Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Опрос, типы опросов, анкетирование, интервью. Респондент, интервьюер: основы взаимоотношений. Виды, формы, содержание и цели опросов и интервью.
Наиболее распространенным методом социологических и социально-психологических исследований является опрос. К опросам относятся и короткие опросные листы для получения фактологической информации, и социометрические анкеты для изучения межличностных предпочтений, и всевозможные установочные и другие шкалы, и даже объемные личностные тесты. Искусство использования опроса состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, как убедиться в том, что полученным ответам можно верить. В самом общем виде опрос определяется как метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом и интервьюером. В зависимости от характера интересующей информации и способов ее получения используются различные ТИПЫ ОПРОСОВ: 1) Сплошной (например, перепись населения); 2) Выборочный (когда охватывается возрастная, профессиональная или выделенная по любому другому критерию группа); 3) Устный (интервью); 4) Письменный (анкетирование). Также выделяются следующие типы опросов: 1) Индивидуальный (беседа с одним респондентом); 2) Групповой (одновременная беседа с несколькими респондентами); 3) Очный (в присутствии интервьюера); 4) Заочный (самостоятельное заполнение анкеты). Все опросные методики могут быть разделены на две большие группы – анкетирование и интервью, которые отличаются формой контакта с респондентом. Анкетированиепредполагает письменное оформление всех вопросов. Иногда анкетирование проводится очно, т.е. в присутствии интервьюера, но при том его роль минимальна: объяснение цели анкеты и технических аспектов ее заполнения. Обычно же анкетирование заочно, это означает, что респонденту представлен только письменный текст, который и опосредует общение. Анкета – это опросный лист, который респондент (клиент) заполняет самостоятельно по указанным в нем правилам. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. В анкетах используются два типа вопросов: 1) Открытые (респондент пишет ответ своими словами); 2) Закрытые (респондент в качестве своего ответа выбирает один из заданных вариантов). Интервью – это способ получения информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: 1) Свободные (не регламентированные темой и формой беседы); 2) Стандартизированные (близкие к анкете с закрытыми вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов. В отличие от анкетного опроса интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера. По форме проведенияразличают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае опрашивается сразу несколько человек, во втором беседа ведется с одним человеком. По теме интервью различают клиническую беседу и фокусированное интервью. Клиническая беседа может затрагивать самые разные вопросы, часть из которых и не предполагалось обсуждать заранее, но в процессе беседы с респондентом появилась такая возможность. Фокусированное интервью характеризуется сконцентрированностью всех вопросов на одной заданной теме. Респондент –это лицо,отвечающее на вопросы анкеты или опрашиваемое в устном интервью. Респондентом (клиентом) является кандидат на вакантную должностью в компании или ее сотрудник. Респондент – основной источник информации по интересующему интервьюера (сотрудника) вопросу, поэтому для успешного проведения интервью очень важно, чтобы респондент был заинтересован в участии в беседе, давал честные и откровенные ответы, получил удовлетворение от участия в опросе. Интервьюер–это лицо, проводящее очное анкетирование или беседу. При выполнении базовых процедур работы отдела кадров интервьюером является сотрудник отдела кадров или руководитель любого ранга. Интервьюер владеет информацией о реальных целях опроса, предлагает респонденту инструкцию, отвечает на технические вопросы, налаживает контакт с респондентом и создает обстановку, благоприятную для получения правдивых ответов по теме опроса. От поведения интервьюера в значительной степени зависит достоверность полученных в опросе сведений. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 431. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |