Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНТЕРВЬЮ: определение понятия, виды интервью. Различные формы проведения интервью. РЕСПОНДЕНТ: определение понятия.




Интервью – это способ получения информации с помощью устного опроса.

 Различают два вида интервью:

1)       Свободные (не регламентированные темой и формой беседы);

2)       Стандартизированные (близкие к анкете с закрытыми вопросами).

Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

В отличие от анкетного опроса интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.

По форме проведения различают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае опрашивается сразу несколько человек, во втором беседа ведется с одним человеком.

По теме интервью различают клиническую беседу и фокусированное интервью.

Клиническая беседа может затрагивать самые разные вопросы, часть из которых и не предполагалось обсуждать заранее, но в процессе беседы с респондентом появилась такая возможность.

Фокусированное интервью характеризуется сконцентрированностью всех вопросов на одной заданной теме.

Респондент – это лицо, отвечающее на вопросы анкеты или опрашиваемое в устном интервью. Респондентом (клиентом) является кандидат на вакантную должностью в компании или ее сотрудник.

Респондент – основной источник информации по интересующему интервьюера (сотрудника) вопросу, поэтому для успешного проведения интервью очень важно, чтобы респондент был заинтересован в участии в беседе, давал честные и откровенные ответы, получил удовлетворение от участия в опросе.

Технические советы для проведения интервью. ИНТЕРВЬЮЕР: поведение интервьюера в ходе интервью. Ошибки в проведении интервью.

Ошибки в проведении интервью.

1) привычка отвлекаться от слов собеседника на свои мысли;

2) привычка воспринимать только фактическую сторону информации, упуская из виду идеи клиента, мотивы его поступков и т.п.;

3) непосредственно эмоционально воспринимать слова клиента;

4) привычка «типизировать» клиента, т.е. относить его к какой-нибудь категории лиц, что препятствует непосредственности общения;

5) перебивать высказывание клиента, т.к. она кажется очевидным или понятным;

6) стараться избегать обсуждения неинтересных или сложных для интервьюера (сотрудника) вопросов;

7) постоянно делать записи ответов или собственные пометки.

Ошибки в поведении интервьюера проявляются также в двух крайностях:

1.       Если интервьюер пассивен, не проявляет заинтересованности в том, что говорит респондент, не умеет наладить контакт, то ответы респондента, скорее всего, будут формальными, неискренними.

2.       Излишнее давление на респондента приводит к тому, что отвечающий подменяет свое индивидуальное мнение ответом, с его точки зрения, наиболее желательным для интервьюера. Так, если для получения информации о степени удовлетворенности имеющейся работой сотрудник задает вопрос: «Не правда ли, у Вас теперь замечательная работа?», то положительный ответ клиента очевиден.

В случае, когда интервьюер задает вопросы формально, резко возрастает шанс получения стандартного, наиболее социально приемлемого ответа, не отражающего реальных мнений респондента.

Наконец, если интервьюер своим обликом, поведением, реакциями на ответы вызывает антипатию респондента, то ответы на вопросы интервью могут быть либо формальными, либо противоречащими мнению и убеждениям респондента.

СТРУКТУРА ИНТЕРВЬЮ, корректное завершение интервью. КОНТАКТ: определение понятия, симптомы отсутствия контакта. МОТИВАЦИЯ: определение понятий, цель и мотив, сравнительный анализ.

Структура интервью.

1. Вступительная часть. Её цели: - установление контакта

                                                           - постановка цели

                                                           - установление атмосферы взаимного доверия

2. Основная часть. Её цели: - сбор информации

                                                  - сообщение информации

                                                  - принятие решений

3. Заключительная часть. Её цели: - снятие напряжения

                                                               - подведение итогов интервью

                                                               - мотивация на выполнение принятых решений

Корректное завершение.

Иногда бывает труднее закончить интервью, чем его начать. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется напряжение. Поэтому в конце интервью должны использоваться «легкие» вопросы , снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.

В заключение сотрудник отдела кадров может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы.

Вы можете попросить кое-что уточнить, ссылаясь на то, что теперь это кажется более важным, чем представлялось в ходе разговора.

В заключение можно попросит клиента дать некоторые дополнительные сведения о себе. Необходимо вежливо и убедительно поблагодарить клиента за беседу.

Бывают ситуации, когда по ходу интервью клиент спрашивает мнение сотрудника по обсуждаемым вопросам. В самом ходе интервью на такие вопросы отвечать ни в коем случае нельзя, т.к. это может повлиять на дальнейшие ответы клиента. Однако. Если он настаивает, то в конце беседы сотрудник может поделиться своими личными соображениями.

Контакт – это психологическая атмосфера доверия, готовности к обсуждению, взаимодействию, открытому высказыванию собственных мыслей.

Возникает при грамотной работе интервьюера на первом этапе опроса, поддерживается и развивается на протяжении всего интервью.

Контакт необходим для проведения успешного интервью. В случае если наладить контакт с респондентом не удается, ответы на вопросы интервью не будут обладать достоверностью, а выводы, сделанные на их основе, не будут адекватными.

Симптомы отсутствия контакта:

1) Отказ от ответов;

2) Односложные ответы;

3) Стандартные или социально-железные ответы;

4) Ответы «на зло», откровенно противоречащие социально-приемлемым или принятым в обществе нормам;

5) Отсутствие эмоциональных невербальных реакций у опрашиваемого;

6) Неадекватность невербальных реакций текстам ответов;

7) Заведомо лживые ответы;

8) Низкая достоверность ответов по контрольным вопросам или шкале лжи.

Мотивация– это побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить какую-либо потребность.

Процессы мотивации имеют направление – осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями; состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил. Мотив отвечает на вопрос. Почему человек совершил (или не совершил) тот или иной поступок. На вопрос, какой поступок совершить, отвечает цель.

Мотив и цель не совпадают. Так, если у человека появляется цель – сменить работу, то за ней могут лежать самые разнообразные мотивы: улучшить свое материальное положение, избежать грядущих неприятностей, приблизить место работы к дому, получить возможность полнее реализовывать свои способности, соображения престижа и т.д.

Цель всегда осознается человеком, мотивы могут быть как осознанными, так и бессознательными. Некоторые мотивы блокируются сознанием индивида настолько сильно, что для их осознания требуется специальное длительное психологическое воздействие (например, психоанализ).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 619.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...