Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ежедневные выпуски новостей и инфотейнмент




И в чисто информационных программах в настоящее время увеличивается роль развлекательного начала. Возьмем, к примеру, один из сюжетов программы «События: время московское» (телеканал ТВЦ) (26.04.2005), относящийся к теме международных отношений» и посвященная президенту США Джорджу Бушу. Несмотря на то, что главным действующим лицом является крупный политический деятель, сюжет совсем не касается политики, в центре внимания журналистов – личное обаяние Буша, одно это уже выглядит необычным для информационной программы. Содержательная сторона сводится к следующему: женщины 15 стран мира оценивали сексуальность Буша по 10-ти бальной шкале, и везде его рейтинг был меньше двух баллов. «Женщины предложили Джорджу Бушу критически оценить прическу и одежду и вообще сменить имидж». И выбор темы, и способ ее раскрытия позаимствованы из хроники светской жизни, вообще, надо заметить, что политика все чаще стала освещаться как некая «тусовка» сильных мира сего. Сюжет длится не больше минуты, но, тем не менее, он фигурирует в числе анонсированных в начале программы «главных» событий дня. Этот пример является ярким свидетельством того, что развлекательное начало проникает и в информационные программы.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Социологические исследование, проводившиеся в США в конце 70-х годов XX века, констатировали усталость общества от «серьезной» информации. В эти же годы американская журналистика столкнулась с процессом падения рейтингов информационных программ. Об опасности этого явления предупреждали многие исследователи информационного общества. Мозг современного человека перегружен обилием поступающей информации, все чаще встречаются формы «плохой индивидуальной адаптации», о которых предупреждал Э. Тоффлер: «блокирование» пугающей информации, специализация, реверсионизм, «сверхупростительство». Стремление уйти от стрессов и проблем породило бегство от реальности – «эскейпизм». Журналистика не может оставаться в стороне от этих процессов, она должна искать такие формы предъявления информации, которые бы, во-первых, могли преодолеть состояние тревожности человека перед новой информацией, а во-вторых, позволяли бы реализовать традиционную для журналистики просветительскую функцию, помочь человеку разобраться в окружающем мире в новых, быстро изменяющихся условиях. Ответом на эти требования стало появление инфотейнмента.

2. Инфотейнмент базируется на традициях интеллектуальной «игры», когда с помощью специальных приемов зритель незаметно втягивается в эвристический процесс. Например, намеренное дробление новости на отдельные факты, образы, мнения, заставляет аудиторию самостоятельно выстраивать полную картину события на основе предоставленного журналистом набора отдельных деталей. Поэтому инфотейнмент представляет собой нечто большее, чем просто подача развлекательной информации. Важнейшей особенностью игры, отличающей ее от других видов человеческой деятельности, является свойство доставлять удовольствие от самого процесса действования, независимо от результата (теория функционального удовольствия К. Бюлера). При этом игра, хоть и не осознается играющими как серьезное действие, способствует развитию человека. Как показал Хейзинга, все виды человеческой культуры: поэзия, философия, музыка, танец, изобразительное искусство, правосудие, ратное дело и др. – возникли первоначально в игровых формах. Таким образом, инфотейнмент, опираясь на игру, обращается к глубинным свойствам человеческой психики.

3. Релаксирующее начало в информационно-аналитических программах проявляется как на уровне содержания, так и на уровне предъявления информации. Влияние инфотейнмента на содержание характеризуется тем, что объектом внимания журналиста часто становится не только суть явлений, событий, но яркие детали происходящего, иногда не имеющие особого значения для раскрытия темы, но обогащающие сюжеты образно и эмоционально. Другая тенденция состоит в том, что социальные и политические изменения начинают иллюстрироваться через изображение конкретного («частного») человека. На уровне предъявления информации заметны следующие приемы: визуализация проблемы, яркая образность, преднамеренное упрощение информации, обыгрывание кадра, повышение роли репортера (иногда он сам становится частью репортажа). Важную роль в подаче материала играют лингвистические приемы – языковая игра и ирония. Также можно отметить драматизацию репортажей, когда в них вводится элемент интриги, и сравнительно быстрый темп подачи информационных сообщений в программах, использующих принципы инфотейнмента. Все вышеназванные приемы не только привлекают внимание аудитории, но через игру способствуют ее просвещению. В этом отношении показательной является программа «Времена», в которой игровые элементы (интрига, распределение ролей, соревновательный момент) гармонично сочетаются со статистическими данными и результатами экспертных исследований.

4. Использование (неиспользование) приемов инфотейнмента в значительной степени зависит от концепции телевизионной информационной программы. Этот вывод можно сделать на основании проделанного нами сравнительного анализа трех еженедельных информационно-аналитических программ: «Зеркало», «Времена», «Неделя». С другой стороны, ирония и самоирония, интертекстуальность, языковая игра, лежащие в основе эстетики постмодернизма, прочно вошли в журналистскую практику вместе с ценностями масскультуры. Поэтому даже в ежедневных новостных программах, провозглашающих объективность и отстраненность в подаче информации, сегодня все заметнее становится присутствие игрового начала.

24.смотри 22.один хуй одно и тоже.

25. Развлечение – возможно, одна из самых сложных и загадочных сфер человеческой деятельности, суть которой заключается в отношении непосредственно самого человека к опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, человеческому существованию. Люди постоянно стремятся обернуть в развлечение, как в обложку, все стороны их жизни, и, независимо от того, в какой эпохе и в какой стране это происходит, они тем самым доказывают, что развлечение – одно из важнейших качеств человеческого бытия и культуры. И е сли говорить о развлечении применительно к культуре, то вполне уместным будет замечание о том, что первое старше второго: ведь культура подразумевает под собой существование общества, а развлекаться человек начал задолго до его создания. Поэтому неважно, просты или сложны те или иные развлечения, важно, что они заложены в человеческой природе изначально.

Однако, несмотря на это, отношение к развлечению всегда было неоднозначным. Одни учёные, такие как П. Лафарг, Н.Я. Данилевский, С.Г. Струмилин, Б.Г. Ананьев склонны относиться к нему как к неотъемлемой части культуры, необходимой для удовлетворения важнейших человеческих потребностей. Другие, такие, как, например, В. Беньямин в работе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» считают развлечение отрицательным явлением, некой негативной разновидностью социального поведения, причём развлечение ассоциируется у них именно с современным искусством, куда, помимо прочего, входят и кино с телевидением. Некоторые социологи, подобно Ж. Дюмазедье, рассматривают развлечение только лишь через призму досуга, некоторые – как нечто более глобальное, как своеобразный пласт культуры, обладающий уникальными, присущими только лишь ему свойствами и функциями. Одни акцентируют внимание на экономической основе развлечения, полагая, что развлечение – это, прежде всего то, что помогает людям восстанавливать их силы после тяжелого рабочего дня. Другие склонны выделять в нём основу духовную, утверждая развлечение не только в качестве средства рекреации, но и в качестве способа получения радости, положительных эмоций, хорошего настроения. Однако несложно заметить, что в подавляющем большинстве случаев слово «развлечение» носит ярко выраженный негативный оттенок. Н.А. Хренов в книге «Телевизионная эстрада» объясняет это тем, что, «вероятно, основной причиной недооценки развлечения оказывается социально-психологическая установка, сформировавшаяся в тот период истории, когда развлечение действительно являлось сферой, не развивающей личность, а отчуждающей её от культуры» 1. Иными словами, человечеству приходилось постоянно преодолевать определённые психологические барьеры, не позволявшие ему реагировать на развлечение адекватно (несмотря на то, что последнее проникало в художественную культуру постепенно, в течение долгого времени). Отсюда и переходящее из эпохи в эпоху отношение к развлечению как к чему-то лёгкому, пустому.

