Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обработка и интерпретация результатов




Распределите баллы согласно таблицам (цифры в разделах - номера соответствующих

утверждении).

Профессиональные ФинансовыеСемейные Социальные Общественные Духовные Физические Интеллектуальные     

 !12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Итого Итоги Итого

Итого Итого Итого Итого Итого баллов: баллов: баллов: баллон: баллов: баллов:

баллов: Баллов:

Чем выше итоговое количество баллов в каждом разделе, тем большую ценность

представляет для вас данное направление. При этом чем ближе друг к другу

значения во всех восьми разделах, тем более разносторонним человеком вы

являетесь.

 

1.1.3. Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А, М. Эткинд)

Назначение. Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал

ло-куса контроля.

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство

ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество

личности, получившее название локуса контроля. Существуют два крайних типа

локуса контроля - интер-нальный и экстернальный. В первом случае человек

убежден, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и

являются закономерным итогом его собственной деятельности. Во втором случае

человек убежден, что его успехи и неудачи - это результат внешних сил (везение,

случайность, давление окружения, другие люди и т. д.). Любой индивид занимает

определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса

контроля.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на каждый пункт опросника, используя одну из

градаций 7-балльной шкалы:

Полностью не согласен

-3

-1

О

1

2

3

Полностью согласен

 

Опросник

 

1.Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем

от способностей и усилий человека.

2.Большинство разводов происходит потому, что люди не захотели приспособиться

друг к другу-

3.Болезнь - дело случая. Если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и

дружелюбия к окружающим.

5.Осуществление моих желаний зависит от везения.

6.Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других

людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное

счастье не меньше, чем отношения супругов.

8.Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью

контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность,

10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от

настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12.То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является

результатом долгих целенаправленных усилий.

13.Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и

лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то как бы ни старались, наладить семейную

жизнь они все равно не смогут.

15.То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16.Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17.Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того,

как сложатся обстоятельства.

19.Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени

подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной

стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22.Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять,

 что и как делать.

23.Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться

успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди,

которые в ней работают.

26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в

семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28.На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия

родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29.То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.

30.Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не

приложил достаточно усилий.

32.Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу.

33.В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты

другие люди, чем я сам.

34.Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно

его одевать.

35.В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся

сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или

везения.

37.Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье

моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь

другим.

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не

надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все

старания.

41.В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже

при самом сильном желании.

42.Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в

этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44.Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и

мало зависели от везения или невезения.

 

 

Шкала общей интернальности

1 От -132 До -14 6 От 33 До 44 2 От -13 До -3 7 От 45 № 56 3 От -2 До 9 8 От 57

До 68 4 От 10 До 21 9 От 69 ДР 79 5 От 22 До 32 10 От 80 До 132 Шкала

интернальности в области достижений 1 От -36 До -11 6 От 6 До 9 2 От -10 До -7

7 От 10 До 14 3 От -6 До -3 8 От 15 До 18 4 От _2 ЙР 1 9 От 19 До 22 5 От 2 До

5 10 От 23 До 36 Шкала интернальности в области неудач 1 От -36 До -8 6 От 8 До

11 2 От -7 До -4 7 От 12 ДР 15 3 От -3 До 0 8 От 16 До 19 4 От 1 До 4 9 От 20

До 23 5 От 5 До 7 10 От 24 До 36 Шкала

интернальности

в семейных отношениях 1 От -30 До -12 6 От 4 До 6 2 От -11 До -8 7 От 7 До 10 3

От -7 До -5 8 От 11 До 13 4 От -4 До -1 9 От 14 До 17 5 От 0 До 3 10 От 18 До

30 Шкала

интернальности

в производственных отношениях 1 От -30 До -5 6 От 12 До 15 2 От -4 До -1 7 От

16 Др 19 3 От 0 До 3 8 От 20 ДР 23 4 От 4 До 7 9 От 24 До 27 5 От 8 До 11 10 От

28 До 30 Шкала

интернальности

в области

межличностных отношений 1 От -12 ДР -7 6 От 2 До 4 2 От -6 До -5 7 От 5 До 6 3

От -4 До 3 8 От 7 До 8 4 От -2 До -1 9 От 9 До 10 5 От 0 До 1 10 От 11 До 12

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни 1 От -12 До -6 6 От 3 До 4

2 От -5 До -4 7 От 5 До 6 3 От -3 До -2 8 От 7 До 8 4 От -1 До 0 9 От 9 До 10 5

От 1 До 2 10 От 11 До 12

                                         Построение профиля УСК

 

 На профиле УСК прямая линия, проходящая через 5,5 стена, соответствует норме.

Отклонение вверх по отдельным шкалам свидетельствует об интервальном типе

контроля над соответствующими ситуациями, отклонение вниз - об экстернальном

типе контроля. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и

соотношение показателей по отдельным шкалам между собой.

Общая Интернальность Ио Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому

уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и

ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было

результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и,

следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то,

как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале

соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят

связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают

себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий

является результатом случая или действий других людей.

Интернальность достижений Ид. Высокие показатели по этой шкале соответствуют

высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными

событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего

хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать

свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том,

что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним

обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Интернальность неудач Ин Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом

чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и

ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных

неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том,

что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим

людям или считать их результатом невезения.

Интернальность в семейных отношениях Ис Высокие показатели означают, что

человек считает себя ответственным за события семейной жизни. Низкий показатель

указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной

значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Интернальность производственных отношений Ип. Высокий показатель

свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в

организации собственной про* изводственной деятельности, в складывающихся

отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий показатель

указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение

внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

Интернальность межличностных отношений Иа Высокий показатель свидетельствует о

том, что человек считает себя способным контролировать свои неформальные

отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий

показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно

формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом

действия своих партнеров.

Интернальность в отношении здоровья-болезни Из. высокие показатели

свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за

свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что

выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем

считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что

выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

 

1.1.4. Определение ролевых позицийв межличностных отношениях (по Э. Берну)

Назначение и инструкция. Согласно Э. Берну, обращаясь к другому человеку, мы

выбираем одно из возможных состояний нашего «Я»: состояние Родителя, Взрослого

или Ребенка (Дитя). Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем

поведении. Для этого оцените приведенные утверждения в баллах от 0 до 10.

 

          Опросник

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих

детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, что мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

1 2. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Как и многие люди, я бываю обидчив.

14.Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15.Дети безусловно должны следовать указаниям родителей.

16.Я увлекающийся человек.

17.Мой основной критерий оценки человека - объективность.

18.Мои взгляды непоколебимы.

19.Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20.Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21.Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Оценка результатов

Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы:

1.4.7,10, 13, 16,19 Дитя(Д)

2.5.8,11, 14, 17,20 Взрослый(В)

 3,6,9,12,15,18,21 Родитель(Р)

 

  Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у

вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности,

в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям. Постарайтесь

сохранить эти качества,

Если вы получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и

самоуверенность. Кроме того, «Родитель» с детской непосредственностью режет

«правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Поэтому

таким людям желательно работать не с людьми, а с машинами, кульманом, этюдником

и т. п.

Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемлемый вариант для научной

работы. Но детская непосредственность хороша только до определенных пределов.

Если она начинает мешать делу, то пора взять свои эмоции под контроль.

 

1.1.5. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева)

Назначение. Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе

и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех

классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.

Инструкция. В предложенном бланке представлены наиболее распространенные

качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а

отрицательные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок

работы с методикой очень прост и заключается в следующем: 1) выбор знака того

или иного качества; 2) определение степени его проявления по баллам:

3 - проявляется очень сильно и очень часто;

2 - выражено достаточно заметно и часто встречается;

1 - проявляется иногда и слабо;

О - трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите

соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные

качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому

будьте внимательны в своих оценках.

Бланк ЛД и ключ

0 + 1 Обаятельный 3210123 - Непривлекателбныйс - 2 Слабый 3210123 + Сильный А +

3 Разговорчивый 3210123 - Молчаливый 0 - 4 Безотственный3210123 +Добросовестный

С + 5 Упрямый 3210123 - Уступчивый А - 6 Замкнутый 3210123 + Открытый 0 + 7

Добрый 3210123 - Эгоистичный С . 8 Зависимый 3210123 + Независимый А + 9

Деятельный 3210123 .-Пассивный 0 - 10 Черствый 32 1 0123 + Отзывчивый С + 11

Решительный 3210123 - Нерешительный А - 12 Вялый 3210123 + Энергичный 0 + 13

Справедливый 3210123 - Несправедливый С - 14 Расслабленный 3210123 +

Напряженный А + 15 Суетливый 3210123 - Спокойный 0 - 16 Враждебный 3210123 +

Дружелюбный С + 17 Уверенный 3210123 - Неуверенный А - 18 Нелюдимый 3210123 +

Общительный 0 + 19 Честный 3210123 - Неискренний С - 20 Несамостоятельный

3210123 + Самостоятельный А + 21 Раздражительный3210123 - Невозмутимый

Обработка данных

Производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения 0 (оценки}, С

(силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21.

 По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения.

17-21 - высокий уровень;

8-16 - средний уровень;

7 и менее - низкий уровень.

Интерпретация факторов ЛД

Фактор оценки (0) свидетельствует об уровне самоуважения. Высокие значения

этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность,

склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных

характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие значения фактора (0) указывают на критическое отношение человека к

самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений,

 особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.

Особенно низкие значения этого фактора при самооценке свидетельствуют о

возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой

ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (0) интерпретируется

как свидетельство уровня привлекательности, которым обладает один человек в

восприятии другого. При этом положительные (+} значения этого фактора

соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные {-) -

его отвержению.

Фактор силы (с) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон

личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об

уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы

в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном

самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от

внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки свидетельствуют и

указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (с) выявляет

отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор активности (а) в самооценках интерпретируется как свидетельство

экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую

активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) - на

интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

 Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг

друга.

 

1.1.6. Диагностика социальной эмпатии

Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения

дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации

возникали или могли бы возникнуть лично у вас. Если ваши переживания, мысли,

реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов

против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните

ответ «да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то

подчеркните ответ «нет».

Помните, что в тесте нет хороших или плохих ответов. Не старайтесь своими

ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и

искренне, только в этом случае вы получите действительное представление о своих

психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел вам

в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на

предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.

 

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка,

задайте их исследователю, прежде чем начнете работу по тесту.

 

Опросник

1.Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди

людей одиноко.

2.Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

3.Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои

чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

5.Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

7.Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

8.Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

9.Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.

 

10.На мое настроение сильно влияют окружающие люди.

11.Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

12.Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13.Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

14.Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15.По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

16.Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

17.Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым человеком.

18.Читая книгу (роман, повесть и т, п.), я так переживаю, как будто все, о чем

читаю, происходит на самом деле.

19.Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю,

 негодую.

20.Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

21.Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной мои проблемы, я

стараюсь перевести разговор на другую тему.

22.Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильм.

23.Чужой смех меня не заражает.

24.Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не

влияют.

25.Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26.Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

27.Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание животных.

28.Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29.Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30.Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие,

31.Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.

32.Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

33.Маленькие дети плачут без причин.

 

                        Обработка результатов

Цель обработки результатов - получение индекса эмпатийности (или эмпатических

тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов,

совпадающих со следующим ключом:

Да    1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31        

Нет  2, 3, 4, 6,11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по

вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «да», и по вопросам-утверждениям,

предполагающим ответ «нет».

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица

интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондента.

 

Пол Уровни эмпатийности тенденций

Высокий Средний Низкий Юноши 33-25 24-17 16-8 Девушки 33-29                

28-22 I 21-12

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии

эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия

или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением

человека «проникать» в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных

ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний

людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах.

Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание

помощи.

 

1.1.7. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»

Назначение. Методика нацелена на изучение социально-психологической установки

личности, способствует выявлению альтруизма.

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет»,

исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.

 

Опросник

1.Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

2.Вам легче просить за других, чем за себя?

3.Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?

4.Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или

неприятности?

5.Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

6.Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?

7.Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей?

8.Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

9. Ваша отличительная черта - бескорыстие?

23

10.Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

11.Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

12.Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

13.Ваша отличительная черта - стремление помочь другим людям?

14.Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?

15.Вы обычно много времени уделяете своей особе?

16.Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?

17.Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?

18.Свободное время вы используете только для своих увлечений?

19.Вы можете назвать себя эгоистом?

20.Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

 

          Обработка результатов

   Ключ

Проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы 1,4,6,7,9,13,17 и ответах

«нет» на вопросы 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Затем подсчитывается общая сумма

баллов.

Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен

альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем

больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

 

1.1.8. Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д.

Рассел и М. Фергюссон)

Инструкция, Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно

каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления в вашей жизни при помощи

четырех вариантов ответов: «часто» (3 балла}, «иногда» (2 балла), «редко» (1

балл), «никогда» (0 баллов). Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой.

      Опросник

1.Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2.Мне не с кем поговорить.

3.Для меня невыносимо быть таким одиноким.

4.Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, что никто действительно не понимает меня.

6. Я часто ловлю себя на ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7.Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8.Я сейчас больше ни с кем не близок.

9.Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10.Я чувствую себя покинутым.

11.Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

12.Я чувствую себя совершенно одиноким.

13.Мои социальные отношения и связи поверхностны.

14.Я умираю от тоски по компании.

15.В действительности никто как следует не знает меня.

16.Я чувствую себя изолированным от других.

17.Я несчастен оттого, что всеми отвергнут.

18.Мне трудно заводить друзей.

19.Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

20.Люди вокруг меня, но не со мной.

     Обработка результатов

Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный

показатель социальной изолированности - 60 баллов.

                Интерпретация

Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41-60 баллов, средней

-от 21 до 40 баллов, низкой - от 0 до 20 баллов.

 

1.1.9. Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

Инструкция. Вам предлагается опросник, который фиксирует степень вашей

неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах

жизнедеятельности. Прочтите каждый вопрос и укажите наиболее подходящий ответ в

цифрах: полностью удовлетворен (О баллов), скорее удовлетворен (I балл },

затрудняюсь ответить (2 балла), скорее не удовлетворен (3 балла) , полностью не

удовлетворен (4 балла}.

             Опросник

Удовлетворены ли вы:

1.Своим образованием.

2.Взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе).

3.Взаимоотношениями с администрацией на работе.

4.Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты,

клиенты, учащиеся и т. п.).

5.Содержанием своей работы в целом.

6.Условиями профессиональной деятельности (учебы).

7.Своим положением в обществе.

8.Материальным положением.

9.Жилищно-бытовыми условиями.

10.Отношениями с супругом(ой).

11.Отношениями с детьми.

12.Отношениями с родителями.

13.Обстановкой в обществе (государстве).

14.Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.

15.Сферой услуг и бытового обслуживания.

16.Сферой медицинского обслуживании.

17. Проведением досуга.

18. Возможностью проводить отпуск.

19. Возможностью выбора места работы.

20. Своим образом жизни в целом.

 

Обработка данных

По каждому пункту определяется (в баллах) уровень фрустрированности.

Высчитывается набранная сумма баллов и делится на 20 (число вопросов).

    Интерпретация результатов

Если испытуемый набирает 3,5-4 балла, то у него очень высокий уровень

социальной фрустрированности; .3,0-3,4 балла - повышенный уровень

фрустрированности; 2,5-2,9 балла -умеренный уровень фрустрированности; 2, 0-2,4

балла - неопределенный уровень фрустрированности; 1,5-1,9 балла- пониженный

уровень фрустрированности; 0,5-1,4балла- очень низкий уровень; 0-0,5 балла ~

фрустрированностъ отсутствует или почти отсутствует.

 

1.1.10. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.

Бубнова).

 Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентации

личности в реальных условиях жизнедеятельности.

 Инструкций. Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших

отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым

вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше

собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это

соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.

Бланк ответов

Номера вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9  111 12 13 14 15 16 17 18 19 20     

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31   32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 32  

  43 44 45 46 47 4S 49 50 51 52 53   54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 

64      65 66 ?     III Ш IV V VI VU VIII IX X XI

 

Опросник

1.Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

2.Любители вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

3.Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

4.Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?

5. Считаете ли вы, что любовь - определяющее чувство в жизни?

6. Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?

7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

8. Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

9. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях

(митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

10.Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и

безрадостной?

11.Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

12.Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

13.Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может вам приносить

большой материальный достаток?

14.Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах,

рисовать и т. п.?

15.Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберете ли вы время, чтобы его

навестить?

16.Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

17. Любите ли вы читать научно-популярные книги?

18.Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?

19.Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или

сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?

20.Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно

что-либо изменить в общественной жизни?

21.Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

22.Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье

(плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?

23.Главное для вас - ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не

так важно?

24.                Считаете ли вы, что главное - это приобрести дом

(квартиру), машину и другие материальные блага?

25.Любите ли вы гулять по лесу, парку?

26.Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню,

или нет?

27.Любовь - это чувство, которое рождается и умирает?

28.Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?

29.Власть - это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких

неприятностей?

30.Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?

31.Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной

организации (клуба, консультационного пункта, института)?

32.Много ли своего свободного времени вы хотели бы уделять общению?

33.Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?

34.Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

35.Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую

работу, чем настоящая?

36.Хотели бы вы заняться фотографией?

37.Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

38.Чувство любви для вас - это первооснова жизни или нет?

39.Часто ли вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»

40.Хотели бы вы «делать» политику?

41.Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня

окружающие?»

42.Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения дома или на

работе?

43.Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от

одиночества?

44.Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?

45.Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

46.Главное в жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес?

47.Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы

их купить?

48.Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять

его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?

49.Любите ли вы маленьких детей?

50.Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и

т. п.)?

51.Хотите ли вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера,

политика, бизнесмена)?

52.Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?

53. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

54.Вы человек решительный?

55.Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для

поддержания хорошего физического состояния?

56.Нормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?

57.В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их

детям?

58.Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

59.Когда маленький ребенок плачет - это «крик о помощи»?

60.Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

61.«Во всем хочется дойти до самой сути» - это про вас?

62.Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали знаменитыми людьми?

63.Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане,

как к человеку?

64.В общественной жизни пусть остается все как есть?

65.Общение - это лишь пустая трата времени?

66.Здоровье - это не самое главное в жизни, не так ли?

 

Обработка и интерпретация результатов

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентации личности

определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно

этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати

столбцах, а результат записывается в графе «?». По результатам обработки

индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность

каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность

ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали - виды ценностей.

Перечислим эти ценности в обобщенном виде:

Приятное времяпрепровождение, отдых.

Высокое материальное благосостояние.

Поиск и наслаждение прекрасным.

Помощь и милосердие к другим людям.

Любовь.

Познание нового в мире, природе, человеке.

Высокий социальный статус и управление людьми.

Признание и уважение людей и влияние на окружающих.

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

Общение.

Здоровье.

 

1.1.11. Диагностика личностного эгоцентризма

Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо

дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена

законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее в голову окончание

незаконченного -предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения

задания фиксируется.

Бланк теста эгоцентрических ассоциаций выглядит следующим образом:

 

Время, затраченное

на заполнение теста,

мин.______________

 

Дата___________

Ф.И.О. испытуемого____

Возраст____Родной язык_______

1.В такой ситуации...

2.Легче всего...

3.Несмотря на то, что...

4.Чем дольше...

5.По сравнению с...

6.Каждый...

7.Жаль, что...

8.В результате...

9.Если...

10.Несколько лет тому назад...

11.Самое важное то, что...

12.Только...

13.На самом деле...

14.Настоящая проблема в том, что...

15.Неправда, что...

16.Придет такой день, когда...

17.Самое большое...

18.Никогда...

19.В то, что...

20.Вряд ли возможно, что... .

21.Главное в том, что...

22.Иногда...

23.Лет так через двенадцать...

24.В прошлом...

25.Дело втом, что...

26.В настоящее время...

27.Самое лучшее...

28.Принимая во внимание...

29.Если бы не...

30.Всегда...

31.Возможность...

32.В случае...

33.Обычно...

34.Если бы даже...

35.До сих пор...

36.Условие для...

37.Более всего...

38.Насчет...

39.С недавнего времени...

40.Только с тех пор...

После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки текста.

Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если

замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить

то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к

предыдущему.

 

 Обработка результатов

Цель обработки результатов - получение индекса эгоцентризма. По величине

индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.

Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с

тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были

закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений,

то он не подлежит обработке и анализу. В таком случае испытуемого просят

протестироваться еще раз через несколько дней.

Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений,

содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого.

Эта информация выражается личными местоимениями «я», «мне», «мой», «мною»,

«моих» и т. п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых

указанные местоимений нет, но они явно подразумеваются, поскольку есть глагол

первого лица единственного числа.

Индексом эгоцентризма служит количество выше обозначенных предложений. Для

удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и

отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица

единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а

номер предложения обводится кружком.

 

Анализ результатов

Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа

полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней

эгоцентризма студентов, в том числе студентов-первокурсников.

 

Пол Курс Уровень .'эгоцентрической направленности

Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Первокурсники, обучающиеся

первый семестр Юноши 0-1 2-7 8-22 23-30 31-40 Девушки 0-1 2-7 8-22 23-29 30-40

Студенты других курсов Юноши 0-1 2-7 8-20 21-26 27-40 Девушки 0-1 2-7 8-21

22-27 28-40 Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так

как недостаточно учитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения

собеседника, что ведет к недопониманию и межличностным проблемам.

В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, которой

проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных

потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть стремлением связывать

все, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.

Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления

личности ребенка авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в

школе - учителя и некоторые ученики.

В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть

ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.

 

1.1.12. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е.

Ф. Колобова)

Назначение. Данная методика является одной из разновидностей вербальных

проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать

жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста.

Инструкция. Вам предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке

предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и

принадлежали именно вам. Запишите любы& мысли, которые кажутся вам важными как

в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.

Лист ответов

Ф.И.О.__________________________Пол______________________Возраст___

Образование_____________________Дата________________________

 

Янепременно должен_______________________

 Я непременно должен______________________

 Я непременно должен_______________________

 Я непременно должен_______________________

 Я непременно должен________________________

 Я непременно должен________________________

 

Ужасно, если________________________

Ужасно, если________________________

 Ужасно, если________________________

 Ужасно, если________________________

 Ужасно, если.________________________

 Ужасно, если_________________________

 

Я не могу терпеть______________________

Я не могу терпеть______________________

Я не могу терпеть _______________________.

Я не могу терпеть ________________________.

Я не могу терпеть_________________________

Я не могу терпеть_________________________

 

                              Обработка и интерпретация результатов

 

Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует

стандартизированной процедуры. Нет таких Must-тем, которые исследователю

предписывается найти среди ответов испытуемых. Поэтому для каждой выборки и для

каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор

долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений

испытуемых, относящихся к этой ценности. Список ценностей взят из методики

-Жизненные цели» (Э. Дисл, Р. Райан в модификации Н. В. Клюевой и В. И.

Чиркова),

         Свобода, открытость и демократия в обществе

 Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества

(«Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей»), указывается на

необходимость социальной справедливости («Я не могу терпеть существующего

беспредела»), выражаются требования к власти всех уровней «Я не могу терпеть...

бездуховных начальников»,

            Безопастность и защищенность

 Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе

и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война»,

«Ужасно, если зло восторжествует»).

            Служение людям

Высказывания, касающиеся таких жизненных и профессиональных целей, как помощь

и содействие другим людям (в том числе ученикам): «Я непременно должна

выпустить своих учеников грамотными людьми»; «Я непременно должна сделать все,

чтобы мои ученики были счастливы».

              Власть и влияние

Утверждения этой группы связаны со стремлением педагога проявлять власть над

другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я

непременно должна быть авторитетом для своих учеников».

           Известность

В эту группу входят утверждения, связанные со стремлением обратить на себя

внимание, быть известным многим людям. «Ужасно, если обо мне все забудут, когда

я умру»; «Я непременно должна оставить свой след в жизни».

          Автономность

Высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает

важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни:

«Ужасно, если от тебя ничего не зависит»; «Я не могу терпеть, когда мне

указывают, что я должна делать»; «Я непременно должна исполнить задуманное».

         Материальный успех

Утверждения, связанные со стремлением к материальному благополучию, к тому,

чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания: «Ужасно,

если я всю жизнь проживу в общежитии»; «Я не могут терпеть, когда задерживают

зарплату»; «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».

        Богатство духовной жизни

Утверждения, касающиеся стремления к духовному совершенствованию, желания

приобщиться к достижениям культуры, искусства и т. п.: «Я непременно должна

находить время для чтения»; «Я не могу терпеть нищих духом».

       Личностный рост

Утверждения, касающиеся требований к себе, стремления к развитию себя как

личности и профессионала: «Я не могу терпеть, когда люди не стремятся к высоким

целям»; «Я непременно должна не останавливаться на достигнутом уровне».

    Здоровье

Утверждения этой группы выражают стремление педагога иметь хорошее здоровье,

как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом:

«Ужасно, если я тяжело заболею»; «Я не могу терпеть людей, которые не думают о

своем здоровье»; «Я непременно должна заняться аэробикой (плаванием)».

      Привязанность и любовь

Утверждения этой группы свидетельствуют о потребности педагога иметь близких

людей, выражают озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно,

если я буду совсем одна»; «Ужасно, если тебя никто не любит».

    Привлекательность

Утверждения, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать

моде, быть довольной своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за

собой»; «Я непременно должна хорошо выглядеть»; «Не могу терпеть неопрятных

мужчин».

  Чувство удовольствия

Утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких

сторон жизни, как хорошая еда, вино, секс и др.: «Я непременно должна

попробовать в этой жизни все»; «Не могу терпеть «синих чулков».

   Межличностные контакты и общение

Утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы,

иметь свой круг общения, страхов, связанных с одиночеством и непониманием:

«Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие»; «Ужасно, если совсем нет

друзей».

  Богатая духовно-религиозная жизнь

Утверждения, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с

религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога»; «Я непременно

должна сходить в церковь».

 

Раздел 2. ДИАГНОСТИКА ГРУППОВОЙ КОМПОЗИЦИИ

 

1.2.1. Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности

Назначение. Общеизвестно, что характерологические особенности непосредственно

влияют на мотивацию, отношение к делу, к другим членам группы, к руководству.

Эффективный руководитель должен знать как основополагающие черты своего

собственного характера, так и особенности характера своих сотрудников.

Предлагаемая методика нацелена на выявление психологической структуры характера

в форме профиля.

Инструкция. Перед вами оценочный лист. С его помощью по семибалльной шкапе

определите степень выраженности черт своего характера или характера другого

оцениваемого лица, поставив соответствующую точку на шкале баллов. После этого

соедините все точки сплошной линией, и вы получите профиль характера. При этом

семью баллами (левая часть шкалы) оцениваются ярко выраженные черты

высоконравственного поведения.

Опросник

0 1 2 3 4 5 6 7 1 Тактичность    Бестактность 2 Принципиальность       

Беспринципность 3 Отзывчивость    Равнодушие 4 Организованность        

Безалаберность 5 Трудолюбие    Лень 6 Самокритичность    Самомнение 7

Инициативность        Безинициотивность8 Альтруизм    Эгоизм 9

Уверенность в себе    Неуверенность 10 Аккуратность    Неряшливость

11 Бережливость    Расточительность 12 Умеренность в потребностях        

Стремление к наживе 0 1 2 3 4 5 6 7 

                         Обработка и интерпретация результатов

Максимальная сумма баллов, которую можно получить, равна 84. Благоприятным для

действий в слаженной группе считается профиль с суммой баллов свыше 54; средним

- от 30 до 54 баллов; неблагоприятным - менее 30 баллов.

Сделайте вывод о четырех видах отношений. Для этого подсчитайте полученные

баллы по секциям:

отношение к людям - 1, 2, 3;

к делу - 4, 5, 6;

к себе - 7, 8, 9;

к вещам-10,11,12,

О степени выраженности каждой из системы отношений можно судить на основании

следующих показателей: 12,6 и более - высокая; 7,5- 12,5 -средняя; 7,4 и менее

- низкая.

 

 

1.2.2. Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Н.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...