Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позитивное влияние миграции для экономики развитых и развивающихся стран.




Миграция трудовых ресурсов может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, принимающих и отдающих рабочую силу.

Позитивные последствия миграции трудовых ресурсов для экономики стран иммиграции (принимающей страны) в целом:

• облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;

• иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

• достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов.

• иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.

Позитивные для отдельной фирмы:

• иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные последствия миграции рабочей силы для экономики стран иммиграции:

• ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест

• происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда

• провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Позитивные последствия миграции рабочей силы для экономики стран эмиграции (отдающей рабочую силу страны) в целом:

• эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда

• работники из-за границы возвращаются более обученные и квалифицированные

• переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны

• при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

Негативные последствия миграции для экономики развитых и развивающихся стран.

Негативные последствия миграции для стран-импортеров:

-возникновение дополнительных проблем, связанных с социальной защитой

-иммигрантов.

-отток национальной валюты в форме вывоза или перевода.

-потеря обученный дешевых специалистов-иммигрантов, при их возвращении на родину.

Негативные последствия миграции для стран-экспортеров:

-потеря высококвалифицированных подготовленных специалистов, так называемый "отток умов".

-дополнительные бюджетные расходы на подготовку новых специалистов.

Международные и национальные органы регулирования миграции. Сходства и различия их функций.

Механизм национального и международного регулирования миграции рабочей силы включает в себя совокупность следующих инструментов: создание соответствующих государственных институтов; нормативно-правовые регуляторы импорта-экспорта рабочей силы; международные соглашения (двусторонние и многосторонние соглашения); качественные требования к иностранной рабочей силе (сертификат об образовании, стаж работы по специальности); прямое квотирование и косвенное регулирование импорта рабочей силы; регулирование на основе экономических критериев; административные меры, обеспечивающие импорт рабочей силы; экономическая помощь регионам массовой эмиграции; формирование эмиграционного климата; валютная и банковская политика (льготы по валютным вкладам, открытие зарубежных филиалов отечественных банков, использование иностранных банков); финансовая политика; инвестиционная и налоговая политика; таможенная политика и др.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.

Международная организация по миграции (МОМ), организована в 1949 г. Основными функциями МОМ являются: осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан, организация передвижения беженцев, предотвращение «утечки умов», консультации по вопросам миграции. МОМ не входит в учреждения ООН, но тесно сотрудничает.

Система постоянного наблюдения за миграцией СОПЕМИ координирует деятельность национальных иммиграционных управлений (создана странами-членами ОЭСР). В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.

 

Структура и динамика трудовых ресурсов России и их миграции.

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно, а для женщин - 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и незанятое в экономике трудоспособное население.

1. Численность трудовых ресурсов России имеет тенденцию к сокращению. За последние четыре года их численность уменьшилась на 2,6 млн чел. Подобный процесс отрицательно влияет на социально-экономическое развитие страны.

2. Резко сокращается численность занятого в экономике населения. Причем данный процесс совершается более интенсивно, чем сокращается численность трудовых ресурсов. Так, если численность трудовых ресурсов уменьшилась на 2,5 млн чел., то численность занятого в экономике населения - на 6,2 млн чел., или в 2,3 раза больше. Это обстоятельство ставит перед обществом актуальнейшую задачу существенного повышения использования уже сформированного трудового потенциала страны.

Основой для формирования трудовых ресурсов является, как известно, общая численность населения. Поэтому динамика движения численности населения и его структура предопределяют динамику численности и возрастного состава трудовых ресурсов. Следовательно, исходным пунктом в изучении качественного и количественного аспектов трудоспособного населения выступают указанные признаки всего населения.

Возрастная структура населения России следующая: моложе трудоспособного возраста насчитывается 22,5 млн чел., в трудоспособном возрасте - 57,0 млн чел., старше трудоспособного возраста - 20,5 млн чел. Сопоставление этих показателей с соответствующими показателями 1990 г. показывает, что произошло уменьшение численности лиц моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...