Отношение это усиливается тесными связями развлечения с массовой культурой, бурное развитие которой стало возможным благодаря тому, что в ХХ веке у людей появилось намного больше свободного времени. Появилось больше возможности проводить свой досуг, появился спрос на культурные ценности. Но, поскольку элитарная культура по объективным причинам широким массам всегда была недоступна, стало неизбежным возникновение специфической культуры только для народа – особой, упрощённой и при этом более динамичной. Культуры, которая могла бы, помимо всего прочего, успокаивать людей, расслаблять их, умиротворять, давать им позитивные эмоции, причём в том виде и объёме, в котором они этого хотели, независимо от национальных и прочих особенностей. После выхода в 1957 г . одноименной книги Б. Розенберга и Д. Макдональда эта культура получит название массовой – и, прежде всего, потому, что рассчитана на массы, а, значит, унифицирована, обезличена, лишена индивидуальных черт, производится быстро, часто конвейерным способом, в ущерб качеству. В силу этого сменятся критерии – станут главными именно количественные показатели, культура станет стремительно коммерциализовываться, продолжая дробиться и дифференцироваться. Директор института культурологии К.Э. Разлогов отмечает: «Есть два критерия :сколько ты потратил на произведение и сколько ты за него собрал. Эта смена ориентации произошла не только в искусстве, но и в обществе»2. Однако самым страшным было то, что радикальным образом изменилась направленность развития культуры :из познавательно-просветительской она стала по преимуществу развлекательной, а повсеместное внедрение радио, ТВ и – почти повсеместное – Интернета позволяют говорить уже о глобальной её «развлекализации».

Причин, объединяющих развлечение и массовую культуру, как минимум три. Первая связана с тем, что основополагающими признаками массовой культуры, как, впрочем, и развлечения, являются увлекательность, динамичность, занимательность. Массовая культура, так же, как и развлечение, часто поощряет низкое, иррациональное, апеллируя не столько к разуму, сколько к инстинктам, а в арсенале её не последнее место занимают эскапизм и релаксация – неотъемлемые атрибуты развлечения. Если человеку захочется отдохнуть или быстро, без особых материальных или психологических затрат, получить позитивные эмоции, в подавляющем большинстве случаев он обратится именно к массовой культуре. Когда же человеку захочется забыться, отрешиться от всех проблем, получить долгожданную разрядку, уйти на время в иллюзорные миры – рядом по-прежнему окажется всё та же массовая культура, услужливо предлагая свой развлекательный эскапизм.

Вторая причина (техническая) заключается в том, что главным транслятором нового вида культуры стало телевидение, наиболее зрелищное средство массовой коммуникации – так же, как и развлечение, тяготеющее к эффектности и драматизму. Ну, и, наконец, третьей причиной можно назвать то обстоятельство, что идеологическую основу отдельных произведений массовой культуры легче всего прикрыть именно слоем развлекательности. И чем плотнее этот слой, тем легче воздействие на аудиторию. Как отмечает Р.И. Галушко, массовая культура играет роль своеобразного проводника в реальности, превращаясь в главное средство социализации. «Она формирует, программирует, регулирует, и контролирует социальное поведение людей, определяет их образ жизни»3. Под развлечением таятся идеи, которые через смех, любопытство или азарт направляют нас по определённому пути, воспитывая определённый тип людей, способных определённым образом действовать в определённых ситуациях. Ни для кого не секрет, что в настоящее время через массовую культуру происходит активное внедрение в сознание аудитории антигуманных ценностей, заставляющих людей смотреть на реальность (и на человеческие отношения внутри этой реальности) в несколько искажённом виде. Всё характерно это как раз для современного искусства, которое в погоне за рейтингом чаще всего пытается дать людям не то, что им по-настоящему необходимо, а только то, что эти люди хотят в данный момент. Показательна полемика между А.С. Кончаловским и К.Э. Разлоговым, когда Кончаловский говорит: « Чувства человека за последние 10 тысяч лет не изменились. И эстетический идеал у нормального человека остается прежним - он плачет, смеется или пугается. Ужас, сострадание и смех - больше ничего нет», на что тут же получает язвительный и потрясающе точный ответ Разлогова : « Идеальная формулировка массовой культуры!»4

Из-за расплывчатости и многогранности термина «развлекательное телевидение» ему трудно дать определение. Поскольку развлекательное телевидение часто противопоставляют общественно-политическому, мы бы могли начать с того, что развлечение – это та часть программной сетки, в которой исключается всё идеологизированное, всё так или иначе относящееся к актуальной политике или идеологии. Однако подобная точка зрения была бы слишком радикальной, потому что телевидение в любом случае не способно существовать вне социума – вспомним, хотя бы, программу «Куклы». Развлечение несёт в себе идеологию – образа жизни, моделей проведения досуга, восприятия реальности и.т.д. Поэтому правильнее будет сказать, что развлечение всё-таки включает в себя политику, но как бы выносит её за скобки. Развлечение – это, прежде всего, эмоции, это отношения между людьми, это эмоциональная оценка действительности. Причём, в отличие от аналитики, эта оценка не направлена на реализацию каких-то политических аспектов, развлекательное телевидение – это телевидение, как правило, отказывающееся от решения социально-политических, экономических, идеологических и прочих задач через анализ причин их возникновения и путей развития. Развлечение – это всегда отдых, это снятие напряжения, поэтому, как правило, под развлечением понимают «легкое» и интересное времяпрепровождение, с целью увеселения, не всегда содержательное, иногда бесцельное, но почти всегда приносящее удовольствие и наслаждение, а посему развлекательное телевидение принято считать приятным, но пустым довеском к остальному телевещанию. При этом мало кто принимает во внимание, что каждый из развлекательных проектов несёт в себе важнейшую смысловую составляющую. Ток-шоу и юмористические передачи при кажущейся легкомысленности учат моделям приемлемого и неприемлемого социального поведения, тому, что одобряется обществом и тому, что обществом осуждается. Викторины и телеигры воспитывают лидерские качества, прагматизм, учат соревновательности. Реалити-шоу учат строить отношения в социуме и максимально трезво оценивать окружающую действительность. Естественно, речь в данном случае идёт о теоретической стороне дела, имеется в виду то, какими должны быть передачи, а не о том их зачастую подобии, которое мы имеем на российском телевидении. О. Ермолаева, директор «Медиакомитета»: «У нас это как-то не связанно ни с каким содержательным моментом, хотя развлечение, это в том числе и получение эстетического удовольствия и наслаждения от произведения искусства»5. Слова Ермолаевой имеют право на существование потому, что сегодня под развлекательным телевидением понимают, как правило, а) то, что «смешно», б) то, что в подавляющем большинстве случаев рассчитано на зрителя с невысоким культурным уровнем, в) то, что скандально, эксплуатирует тёмные стороны человеческого сознания, апеллирует к инстинктам, г) то, что преходяще, то есть либо не несёт в себе особой смысловой нагрузки, либо несёт её, но в очень малых количествах, и смысл этот, эта ценность, остаются в памяти аудитории всего лишь некоторое время, не имея особого значения в социально-культурной ориентации человека.

Итак, что же такое телевизионное развлечение? Как правило, описание развлекательного телевидения большинством исследователей, от Г.В. Кузнецова до А.Е. Роднянского, почти всегда преподносится как противопоставление телевидению информационно-аналитическому, и на это есть ряд объективных причин:

  1. если информации и аналитике присуще, прежде всего, простое следование фактам и глубокое осмысление проблем, как правило, глобальных, то, за исключением развлекательных ток-шоу, развлекательным программам абсолютно не присущи аналитичность и стремление смотреть вглубь, потому что это противоречит таким её признакам как «лёгкость», «снятие напряжения» и «отдых»;
  2. в отличие от информационной и аналитической подачи материала, развлекательному телевидению свойственна эмоциональность, образность, часто игра на инстинктах, игровые моменты. В начале XX века Г. Фукс, исходя из условий труда, даст следующее определение зрелища, которое вполне можно применить и к развлечению: «Краткие представления, богатые концентрированными, разнообразными и ритмически связанными переживаниями»6. Чуть позже, в двадцатые годы, признаки развлечения будут определены ещё точнее – «краткость, максимум разнообразия, максимум выразительности, никакой психологии». В конце ХХ века Р.И. Галушко в книге «Западное телевидение и массовая культура», говоря о многосерийных телефильмах, перечислит основные признаки всё того же развлекательного зрелища: это «прежде всего, увлекательность повествования,.. динамично развивающийся сюжет, интрига, энергичный темп, юмор, красивые актёры, привлекательные наряды и.т.п.»7;
  3. развлечение не несёт никакой утилитарной нагрузки, оно самодостаточно;
  4. если противопоставлять развлекательные программы аналитическим и информационным, можно заметить, что в последних основной упор делается именно на актуальность, своевременность, оперативность. Развлечение же, хотя и не отказывается от следования моде и быстрой реакции на актуальные события, тем не менее, не зависит от временных характеристик. Ведь шутки могут быть смешными и через два дня, и через год, а жанр реалити-шоу или лёгкого ток-шоу априори вечен, как вечны проблемы, обсуждаемые и иллюстрируемые в передачах подобного рода. Развлекательным программам быть оперативными желательно, но необязательно: своевременный отклик на злободневные темы сделает, например, юмористическую передачу более смешной и привлекательной для зрителей, но, если отклика не будет, программа часть своей аудитории не потеряет. Более того, одной из основных жанровых особенностей передач развлекательного толка является именно сериальность (то есть отсутствие ярко выраженной связи с мгновением, когда телезритель смотрит эту передачу), а также возможность повторения в любой удобный для этого момент (например, викторина может быть сыграна бесчисленное количество раз, пусть всё с теми же участниками). Ведь целью программы является, помимо всего прочего, и получение прибыли от рекламы, которая появится только тогда, когда зрители будут смотреть передачу постоянно - для того, чтобы насладиться юмором, для того, чтоб насладиться актёрской игрой, для того, чтоб посмотреть, что же будет дальше и т.д. Исключения вроде отдельных праздничных шоу – новогодних, первомайских, посвящённых знаменательным датам – только подтверждают правила.

Главной особенностью развлекательных передач является ориентация их на выполнение узкого круга специфических функций, в связи с чем, собственно говоря, мы и выделяем развлекательные программы в отдельную группу. Передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет следующие зрительские потребности:

  1. получение удовольствия, позитивных эмоций ;
  2. снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция тревоги;
  3. уход от реальности (эскапизм);
  4. азарт;
  5. эмоциональное осмысление комического (юмор).

(Немного слов о, возможно, не совсем логичном включении функции эскапизма во все без исключения жанры развлекательных передач. В.Михалкович отмечает, что «развлечь – значит, вырвать человека из серости и монотонности будней, перенести его в иную – поразительную и экстравагантную – действительность»8. Подобное развлечение и есть пресловутый эскапизм, который в чистом виде можно увидеть в разного рода юмористических передачах и шоу: через использование спецэффектов, нестандартных постановок, режиссёрских задумок, декораций, создание виртуальных ситуаций и использование театрализации. Несколько особняком стоят реалити-проекты и викторины : их эскапизм основан не столько на внешних проявлениях необычности мира, сколько на уникальности созданного в программе положения дел. В реалити подобные ситуации являются плодом работы режиссёров и авторов программы, в викторинах же эксцентричность – дело рук самого участника, когда он, экспериментируя прежде всего над самим собой, создаёт необычные для себя условия).

