Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Движение как источник информации о личности




Еще раз вернемся к строкам Достоевского: "... с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадать..." Как можно уга­дать по лицу? Первое, что приходит на ум, - это физиогномические при­знаки личности, они дают очень хорошую информацию - мы об этом гово­рили. Но лицо является не только "носителем черт", оно еще и отражает эмоции человека, его состояния. Отражает через мимику, т.е. особый и

1 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Поли. собр. соч. Т.14, М, 1976. С.28.


очень информативный вид невербального поведения. О мимике речь у нас ранее не шла лишь только потому, что это очень трудно проиллюстриро­вать словами. В мимических выражениях базисных эмоций - радости, страха, удивления, испуга, печали и др., а тем более в тонких эмоциональ­ных реакциях, в которых сочетаются разные эмоции, участвует множество лицевых мышц. Заметим, что многие из нас по характерной мимике очень точно определяют эмоции. Здесь и никаких слов не надо...

Мимика человека базируется на психофизиологическом механизме, подробно описанном выдающимся русским ученым И.М.Сеченовым. В своем фундаментальном труде "Рефлексы головного мозга" он писал:

"Все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой дея­тельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению (курсив мой. -В.З.). Смеется ли ребенок при виде игрушки, улы­бается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при мысли о любви, создает ли Ньютон мировые за­коны и пишет их на бумаге - везде окончательным актом является мы­шечное движение"1. И далее:

"Итак, все внешние проявления мозговой деятельности могут дей­ствительно быть сведены к мышечному движению. Вопрос через это крайне упрощается... Кроме того... все без исключения качества проявле­ния мозговой деятельности, которые мы характеризуем словами: одушев­ленность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц - акта, как всем известно, чисто механического"2.

Вот в чем суть дела. Еще раз обратим внимание на последнюю фразу. Из нее можно заключить, что каждая эмоция, любое настроение и состоя­ние человека могут быть специфически представлены в только им прису­щей мимике, а также позе, жестах. У других эмоций, других настроений и состояний, других жестов уже другие мимика, жесты и поза. Здесь сущест­вует взаимно однозначное соответствие. Об этом мы говорили не раз. А раз это так, то должно существовать и обратное соответствие, а именно: по этим специфическим невербальным компонентам можно точно определить любые эмоции, чувства и пр. Сказанное и есть ключ к пониманию невер­бального поведения человека, так как на этом основаны многие методы, о которых речь шла раньше.

1 Семенов ИМ. Рефлексы головного мозга//Избранные произведения. М., 1953. С.36.

2 Там же.


Подобная логика рассуждений позволяет заглянуть дальше. Сильные эмоции просто так не возникают, им обязательно предшествуют значимые для субъекта события или причины. В принципе таких событий может быть много, однако далеко не все из них приводят человека в пустынь за сове­том к старцу, видимо только определенные. Таким образом, круг событий сужается и задача существенно упрощается. Сказанному мы находим под­тверждение у самого Достоевского: "Но при этом Алеша почти всегда за­мечал, что многие, почти все, приходившие первый раз к старцу на уеди­ненную беседу, входили в страхе и беспокойстве (выделено мною. -.8.3.), а выходили от него всегда светлыми и радостными". Обратим внимание, это принципиально важно - отмечены только две "входные" эмоции: страх и беспокойство. Ф.М.Достоевский был всегда предельно психологически точен в своих описаниях состояний героев. Что же вызывает у людей страх и беспокойство, которые приводят человека в пустынь к старцу? Можно высказать предположение, что вполне определенный и не очень широкий "набор" жизненных ситуаций. Такие ситуации скорее всего являются ти­пичными для людей. В зависимости от индивидуальных особенностей лю­дей и ситуаций базовые эмоции - страх и беспокойство - имели наверняка сугубо специфические проявления в мимике, позах, жестах. Обобщая и систематизируя их, можно со временем точно научиться угадывать их при­чины.

Данные рассуждения приведены только для того, чтобы дать психо­логическое объяснение этому явлению. К сожалению, Ф.М.Достоевский не описал, как старец, говоря современным языком, перерабатывал информа­цию и делал выводы о причинах, поэтому мы не можем воспроизвести ло­гику его рассуждений. Думается, это и ненужно. Опираясь на подход, предложенный И.М.Сеченовым, еще раз находим подтверждение тому, что по внешним проявлениям можно очень многое узнать о человеке даже без каких-либо расспросов. Для этого надо уметь наблюдать и анализировать, используя признаки и методы, о которых шла речь в этой книге.

Таковы в общих чертах методы анализа и обобщения информации, полученной в результате наблюдения и позволяющей построить адекват­ный образ другого человека. Освоение их, несомненно, поможет развитию проницательности.





