Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цифровое телевидение в России




В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы), утвержденной Правительством Российской Федерации, была определена задача модернизации сети телевещания Российской Федерации, которая включает переход на цифровое вещание и расширение вещания на страны ближнего и дальнего зарубежья. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 1700-р принята Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы. Стандарты вещания

DVB-T

Российская сеть цифрового вещания будет состоять из 20-24 бесплатных каналов, но в феврале 2010 года заработали только 8 из них. Время запуска остальных «скорректировано нынешней экономической ситуацией». Строительство сети потребует инвестиций в 127 млрд руб.[2] Вещание в формате DVB-T с кодированием MPEG-4 AVC велось до марта 2012 года, пока не было запущено вещание в стандарте DVB-T2.

  • 2000 год — тестирование цифрового вещания в Нижегородской области.
  • В 2002 году в Санкт-Петербурге начато коммерческое наземное цифровое вещание компанией «Телемедиум» на 34 частотном канале. «Телемедиум» вел трансляцию 6 каналов: ТВ-21, детский канал Fox Kids, новостные Euronews и CNBC, музыкальный MCM и National Geographic. Воспользоваться услугами ТВ-оператора можно было при помощи специального цифрового ресивера.[3] В феврале 2008 года канал был закрыт из-за нарушений лицензионных условий.[4]
  • В 2008 году начато цифровое вещание в Свердловской области[5].
  • 26 июня 2009 года — запуск сети цифрового телевидения в Курской области[6].
  • В Курске с июня 2009 года началось вещание в MPEG-4.10.
  • 29 декабря 2009 года — запуск цифрового эфирного передатчика DVB-T в Хабаровске на 30 частотном канале[1] 1 февраля 2010 года — в Хабаровском крае начался переход на цифровое телевидение. Власти планируют перейти на новый формат в масштабах всей страны к 2015 году в рамках федеральной целевой программы. Её финансирование составляет около 120 миллиардов рублей. При этом наряду с цифровым вещанием сохранится и аналоговое, пока у 95 % россиян не появится новое оборудование. [7]
  • 2 марта 2010 года впервые в истории Красноярского края произведено тестовое включение цифрового эфирного передатчика стандарта DVB-T. Опытная зона цифрового вещания в г. Канске организована Красноярским филиалом ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». В цифровом режиме в эфир было отправлено 3 радио и 9 телевизионных программ, одна из которых вещает в формате HD — телевидение высокой чёткости (ТВЧ).[8]
  • В сентябре 2010 запущен первый мультиплекс в Москве, в декабре — в Калининградской области, Санкт-Петербурге, Выборге, Кингисеппе и Луге Ленинградской области[9].
  • В августе 2011 года был начат монтаж оборудования цифрового ТВ в Краснодаре и Сочи. В Краснодаре первый пакет каналов был запущен (DVB-T2) в октябре 2012.
  • 24 ноября 2011 года начато вещание в г. Волгограде. На 37 канале транслируются телеканалы первого мультиплекса.[10]
  • Первый мультиплекс жители Воронежа и некоторых районов области смогут принимать уже к концу 2012 года. После 2015 года, по плану Правительства РФ, число бесплатных цифровых эфирных каналов будет доведено до 20-25.[11]
  • 24 марта 2012 года в Москве после полного перевода с 19 марта 2012 года 30 ТВ-канала на вещание в стандарте DVB-T2 возобновлено вещание первого мультиплекса в стандарте DVB-T на 34 ТВ-канале (Останкинская телебашня). Фактически первый мультиплекс в Москве вещается одновременно в двух стандартах.[12]

DVB-T2

C 2012 года во всех вновь создаваемых эфирных наземных сетях цифровое телевизионное вещание будет осуществляться только в стандарте DVB-T2. Для регионов, в которых сети уже построены и осуществляется вещание в стандарте DVB-T, будет разработан план перевода построенных сетей на стандарт DVB-T2. Новый стандарт вещания позволит повысить емкость цифрового потока до 30 %, улучшить качество передаваемого сигнала и создаст возможность передачи дополнительной информации в передаваемом пакете.

Мультиплексы

Мультиплекс — передача по одному цифровому радиочастотному каналу разных телевизионных каналов, формируемых разными источниками сигнала (студиями и телекомпаниями). Также в состав мультиплекса могут включаться радиовещательные каналы, сигналы телетекста и др.

