) Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на мое

имя в письменной форме.

г)Пообещав помочь установить истину, сразу же идете на участок и беседуете

с бригадиром, мастером и другими членами актива бригады. В случае подтверждений

обоснованности жалоб предлагаете бригадиру перераспределить КТУ в следующем

месяце.

Обработка и интерпретация результатов

Используя ключ, оцените свой результат.

Номер ситуации Тип ориентации

Д П С 0 1 б а в г 2 б а г в 3 г 6 в а О доминировании той или иной

ориентации можно судить по совпадению трех ответов с ключом, о выраженной

тенденции - двух ответов и незначительности проявления - одного ответа.

 

6.1.3. Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя

Инструкция. На предложенные 14 вопросов следует давать ответы в форме «да» (+)

и «нет» (-). Для этого в бланке ответов рядом с номером утверждения проставьте

один из указанных ответов. Далее следует указать все стандартные требования к

методикам опросного типа.

                                                Опросник

1.Охотно ли вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем

решения.

2.Трудно ли вам отказаться от тех приемов управления, которыми вы пользовались

работая на более низкой должности?

3.Долго ли вы оказывали предпочтение ранее возглавляемому вами подразделению,

уйдя

на повышение.

4.Стремитесь ли вы к выработке универсального стиля управления, подходящего для

боль-

шинства ситуации?

5.Умеете ли вы относительно безошибочно дать целостную оценку своим подчиненным

(руководителям более низкого ранга), квалифицировать их как сильных, средних

или слабых руководителей?

6.Легко ли выйти за рамки личных сомнений или антипатий в кадровых назначениях?

7.Считаете ли вы, что универсального стиля управления не существует и нужно

уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческих

ситуаций?

8.Считанте ли вы, что легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем

с подчиненными.

9.Хочется ли вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом

вами ли

подразделении.

10.Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах

человека как руководителя?

 

Обработка и интерпретация результатов

применяется следующий ключ:

№ Да Нет № Да Нет 1 1 0 8 0 2 2 0I 9 1 0 3 0 1 10 1 0 4 0 2 II 0 2 5 2 0 12 0 1

6 1 0 13 0 2 7 1 0 14 2 0

11. Часто ли вам приходиться объяснять неудачи в управлении объективными

неблагоприятными факторами ( нехватка жилья, перебои в материально-техническом

снабжении и т. п)?

12.Часто ли вы ощущаете, что для эффективной работы вам не хватает времени?

13.Считаете ли вы, что если бы имели возможность чаще бывать на объектах, то

эффективность вашего руководства значительно повысилась?

14.Предоставляете ли подчиненным, которые являются более сильными

руководителями, значительно больше полномочий и самостоятельности в решении

вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной

статус?

 

Максимальное количество баллов равно 20 и свидетельствует о высоком

управленческом потенциале руководителя

Дифференцированные управленческие потенциалы руководителей расположены в

следующих диапазонах:

1 -6 - низкий;

7-13- средний;

14-20 - высокий.

 

6.1.4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей ( КОС-2)

Инструкция. Методика по определению коммуникативных и организаторских

склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или

«нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к

соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15

минут.

                                  Опросник

1.Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с

различными людьми?

2.Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3.Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших

товарищей?

4.'Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5.Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6.Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими

вашего

мнения?

7.Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за

каким-нибудь

другим занятием, чем с людьми?

8.Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам

отказаться от своих намерений?

9.Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные

игры и развлечения?

11.Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12.Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить

сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми

людьми?

14.Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в

соответствии с вашим мнением?

15.Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими

своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17.Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым

человеком?

18.Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20.Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21.Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23.Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы

познакомиться с новым человеком?  

24.Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих

интересы ваших товарищей?

27.Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28.Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?

29.Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в

малознакомую группу?

30.Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32.Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно

не сразу было принято товарищами?

33.Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34.Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих

товарищей?

35.Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда

приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.Верно ли, что у вас много друзей?

38.Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39.Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми

людьми? ;

40.Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой

группы своих • товарищей?

 

Обработка результатов тестирования

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в

зависимости • от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество

баллов отдельно по каж- ] дому параметру - 20. Подсчитываются баллы отдельно по

коммуникативным и отдельно по J организаторским склонностям с помощью ключа для

обработки данных «КОС-2»

 

Ключ для обработки данных

Коммуникативные склонности Ответы

(+)да 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37

(-) нет З, 7, 11, 15, 19, 23,27, 31, 35, 39 Организаторские склонности (+) да 2,

 6, 10, 1 4, 18, 22, 26, 30, 34, 38

 (-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в

ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл.

Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских

склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Сумма баллов 1-4 5-8 9-12 33-16 17-20 Уровень Очень низкий Низкий Средний

Высокий Высший  

 Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем

проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на

уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время

наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно.

Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего

мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия

самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления

коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с

людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой

устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и

развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления

коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в

новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих

знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны

принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20

баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в

коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в

трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны.

Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия

своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и

одержимы в деятельности.

 

6.1.5. Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...