Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Айзенк в модификации Т. В. Матолиной) 2 страница




25.Вы любите подшучивать над другими?

26.Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем

сообщить

их кому-либо?

27.Часто ли вам снятся кошмары?

28.Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29.Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?

30.Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?

31.Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?

32.Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то даже не очень

важное решение?

33.Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?

34.Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?

35.Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать

это?

36.Возникало ли у вас хотя бы кратковременное чувство раздражения по отношению

к ва-

шим родителям?

37.Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?

38.Обычно вам трудно взяться за новое дело?

39.Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

40.Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?

41.В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя

усталости?

42.У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43.Вас принимают иногда за человека беззаботного?

44.Считаете ли вы хорошим другом того, чья симпатия к вам надежна и проверена?

45.Вас можно быстро рассердить?

46.Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?

47.Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься

чем-либо?

48.Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35.

37. 38. 39. 40. 41 .

 

 

N2 Свойства темперамента Ответы «да» Ответы Балл «нет» 1. Экстраверсия 1,

7, 13,19.25,31,37.4,43 3 2 1 2 2. Ригидность 8, 26, 32 3 37 2 2,14,20,38,

44 2 19,46 1 3. Эмоциональная 15,21.33,39,45 3 возбудимость 3,9 2 27 1  

4. Темп реакций 4, 16,28 3 10,22.34,40,46 2 17,29.37 1 5. АКТИВНОСТЬ

5,11, 17,23,29, 35.41, 47 3 38 1 10 1 6. Искренность 30, 36, 42, 48 3 6,

 12 2 18, 24, 25 123 1 Примечание. Ригидность означает состояние, при

котором наблюдается снижение переключаемости, приспособляемости психических

процессов к меняющимся условиям среды.

 

Проверка результатов тестирования начинается с определения достоверности

ответов испытуемого по показателю искренности. Для этой цели по данному

показателю подсчитываются числа совпадающих ответов «да» на поставленные

вопросы (подсчет производится построчно по показателю искренности в ключе к

опроснику). Полученные числа умножаются на соответствующие коэффициенты (3, 2

или 1 балл}, То же самое делают с ответом «нет» (в нашем случае, если ответ

испытуемого на вопрос 23 совпадает с ответом «нет», то ему приписывается 1

балл). После этого подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».

Если общая сумма составит 13-20 баллов, то это означает, что ответы вполне

достоверны. При 8-12 баллах ответы считаются сомнительными, при 0-7 баллах ~

недостоверными.

Аналогично, описанному выше производится подсчет общих сумм баллов по

остальным показателям (свойствам темперамента}.

Затем, руководствуясь приводимой ниже таблицей, определяют степень выраженности

каждого из психодинамических свойств.

    Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента

 

Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность 22

-- 26 (очень высокая) 16 — 20 (очень высокая) 18 — 20 (очень высокая) 20 — 22

(очень

быстрый) 24 — 26 (очень высокая) [7—21 (высокая) 12 — 15 (высокая) 14 — 17

(высокая) 14—19 (быстрый) 17— 23 (высокая) 21—16 (средняя) 7—11 (средняя) 8 —

13 (средняя) 9_13 (средний) 14—20 (средняя) 7-И (высокая иитроперсия) 3—6

(высокая пластичность) 4 — 7 (высокая эмоциональная уравновешенность) 5 — 8

(медленный) 9—13 (низкая) 0 — 6 (очень высокая интроверсия) 0 — 2 (очень

высокая пластичность) 0 — 3 (очень высокая эмоциональная уравновешенность) g __

4 (очень медленный) 0 — 8 (очень

низкая)       

 

 

1.2.4. Психологическая типология личности (К.Г.Юнг)

 Назначение. Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических

особенностей личности.

 Инструкция. На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать

наиболее подходящий для вас и поставить букву, обозначающую этот ответ.

Опросник

1.Что вы предпочитаете?

а)немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2.Какие книги вы предпочитаете читать?

а} с занимательным сюжетом;.

6} раскрывающие переживания героев.

3.Что вы скорее можете допустить в работе?

а} опоздание;

б) ошибки.

4.Если вы совершите дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) не испытываете острых переживаний.

5.Как вы сходитесь с людьми?

а)     быстро, легко;

б)      медленно, осторожно.

6.Считаете ли вы себя обидчивым?

а) да;

б) нет.

7.Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?

а) да;

6} нет.

8.Считаете ли вы себя:

а)молчаливым;

б)разговорчивым.

9.Откровенны вы или скрытны?

а)откровенен;

б)скрытен.

10.Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да;

б) нет.

11.Находясь в обществе, вы предпочитаете:

а) говорить;

б) слушать.

12.Часто ли вы испытываете недовольство собой?

 а) да;

 б) нет.

13.Любите ли вы что-нибудь организовывать?

а) да;

б) нет.

14Хотелось бы вам вести интимный дневник?

а) да;

б) нет.

15.Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?

а} да;

б) нет.

16.Легко ли меняете ваше настроение?

а) да;

б) нет.

17.Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да;

б) нет.

18.Ваши движения:

а) быстры;

б) замедлены..

19 Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях

 а) часто;

 б) редко.

20.В затруднительных случаях вы:

а) спешите обратиться за помощью к другим;

б) не любите обращаться за помощью.

                       Обработка и интерпретация результатов

Показатели экстраверсии: 16, 2а, 46,5а, 66,7а, 86,9а, 10б,11а, 12б,13а, 146,15а,

 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.

Подсчитать количество ответов и умножить на 5.

Баллы:

О - 35 - интроверсия

36-65 - амбиверсия

66-100 - экстраверсия

Экстраверсия: легки в общении, высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию

к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты,

импульсивны, открыты и контактны, среди контактов могут быть и полезные; судят

о людях по внешности, не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.

Интроверсия: направлены на мир собственных переживаний, мало контактны,

молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, тяжело

переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий

уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.

 

1.2.5. Вербальная диагностика самооценки личности

Инструкция. По каждому из суждений теста на самооценку надо дать ответ «очень

часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости от того, насколько

свойственны вам мысли, описанные в тесте.

                       Опросник

1.Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2.Постоянно чувствую свою ответственность в учебе. ,

3.Я беспокоюсь о своем будущем.

4.Многие меня ненавидят.

5.Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6.Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7.Я боюсь выглядеть глупым.

8.Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9.Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10.Я часто допускаю ошибки.

11.Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12.Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13.Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14.Я слишком скромен.

15.Моя жизнь бесполезна.

16.Многие неправильного мнения обо мне.

17.Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18.Люди ждут от меня очень многого.

19.Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20.Я слегка смущаюсь.

21.Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22.Я не чувствую себя в безопасности.

23.Я часто волнуюсь понапрасну,

24.Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25.Я чувствую себя скованным.

26.Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27.Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28.Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29.Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30.Как жаль, что я необщителен.

31.В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте,

32.Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

 

Ключ к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» - 4 балла, «часто» - 3,

«редко» -

2, «никогда» - 0.

0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек,

как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко

сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов - показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает

комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под

мнение других

людей.

46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит

критические замечания, не уверен в себе.

Если у вас выявился высокий уровень самооценки, вы довольно свободно можете

выбрать профессию бизнесмена. При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже

нет особых оснований: большинство людей оценивают себя именно так. Ну, а что

делать, если у вас низкая самооценка? Прежде всего необходимо уяснить для себя,

что в отличие от других качеств личности самооценка весьма изменчива и во

многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Кроме того, есть еще одна

особенность человеческой психики: каким человек хочет видеть себя, таким он и

становится со временем. Замечено, что изменять самого себя он начинает именно

тогда, когда очень хочет добиться успеха в выбранной профессии.

 

1.2.6. Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А. А.

 Алексеева, Л. А. Громовой)

Инструкция. Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг,

прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой

вы можете сказать: «Скорее всего это я». Только не занимайтесь никаким

психологическим анализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут.

Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру,

которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1. Теперь

проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения. Перед вами будет

упорядоченный ряд геометрических фигур. Какую бы фигуру вы ни поместили на

первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты

вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях. Последняя фигура

указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас

наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно

описать комбинацией двух или даже трех фигур.

 

 

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности

Психологические свойства «Квадрата»

Положительные                                                                  

Отрицательные                                                              

 

 Любовь к порядку                                                               

 Педантизм                                                                     

 

 Внимательность к деталям                                                 

Возможность упустить главное                                                   

 

Аналитичность                                                                  

 Холодная рассудительность                                                   

 

Рациональность                                                                 

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость                                                    

Упрямство

Бережливость                                                                   

Скупость

 

Психологические свойства «Треугольника»

Положительные                                                                  

 Отрицательные

Лидерские качества, способность                           Эгоцентризм,

эгоизм                              

 взять ответственность на себя                                   

Категоричность

 Решительность                                                             

Безразличие ко всему, пока цель

 Сконцентрированность на проблеме                     не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность                     Коварство

к соревнованию                                                             

Самонадеяность

Уверенность в себе                                                       

Карьеризм

Честолюбие                                                                   

Неудержимость

Энергичность

 

Психологические свойства «Прямоугольника»

Положительные                                                          

Отрицательные                                                                  

 

Возбудимость                                                               

Напряженность, замешательство                                                  

 

Любознательность                                                       

Легковерность                                                                  

 

 

Настрой на свое                                                            

Наивность                                                                      

 

 

Чувствительность                                                        

Эмоциональная неустойчивость                                               

 

 

Неамбициозность                                                     Низкая

самооценка                                                                     

 

 

Смелость                                                                      

Безрассудство

 

 

Психологические свойства «Круга»

Положительные                                                          

Отрицательные                                                                  

 

 

Доброжелательность                                                 

Мягкотелость, нетребовательность                                               

 

 

Добродушие                                                            

Беспечность                                                                    

 

Заботливость, преданность                                   Навязчивость  

 

 

Щедрость                                                                

Расточительность                                                               

 

 

Доверчивость                                                             

Легковерность                                                              

 

Великодушие                                                              

Склонность к самобичеванию                                                     

 

 

Бесконфликтность                                                      

Комформность, уступчивость

 

Психологические свойства «Зигзага»

Положительные                                                         

Отрицательные                                                                  

 

 

Креативность                                                         

Неорганизованность и разбросанность                                            

 

Мечтательность                                                         

Прожектерство                                                              

 

 

Экспрессивность                                                       

Несдержанность                                                                 

 

 

Остроумие                                                                 

Эксцентричность                                                                

 

Интуитивность                                                           

Нелогичность                                                                   

 

Раскованность                                                            

Непрактичность

 

1.2.7. Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире»

Инструкция. Перед вами 10 семибалльных линий, обозначающих довольно важные

качества человека. В левой части расположены качества людей с самыми низкими

оценками (больные, лживые, трусливые и т. д.), а в правой - самые высокие

оценки (самые добрые, умные, здоровые и т. д.). Теперь оцените свое собственное

здоровье и другие девять качеств на прямых линиях любым знаком (точкой,

крестиком, галочкой). Действуйте не торопясь, но и не раздумывая слишком долго:

не ищите удобных вариантов, так как нет плохих или хороших ответов, а есть

правильные и неправильные.

 Здоровье

-- 1              2                 3                   4  

                    5                 6                   7 +

самые больные                                                                  

                                        самые здоровые

Ум

-- 1             2                  3                  4   

                   5                  6                  7 +

самые глупые                                                               

                                            самые умные

Доброта

-- 1             2                 3                   4   

                   5                  6                  7 +

самые злые                                                                     

                                              самые добрые

Честность

--  1            2                 3                   4   

                      5                  6                 7 +

самые лживые                                                                   

                                      самые правдивые

Общительность

--  1           2                 3                   4    

                  5                  6                 7 +

самые необщительные                                                            

                    самые общительные

 

