Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В роли мощного глобализатора




Считается, что Интернет — не СМИ, это такая параллельная реальность. Что по мере развития событий постепенно будет восстанавливаться значение и печатных СМИ, и радио, ведь исторически известно, что с появлением радио уже говорили о «смерти» газет, а с появлением телевидения предрекали «смерть» кино. В конечном счете, видимо, радио в целом и иновещание, в частности, сохранят все же свою информационную нишу. Но нельзя отрицать тот факт, что с появлением Интернета произошли серьезные изменения в формате, способе подачи информации, точно так же, как изменилась и система восприятия этой информации. Интернету лучше всех других средств удается связать людей из разных стран между собой. Он превратился в самый мощный информационный глобализатор и источник информации.

Любопытно другое. Во всем мире, в том числе и в России, все государственные ведомства уже давно обзавелись своими сайтами, и информация, размещенная на них, приобретает соответствующий статус. Поэтому Интернет-сайт, с помощью которого, например, осуществляется интернет-вещание «Голоса России», объективно тоже приобретает государственный статус, хотя он все же пока рассматривается как «приложение» к эфирному вещанию.

Это как раз и является определенной ловушкой для иновещания. Одно дело, когда та или иная радио- или телекорпорация имеют собственную широко разветвленную корреспондентскую сеть и информационный поток имеет непрерывный характер. Тогда у вещателя есть возможность для маневра: часть информации озвучивать в эфире, а часть размещать на Интернет-сайте. Если же радиокорпорация лишена такой возможности, то так называемая онлайн-журналистика, которая предполагает постоянное обновление, быстро оказывается в роли ведомого. (События разворачиваются по сценарию: первой новость сообщила какая-либо радиостанция, а вслед за ней об этом же говорят все остальные). В этой связи полезно было бы, например, вспомнить опыт отечественного иновещания: большевики, при скудности бюджетных средств, не экономили на создании широкой корреспонденткой сети, поскольку в независимости информационных потоков усматривали один из главных признаков государственного суверенитета. Второй аспект в деятельности Интернет-радиовещания. Журналисты знают, что тексты, написанные для голосового озвучивания, часто выглядят «коряво» в письменном изложении. Поэтому Интернет-журналистика является абсолютно самостоятельным профессиональным направлением и теряет свой эффект от технологии «приложения».

Кстати, этому искусству пока не научились во всем мире. Одно дело слушать текст в голосовом исполнении по радио, где важное значение для восприятия приобретают интонация, тембр голоса, другое - читать этот же текст в «газетном изложении» на сайте той или иной радиостанции. Поэтому нынешнее так называемое «гибридное иновещание» мало у кого сегодня в мире по-настоящему получается. Происходит потеря синергетического эффекта. Это означает одно: кризис мирового иновещания продолжается - уходя от традиционного вещания, теряя свою аудиторию, оно еще не создало эффективное Интернет-вещание, которое проигрывает большинству информационных сайтов. Но это проблемы временного порядка, и скоро, как показывает опыт, все должно придти в необходимое соответствие.

18 История реалити-шоу в России — обзор практики трансляции на российском телевидении развлекательных программ, показывающих действия группы людей в заданной режиссёрами обстановке, но имеющих в известных пределах свободу выбора поведения. Реалити-шоу, таким образом, используют психологический приём «эффект присутствия» зрителя.[1] Идея трансляции подобных передач укрепилась в России после практики показа шоу в жанре реалити (от англ. reality — реальность) за рубежом.[1] История реалити-шоу началась в Нидерландах, где в 1999 году был показан «Большой брат».[2] Первое российское шоу в жанре реалити — «За стеклом» — было запущено в России на канале ТВ-6 в 2001 году. Телеканал ТВ-6 перед своим закрытием в январе 2002 года[4] успел запустить два самых первых реалити-шоу в России. В конце октября 2001 года в эфире стартовала программа «За стеклом», длившаяся чуть больше месяца, и всё это время занимающая 1-2 места в телевизионном рейтинге: шоу смотрели до 45 % москвичей.[5] Рекордных показателей достиг и интернет-сайт программы. За девять дней вещания ресурс занял третью позицию в рейтинге Rambler’s Top100.[6]

Режиссёр проекта Григорий Любомиров[7] сообщал, что идея создания передачи возникла у него ещё за 12 лет до запуска шоу после прочтения романа Замятина «Мы». Однако эту версию не посчитали правдоподобной создатели западного реалити-шоу «Большой брат», что послужило поводом для их обращения в суд.[8]

Проект «За стеклом» запомнился телезрителям тем, что участники шоу впервые занялись сексом в прямом эфире.[9] После демонстрации сексуальных сцен реалити-шоу подверглось критике со стороны Русской православной церкви, мусульман и представителей других конфессий.

В январе 2002 года на ТВ-6 начали показ «За стеклом-2». На этот раз проект назвали «Последний бифштекс» по аналогии со стартовавшем на Первом канале «Последним героем». Смысл проекта сводился к конкуренции в предпринимательстве. Участников разделили на две команды, каждая из которых открыла на выделенные создателями программы средства кафе.[11] После закрытия ТВ-6 показ реалити-шоу продолжился на каналах НТВ-плюс и ТНТ

«Последний герой»

17 ноября 2001 года ОРТ запустил русский аналог зародившегося в Швеции популярного реалити-шоу «Остаться в живых» (Survivor) — «Последний герой», создав таким образом серьёзную конкуренцию передаче «За стеклом».[13] В отличие от коллег с ТВ-6, руководство ОРТ заплатило за лицензию более $100 тыс. и около $2 млн создатели потратили на разработку концепции и съёмки.

Программа о жизни обычных людей на необитаемом острове достигла таких же результатов, что и предыдущее шоу на ТВ-6. Финал проекта по рейтингам уступил лишь новогоднему поздравлению президента России.[15] После Нового года расценки на рекламу на канале выросли на 60−70 %.[14] Благодаря интересу телезрителей, проект пережил шесть сезонов. Чтобы интерес не угасал, последующие выпуски снимались с участием известных людей. Шестая часть проекта стартовала в ноябре 2008 года[16] и завершилась в марте 2009-го.[17]

«Фабрика звёзд»

В октябре 2002 Первый канал запустил реалити-шоу, призванного, по задумке создателей, сделать из обычных молодых людей известных певцов и музыкантов.[18] За шесть лет на канале вышло 7 выпусков «Фабрики звёзд». Под руководством Игоря Матвиенко, Максима Фадеева, Александра Шульгина, Игоря Крутого, Виктора Дробышева, Аллы Пугачевой и Валерия Меладзе были созданы такие творческие коллективы как «Корни», «Фабрика», «Серебро», «КГБ», «Тутси». Проект подготовил и немало сольных исполнителей.[19]

В 2005 году это шоу было признано самым прибыльным телевизионным проектом. Создатели программы зарабатывали на СМС-голосованиях. Так, прибыль от СМС-розыгрышей только одной из «Фабрик» превысила $1 млн.[20] Доход приносит и выпуск журнала «Фабрика». По окончании очередного телевыпуска в продаже оказывались компакт-диски с записью участников, расходившиеся тиражами до 500 тыс. экземпляров. После шоу участники ездили в турне по стране. На первых концертах удалось заработать $1,5-2 млн, вторая и третья «Фабрики» принесли около $1,5 млн, сборы четвёртой достигли $2,5-3 млн

«Стань звездой»

Той же осенью 2002 года музыкальное реалити выпустили в эфир и на канале «Россия». Но если их конкуренты на Первом сделали «Фабрику» по лицензии голландского шоу Fame Academy,[21] то лицензия «Стань звездой» была куплена у британцев (Pop stars).

В «Фабрике» делалась ставка на демонстрацию деятельности уже отобранных нескольких человек, «Россия» же транслировала все отборочные туры, проходившие в разных городах страны.[22][23] Именно музыкальное реалити поспособствовало выработке в России новой модели создания новых звёзд, ранее освоенной на Западе: кастинг исполнителей под конкретный продюсерский проект.[24]

«Народный артист»

В 2004 году телеканал запустил новое музыкальное шоу, схожее по формату с программой «Стань звездой», но предусматривавшее выбор только одного победителя, — «Народный артист».[23] Проект выходил на канале трижды, до 2006 года.[25] По экспертным оценкам, первые музыкальные реалити-шоу на втором телеканале создали сильную конкуренцию «Фабрике звёзд». Первый канал предпринял ряд контрмер, выглядевших подобием холодной войны ВГТРК, например перекупил ведущих шоу «Стань звездой» Фёклу Толстую и Ивана Урганта.[26]

Развлекательный канал СТС обратил внимание на жанр реалити, как только тот появился в России. В 2002 году руководство канала купило права на показ своего (совместного с украинским телеканалом 1+1) аналога шведского романтического реатили-шоу и запустило «Гарем».[27] Смысл проекта заключался в конкуренции между несколькими молодыми людьми, сражающимися за временно проживающих в Кении девушек.[28]

В самом начале 2004 года на канале стартовало гламурное шоу с участием женской группы «Тату в Поднебесной».[29][30] Однако более популярным оказалось лицензионное американское реалити-шоу «Ты супермодель», растянувшееся на четыре сезона, где главным призом стал контракт с зарубежным модельным агентством на $250 тыс.[31][32] Ведущим первого шоу стал Фёдор Бондарчук, а продюсером Александр Цекало.[33]

Рен-ТВ

Рен-ТВ во время расцвета жанра реалити выпустило несколько подобных проектов. Так, в 2005 году зрители увидели «Остров искушений». «Искушению» в программе подвергались крепкие семейные пары, отправленные на остров, где то супругу, то супруга по очереди пытались совратить островитяне.[15] Эта программа на Рен-ТВ пережила несколько сезонов.[34]

В 2006 году канал предложил сразу два реалити-шоу «Красавицы и умники» и «Суперняня» с участием Тутты Ларсен. Суть первого сводилась к построению романтических отношений между симпатичными девушками-простушками с умными, но не очень привлекательными молодыми людьми. Победители получили миллион рублей.[34] Вторая передача явилась аналогом популярного западного шоу, в котором профессиональные воспитатели помогают родителям справиться с непослушными детьми.[35]

ТНТ

ТНТ не был каналом, который первый показал реалити-шоу, но он стал первым, кто поставил выпуск таких передач на поток. Первым шоу в этом формате на ТНТ стал «Дом». Его рейтинги сразу и в несколько раз превысили средние показатели канала. Позже были не менее успешные проекты «Голод», «Дом 2» и «Кандидат», менее рейтинговые «Большой брат», «12 негритят» и «Офис». Руководство ТНТ отдало прайм-тайм под различные реалити-шоу как раз тогда, когда большинство остальных каналов транслировало сериалы или кино. Но этот риск оправдал себя. Первые позиции в Топ-20 лучших программ ТНТ сезона 2004—2005 занял «Дом-2» с долей 14,2 %.[36]

«Дом»

Реалити-шоу, в котором семейные пары строили особняк своими силами при помощи специалистов, начали показывать на ТНТ 1 июля 2003 года и завершили через четыре месяца. Права на показ программы были куплены у английской компании Zeal. Заявленный приз стал на тот момент самым большим вознаграждением на отечественном ТВ — 8 млн рублей. Передачу вели Николай Басков, Светлана Хоркина и Дмитрий Нагиев (финал).[37] Именно в 2003 году ТНТ перестал быть убыточным каналом и принёс первую прибыль, около $10 млн.[3

Сразу после передачи «Дом» на канале стали показывать шоу «Голод», участниками которого стали 12 молодых людей, отправленных за границу. Им нужно было выжить в чужой стране без каких-либо средств к существованию. Того, кто, по мнению телезрителей, справился с этой задачей лучше всех, наградили ежемесячным пособием в $1 тыс., выплачиваемым до конца жизни.[39] Программа «Голод» не имела западных аналогов и была разработана специалистами ТНТ.[40]

Деловые реалити

В 2005 году ТНТ запустил аналог американской передачи о бизнесе Apprentice — «Кандидат». Её ведущим стал бизнесмен Аркадий Новиков. Доля делового реалити-шоу на ТНТ составила 10,4 %.[41] В августе 2006-го канал начал показ второго сезона шоу с участием владельца компании «Интеррос» Владимиром Потаниным, который искал в свою компанию подходящего топ-менеджера.[42]

В этом же году на ТНТ стартовало и реалити-шоу «Офис», где участники создавали на выделенные каналом средства собственную фирму, которая в итоге доставалась победителю проекта. Формат программы был разработан руководителем канала Романом Петренко. Разработчики концепции шоу утверждали, что «Офис» может стать таким же продолжительным, как и «Дом-2», транслируемый на тот момент уже два года. Этого, впрочем, не произошло.

Мнения

Поддержка

Странно, что законодатели не знают формата реалити-шоу: по закону за происходящее в прямом эфире несёт ответственность тот, кто в прямом эфире участвует. Если к Ксении Собчак в реалити-шоу приходит человек и снимает штаны — это его проблема, а не проблема ведущей.

Павел Астахов, адвокат. Коммерсантъ, 24 мая 2005 года.

Реалити-шоу даёт шанс мальчику из глубинки стать таким же знаменитым, как Никита Михалков. Мы же хотели демократии, мы же хотели равных возможностей! Пожалуйста! И каждый из участников уверен, что он «лаки», что он счастливчик, что ему повезёт.

Григорий Любомиров, автор проекта «За стеклом». журнал «Сеанс», № 29/30, 2006 год.

«Дом-2» не нарушает ни одно из законодательств. За каждым эфиром следят профессионалы, ничего противозаконного в эфир не попадает. Поэтому, как ведущая, как бывшая участница, как человек, который сейчас работает на «Доме-2», а раньше жил там, я могу сказать, что в программе нет ничего запретного, что не может показываться в дневное время на телеэкранах.

Ольга Бузова, ведущая программы «Дом-2». Свободная пресса, 20 октября 2009 года.

Нейтральные

Реалити-шоу — это не инструмент изменения общества. Наоборот: появление этого жанра есть отражение определённых изменений в обществе. Отношения между людьми всё более упрощаются. Условностей, табу всё меньше. То, что ещё десятилетие назад выглядело бы эпатажем, сегодня кажется нормой. Единственный критерий — закон. То, что не нарушает закон, имеет право на существование. А по поводу эффекта подглядывания… В конце концов, в кинофильме мы тоже смотрим на чужую жизнь. И какая разница — игра это или нет? Кирилл Набутов, телеведущий. Журнал «Сеанс», № 29/30, 2006 год.

Реалити-шоу — это нишевый жанр, который не претендует на всеобъемлющую любовь. Проекты «За стеклом» и «Последний герой» собирали фантастическую аудиторию. Но после значительного взлёта реалити они заняли чёткую позицию на телерынке.

Александр Костюк, директор по телеизмерениям TNS Gallup Media. Газета.ру, 11 ноября 2006 года.

Критика

Это такое новое общественное состояние, когда каждый может обратиться ко всем. Только вот выясняется, что обратиться не с чем… Буквально макклюеновские получаются обстоятельства: содержанием сообщения является сам факт сообщения. Реалити-шоу, на самом деле, ничего не показывает. Вернее, показывает Ничего.

Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра». Журнал «Сеанс», № 29/30, 2006 год.

То, что показывается в роликах и фрагментах программы «Дом-2» — уголовщина, и передачу нужно закрыть. Второе: поскольку в проекте показываются недопустимые вещи, необходимо ввести существенные штрафы — настолько существенные, чтобы, заплатив их несколько раз, компания оказалась на грани разорения.

Рашид Нургалиев, министр внутренних дел России. Собеседник, 7 апреля 2009 года.

Это настоящая помойка души. Какая польза от этой передачи? Да никакой! Как воспитывают наших детей? Таких передач не должно быть, они растлевают и зомбируют наших детей.

19. ну тут думаю придумать можно и самим.

20. Спутниковое телевидение — система передачи телевизионного сигнала от передающего центра к потребителю, использующая в качестве ретранслятора искусственные спутники Земли, расположенные в космосе на геостационарной (ранее и на других видах орбит[1][2]) околоземной орбите над экватором, и оснащенные приемопередающим оборудованием. По сравнению с наземным телевидением, обеспечивает покрытие качественным телевизионным сигналом больших территорий, труднодоступных для ретрансляции обычным способом.

Для приема сигнала спутникового телевидения требуется специальное оборудование. Стандартный комплект состоит из спутниковой антенны, кронштейна (крепление антенны к стене или крыше), конвертера, кабеля и ресивера (спутникового приемника). Для просмотра телевизионных каналов с помощью ресивера используется обычный телевизионный приёмник, реже - монитор компьютера (через специальный DVB приёмник).

Аналоговое телевидение распространяется через спутник, как правило, закодированным или зашифровным в NTSC, PAL, или SECAM стандарте телевизионного вещания.

Цифровой телевизионный сигнал или мультиплексированый сигнал обычно модулируется QPSK или 8SPK.

В целом, цифровое телевидение, в том числе передаваемых через спутники, как правило, основано на открытых стандартах, таких как MPEG, DVB-S и DVB-S2.

Коммерческое шифрование включает в себя кодировки: BISS, Conax, DigiCipher, Irdeto, Nagravision, PowerVu, Viaccess, Videocipher и VideoGuard. Многие системы коммерческого шифрования были скомпрометированы (взломаны).

В настоящее время использование спутникового оборудования позволяет получать изображение цифрового качества, вплоть до HD. Операторы спутникового телевидения, как правило, предоставляют своим клиентам несколько пакетов телеканалов в зависимости от их вкусов и финансовых возможностей.

Спутниковое телевидение, как интернет, сотовая телефония и другие достижения научного прогресса, все более входит в современную жизнь. Города, дачные поселки и деревеньки уверенно покрываются спутниковыми тарелками. И действительно, спутниковое телевидение дает цифровое телевидение там, где эфирное пасует. Какое может быть сравнение: два-три канала в шумах или двадцать и более каналов с цифровым качеством.

Внимание! Уважаемые читатели. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что данная статья была написана в 2008 году и после этого не редактировалась. В наше время, все, что связано со сферой высоких технологий, меняется и обновляется стремительно. Вот и отечественные спутниковые платформы, о которых я рассказывал в этом материале, очень сильно изменились, плюс, на рынке появились новые игроки. В связи с этим, я подготовил новую редакцию данной статьи, которая отражает нынешнее положение дел в отрасли платного спутникового телевидения: Сравнение отечественных спутниковых платформ. 2012 год.

 

Еще совсем недавно на территории России работал лишь один оператор НТВ-Плюс, и у зрителей не было возможности выбора. Приходилось платить за то, что предлагалось или не иметь качественного телевидения вовсе. После 2005 года в данной сфере начался подъем, стали появляться новые операторы.

Рассмотрим популярные в России системы спутникового телевидения: НТВ-Плюс, Триколор ТВ, Орион-Экспресс, Платформа HD и Рикор ТВ. Начнем с самой, на сегодняшний день, популярной и распространенной спутниковой платформы Триколор ТВ (Каналы и пакеты, Оборудование Триколор ТВ и Стоимость установки Триколор ТВ).

 

Достоинства Триколор ТВ:

  • бесплатный базовый пакет, включающий в себя большую часть эфирных телевизионных каналов (правда это достоинство весьма условно, учитывая достаточно высокую стоимость ресивера DRE-5000 или DRE-7300);
  • низкая стоимость платных пакетов ("Оптимум" - 600 руб. в год, "Ночной" - 600 руб. в год);
  • небольшой диаметр антенны и простота ее настройки ( спутник E Eutelsat W4 находится достаточно высоко над горизонтом и для настройки Триколор ТВ в Европейской части России достаточно антенны с эффективным диаметром 0,55-0,6 м);
  • вещание на Сибирь (со спутника "Бонум-1").

кабельное

Ка́бельное телеви́дение (англ. Community Antenna Television, CATV — букв. телевидение с общей антенной) — модель телевизионного вещания (а также иногда и FM-радиовещания), в которой телесигнал распространяется посредством высокочастотных сигналов, передаваемых через проложенный к потребителю кабель. Кабельное телевидение противопоставляется обычному наземному и спутниковому телевещанию.

Сети кабельного телевидения начали активно развиваться в Европе и США в 1980-х годах; в России первые кабельные сети появились в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Долгое время основой кабельных телесетей является коаксиальный кабель. Успешное развитие технологий оптической передачи данных привело к внедрению оптического волокна в сети кабельного телевидения в виде так называемых гибридных, или волоконно-коаксиальных сетей (англ. hybrid fibre-coaxial), в которых сочетаются коаксиальные и волоконно-оптические кабели.

Современная сеть кабельного телевидения включает головную станцию, магистральные каналы связи, субмагистральные линии и домовые распределительные сети.

Преимущества систем кабельного телевидения перед эфирным:

  • более высокое качество сигнала;
  • высокая помехозащищённость;
  • отсутствие проблем с передачей сигнала в городах с многоэтажной застройкой;
  • возможность расширения предоставляемых абоненту услуг и количества каналов.

Традиционно аналоговая технология кабельного телевидения успешно осваивает цифровые способы передачи данных, как в традиционном направлении к клиентам (DVB), так и двусторонние интерактивные (DOCSIS).