Первый мультиплекс

Основная статья: Первый мультиплекс цифрового телевидения России

В первый мультиплекс цифрового телевидения России входят общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы согласно указу Президента РФ[43]: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», «НТВ», «Пятый канал», «Карусель», «Радио России», радио «Маяк» и радио «Вести ФМ».

Второй мультиплекс

14 декабря 2012 года прошёл конкурс на получение права осуществлять эфирное наземное вещание, с использованием позиции во втором мультиплексе — при осуществлении наземного эфирного вещания. Условия конкурса: время вещания — «ежедневно, круглосуточно»; концепция вещания — «свободная»; соотношение программ отечественного производства не менее 55 % по отношению к программам зарубежного производства в эфире телеканала. В конкурсе могли участвовать те телекомпании, которые имеют универсальную лицензию на вещание и территорию распространения — Российская Федерация.[44] Претендентами на включение во второй мультиплекс являлись:[45][46] 2х2, MTV, Дождь, Домашний, МИР, МУЗ-ТВ, Перец, РЕН-ТВ, Спорт, Спорт плюс, СТС, ТВ3, ТВЦ, ТНТ, О2ТВ, 21+, Russia Today, Звезда, КП-ТВ.

В результате конкурса были выбраны телеканалы[47]: РЕН-ТВ, ТВ Центр, СТС, Домашний, Спорт, Спорт плюс, Звезда, МИР, ТНТ, МУЗ-ТВ.

Второй мультиплекс будет последним бесплатным. Также он будет синхронным. Его сигнал будет единым для всех регионов России. Врезки местных программ и рекламы в нём не предусмотрено. Из-за этого многие региональные телекомпании, осуществляющие вещание совместно с сетевыми партнёрами, оказываются на грани закрытия. Сетевые партнёры не дают ответа на вопрос, что же будет с телерынком и региональными телекомпаниями в будущем.[48][неавторитетный источник? 68 дней]

Третий мультиплекс

До 2015 года планируется распределение пяти слотов в третьем мультиплексе на основе результатов конкурса.[49] Третий мультиплекс планируется сформировать из четырех муниципальных телеканалов и одного телеканала в формате телевидения высокой чёткости (ТВЧ).

Спутниковое, кабельное и IPTV телевещание

К концу 2011 года объем рынка российского цифрового телевидения достиг 16 млрд руб. Уровень проникновения цифрового телевидения всех стандартов (спутникового, кабельного и интернет-тв) составил 19 % домохозяйств. При этом практически все пользователи цифрового телевидения сохранили и аналоговые доступы. На общем рынке платного телевидения всех типов (26 млн домохозяйств в России) цифровое на конец 2011 года захватило долю в 40 % рынка (10,3 млн абонентов). 97 % всего российского рынка цифрового телевидения приходится на шесть крупнейших операторов[50][51]:

Мобильное телевидение

  • Компания «ЦТВ», дочерняя компания АФК «Система», разворачивает систему мобильного вещание формата DVB-H.
  • Москва 26 канал. Тестовое (бесплатное) вещание. DVB-H, 12 каналов. Сеть DVB-H ООО "Доминанта" (Мобильное телевидение "Билайн").
  • ОАО"ЦИФРОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ" вещание DVB-T и DVB-H? в Свердловской области.

21. Общая характеристика работы. Современную систему средств массовой коммуникации отличает особая динамичность развития— она претерпела изменения по структуре и финансированию, расширилось ее функциональное назначение. Будучи активной социальной силой, средства массовой коммуникации занимают ведущее место в воздействии на общественное мнение и настроение.

Телевидение является зеркалом действительности, глядя в которое зритель составляет представление о мире, представление, которое не только отражает, но и создает реальность [18, с. 56]. В телевидении как социальном феномене гармонично соединены достижения технологического прогресса, журналистики и искусства; «став одним из компонентов системы средств массовых коммуникаций, телевидение не завершило ее формирование, но повлекло за собой серьезные изменения, оказав влияние не только на функционирование каждого из ее элементов, но и на деятельность целых государственных институтов, что особенно ярко проявлялось в социально-значимые периоды развития общества» [44, с. 13]. Возникновение, становление и развитие системы телевещания в XX в. оказало большое влияние на формирование общества, мировосприятие людей, их поведение, настроение, отношение к действительности. Появление телевидения воздействовало и на другие элементы системы СМК— радиовещание, печатные издания. Оно строилось на «заимствовании, и отталкивании, и освоении чужого творческого опыта, и поиске своей специфики, новых возможностей, которые предоставляла природа коммуникационного канала» [77, с. 5].

