Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнение открытых и закрытых вопросов.




Открытые вопросы

Закрытые вопросы

Преимущества   1)респондент открыто выражает свое отношение к вопросу;   2)может отметить нюансы, которые вряд ли могла бы быть ему предложены в качестве альтернатив в закрытом вопросе;   3)дает информацию не только по существу вопроса, но и демонстрирует свои рамки сравнения. Недостатки   1)трудно интерпретировать и сравнивать с ответами других респондентов на один и тот же вопрос;   2)информация далеко не всегда вскрывает истинное отношение респондента к проблеме, т.к. в вопросе не заданы ориентиры или критерии для выбора ответа. Преимущества   1)нет сложностей формулировки;   2)альтернативы ответов уточняют смысл самого вопроса;   3)ответы респондента легко сравнимы с другими. Недостатки   1)список вариантов ответов всегда уже всех возможных вариантов;   2)список ответов навязывает категории, в которых респондент оценивает вопрос.
       

 

 

Прямой вопрос – это попытка получить конкретную информацию или оценку.

В косвенном вопросе суть несколько завуалирована, поэтому респондент может более свободно проявить свое отношение или уйти от ответа, что также будетнести информацию для интервьюера.

Личные вопросы прямо выясняют оценки и суждения респондента.

В безличных вопросах те же оценки и мнения выявляются косвенно.

В общем вопросе респонденту предлагается свободно высказать свои соображения, оценки, мысли.

Конкретный вопрос требует от респондента четкой информации или однозначной оценки.

Альтернативный вопрос включает в себя два варианта ответа, один из которых должен предпочесть респондент.

Провокационные вопросы обычно включают в свою формулировку вариант ответа, связанный с объяснением какого-то факта или события или с мотивом какого-то поступка респондента. Они могут вызвать негативную реакцию у респондента.

Риторический вопрос – это утверждение, сформулированное в форме вопроса, вследствие чего он не требует ответа.

Двойной вопрос включает сразу две темы, на каждую из которых ожидается реакция респондента. Такие вопросы лучше не использовать, заменяя двумя конкретными.

Предполагающий вопрос заключает в себе некоторую информацию о респонденте, которая не обязательно достоверна.

Наводящий вопрос включает в свою формулировку подсказку, какой ответ ожидается, поэтому этот тип вопросов неэффективен для получения новой информации.

 

 

45. ТИПЫ ОТВЕТОВ: на открытые, закрытые вопросы, набор ответов типа "шкала".

В интервью, как правило, используются открытые вопросы, позволяющие респонденту дать ответ в свободной форме.

Однако для выяснения некоторой существенной информации бывает целесообразнее задать закрытый вопрос с набором ответов: да/нет.

Часто для выяснения степени убежденности респондента в своем ответе задается вопрос с набором ответов типа «шкала»: абсолютно уверен/уверен/не полностью уверен/не уверен/абсолютно не уверен.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФОРМЫ И ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

 

Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (произношение, ударение, словоупотребление, грамматика, стилистика), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Т.е. культура речи – умение правильно говорить и писать, употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения. На основе этого можно выделить два критерия культуры речи – правильность и коммуникативная целесообразность с точки зрения современной эпохи. С древних времен критерии культуры речи следующие.

1.       Правильность – соблюдение языковых норм (произносительных, грамматических, стилистических) – первая ступень речевой культуры.

2.       Коммуникативная целесообразность – обязательное представление говорящего о стилистических градациях слов и выражений, их употребление в соответствующих ситуациях.

3.       Точность высказывания – делится на два аспекта: точность в отражении действительности (правда/ложь) и точность выражения мысли в слове (отсутствие конкретности, смешение близких по звучанию слов-паронимов: осудить-обсудить).

4.       Логичность изложения – высказывание должно отражать логику действительности и мысли в логике речевого выражения. Логичность мысли (содержание высказывания) – верность отражения фактов действительности и их связей (причина-следствие, сходство-различие), обоснованность гипотезы, аргументов. Нарушение логики: шел дождь и два студента. Нарушения логики речевого выражения часто проявляются в неверном делении письменного текста на абзацы.

5.       Ясность и доступность изложения – понятность речи ее адресату. Она достигается через точное и однозначное употребление слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций. Доступность (доходчивость) изложения – способность данной речи быть понятой адресату, заинтересовать его. Доходчивость предполагает ясность.

6.       Чистота речи - отсутствие чуждых литературному языку элементов (слов, словосочетаний) или элементов безнравственных. К ним принадлежат: слова-паразиты, диалектизмы и просторечие, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы

7.       Выразительность речи – такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес слушателей (читателей) Выразительность: информационная (слушателей интересует сообщаемая информация); эмоциональная (слушателей интересует способ изложения, манера исполнения).

8.       Разнообразие средств выражения – активное использование большого лексического запаса, синонимов.

9.       Эстетичность – реализуется в неприятии литературным языком оскорбительных для личности средств выражения смысла. Эстетика достигается с помощью эвфемизмов – эмоционально нейтральных слов, употребляемых вместо слов и выражений нетактичных (ребенок испачкал пеленки)

10.     Уместность – такой подбор и организация языковых средств, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность использования средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности. Суть принципа: в доме повешенного не говорят о веревке.

К соблюдению этикетных норм относятся следующие качества: вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность.

 

ЭТИКА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ. ЭТИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ЭТИКА УСТНОЙ РЕЧИ. ЭТИКА СЛУШАНИЯ. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

Этика речевой коммуникации.

К соблюдению этикетных норм относятся следующие качества: вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность.

Шесть основных принципов делового этикета (на основе статистики Д. Ягер):

1.       Делать все вовремя.

2.       Не болтать лишнего.

3.       Быть любезным, доброжелательным, приветливым.

4.       Думать о других, не только о себе.

5.       Одеваться, как положено.

6.       Говорить и писать хорошим языком.

Этика устной речи.

1. Проявлять уважительность. Доброжелательность к собеседнику (не наносит собеседнику ущерб).

2. Вежливо относиться к собеседнику (учитывать: возраст, пол.Служебное положение; снимать свою категоричность).

3. Не выпячивать собственное «Я» (не навязывать, а убеждать, при этом уметь встать на точку зрения партнера).

4. Поставить в центре внимания слушающего (использование языковых этикетных норм: вам, наверное, интересно узнать; вы, конечно, знаете).

5. Тема коммуникации (общения) должна быть понятна, уместна и интересна (все для достижения цели, почти лицемерие).

6. Учитывать, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничен ( полностью воспринимается устное высказывание из 5-9 слов, которое после паузы может длиться 45-90 сек.)

7. Учитывать невербальные средства коммуникации (сохранение дистанции, правильная мимика и жестикуляция).

Этика слушания.

1. Внимательное слушание (оторваться от дела).

2. Уважительное и терпеливое отношение к говорящему, надо выслушать его до конца или аргументированно перенести беседу на назначенное время.

3. Выслушивая собеседника, не перебивать, не сбивать с мысли, не вставлять замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

4. Слушая, поставить в центр внимания говорящего и его интересы, дать ему возможность проявить себя в речи.

5. Вовремя оценить речь собеседника, согласиться/не согласиться с ним, ответить на вопрос.

6. Не реагировать на речь, обращенную к другому.

Невербальные средства общения. Чтобы четко понять их многообразную структуру, приведем их классификацию:

1. Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).

2. Тактильные движения (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).

3. Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).

4. Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...