Под термином "кабельное телевидение" сегодня следует понимать широкий спектр услуг, интеграцию ресурсов и доступа, так как участники рынка и государственные органы должны отчетливо сознавать, что приход в квартиру абонента цифрового доступа, в котором выделяются телепрограммы, Интернет, телефония, телеметрия и т. д., приводит к изменению модели функционирования всех участников рынка.
Спрос населения на услуги платного телевидения и мультисервисных сетей с 2005 г. стабильно повышался на 40% в год, такими же высокими темпами увеличивались абонентская база и объем услуг. Особенно значителен и устойчив этот спрос в регионах. Объем рынка платного телевидения в 2007 г. в Российской Федерации достиг 650-700 млн долл., на 20% превысив показатель 2006 г. Доходы платных сетей в 2008 г. превысили 950 млн долл. В 2009 г. эксперты прогнозируют снижение темпов роста рынка широкополосного доступа и платного ТВ до 20-35% вследствие сокращения капитальных затрат большинством участников рынка.
Сегодня в стране с населением 142 млн человек (около 58 млн домохозяйств) 36 млн домохозяйств (примерно 100 млн населения) уже подключены к кабельным сетям или имеют для этого технические возможности. Примерно 19 млн домохозяйств уже заключили абонентские договоры на многопрограммный пакет каналов.
Практически все российские города с населением более 100 тыс. человек (свыше 65% населения страны) располагают многоканальными современными кабельными сетями. Проникновение кабельного телевидения в них превышает 50%. Во всех мегаполисах работают три-четыре крупных кабельных оператора. По нашим сведениям, в стране действуют более 7 тыс. компаний кабельного телевидения разного масштаба, из них 1524 имеют операторские лицензии.
Более 220 самых крупных и активных компаний консолидированы в несколько телекоммуникационных холдингов. Исходя из мирового опыта, через два-три года останется три-четыре.
Сегодня семь крупных операторов - "Национальные кабельные сети" (группа компаний "Национальные телекоммуникации"), "КОМСТАР-ОТС" в составе АФК "Система", "АКАДО", "Связьинвест", "ТВТ" (Республика Татарстан), "ЭР-Телеком", "Мультирегион" - имеют свои сети КТВ в ряде крупных городов и обслуживают около 80% всей абонентской базы на сетях КТВ.
Не входящие в холдинги операторы КТВ оказывают, по нашим сведениям, услуги для 5 млн домохозяйств, подключенных к различным сетям КТВ. Все эти операторы являются, как правило, представителями среднего и малого бизнеса различной формы собственности (в том числе частными предпринимателями).

Тенденции
К основным тенденциям на современном рынке мультимедийных услуг относятся консолидационные процессы на региональном уровне. Ликвидация отставания регионов от Москвы (информационного неравенства) теперь идет даже стремительнее, чем это было на рынке сотовой связи. Процесс "подстегивается" переходом на цифровые технологии, повышающие инвестиционную привлекательность кабельных сетей платного телевидения: лучший набор сервисов, отсутствие радиочастотных ограничений для ТВЧ, широкие возможности по защите контента от пиратов.
Мировой опыт цифрового телевещания показывает, что: в городах с многоэтажной застройкой безусловны преимущества кабельных сетей разных технологий. Развитию кабельного телевидения в городах способствует также усложнение установки индивидуальных эфирных и спутниковых антенн на стенах и крышах; в сельской и малонаселенной местности - преимущества за спутником. Данная технология в ряде случаев может быть даже экономичнее наземного эфирного вещания;
классический эфирный телеприем имеет основные преимущества при решении социальных задач в малых городах и пригородах крупных городов. Опыт цифрового эфирного телевещания в больших городах с разновысотной застройкой резко сократил количество энтузиастов этих технологий: цифровой сигнал принимается лучше аналогового, но с высококачественным приемом проблемы остались.
Согласно оценкам экспертов АКТР, к 2015 г. из 45 млн российских домохозяйств услугами кабельного телевидения будут пользоваться 25 млн, спутникового телевидения - 15 млн, остальные - цифрового эфирного телевидения, причем, как правило, в пригородах больших городов.
Почти 90% лицензированных операторов КТВ, имеющих лицензии на оказание нескольких видов услуг, реально работают по моделям double-play и triple-play примерно 70% всех операторов, подтверждая тем самым тенденцию трансформации операторов кабельного телевидения в операторов мультимедийных сетей, предоставляющих населению совокупность новых информационных сервисов.

Проблемы "цифровизации"
Технологический прогресс в сторону "цифровизации" - процесс объективный и, более того, естественный. В России он идет полным ходом уже более четверти века. Разговоры о кризисе могут несколько скорректировать этот процесс, причем не обязательно негативным образом. "Цифровизация" означает смену не только технологий, но и самой философии развития сетей и сферы информационных услуг. Главная проблема - трудности корректировки законодательства в сторону большей либерализации.
Все передачи и программы телерадиовещания готовятся, хранятся и передаются по каналам связи "в цифре", вещание через спутники по всем системам осуществляется тоже "в цифре", успешно идет "цифровизация" в системах кабельного телевидения. Даже по официальным данным аудитория цифрового телевидения уже превышает 15%. Как только "просветлеет" нормативная база и "цифра" в кабеле сможет принести уверенный доход оператору, этот показатель очень быстро возрастет: цифровые технологии дешевеют так же быстро, как и совершенствуются.
После этого несколько запутанные в настоящее время проблемы перехода на цифровые технологии в наземном эфире прояснятся, и завершение цифровизации телевизионного вещания уже не потребует административного вмешательства. Пример тому - опыт внедрения цветного телевидения, при котором на первых порах потребовалось государственное участие.
В АКТР уверены, что согласованные действия операторов платного ТВ способны сгладить (и ликвидировать надуманные) острые проблемы, возникающие при переходе на цифровые технологи вещания, в том числе - в наиболее сложный момент отключения аналоговых эфирных передатчиков. Ведь кабельщики жизнью приучены всегда больше думать об абонентах, которые будут использовать новые технологии, чем о самих технологиях.
По нашему мнению, усилия государства по цифровизации ТВ и расширению пакета качественно принимаемых телеканалов необходимо направить на малые города и сельские населенные пункты, где нет развитых кабельных сетей. В крупные и средние города цифровое телевидение или уже пришло естественным путем с современными многоканальными информационными технологиями, или придет в ближайшие два-три года. В большинстве городов эфирный прием телеканалов населением играет все меньшую роль. Это характерно как для мегаполисов, так и для городов с численностью населения, превышающей 200 тыс. человек. Отмечу, что регионы уверенно догоняют в развитии многоканальные системы столицы.

Цифрово́е телеви́дение (от англ. Digital Television, DTV) — технология передачи телевизионного изображения и звука при помощи кодирования видеосигнала и сигнала звука с использованием цифровых каналов. Основой современного цифрового телевидения является стандарт сжатия данных MPEG.

















История развития

Историю развития цифрового телевидения можно условно разбить на несколько этапов, каждый из которых характеризуется научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, экспериментальными устройствами и системами, а также соответствующими стандартами.[1]

Первый этап

Первый этап истории цифрового телевидения характеризуется использованием цифровой техники в отдельных частях ТВ систем при сохранении аналоговых каналов связи. На данном этапе всё студийное оборудование переводится на цифровой сигнал, обработку и хранение которого, в пределах телецентра, осуществляют цифровыми средствами[2]. На выходе из телецентра телевизионный сигнал преобразуется в аналоговую форму и передаётся по обычным каналам связи.

Также на данном этапе характерно введение цифровых блоков в ТВ приёмники с целью повышения качества изображения и звука, а также расширения функциональных возможностей. Примером таких блоков являются цифровые фильтры, устройства перехода от чересстрочной к квазипрогрессивной развёртке, повышение частоты полей до 100 Гц, реализация функций «стоп-кадр» и «кадр в кадре» и т.д[3].

Второй этап

Второй этап развития цифрового телевидения — создание гибридных аналого-цифровых ТВ систем с параметрами, отличающимися от принятых в обычных стандартах телевидения. Можно выделить два основных направления изменения телевизионного стандарта: переход от одновременной передачи яркостного и цветоразностных сигналов к последовательной их передаче и увеличение количества строк в кадре и элементов изображения в строке. Реализация второго направления связана с необходимостью сжатия спектра ТВ сигналов для обеспечения возможности их передачи по каналам связи с приемлемой полосой частот.[1]

Примеры гибридных ТВ систем:[4]

  • Японская система телевидения высокой чёткости MUSE
  • Западно-европейские системы семейства MAC

В передающей и приёмной частях этих систем сигналы передаются в аналоговой форме. Системы MUSE и HD-MAC имеют формат 16:9, количество строк в кадре 1125 и 1250, частоту кадров 30 и 25 Гц, соответственно.

Третий этап

Третий этап развития цифрового телевидения — создание полностью цифровых телевизионных систем.

