Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и динамика трудовых ресурсов мира.




Трудовые ресурсы - часть населения в трудоспособном возрасте, обладающая способностью к труду, знаниями, умениями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте, работающих лиц пенсионного возраста, работающих подростков.

Население мира в ХХ1 в. увеличилось с 1,5 млрд. до 7 млрд. чел. (2011г.).

В демографическом развитии мира во второй половине ХХ в. - начале ХХ1 в.

наблюдаются следующие тенденции:

· Во-первых, быстрый рост народонаселения. В течение первой половины ХХ столетия общее число жителей Земли увеличилось на 1млрд. чел. За период 1950-1996гг. население мира в целом возросло в 2,3 раза и в конце 1999г. преодолело шестимиллиардный рубеж.

· Во-вторых, неравномерные темпы роста населения в основных группах стран. Население Северной Америки, Европы, бывших социалистических стран и промышленно развитых стран увеличивалось медленнее среднемировых показателей. В то же время в развивающихся странах, в том числе и Африке, Латинской Америке. Азии, население росло высокими темпами - более 2% в год. Такой рост населения мира называют демографическим взрывом, демографической революцией.

Темпы прироста населения в развитых странах остаются в последние два десятилетия стабильно низкими. Резко замедлились темпы прироста в государствах с переходной экономикой, а в России, Балтии и восточной Европы наметился процесс естественной убыли населения. Замедлились темпы роста населения и в развивающихся странах, в основном за счет восточной и Юго – Восточной Азии, а также Латинской Америки.

В результате усилилась диспропорция в распределении населения Земли между основными группами стран. Главным следствием этого стала неуклонно увеличивающаяся концентрация трудовых ресурсов мира в развивающихся странах. Причем 2/3 мировых ресурсов рабочей силы приходится на страны с самыми низкими показателями ВВП на душу населения.

Демографическое старение населения увеличивает экономическую нагрузку на общество: во многих развитых странах численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает число пенсионеров, и это превышение быстро сокращается.

Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, так как остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством или служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активное население мира в 1999г. оценивалось в 2784 млн. человек, что составляло 47,8% всего населения мира, в том числе мужчины – 60%, женщины – 40%.

Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е гг. до 1,6% в 1995- 1999гг., что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире.

Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля лиц с таким образованием в России составляет 51% общей численности занятых.

Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы – общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько просто уровнем грамотности. В этих странах уровень грамотности в середине 90-х гг. составлял, % к общей численности взрослого населения: мужчины – 78,4 и женщины – 60,3. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...