Телевидение по своей природе эмоционально, вездесуще и всепроникающе, ему присуща импровизационность, непосредственность. Его специфика определяет жанровые особенности, формы и методы работы.

Настоящая работа посвящена изучению информационно-аналитического вещания на телевидении, истории возникновения, типологии и анализу современного состояния информационно-аналитических программ.

Информационно-аналитическая программа— тип телепрограммы, в которой за определенный промежуток времени (неделя) представлена обобщенная, систематизированная информация и анализ произошедших событий, которые представляют общественно значимый интерес для зрительской аудитории.

Возникновение информационно-аналитических программ относится к началу 60-х гг. XX в. В этот момент происходит зарождение передач, близких по типу к современным информационно-аналитическим программам. Их прообразами стали «Эстафета новостей», «Новости недели», «Время». Именно они предопределили возникновение такого типа программ, как информационно-аналитические.

Начало перестройки в СССР, объявление курса на гласность и демократию — начальный период формирования типа информационно-аналитической программы. Изменение социальных условий повлекло за собой изменение функций журналистики. Возникает необходимость и создаются предпосылки для появления первой на советском телевидении передачи такого типа — «Семь дней».

На 90-е гг. XX в. приходится период становления, качественного и количественного роста информационно-аналитических программ.

В монографии «Журналистика на рубеже тысячелетий» Е.А. Корнилов [40, с. 198] характеризует новое телевидение как порождение субкультуры видео. Исследователь определяет современное телевидение как гипертелевидение, авербальное и бессвязное. Таким образом, современное телевидение как система динамично развивается, претерпевает изменения, обретает новые функции, возрождаются старые и возникают новые типы программ, формы и жанры.

Современный этап эволюции телевидения (1996-2006) определяется развитием информационно-аналитических программ как сформировавшегося типа, обладающего рядом типологических признаков, ведь «сложившийся отечественный телевизионный рынок постепенно становится главным субъектом, определяющим содержательное наполнение телевизионного пространства России» [81, с. 49]. Информационно-аналитические программы являются воплощением тех преобразований, которые произошли в стране в этот период: в это время телевидение становится «зеркалом» новой жизни, ареной борьбы за политическую власть» [78]. Сегодня информационно-аналитическая программа является показателем зрелости канала и его информационной службы и, как следствие, «залогом успеха телеорганизации у телевизионной аудитории» [57, с. 3]. Программы этого типа дают возможность не только информировать о событии, но и давать анализ, комментарий, прогнозировать развитие ситуации и влияние, которое произошедшее событие оказывает на жизнь страны, общества, человека.

Подробно анализируя факты, выявляя причинно-следственные связи, информационно-аналитическая программа представляет зрителю событие таким, каким оно войдет в историю, составляет представление о мире сегодняшнем и о том, в какую сторону он может измениться завтра. Изучаемые программы являются выразителями точки зрения телеканала, на котором они выходят, определяют характер информационно-аналитического вещания. Информационную политику канала зритель воспринимает через призму информационно-аналитических программ.


Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

22. В творческой группе, которая готовит телевизионную передачу, редактору принадлежит одно из ведущих мест. Оно определяется, прежде всего, ответственностью за содержание и художественное качество материала.

Сегодня редактора в штатном расписании некоторых каналов называют по-разному. В частности, функции главного редактора выполняет продюсер. Он не только следит за идейно-художественным уровнем передачи, но и решает производственные, организационные и даже финансовые вопросы. Однако независимо от терминологии речь идет о сути редактирования на телевидении, о его роли в создании программ, кто бы эти функции ни выполнял. Поэтому в данном пособии будем пользоваться привычным словом “редактор”.

Сфера редакторской деятельности на телевидении чрезвычайно широка. Функции редактора не ограничиваются чисто литературной работой. Телевидение как средство массовой информации требует от редактора определенных знаний и навыков, что связано со спецификой телевизионного производства, а также с особенностями воздействия телевидения на аудиторию. Особое значение приобретает труд редактора в документалистике.

Работа телевизионного редактора начинается задолго до того, как зритель увидит передачу на экране. Он принимает участие в составлении телевизионного проекта, находит интересный материал, подбирает авторов, приглашает участников выступлений, учитывая при этом не только их литературную подготовку, но и определенные требования телевизионного экрана. И на последующих стадиях работы над программой редактор остается советчиком и помощником автора и режиссера. Таким образом, начиная от оценки литературного материала вплоть до записи или выхода передачи в эфир, редактор продолжает работать над ней. И нередко сам выступает в качестве ведущего, интервьюера, репортера (подобная практика особенно распространена в региональных телекомпаниях), что обязывает его повседневно совершенствовать журналистское мастерство.