Принципиальность

--   1           2              3                  4       

              5                      6                7 +

самые безпринципные                                                            

                      самые принципиальные

Искренность

---   1          2             3                  4        

             5                      6                7 +

самые неискренные                                                          

                        самые искренние

Смелость

---    1          2            3                 4         

            5                      6                7 +

самые робкие                                                                   

                               самые смелые

Привлекательность

---    1          2             3                 4        

            5                      6               7 +

самые непривлекательные                                                        

                самые привлекательные

Счастье

---    1          2             3                 4    

            5                      6               7 +

самые несчастные                                                               

                        самые счастливые

Интерпретация результатов

Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки

Обработка результатов. Вычисление общей суммы баллов по всем 10 индексам. В

зависимости от полученной суммы показатель самооценки может быть таким:

Адекватная самооценка - около 40 баллов (±5)

Тенденция к завышению - 46-59 баллов

Тенденция к занижению - 34- 21 балл

Явно завышенная самооценка - 60-70 баллов

Явно заниженная самооценка - 20- 10 баллов

Содержательное толкование результатов тестирования проводится на основе анализа

графика (профиля) самооценки.                                              

 

 

Интерпритация результатов

Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки

Самооценка Особенности повелений Отношение к ошибкам

 

Своим Чужим Адекватная Активность, общительность, оптимизм В целом —

адекватное: могут огорчиться; свои стараются исправить, чужим сочувствуют.

Высокая Стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в

своих силах. Чаще предпочту г не исправить, а забыть, не думать о них.

Сравнительно безразлично. ЗУ выше иная Низкая Высокомерие, бестактность.

Переоценка своих возможностей, недооценка чужих. Неуверенность в себе,

застенчивость, повышенная тревожность. Считают случайными, вызванными

посторонними факторами («плохо себя чувствовал», «учитель придирался»)

Переживают, но не стремятся исправить. Считают закономерными, само собой

разумеющимися.

Сравнительнобезразлично. Заниженная Пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих

возможностей, переоценка чужих. Считают закономерными, воспринимают как должное.

 Оправдывают,считают случайными.

 

1.2.8. Экспресс-диагностика уровня самооценки

Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас

перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

 

Опросник

1.Я часто волнуюсь понапрасну.

2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

3.Я боюсь выглядеть глупцом.

4.Я беспокоюсь за свое будущее.

5.Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6.Как жаль, что многие не понимают меня.

7.Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми.

8. Люди ждут от меня очень многого.

9. Чувствую себя скованным.

10.Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

11.Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

12.Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

13.Я не чувствую себя в безопасности.

14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

             Обработка и интерпретация результатов

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по

утверждениям. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл.

Уровни самооценки:

10   баллов и менее - завышенный уровень

11 -29 баллов - средний, нормативный уровень реалистической оценки своих

возможно-

стей.

Более 29 - заниженный уровень.

 

1.2.9. Диагностика волевого потенциала личности

Инструкция. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с

максимальной объективностью. В случае согласия с содержанием вопроса ставьте

«да»; при сомнении, неуверенности - «не знаю» {или «бывает», «случается»); при

несогласии - «нет».

                                    Опросник

1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна,

независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом

снова вернуться к ней?

2.Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно

сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3.Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли вы взять

себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной

объективностью?

4.Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5.Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано

вечером?

6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7.Быстро ли вы отвечаете на письма?

8.Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение

стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в

последний момент не изменить своего намерения?

9.Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво

рекомендуют врачи?

10.Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет

вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?

11.Без колебаний ли вы отправляетесь в путешествие (деловую поездку) в

незнакомый город?

12.Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема

пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13.Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14.Отвлечет ли вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?

15.Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам

слова противной стороны?

           Обработка результатов

Ответ «да» оценивается в 2 балла; «не знаю» - 1 балл; «нет» - 0; затем

суммируются полученные баллы. Если вы набрали:

1-12 баллов-с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то,

что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям

нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша

позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?». Любую просьбу,

любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не

только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом

этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим и

кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только

выиграете.

13-21 балл - сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то

начтете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут

же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите.

Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле

лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на

отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах

окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов - с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться -

вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те

дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...