После появления аналого-цифровых систем телевидения высокой чёткости в Японии и Европе (MUSE и HD-MAC), в США в 1987 году был объявлен конкурс на лучший проект системы телевидения высокого разрешения для утверждения в качестве национального стандарта. В первые годы на этот конкурс были выдвинуты различные аналоговые системы. Вышеупомянутые гибридные телевизионные системы, предусматривающие передачу сигнала только по спутниковым каналам, вскоре были сняты с рассмотрения. Это объяснялось тем, что в США около 1400 компаний осуществляют наземное вещание, и очень широко развита сеть кабельного вещания.

Рассматривались даже проекты аналоговых систем, предусматривавших передачу по одному стандартному каналу двух сигналов — обычного ТВ сигнала и дополнительного, который в приёмнике с соответствующим декодером позволяет получить изображение с бо́льшим количеством строк и элементов разложения в строке.

Но уже в 1990 году появились первые предложения полностью цифровых систем телевидения. С каждым годом возрастало количество таких проектов и улучшались их характеристики. В начале 1993 года последние аналоговые системы окончательно были сняты с рассмотрения. А в мае 1993 года 4 группы компаний, представлявших близкие по существу проекты, объединились и в дальнейшем представляли единый проект, который и стал основой стандарта полностью цифровой телевизионной системы в США. Основой этого проекта стал тогда ещё не утверждённый стандарт MPEG-2.

В Европе в 1993 году, когда стало ясно, что за цифровыми телевизионными системами будущее, был принят проект DVB (Digital Video Broadcasting — Цифровое Видео Вещание), также основанный на MPEG-2. В настоящее время системы цифрового телевидения быстро развиваются во многих странах. При этом в первую очередь решается задача значительного увеличения количества передаваемых программ телевидения обычного разрешения, так как это даёт быстрый коммерческий эффект. Во многих странах поставлен вопрос о прекращении в первом десятилетии XXI века аналогового телевизионного вещания и полном переходе к цифровому телевидению.[1]

Стандарты

Международные стандарты цифрового телевидения принимаются в первую очередь Международной организацией по стандартизации (ISO — International Organization for Standartization), объединяющей национальные комитеты по стандартизации более 100 стран мира. В составе этой организации формируются группы, занимающиеся проблемами и стандартизацией отдельных отраслей техники. Одной из групп, занимающейся стандартами цифрового вещания, является группа — MPEG (Motion Picture Expert Group).[5]

Другой организацией, играющей значительную роль в стандартизации, является Международный союз электросвязи (ITU — International Communication Union). Организация выпускает Рекомендации, которые в дальнейшем могут быть преобразованы в международные или в национальные стандарты решениями национальных органов стандартизации.

В настоящее время существуют следующие основные стандарты:

  • DVB — европейский стандарт цифрового телевидения (DVB-T и DVB-T2)
  • ATSC — американский стандарт цифрового телевидения.
  • ISDB — японский стандарт цифрового телевидения.

Способы передачи

  • Наземное телевидение
  • Спутниковое телевидение
  • Кабельное телевидение

Преимущества и недостатки

Преимущества

по сравнению с аналоговым телевидением[5]:

  • Повышение помехоустойчивости трактов передачи и записи телевизионных сигналов.
  • Уменьшение мощности передатчиков.
  • Существенное увеличение числа ТВ-программ, передаваемых в том же частотном диапазоне.
  • Повышение качества изображения и звука в ТВ-приёмниках.
  • Создание ТВ-систем с новыми стандартами разложения изображения (телевидение высокой чёткости).
  • Создание интерактивных ТВ-систем, при пользовании которыми зритель получает возможность воздействовать на передаваемую программу (например, видео по запросу).
  • Функция «В начало передачи».
  • Архив ТВ-передач и запись ТВ-передач.
  • Передача в ТВ-сигнале различной дополнительной информации.
  • Выбор языка (более обычных двух) и субтитров.
  • Расширение функциональных возможностей студийной аппаратуры.

Недостатки

  • Резко[источник не указан 46 дней] ограниченная территория покрытия сигнала, внутри которой приём возможен. Но эта территория при равной мощности передатчика больше, чем у аналоговой системы.
  • Замирания и рассыпания картинки на «квадратики» при недостаточном уровне принимаемого сигнала.

Оба «недостатка» являются следствием преимуществ передачи цифровых данных: данные либо принимаются качественно на 100 % или восстанавливаются, либо принимаются плохо с невозможностью восстановления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...