И, наконец, есть еще один аспект редакторской деятельности на телевидении. Это постоянная “увязка” технических и творческих проблем. Редактору необходимо знать сложный комплекс средств художественного выражения: технические возможности камеры, электронные “спецэффекты”, монтаж.

/(...) Необходимо помнить, что при всем многообразии труд редактора главным образом — литературный. Редактором может быть только человек всесторонне образованный, владеющий законами логического мышления, знающий нормы литературного языка. Редакторская оценка — это взгляд на произведение со стороны, преследующий определенную цель: выверить работу автора масштабом истины.

Редактор — лицо заинтересованное, причем ничуть не меньше, чем автор. Нередко уступая автору в знании конкретного материала, редактор имеет (должен иметь) более широкое представление о социальной ценности и актуальности произведения и вместе с тем объективное, беспристрастное суждение о нем.

Редактор должен знать весь производственно-технологический процесс, связанный с подготовкой и выпуском книги, газеты, радио- или телепередачи. Знание основ полиграфии или технических возможностей радио и телевидения поможет ему правильно использовать выразительные средства, которые усилят воздействие произведения.

Редактирование — понятие сложное и многогранное. Латинское redactus буквально означает “приведенный в порядок”. В печати, на радио и телевидении редактированием называют область общественно-литературной деятельности, связанную с подготовкой материала к публикации. Нередко в определении задач редактирования подчеркивается лишь одна сторона — правка текста. Бесспорно, правка представляет собой важнейший процесс в деятельности любого редактора, но далеко не исчерпывающий. Главной заботой редактора является всесторонний критический анализ содержания и формы произведения с целью его правильной оценки и усовершенствования.

Задача редактирования состоит в том, чтобы наиболее полно выявить общественную значимость произведения, добиваясь большей эффективности в деятельности печати, радиовещания, телевидения. Предметом редактирования на ТВ может быть самый разнообразный материал, начиная от текстов различных жанров до иллюстраций видеоряда. Хотя в каждом конкретном случае редактирование имеет свои особенности, можно выделить некоторые общие закономерности в работе над любым материалом. Редактирование включает политический или общественно значимый аспект. Редактирование предполагает критический подход к материалу, чтобы устранить имеющиеся в нем недостатки. Задача редактора — добиться максимального эффекта воздействия того материла, над которым он работает. Редактор несет полную ответственность за подготовленную к публикации или эфиру работу, поэтому его оценка может служить и окончательным “приговором”.

Выполняя информационную функцию, материалы СМИ должны быть доходчивыми, популярно изложенными, ибо адресуются разным слоям населения. В то же время поставленные проблемы должны освещаться глубоко, без упрощения, чтобы активизировать мысль. На практике это означает, что материал должен быть последовательно, логично изложен, приводимые факты — проверены, убедительны и ярки.

Работа редактора над языком произведения есть в то же время и работа над уточнением, усовершенствованием мысли. От профессиональной зрелости и мастерства редактора зависят качество материала, сила его воздействия.

(...) Редактирование — процесс творческий, его во многом определяют индивидуальные особенности и вкусы редактора. Тем не менее, в практике сложилась общая методика редактирования. Речь идет о системе наиболее распространенных и рациональных приемов, используемых в определенной последовательности.

(...) Подготовительный этап

Его можно охарактеризовать как организационно-творческий. Он включает в себя: определение тематической направленности, соответствующей профилю издательства, телеканала, радиостанции; рубрики, проекты, а также выбор автора и работу с ним по уточнению и корректировке задания.

Выбор темы определяется общественно-социальной значимостью, актуальностью, своевременностью ее освещения.

На этом же этапе (с учетом специфики печати, радио, телевидения) выбирают выразительные средства, с помощью которых проект или программа получат наиболее продуктивное и целесообразное воплощение.

Редактор должен быть хорошо информирован и, принимая во внимание изменения в жизни общества (политические, экономические, социальные), проявлять “гибкость” в работе.

При подготовке новых проектов помимо заявок и предложений журналистов надо учитывать пожелания специалистов, мнения читателей, зрителей, слушателей, результаты рейтингов.

И очень важно, чтобы свобода слова не превращалась во вседозволенность, чтобы в погоне за оригинальным решением, за формой не нарушались устоявшиеся нормы — языковые, этические, моральные.

И, наконец, на этапе подготовки того или иного материала очень важно выбрать жанр и форму его подачи, чтобы не мелькали на всех каналах только “говорящие головы” или стандартные ток-шоу.

(...) Можно сделать общий вывод: предварительная работа с автором — это, прежде всего ориентация его в том, что ему предстоит сделать. Подготовительный период заканчивается для редактора с получением от автора рукописи. Наступает самый ответственный момент в работе редактора — собственное редактирование. В этом творческом процессе условно можно выделить две стороны: работа над содержанием (научное редактирование) и работа над композицией, языком и стилем (литературное редактирование). На телевидении и радио литературное редактирование должно проводиться с учетом их специфики (экран, эфирное звучание).

(...) Редакторский анализ и правка текста

Работа над текстом проводится в определенной последовательности: сначала редакторский анализ, затем практическое воплощение его результатов.

Редакторский анализ представляет собой изучение произведения (передачи) и его всестороннюю характеристику, которые позволяют определить истинную ценность материала. Редакторский анализ есть критика, обращенная, прежде всего к автору (поскольку произведение еще не опубликовано или не было в эфире), ее цель — выявить недостатки, имеющиеся в материале, а в конечном итоге умножить достоинства произведения, усовершенствовать его с учетом специфики печати, возможностей теле- или радиовещания.

На первоначальной стадии редактор выступает как критик, как рецензент. Всегда помня о том, что его критика направлена на улучшение произведения, он несет полнуюответственность за все высказанные замечания. Здесь ему нужна широта взглядов, понимание главного и существенного в произведении, отданном ему на суд. Его суждения должны быть точными, доказательными, свободными от какого бы то ни было субъективизма, вкусовщины.

Редактор должен исходить из того, что автор, даже если он не профессионал и не обладает литературным опытом, досконально изучил тему, продумал способ изложения материала, прочувствовал написанное. Нельзя не предостеречь редактора от навязывания автору своей точки зрения, от бесцеремонного вмешательства в содержание и стиль произведения. Конфликт между редактором и автором исключен тогда, когда они понимают друг друга, когда автор осознает разумность и основательность замечаний редактора, а редактор умеет тактично их обосновать. Однако уважительное отношение к автору не означает снижения требовательности к материалу, отсутствие принципиальности в его оценке. Достоинство произведения — вот единственный критерий, позволяющий редактору судить о том, увидит ли оно свет.

В практическом редактировании, то есть конкретном воплощении результатов редакторского анализа, обычно применяется выработанная опытом система правки.

Редактор должен хорошо знать назначение каждой правки. Правка-вычитка наиболее проста для редактора. Ее назначение — устранение мелких погрешностей в тексте.

Если материал растянут, загроможден лишними подробностями, повторами, используется правка-сокращение. Ее задача состоит в том, чтобы добиться четкости и возможной краткости в изложении.

Правка-обработка включает в себя весь комплекс действий редактора: улучшение композиции, проверку фактических данных, совершенствование языка и стиля. Этот вид правки применяется наиболее часто.

Правка-переделка обычно применяется в случае, если автор обладает ценными специальными знаниями, но не владеет навыками литературного труда.

Редактор должен определить для себя границы исправлений и стремиться к тому, чтобы ограничиться только неизбежными заменами, сокращениями, вставками. Смысл редактирования не в том, чтобы навязать автору свой стиль и манеру письма, свои принципы и понятия, а в том, чтобы осмыслить общую позицию автора, составить свое мнение о произведении, добиться максимального его улучшения.

Работая над текстом, редактор должен строго придерживаться правила: исправить в рукописи все, что должно быть исправлено, но попытаться сделать это рукой автора, убедив его в необходимости правки.

Это лучший способ сохранить индивидуальность, самобытность, неповторимость произведения.

При необходимости редактор может рекомендовать автору-специалисту соавторство опытного журналиста. Такая форма получила название литературной записи. На радио и телевидении в подобных случаях целесообразно использовать метод интервью, позволяющий журналисту оказать помощь и поддержку специалисту. Оба эти метода помогают избежать шаблона, документальность выступления при этом не нарушается.

На телевидении большое значение имеет предварительная работа редактора с автором, выступающим в кадре.

Уже в процессе анализа материала редактор, заботясь о соответствии содержания теме, о смысловой последовательности изложения, соразмерности частей, о допустимых отступлениях от хронологии, намечает необходимые изменения в его композиции. В дальнейшей работе можно условно выделить следующие моменты: проверку фактического материала, литературную правку текста, выбор заголовка (названия передачи, программы).

Все поправки, внесенные в рукопись, должны быть обязательно согласованы с автором.

(...) Проверка фактического материала

Фактический материал составляет основу концепции автора и в значительной степени предопределяет убедительность произведения, его выразительность и доступность.

Начиная редактирование материала, надо определить, насколько верен сам принцип отбора фактов, взяты ли они в их целом, в их связи. Необходимо также оценить правильность выбора фактов с точки зрения научности, точности и т.д. Известно, что всякая недостоверность или неточность обесценивают произведение, подрывают доверие к нему.

Практика выработала ряд целесообразных, надежных приемов проверки фактического материала. Один из самых распространенных – внутритекстовое соотнесение, сочетание приемов проверки, подсчета и т. д. Можно также назвать уточнение терминов, особенно переводных, проверку источников, цитат. Большой осторожности требует обращение с цифрами, особенно на радио и телевидении. Как правило, большое количество цифр перегружает текст, затрудняет его усвоение. Стоит оставлять лишь данные, которые характеризуют не частности, а общие тенденции, закономерности.

В круг обязанностей редактора входит также проверка правильного и уместного использования цитат. Нередко к цитированию прибегают без особой на то необходимости, более того, в цитате повторяют высказанную ранее мысль. Цитату часто обрывают произвольно — там, где кончаются слова, которые согласуются с позицией цитирующего. Бывает, что мысль, высказанную по одному поводу, приводят, относя к другому, или цитату, связанную с конкретным фактом, с определенной ситуацией, эпохой, предлагают как универсальную. И, наконец, приводимые слова просто вырывают из контекста, искажая их смысл. Поэтому редактору важно не только проверить цитату, но и проанализировать контекст. Цитата хороша тогда, когда она содержит логически законченную мысль, выраженную в лаконичной форме. Опускать одно или несколько слов допустимо лишь в том случае, если это не искажает смысла источника.

(...) Литературная обработка текста

Литературная обработка материала ведется в ходе всего процесса редактирования.

Язык и стиль средств массовой коммуникации определяются той ролью, которую они играют в обществе. Это должны быть правдивые, простые и ясные выражения, рассчитанные на широкие слои населения, с конкретными и понятными формулировками.

Литературную правку редактор обычно начинает с определения общей задачи произведения, его жанра, стилистических особенностей. Основными приемами, которыми он пользуется, являются: замена неудачного или неточного словосочетания; проверка согласования членов предложения, особенно если согласуемые слова удалены друг от друга; соотнесение управляющего слова с каждым из управляемых; упрощение сложных синтаксических конструкций; устранение многословия, канцелярских оборотов и штампов, повторов и т. д.

Внося стилистическую правку, редактор должен разумно пользоваться правилами и рекомендациями нормативной стилистики. Живая связь литературного языка с образным строем народной речи обогащает и одухотворяет его. Художественное слово вызывает бесчисленное множество ассоциаций, представлений и не всегда подчиняется нормам и требованиям грамматики. Однако средства выразительности, образности языка следует использовать дифференцированно, в зависимости от жанра, цели и назначения произведения. Анализируя текст, редактор должен отличать неграмотные или неправильные обороты от необычных, но вполне допустимых, присущих этому автору. Приглаженные и выровненные фразы “скользят” по поверхности, не затрагивая ума и чувств аудитории.

Таким образом, максимальная смысловая точность языка и проникновение в особенности индивидуального стиля автора — две стороны одного процесса, называемого литературным редактированием.

(...,) Организационно-творческий этап

Телевизионному редактору приходится работать не только с текстовым материалом, но еще и с видеорядом, добиваясь необходимого сочетания слова и изображения. Это обстоятельство требует от него знакомства с основами телережиссуры, а также с техническими возможностями телевидения.

Объем организационной работы на всех этапах подготовки телевизионной передачи значительно больше, чем при подготовке к публикации книги или газетной статьи, и включает в себя комплекс разнообразных действий: выбор автора, отбор объектов показа, договоренность с организациями или учреждениями, которые будут показаны в передаче, подбор изобразительного материала, поиск участников и т. п. Как видим, функции редактора на телевидении несколько видоизменяются и усложняются. Вот почему деятельность телевизионного редактора определяют как литературно-организаторскую. Но не подменяет ли телевизионный редактор режиссера, оператора, художника, администратора?

Такой вопрос только на первый взгляд может показаться правомерным. Качество передачи зависит от того, насколько хорошо каждый участник творческого коллектива (команды) выполняет свое дело. Редактор здесь выступает как лицо, которое организует, направляет и сводит воедино работу всех участников коллектива в интересах достижения общей цели — высокого профессионального уровня передачи и поэтому в полной мере несет ответственность за нее.

Это важно в документальном телевидении, особенно в прямом эфире, где редактор имеет дело с “неподготовленным”, незафиксированным словом и где главное — раскрыть тему, правильно выявить смысл передачи. Разумеется, в художественном вещании роль редактора не менее ответственна, однако здесь функции руководителя творческой группы принадлежат, как правило, режиссеру-постановщику.

Таким образом, важность и ответственность задач редактора на телевидении ставит его перед необходимостью не только владеть мастерством редактирования, но и профессионально разбираться в вопросах телевизионной драматургии, основах ораторского искусства, знать технологию подготовки передачи, умело выбирать и использовать изобразительно-выразительные средства экрана. Немаловажное требование к телевизионному редактору — умение устанавливать контакт с людьми. Поскольку организационная часть занимает значительное место в его деятельности, своевременная и четко проведенная подготовительная работа на всех этапах положительно сказывается на качестве передачи.

Организационная работа особенно существенна в оперативных передачах и массовых программах: трансляциях, праздничных вечерах, конкурсах, ток-шоу и др. Здесь необходимо верно отобрать участников, познакомиться с ними, узнать (насколько возможно) их характеры, особенности, расположить к себе, объяснить общее задание и конкретную задачу каждого из них.

В связи с тем, что редактору на телевидении приходится решать самые разные задачи, количество этапов его работы значительно увеличивается. Причем стадии, общеобязательные при редактировании любого материала, в условиях телевидения отличаются некоторыми особенностями. Остановимся на них.

Подготовительный этапдля телевизионного редактора начинается с разработки темы. Отбирается материал, наиболее продуктивный для телевидения, то есть такой, который позволяет максимально использовать преимущества телевидения, его возможности и специфику. При этом редактор руководствуется несколькими позициями.

Во-первых, особыми свойствами телевидения: зрелищностью, “эффектом присутствия”, оперативностью, одновременным охватом многомиллионной аудитории.

Во-вторых, взаимодействием телевидения с другими средствами массовой информации.

В-третьих, спецификой телевизионного показа. Одноразовость передач (в отличие от газеты, к которой читатель может вернуться не один раз) уменьшает возможность эффективного восприятия. Компенсацией этого в документальной телевизионной передаче должны быть ясность изложения, четкая организация материала, аргументированность и подкрепление слова убедительным зрительным рядом.

В-четвертых, постоянством аудитории, возможностью систематически общаться с ней (постоянное место передач в сетке вещания, рубрики, серии, циклы).

В-пятых, разнообразием телевизионной аудитории, включающей в себя зрителей всех возрастов, всех уровней образования, всех социальных и профессиональных групп.

Редактор рассматривает заявки, предложения, проекты журналистов, собственных и внештатных корреспондентов, представителей творческих союзов, специалистов. На этом же этапе выбираются выразительные средства, позволяющие наилучшим образом донести тему до зрителя.

(...) Автор и редактор в работе над передачей

На телевидении редактору приходится иметь дело с авторами сценария и авторами-выступающими. Работа с ними имеет свои особенности. В то же время нельзя не отметить в ней и того общего, что позволяет объединить функции тех и других в единое понятие — автор телепередачи. Речь идет о совместной работе редактора и автора, которая начинается с момента подачи заявки (или определения задания автору) и продолжается на всех последующих этапах вплоть до выхода передачи в эфир (или ее записи). Привлечение автора к активному участию в процессе подготовки телевизионной передачи — важнейшая особенность работы редактора. Приглашая автора, редактор должен определить, правильный ли он сделал выбор. Он может оценить его профессиональные и литературные возможности, учесть его популярность и интерес к его выступлению у зрителей, а также проверить, насколько свободно он держится перед камерой.

Работа автора на телевидении сопряжена с большими трудностями, чем в печати или на радио. Это объясняется многими причинами и, прежде всего тем, что качество передачи зависит не только от литературных достоинств материала, но и от того, насколько он пригоден для телевизионного воплощения.

Взаимопонимание и взаимодоговоренность между автором и редактором — непременное условие для достижения результатов, удовлетворяющих обе стороны.

В практике телевидения возможны случаи, когда редактор в силу специфичности, необычности темы во многом полагается на мнение автора-специалиста. Несмотря на это задача редактора и его роль не становятся менее ответственными. И хотя понятно желание автора-специалиста как можно полнее и подробнее рассказать о близком ему предмете, нередко в усложненной форме, редактор знает, что это может затруднить восприятие передачи.

С завершением литературной правки функции автора, как и редактора, не исчерпываются. Автор привлекается к участию в отборе изобразительного материала, в проведении синхронных съемок, что позволяет ему осуществлять контроль за точным исполнением сценария, сразу вносить необходимые изменения и дополнения.

Для оперативных передач полезно иметь постоянный актив из опытных авторов (штатные и внештатные журналисты), что намного облегчит работу редактора и позволит в короткий срок подготовить полноценную передачу.

Задачи и функции редактора, работающего с автором — выступающим, ведущим, независимо от того, кто этот автор (журналист или специалист), несколько видоизменяются. Редактор несет особую ответственность за выбор автора, выступающего в кадре.

(...) Особенно сложно редактировать многокомпонентные прямые передачи с большим числом участников; при этом возможны отступления от темы и нарушение хронометража. Если передача “прорепетирована”, роли заранее распределены, то исчезает опасность всякого рода отклонений, но вместе с тем открывается и оборотная сторона — передача утрачивает естественный, непринужденный характер, и зрители теряют к ней интерес. Какое же решение принять в этой ситуации?

Как правило, подготовка таких передач ведется на основе сценариев, которые допускают сочетание заготовок и импровизации. При разработке сценариев автор и редактор могут предусмотреть “провоцирующие ситуации”, позволяющие рассчитывать на психологически оправданную, естественную реакцию человека. А это одно из главных достоинств публицистической передачи.

Каждый редактор знает, что выступление по телевидению вызывает наибольший интерес, когда имеет форму свободного, непринужденного разговора со зрителями. В самом деле, что может быть интереснее, чем живой, откровенный разговор, в процессе которого зрители знакомятся с выступающим. Естественно, что выступление по заученному тексту не может дать большого эффекта. И все-таки хороший рассказ не только не исключает, но обязательно предполагает подготовку: предварительное составление плана, тезисов или даже написание текста, который поможет лучше продумать выступление. Опыт лучших телевизионных выступающих, прекрасно владеющих искусством импровизации, показывает, что подготовка и импровизация — две стороны единого взаимосвязанного процесса.

Нередко, когда приходится иметь дело с эфирным выступлением, редактированию текста почти не уделяется внимания: мол, это не обязательно, ведь автор будет говорить, а не читать. Такой подход — глубокое заблуждение. Знакомясь с тезисами выступления, редактор выясняет, насколько верно понята и точно выражена автором тема. В случае необходимости тезисы позволят редактору обогатить содержание и усовершенствовать форму будущего выступления.

Тезисы составляются обычно после знакомства с героями передачи. В них определяется тема выступления, ее основное направление, расставляются необходимые акценты. Это дает возможность героям импровизировать, свободно говорить привычным для них языком, добиться наибольшей естественности поведения, чтобы, по словам Д. Вертова, слова и мысли были синхронны. Тезисы несковывают инициативу рассказчика и позволяют избежать навязывания, заучивания чужих мыслей, что превращает реального героя в актера.

Литературная правка текста или тезисов выступления важна и для режиссерской трактовки материала. Поэтому, если редактор хочет, чтобы авторский замысел получил адекватное воплощение на телевизионном экране, он должен позаботиться о наибольшей точности и предельной ясности выражения мысли.

(...) Особенности работы редактора в информационных программах связаны с задачами новостных программ и законами информации как жанра.

В информационном бюллетене Национальной Ассоциации телерадиовещателей (НАТ) публикуются материалы, представляющие обобщенный опыт лучших телеведущих информационных программ. Некоторые советы помогут редакторам в практической работе.

В информационных программах личного мнения быть не должно. Так принято во всем мире.

Информационные программы не терпят многословия персонажей. В новостях наиболее оптимальное высказывание персонажей длительностью от одной-двух фраз (минимум) до короткого отрывка в объеме небольшого абзаца (максимум). Остальная часть видеосюжета должна показывать жизнь, событие — то, что хочется посмотреть. Корреспондент-профессионал в закадровом тексте изложит суть более точно, динамично, красочно, чем персонаж, даже если тот свидетель происшедшего. Из высказываний “героя” для эфира надо оставить лишь “ключевые” фразы, самое главное. Остальное — пересказать корреспонденту










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...