Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вступительный этап интервью, выяснение основных вопросов и завершение интервью. Типы вопросов, требования при составлении вопросов и умение слушать.
На вступительном этапе решаются основные задачи: создание у респондента мотивации ответить на основные вопросы интервью и содержательная подготовка к теме основной беседы. Вступительный тап (или фаза адаптации) состоит всего лишь из обращения и нескольких первых вопросов Обращение – это завязка, начало опроса. Главная задача интервьюера при этом – стремиться создать такую атмосферу беседы, в которой респондент побуждался бы к искренним ответам. Потому первое условие, гарантирующее успешность интервью – создание дружеской атмосферы. Второй этап – выяснение основных вопросов. Переход к основным вопросам интервью должен сопровождаться вводными словами, которые подчеркивают важность последующего разговора. Далее могут следовать вопросы на мотивацию и оценочные суждения. Это наиболее трудный этап, где следует использовать все возможности косвенных, безличных и контрольных вопросов. Поощрение к ответу на сложные вопросы достигается следующими приемами: 1) Внимательный взгляд, одобрительный кивок, легкое проявление согласия; 2) Наоборот, частичное несогласие с клиентом: «Вы говорите, что…Однако многие полагают иначе…»; 3) Встречный вопрос, сомнение в сказанном: «Вы так думаете? Нельзя ли объяснить более подробно?»; 4) Указание на противоречие в ответах клиента; 5) Проверка путем искажения сказанного клиентом. Контакт, достигнутый между сотрудником отдела кадров и клиентом к моменту наступления основного этапа интервью, нуждается в постоянной поддержке. Степень это контакта – величина переменная. При умелой тактике сотрудника его контакт с клиентом должен укрепиться по мере развития интервью. Одним из приемов поддержки контакта с клиентом является использование функционально-психологических вопросов, которыми прерывается основная тема, что бы снять утомление клиента, оживить беседу, повысить заинтересованность. Содержание таких вопросов должно быть интересно для клиента. Третий этап интервью – завершение опроса. Её цели: - снятие напряжения - подведение итогов интервью - мотивация на выполнение принятых решений Иногда бывает труднее закончить интервью, чем его начать. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется напряжение. Поэтому в конце интервью должны использоваться «легкие» вопросы , снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств. В заключение сотрудник отдела кадров может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы. Вы можете попросить кое-что уточнить, ссылаясь на то, что теперь это кажется более важным, чем представлялось в ходе разговора. В заключение можно попросит клиента дать некоторые дополнительные сведения о себе. Необходимо вежливо и убедительно поблагодарить клиента за беседу. Бывают ситуации, когда по ходу интервью клиент спрашивает мнение сотрудника по обсуждаемым вопросам. В самом ходе интервью на такие вопросы отвечать ни в коем случае нельзя, т.к. это может повлиять на дальнейшие ответы клиента. Однако. Если он настаивает, то в конце беседы сотрудник может поделиться своими личными соображениями. ОПРОС: цели и методика проведения опросов. ТИПЫ ОПРОСОВ: сплошной, выборочный, устный, письменный, индивидуальный, групповой, очный и заочный. Наиболее распространенным методом социологических и социально-психологических исследований является опрос. К опросам относятся и короткие опросные листы для получения фактологической информации, и социометрические анкеты для изучения межличностных предпочтений, и всевозможные установочные и другие шкалы, и даже объемные личностные тесты. Искусство использования опроса состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, как убедиться в том, что полученным ответам можно верить. В самом общем виде опрос определяется как метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом и интервьюером. В зависимости от характера интересующей информации и способов ее получения используются различные ТИПЫ ОПРОСОВ: 1) Сплошной (например, перепись населения); 2) Выборочный (когда охватывается возрастная, профессиональная или выделенная по любому другому критерию группа); 3) Устный (интервью); 4) Письменный (анкетирование). Также выделяются следующие типы опросов: 1) Индивидуальный (беседа с одним респондентом); 2) Групповой (одновременная беседа с несколькими респондентами); 3) Очный (в присутствии интервьюера); 4) Заочный (самостоятельное заполнение анкеты). Все опросные методики могут быть разделены на две большие группы – анкетирование и интервью, которые отличаются формой контакта с респондентом.
АНКЕТА: этапы формирования анкеты. Требования к вопросам и типы вопросов в анкете. Анкета – это опросный лист, который респондент (клиент) заполняет самостоятельно по указанным в нем правилам. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Работа по составлению анкеты строится в несколько этапов. Первый этап – определение ее содержания. Второй этап – выбор нужного типа вопросов. Последний этап – определение числа вопросов и их порядка. Требования к вопросам в анкете: 1. Вопросы в анкете должны формулироваться четко, однозначно, на доступном для респондента языке. 2. Наиболее существенные для опроса проблемы выясняются с помощью блока основных и контрольных вопросов, которые должны идти в разбивку с другими. Так, для оценки материального благополучия следует включить вопросы оценки жилищных условий, доходов, состава имущества. 3. В зависимости от содержания вопроса для повышения достоверности получаемой информации используются разные приемы. Например, вопросам о каких-либо событиях или отношении к ним должен предшествовать вопрос-фильтр, позволяющий выяснить компетентность опрашиваемых (чтобы узнать мнение о жевательной резинке, необходимо предварительно выяснить, пробовал ли ее собеседник). 4. Вопросы о мнениях и других субъективных оценках не допускают формулировок, подталкивающих к ответу. Нельзя признать удачной такую формулировку: «Абсолютное большинство людей предпочитают проводить отпуск на море. Любите ли Вы такой вид отдыха?» 5. К любому вопросу должно быть предложено равное количество позитивных и негативных вариантов ответа 6. Достоверность ответа на вопросы, связанные с мнением или оценкой респондента, повысится, если следующие вопросы будут содержать выяснение уровня уверенности в ответе и просьбу пояснить основания высказанного мнения. В анкетах используются два типа вопросов: 1) Открытые (респондент пишет ответ своими словами); 2) Закрытые (респондент в качестве своего ответа выбирает один из заданных вариантов). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 340. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |