Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Движение как источник информации о личности
Еще раз вернемся к строкам Достоевского: "... с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадать..." Как можно угадать по лицу? Первое, что приходит на ум, - это физиогномические признаки личности, они дают очень хорошую информацию - мы об этом говорили. Но лицо является не только "носителем черт", оно еще и отражает эмоции человека, его состояния. Отражает через мимику, т.е. особый и 1 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Поли. собр. соч. Т.14, М, 1976. С.28. очень информативный вид невербального поведения. О мимике речь у нас ранее не шла лишь только потому, что это очень трудно проиллюстрировать словами. В мимических выражениях базисных эмоций - радости, страха, удивления, испуга, печали и др., а тем более в тонких эмоциональных реакциях, в которых сочетаются разные эмоции, участвует множество лицевых мышц. Заметим, что многие из нас по характерной мимике очень точно определяют эмоции. Здесь и никаких слов не надо... Мимика человека базируется на психофизиологическом механизме, подробно описанном выдающимся русским ученым И.М.Сеченовым. В своем фундаментальном труде "Рефлексы головного мозга" он писал: "Все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению (курсив мой. -В.З.). Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным актом является мышечное движение"1. И далее: "Итак, все внешние проявления мозговой деятельности могут действительно быть сведены к мышечному движению. Вопрос через это крайне упрощается... Кроме того... все без исключения качества проявления мозговой деятельности, которые мы характеризуем словами: одушевленность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц - акта, как всем известно, чисто механического"2. Вот в чем суть дела. Еще раз обратим внимание на последнюю фразу. Из нее можно заключить, что каждая эмоция, любое настроение и состояние человека могут быть специфически представлены в только им присущей мимике, а также позе, жестах. У других эмоций, других настроений и состояний, других жестов уже другие мимика, жесты и поза. Здесь существует взаимно однозначное соответствие. Об этом мы говорили не раз. А раз это так, то должно существовать и обратное соответствие, а именно: по этим специфическим невербальным компонентам можно точно определить любые эмоции, чувства и пр. Сказанное и есть ключ к пониманию невербального поведения человека, так как на этом основаны многие методы, о которых речь шла раньше. 1 Семенов ИМ. Рефлексы головного мозга//Избранные произведения. М., 1953. С.36. 2 Там же. Подобная логика рассуждений позволяет заглянуть дальше. Сильные эмоции просто так не возникают, им обязательно предшествуют значимые для субъекта события или причины. В принципе таких событий может быть много, однако далеко не все из них приводят человека в пустынь за советом к старцу, видимо только определенные. Таким образом, круг событий сужается и задача существенно упрощается. Сказанному мы находим подтверждение у самого Достоевского: "Но при этом Алеша почти всегда замечал, что многие, почти все, приходившие первый раз к старцу на уединенную беседу, входили в страхе и беспокойстве (выделено мною. -.8.3.), а выходили от него всегда светлыми и радостными". Обратим внимание, это принципиально важно - отмечены только две "входные" эмоции: страх и беспокойство. Ф.М.Достоевский был всегда предельно психологически точен в своих описаниях состояний героев. Что же вызывает у людей страх и беспокойство, которые приводят человека в пустынь к старцу? Можно высказать предположение, что вполне определенный и не очень широкий "набор" жизненных ситуаций. Такие ситуации скорее всего являются типичными для людей. В зависимости от индивидуальных особенностей людей и ситуаций базовые эмоции - страх и беспокойство - имели наверняка сугубо специфические проявления в мимике, позах, жестах. Обобщая и систематизируя их, можно со временем точно научиться угадывать их причины. Данные рассуждения приведены только для того, чтобы дать психологическое объяснение этому явлению. К сожалению, Ф.М.Достоевский не описал, как старец, говоря современным языком, перерабатывал информацию и делал выводы о причинах, поэтому мы не можем воспроизвести логику его рассуждений. Думается, это и ненужно. Опираясь на подход, предложенный И.М.Сеченовым, еще раз находим подтверждение тому, что по внешним проявлениям можно очень многое узнать о человеке даже без каких-либо расспросов. Для этого надо уметь наблюдать и анализировать, используя признаки и методы, о которых шла речь в этой книге. Таковы в общих чертах методы анализа и обобщения информации, полученной в результате наблюдения и позволяющей построить адекватный образ другого человека. Освоение их, несомненно, поможет развитию проницательности. Заключение В заключение любой научной публикации обычно принято подводить итоги и намечать некие новые перспективы. Поступим и мы так же. Итак, проницательность, как и многие другие личностно-деловые качества человека, не есть что-то изначально заданное и неизменное. Проницательность - это сложное психологическое образование, свойство личности, интегрирующее и систематизирующее специальные знания, особые личностные качества и важные психологические умения, позволяющие точно разбираться в людях, побудительных причинах их поведения, деятельности и отношений, строить точные прогнозы. Чтобы стать проницательным, надо конечно же иметь специальные способности, однако многие качества и умения можно развивать, причем весьма успешно. Хотелось бы надеяться, что все представленное в настоящей книге поможет такому развитию. Основу проницательности составляют наблюдательность и умение анализировать с опорой на конкретные алгоритмы и методы. Проницательность будет существенно глубже, если в процессе наблюдения фиксируются и анализируются многие личностные признаки и индикаторы, но все же приоритет следует отдавать тем, которые свидетельствуют о личностных проявлениях помимо сознательного контроля или со слабым контролем. В этом случае получается истинная информация. В процессе психологического оценивания другого человека, угадывания его характерологических особенностей следует помнить, что существуют определенная динамика формирования первого впечатления и значимые психологические факторы, которые оказывают серьезное влияние на точность такого оценивания и формирования образа. Знание данной динамики и психологического содержания этапов формирования образа интересующего вас человека позволит избежать многих ошибок в межличностном взаимодействии. При формировании оценочных суждений большая роль принадлежит профессии человека, которая сказывается на выборе характерных признаков и точности оценивания. Наибольшую точность в межличностном оценивании проявляют те, чья профессия относится к классам "человек-человек" и "человек-коллектив". Они как личности более проницательные, чем другие. Следует помнить, что при контактном взаимодействии, когда формируется первое впечатление и осуществляется межличностное оценивание, часто применяются приемы "психологического маневрирования" с использованием психологических "маскирующих средств", скрывающих истинные качества личности и способствующие формированию ложного, но запрограммированного образа. Применяемые с этой целью психологические приемы нами были описаны. Если систематизировать всю представленную информацию, то психологическую систему проницательности можно изобразить в виде обобщенной структурно-функциональной схемы (см. схему 2). Система проницательности включает в себя главные психологические составляющие проницательности: базовые компоненты, связи и применяемые методы. Опора на данную схему может помочь в самостоятельном развитии этого важнейшего свойства личности. Представленные личностные признаки и индикаторы, алгоритмы и методы анализа действительно позволяют за короткий срок многое узнать о человеке даже без пристрастных вопросов и психологического тестирования. А теперь хотелось бы немного пофантазировать. Что будет, если большинство людей станут по-настоящему проницательными? Очевидно, снизится уровень преступности, особенно в таких ее формах, как мошенничество, подлог, различные формы корыстного обмана. Незнакомые люди станут понятными: их поведение, отношения и действия уже не будут неожиданными. Существенно улучшатся деловые отношения. Хорошо разбираясь в людях, нетрудно будет выстроить устраивающие вас отношения с ними без больших ошибок и промахов. Хорошо понимая личностные особенности людей, разбираясь в них, можно целенаправленно влиять на них, оставаясь при этом психологически защищенным от их психологического воздействия. В результате уменьшится количество неприятных сюрпризов и разочарований, исчезнут многие неприятные вопросы, которые сейчас нередко занимают умы многих людей. Политическая атмосфера в обществе станет намного чище: нас намного меньше будут волновать вопросы, за кого голосовать на бесконечно чередующихся выборах. Ведь программы на первый взгляд у всех одинаковые, что у коммунистов, что у демократов, радикалов или консерваторов - все за великую и могущественную Россию, за многоукладность экономики, за углубление реформ, за повышение жизненного уровня населения и т.