Проанализировав всё вышесказанное, мы увидим, насколько сложным и неоднозначным представляется нам определение термина «развлекательная программа». Попытаемся представить, возможно ли считать передачу таковой, исходя из какого-то отдельного признака. Начнём с самого начала: развлечение – это то, что не заставляет тебя нервничать, переживать, бояться, волноваться. В таком случае к развлечению при большом желании нельзя отнести ни викторины, ни ток-шоу, ни реалити – во всех передачах подобного рода волнение, искренне переживание играют одну из первостепенных ролей. Если так, то определяющим признаком телевизионного развлечения можно было бы считать юмор. Но реалити – это не всегда юмор, как не всегда наполнены юмором развлекательные ток-шоу. Викторину и реалити-шоу объединяет азарт, реалити и ток-шоу – желание спокойно, со стороны посмотреть на чужие проблемы, ток-шоу и телевикторину – любопытство, желание узнать больше. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что передачу нельзя назвать развлекательной, исходя только лишь из одного из вышеперечисленных признаков. В таком случае мы не найдём между ними ничего общего. Именно поэтому, только учитывая все признаки в комплексе, можно будет сказать, что развлекательные программы – это те программы, которые без специальной предварительной подготовки позволяют любому зрителю снять напряжение, получить удовольствие, позволяют ему отдохнуть, эмоционально (как правило, позитивно) осмыслить происходящее вокруг него. Развлекательные программы – это те программы, которыми человек заполняет своё свободное время, не имея на то жизненной необходимости, причём основными их признаками является сочетание юмора, азарта, лёгкости, получения удовольствия, наслаждения, снятие напряжения, эмоционального комфорта.

Очевидно, что развлечение должно быть наполнено определённой ценностью, определённой значимостью, без которого оно невозможно априори. Человек должен стремиться развлекаться, человек должен искать развлечения, причём только тогда, когда ему это захочется. В противном случае оно станет чем-то обязательным, непонятным, тягостным, то есть всем, чем угодно, но только не развлечением. Поэтому естественно, что каждый, смотрящий развлекательную передачу, прежде всего, пытается найти в ней то, что ему необходимо на данный момент. (При изучении человека информационного общества психологами был отмечен так называемый «феномен пассивного удовольствия». То есть современный зритель, включая телевизор, на уровне подсознания автоматически настраивается на получение удовольствия. Иными словами, человек сам программирует себя на поиски того, что ему необходимо). При этом только лишь рекреацией развлечение не ограничивается: если бы всё было так просто, человеку было бы достаточно любоваться, например, японскими каменными садами. Или просто смотреть на цветы. Но человеку этого мало. Ему требуется развлечение в комплексе, куда войдут и рекреация, и наслаждение, и азарт, и веселье, и отчасти поиски смысла. Нельзя свести развлечение только лишь к биологической функции, удовлетворяющей какие-то человеческие потребности, ибо, как заметил ещё Й. Хейзинга, « природа могла бы дать своим отпрыскам такие полезные функции, как высвобождение избыточной энергии, расслабление после затраты сил, приготовление к суровым требованиям жизни и компенсация неосуществленных желаний, всего-навсего в виде чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам Игру, с ее напряжением, ее радостью, ее потехой»9. Р азвлечение – это не только позитив, который зритель получает в тот момент, когда смотрит передачу. Это нечто, заставляющее сознание функционировать, нечто, позволяющее человеку осознать себя в окружающей его действительности, некие составляющие, благодаря которым развлечение приобретает общественно значимый смысл. Например, познавательная составляющая (телевизионные викторины), социально-педагогическая составляющая (реалити-шоу, утверждающие те или иные модели поведения, показывающие, насколько последние приемлемы и привлекательны, или наоборот – насколько непривлекательны), интегративная составляющая (ток-шоу, показывающие общность проблем и способность их решения независимо от социальной, конфессиональной, национальной, гендерной и других особенностей участников) и т.д.

Как правило, подавляющее большинство развлекательных передач, как видно из названия, несёт в себе функцию рекреативную, гедонистическую, функцию расслабления, снятия напряжения и т.д. Об это речь шла чуть выше. Однако – и это трудно не заметить – каждая из этих передач индивидуальна по набору функций, резко отличающих её от других, резко выделяющих её на фоне остальных групп программ. Каждая передача выполняет поставленную перед ней определенную задачу. Иногда даже ту, которая перед ней поставлена не была. Например, сегодня вряд ли кто-то всерьёз задумывается о том, насколько важным элементом социального регулирования и, тем более, социальной интеграции могут стать развлекательные передачи. А ведь каждая из них в умелых руках способна сделать больше, чем иная научно-популярная программа. Любое ток-шоу, как мы выяснили выше – это, прежде всего, воспитание и психологическая помощь. Реалити-шоу – обучающая программа, позволяющая безошибочно выбирать модель поведения. То же самое можно сказать и о викторинах. С одной стороны это развлекательные передачи, воспитывающие в зрителях меркантильность и эгоизм. С другой же стороны, это передачи всё-таки познавательные и обучающие. Естественно, что без сторонней помощи развлекательные передачи будут приобретать характер яда, употребление которого в больших дозах, и, что самое главное, неумело, может привести к необратимым последствиям. Конечно, воспитание с помощью развлекательных программ – это громкие слова. Развлекательные программы должны оттенять воспитание, служить фоном, лакмусовой бумажкой, позволяющей точнее определить грани реальности и место в нём индивида. И, тем не менее, и телевизионное развлечение в умеренных дозах способно стать обучением.

Поэтому массовое распространение искусства всегда вызывает споры, а распространение развлечения как составной его части – тем более. Толпа с криком «Хлеба и зрелищ» готова проглотить всё, что угодно, любые идеи – от пещерного «слабым не место под солнцем» до ксенофобии, если они будут упакованы в яркую и вкусно пахнущую обёртку телеигры . Естественно, что п олностью отказаться от пустого, поверхностного, бессодержательного невозможно, естественно, что профанация развлечения сводит на «нет» и культурно-просветительскую, и интегративную, и образовательную функции телевидения. Но при всём своём негативе даже, казалось бы, «пустое» развлечение выполняет другие, достаточно важные функции – психологическую и социальную, а рекреация, и, прежде всего, рекреация интеллектуальная, - необходимый компонент жизни любого человека. И, тем не менее, позиция исследователей относительно роли развлекательных программ в самообразовании зрителя остаётся неизменной. В 1978 г . В.М. Вильчек в «Искусстве и аудитории» написал: «Не беда, если человек идёт на пустую комедию или сентиментальную сказку про Золушку с бензоколонки…из побуждений чисто рекреационных (мы ведь не требуем откровений о бытии от фигурного катания или футбола). Но беда, если инфантильные переживания становятся сокровенным содержанием духовной жизни взрослого человека, беда, если развлекательным зрелищем исчерпываются интересы человека в искусстве, а драматизированная реклама принимается за жизненный идеал»10. Пройдёт почти пятнадцать лет, и в 2001 г . С. Муратов продолжит эту мысль для новой телевизионной эпохи в книге «ТВ – эволюция нетерпимости»: «Массовые коммуникации должны обслуживать массовые вкусы аудитории. В таком утверждении вообще-то нет ничего зазорного. Несправедливей была бы обратная ситуация – абсолютная ставка на элитарное искусство для ценителей. Всё равно, как если бы осуждать подростка за то, что тот не читает Толстого и Достоевского, предпочитая им комиксы и детективы. Но, заполняя эфир исключительно передачами на уровне комиксов, мы лишь усугубляем инфантилизм аудитории»11.

26. Другой важнейшей тенденцией развития рынка средств массовой информации является бурное развитие коммуникационных технологий, в частности, широкое внедрение цифровых технологий и растущая доля кабельных и спутниковых систем, дополняющих и частично вытесняющих наземные передатчики.

Эти структурные и технологические изменения происходят на фоне невиданной коммерциализации средств массовой информации. Такая гиперкоммерциализация, то есть превращение электронных СМИ в коммерческие предприятия с отказом от концепции их интеллектуальной миссии как "устаревшей", оказывает самое непосредственное влияние на содержание теле-и радиовещания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...