Заключение

В заключение любой научной публикации обычно принято подво­дить итоги и намечать некие новые перспективы. Поступим и мы так же. Итак, проницательность, как и многие другие личностно-деловые качества человека, не есть что-то изначально заданное и неизменное. Проницатель­ность - это сложное психологическое образование, свойство личности, ин­тегрирующее и систематизирующее специальные знания, особые личност­ные качества и важные психологические умения, позволяющие точно раз­бираться в людях, побудительных причинах их поведения, деятельности и отношений, строить точные прогнозы.

Чтобы стать проницательным, надо конечно же иметь специальные способности, однако многие качества и умения можно развивать, причем весьма успешно. Хотелось бы надеяться, что все представленное в настоя­щей книге поможет такому развитию.

Основу проницательности составляют наблюдательность и умение анализировать с опорой на конкретные алгоритмы и методы. Проницатель­ность будет существенно глубже, если в процессе наблюдения фиксируют­ся и анализируются многие личностные признаки и индикаторы, но все же приоритет следует отдавать тем, которые свидетельствуют о личностных проявлениях помимо сознательного контроля или со слабым контролем. В этом случае получается истинная информация.

В процессе психологического оценивания другого человека, угады­вания его характерологических особенностей следует помнить, что суще­ствуют определенная динамика формирования первого впечатления и зна­чимые психологические факторы, которые оказывают серьезное влияние на точность такого оценивания и формирования образа. Знание данной ди­намики и психологического содержания этапов формирования образа ин­тересующего вас человека позволит избежать многих ошибок в межлич­ностном взаимодействии.

При формировании оценочных суждений большая роль принадлежит профессии человека, которая сказывается на выборе характерных призна­ков и точности оценивания. Наибольшую точность в межличностном оце­нивании проявляют те, чья профессия относится к классам "человек-человек" и "человек-коллектив". Они как личности более проницательные, чем другие.

Следует помнить, что при контактном взаимодействии, когда форми­руется первое впечатление и осуществляется межличностное оценивание,


часто применяются приемы "психологического маневрирования" с исполь­зованием психологических "маскирующих средств", скрывающих истин­ные качества личности и способствующие формированию ложного, но за­программированного образа. Применяемые с этой целью психологические приемы нами были описаны.

Если систематизировать всю представленную информацию, то пси­хологическую систему проницательности можно изобразить в виде обоб­щенной структурно-функциональной схемы (см. схему 2). Система прони­цательности включает в себя главные психологические составляющие про­ницательности: базовые компоненты, связи и применяемые методы. Опора на данную схему может помочь в самостоятельном развитии этого важ­нейшего свойства личности. Представленные личностные признаки и ин­дикаторы, алгоритмы и методы анализа действительно позволяют за ко­роткий срок многое узнать о человеке даже без пристрастных вопросов и психологического тестирования.

А теперь хотелось бы немного пофантазировать. Что будет, если большинство людей станут по-настоящему проницательными? Очевидно, снизится уровень преступности, особенно в таких ее формах, как мошен­ничество, подлог, различные формы корыстного обмана. Незнакомые люди станут понятными: их поведение, отношения и действия уже не будут не­ожиданными. Существенно улучшатся деловые отношения. Хорошо раз­бираясь в людях, нетрудно будет выстроить устраивающие вас отношения с ними без больших ошибок и промахов. Хорошо понимая личностные особенности людей, разбираясь в них, можно целенаправленно влиять на них, оставаясь при этом психологически защищенным от их психологиче­ского воздействия. В результате уменьшится количество неприятных сюр­призов и разочарований, исчезнут многие неприятные вопросы, которые сейчас нередко занимают умы многих людей.

Политическая атмосфера в обществе станет намного чище: нас на­много меньше будут волновать вопросы, за кого голосовать на бесконечно чередующихся выборах. Ведь программы на первый взгляд у всех одина­ковые, что у коммунистов, что у демократов, радикалов или консервато­ров - все за великую и могущественную Россию, за многоукладность эко­номики, за углубление реформ, за повышение жизненного уровня населе­ния и т.п. А голосовать сейчас надо не столько за партийную принадлеж­ность, сколько за достойную личность, ведь на самом деле личности ре­шают все - в этом мы убеждались неоднократно. Определить, кто достоен,



а кто нет, помогут методы проницательности. Тогда у политических аван­тюристов будет куда меньше шансов в очередной раз заморочить головы избирателям рассчитанными на ситуацию предвыборными обещаниями, ведь можно точно определить, "кто есть кто".

Проницательные люди существенно повысят эффективность работы с кадрами путем точного подбора, расстановки, формирования резерва и создания мотивации деятельности. Это сейчас особенно актуально.

Меньше будет и бракоразводных процессов: исчезнут многие иллю­зии в оценке избранного, понятнее станут мотивы поведения и отношений в быту.

Улучшится... Впрочем, достаточно. Совершенно очевидно, что имен­но проницательность спасет мир... Красивая вырисовывается картина, хотя и утопичная, а жаль!

Надеемся, что представленного в данной книге материала вполне достаточно для того, чтобы самостоятельно развивать это ценнейшее каче­ство и умения, связанные с ним. Дальнейшее продвижение на этом попри­ще зависит от самого человека, а психологи в этом направлении будут ра­ботать обязательно. Можно быть твердо уверенным, что это не последняя работа по психологии проницательности. Жизнь нас заставит. Во всяком случае, автор очень на это надеется.

УСПЕХОВ ВАМ!


Схема 2. Психологическая структура проницательности







Литература

Акинщикова Г.И, Телосложение и реактивность организма. Л., 1969. Биркенбилъ В.Ф. Как добиться успеха в жизни. М., 1992. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о лично­сти. Л., 1970.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. Внешность и судьба: (Отрывки из старинных книг). М., 1991. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964.

Гуревич П. С. Приключения имиджа: типология ТВ-образа и передача его восприятия. М., 1991.

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Поли. собр. соч. Т. 14. М., 1976.

Епифанцев С.Н. Психологические особенности руководителей с чер­тами паранойяльной акцентуации. М., 1996.

Зазыкин ВТ. Психология в рекламе. М., 1992.

Зазыкин В.Г. Психология проницательности: Методические рекомен­дации для государственных служащих систем федерального, регионально­го и муниципального управления. М., 1997.

Зазыкин В.Г., Зайцева Е.В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. М., 1998.

Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. М., 1929. КарнегиД. Как подбирать друзей и оказывать влияние на людей Ки­ев, 1989.

Конан-ДойлА. Избранное. Челябинск, 1979. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. М., 1996. КречмерА. Строение тела и характер. М., 1924. Кукосян ОТ. Профессия и познание людей. Ростов н/Д, 1981. Социально-психологический тренинг развития психологической на­блюдательности кадров госслужбы: Сборник работ аспирантов. М.: РАГС, 1996.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986. Лазурский А.Ф. Классификация личности. Пгр., 1921. ЛазурскшА.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 2000. МасляевО. Психология человека. 1998. МаяцкийВ. Графология. М., 1907.


Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996.

Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.

Моргенштерн И. Психографология (наука об определении внутрен­него мира человека по его почерку). СПб., 1994.

МясшцевВ.Н. Психология отношений: Избранные труды. М.; Воро­неж, 1995.

НиренбергД., Качеро Г. Читать человека как книгу. М., 1990.

Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта об­щения // Психологический журнал. 1987. №4.

Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.

Сеченов ИМ. Рефлексы головного мозга // Избранные произведения. М„ 1953.

Смирнов Ю.П. О структуре человеческого взаимопонимания // Во­просы психологии. 1973. № 3.

Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникаций. М., 1992.

Тайны личности / Сост. А.Д. Шавкута. М., 1994.

Теплое Б .М. Избранные труды. T.I. M., 1985.

ФастДлс. Язык тела. М., 1997.

Физиогномика / Под ред. А.В. Авраменко. Ессентуки, 1990.

Филонов Л.Б, Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1997.

ЧалдиниР. Психология влияния. СПб., 1999.

Штанглъ А. Язык тела: Познание людей в профессиональной и обы­денной жизни. М., 1986.

Щекин Г.В. Основы визуальной психодиагностики. Киев, 1989.

Юнг К. Психологические типы. М., 1924.




ПРИЛОЖЕНИЕ Некоторые графологические и графометрические методики

(Дайджест из серии "Почерк и характер")

Широко известно, что большую информацию о человеке может дать его почерк. Определение типа личности, ее состояний по почерку - излюб­ленный ход в детективах. Заметим, что точность такой информации велика, а данные методы стали доступными, поэтому их можно использовать не только в криминалистике, но и в кадровой работе, при выборе деловых партнеров, при подготовке к обсуждению подозрительно выгодных пред­ложений. В то же время хотелось бы предостеречь от двух возможных ошибок.

Во-первых, чтобы точно осуществить графологический или графо-метрический анализ, следует иметь специальную подготовку и немалый опыт практической работы. Иначе в лучшем случае можно получить только некоторые индикаторы личности.

Во-вторых, сейчас появилось много работ, перепечатанных с изданий по графологии прошлого века. Информация, представленная в них, безус­ловно, ценная, но ориентирована на те правила письма, которые сейчас не применяются.

Материалы данного дайджеста основаны на современных данных графологии.

Теперь о самом почерке, его главных характеристиках.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...