п. А голосовать сейчас надо не столько за партийную принадлежность, сколько за достойную личность, ведь на самом деле личности решают все - в этом мы убеждались неоднократно. Определить, кто достоен, а кто нет, помогут методы проницательности. Тогда у политических авантюристов будет куда меньше шансов в очередной раз заморочить головы избирателям рассчитанными на ситуацию предвыборными обещаниями, ведь можно точно определить, "кто есть кто". Проницательные люди существенно повысят эффективность работы с кадрами путем точного подбора, расстановки, формирования резерва и создания мотивации деятельности. Это сейчас особенно актуально. Меньше будет и бракоразводных процессов: исчезнут многие иллюзии в оценке избранного, понятнее станут мотивы поведения и отношений в быту. Улучшится... Впрочем, достаточно. Совершенно очевидно, что именно проницательность спасет мир... Красивая вырисовывается картина, хотя и утопичная, а жаль! Надеемся, что представленного в данной книге материала вполне достаточно для того, чтобы самостоятельно развивать это ценнейшее качество и умения, связанные с ним. Дальнейшее продвижение на этом поприще зависит от самого человека, а психологи в этом направлении будут работать обязательно. Можно быть твердо уверенным, что это не последняя работа по психологии проницательности. Жизнь нас заставит. Во всяком случае, автор очень на это надеется. УСПЕХОВ ВАМ! Схема 2. Психологическая структура проницательности Литература Акинщикова Г.И, Телосложение и реактивность организма. Л., 1969. Биркенбилъ В.Ф. Как добиться успеха в жизни. М., 1992. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л., 1970. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. Внешность и судьба: (Отрывки из старинных книг). М., 1991. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964. Гуревич П. С. Приключения имиджа: типология ТВ-образа и передача его восприятия. М., 1991. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Поли. собр. соч. Т. 14. М., 1976. Епифанцев С.Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации. М., 1996. Зазыкин ВТ. Психология в рекламе. М., 1992. Зазыкин В.Г. Психология проницательности: Методические рекомендации для государственных служащих систем федерального, регионального и муниципального управления. М., 1997. Зазыкин В.Г., Зайцева Е.В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. М., 1998. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. М., 1929. КарнегиД. Как подбирать друзей и оказывать влияние на людей Киев, 1989. Конан-ДойлА. Избранное. Челябинск, 1979. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. М., 1996. КречмерА. Строение тела и характер. М., 1924. Кукосян ОТ. Профессия и познание людей. Ростов н/Д, 1981. Социально-психологический тренинг развития психологической наблюдательности кадров госслужбы: Сборник работ аспирантов. М.: РАГС, 1996. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986. Лазурский А.Ф. Классификация личности. Пгр., 1921. ЛазурскшА.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 2000. МасляевО. Психология человека. 1998. МаяцкийВ. Графология. М., 1907. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976. Моргенштерн И. Психографология (наука об определении внутреннего мира человека по его почерку). СПб., 1994. МясшцевВ.Н. Психология отношений: Избранные труды. М.; Воронеж, 1995. НиренбергД., Качеро Г. Читать человека как книгу. М., 1990. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987. №4. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. Сеченов ИМ. Рефлексы головного мозга // Избранные произведения. М„ 1953. Смирнов Ю.П. О структуре человеческого взаимопонимания // Вопросы психологии. 1973. № 3. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникаций. М., 1992. Тайны личности / Сост. А.Д. Шавкута. М., 1994. Теплое Б .М. Избранные труды. T.I. M., 1985. ФастДлс. Язык тела. М., 1997. Физиогномика / Под ред. А.В. Авраменко. Ессентуки, 1990. Филонов Л.Б, Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1997. ЧалдиниР. Психология влияния. СПб., 1999. Штанглъ А. Язык тела: Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М., 1986. Щекин Г.В. Основы визуальной психодиагностики. Киев, 1989. Юнг К. Психологические типы. М., 1924. ПРИЛОЖЕНИЕ Некоторые графологические и графометрические методики (Дайджест из серии "Почерк и характер") Широко известно, что большую информацию о человеке может дать его почерк. Определение типа личности, ее состояний по почерку - излюбленный ход в детективах. Заметим, что точность такой информации велика, а данные методы стали доступными, поэтому их можно использовать не только в криминалистике, но и в кадровой работе, при выборе деловых партнеров, при подготовке к обсуждению подозрительно выгодных предложений. В то же время хотелось бы предостеречь от двух возможных ошибок. Во-первых, чтобы точно осуществить графологический или графо-метрический анализ, следует иметь специальную подготовку и немалый опыт практической работы. Иначе в лучшем случае можно получить только некоторые индикаторы личности. Во-вторых, сейчас появилось много работ, перепечатанных с изданий по графологии прошлого века. Информация, представленная в них, безусловно, ценная, но ориентирована на те правила письма, которые сейчас не применяются. Материалы данного дайджеста основаны на современных данных графологии. Теперь о самом почерке, его главных характеристиках. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |