Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опрос, типы опросов, анкетирование, интервью. Респондент, интервьюер: основы взаимоотношений. Виды, формы, содержание и цели опросов и интервью.




Наиболее распространенным методом социологических и социально-психологических исследований является опрос. К опросам относятся и короткие опросные листы для получения фактологической информации, и социометрические анкеты для изучения межличностных предпочтений, и всевозможные установочные и другие шкалы, и даже объемные личностные тесты.

Искусство использования опроса состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, как убедиться в том, что полученным ответам можно верить.

В самом общем виде опрос определяется как метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном контакте между респондентом и интервьюером.

В зависимости от характера интересующей информации и способов ее получения используются различные ТИПЫ ОПРОСОВ:

1) Сплошной (например, перепись населения);

2) Выборочный (когда охватывается возрастная, профессиональная или выделенная по любому другому критерию группа);

3) Устный (интервью);

4) Письменный (анкетирование).

Также выделяются следующие типы опросов:

1) Индивидуальный (беседа с одним респондентом);

2) Групповой (одновременная беседа с несколькими респондентами);

3) Очный (в присутствии интервьюера);

4) Заочный (самостоятельное заполнение анкеты).

Все опросные методики могут быть разделены на две большие группы – анкетирование и интервью, которые отличаются формой контакта с респондентом.

Анкетированиепредполагает письменное оформление всех вопросов. Иногда анкетирование проводится очно, т.е. в присутствии интервьюера, но при том его роль минимальна: объяснение цели анкеты и технических аспектов ее заполнения. Обычно же анкетирование заочно, это означает, что респонденту представлен только письменный текст, который и опосредует общение.

Анкета – это опросный лист, который респондент (клиент) заполняет самостоятельно по указанным в нем правилам. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

В анкетах используются два типа вопросов:

1) Открытые (респондент пишет ответ своими словами);

2) Закрытые (респондент в качестве своего ответа выбирает один из заданных вариантов).

Интервью – это способ получения информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью:

1) Свободные (не регламентированные темой и формой беседы);

2) Стандартизированные (близкие к анкете с закрытыми вопросами).

Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

В отличие от анкетного опроса интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.

По форме проведенияразличают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае опрашивается сразу несколько человек, во втором беседа ведется с одним человеком.

По теме интервью различают клиническую беседу и фокусированное интервью.

Клиническая беседа может затрагивать самые разные вопросы, часть из которых и не предполагалось обсуждать заранее, но в процессе беседы с респондентом появилась такая возможность.

Фокусированное интервью характеризуется сконцентрированностью всех вопросов на одной заданной теме.

Респондент –это лицо,отвечающее на вопросы анкеты или опрашиваемое в устном интервью. Респондентом (клиентом) является кандидат на вакантную должностью в компании или ее сотрудник.

Респондент – основной источник информации по интересующему интервьюера (сотрудника) вопросу, поэтому для успешного проведения интервью очень важно, чтобы респондент был заинтересован в участии в беседе, давал честные и откровенные ответы, получил удовлетворение от участия в опросе.

Интервьюер–это лицо, проводящее очное анкетирование или беседу. При выполнении базовых процедур работы отдела кадров интервьюером является сотрудник отдела кадров или руководитель любого ранга.

Интервьюер владеет информацией о реальных целях опроса, предлагает респонденту инструкцию, отвечает на технические вопросы, налаживает контакт с респондентом и создает обстановку, благоприятную для получения правдивых ответов по теме опроса. От поведения интервьюера в значительной степени зависит достоверность полученных в опросе сведений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...