Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разнообразие форм организации процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.




 

План ответа:

1. Понятие «форма организации обучения»

2. Классификация форм организации процесса обучения

3. Характеристика отдельных форм организации процесса обучения.

 

I. Понятие «форма организации обучения»

Форма организации процесса обученияединица процесса обучения, имеющая определенные временные характеристики и создаваемая для решения определенного количества учебно-познавательных задач. Под формами обучения подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, реализуемой в определенном порядке и режиме (Мозговой В.М.).

II. Классификация форм организации процесса обучения

Классификация форм обучения осуществляется на основе следующих критериев:

1. Количество учащихся, принимающих участие в обучении – коллективные (фронтальные), групповые, микрогрупповые и индивидуальные занятия.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые (постоянные группы), бригадные (временные группы), кооперированно-групповые (выполнение части общего), дифференцированно-групповые (учет уровня учебных возможностей) и парные.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной.

2.Место реализации обучения – дошкольные занятия, школьные уроки, внешкольные (экскурсии, занятия на дому и пр.);

3.Продолжительность учебных занятий – уроки (40-45 минут), коррекционные занятия индивидуального и группового характера (ЛФК, логопедические занятия) (15-25 минут), работа в системе группы продленного дня (60-90 минут);

4. Направленность учебного процесса, цели и задачи обучения – индивидуальные коррекционные занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, игротерапия.

II. Характеристика отдельных форм организации процесса обучения

Характеристика одной из форм ( по желанию студента), любой хоть школьной, хоть дошкольной. Ниже приведены характеристики некоторых школьных форм организации процесса обучения. Можно выбрать из них. Обо всех рассказывать не нужно, но могут задать вопросы.

Урок

Урок является основной формой организации процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Чаще всего в современной школе для детей с умственной отсталостью можно наблюдать учебное занятие, организованное в виде комбинированного урока. 

 Некоторые виды уроков для детей с недоразвитием интеллекта:

Предметный урок – особая форма организации процесса обучения, в ходе которой

у ребенка формируются элементарные, яркие представления об объекте или явлении, т.е.

накапливаются первоначальные представления об окружающем мире. Такой урок

строится с опорой на восприятие и самостоятельное взаимодействие ребенка с

натуральным объектом. В результате такого занятия в процессе анализа объекта на основе

чувственного восприятия школьники получают верные, четкие, хорошо структурированные представления о предмете изучения, делают простейшие обобщения и выводы.

Интегрированный урок

Характерной особенностью этих уроков являются ярко выраженные межпредметные связи.

Интегрированный урок предполагает рассмотрение отдельного объекта или явления, его описание словом, цифрой, образом. Наибольшей эффект достигается при интеграции таких образовательных областей, в рамках которых возможно разносторонне рассмотреть изучаемый объект или явление: предоставит детям возможность поработать с информацией теоретического и практического характера, логического и эмоционального плана.

Практические занятия

  Среди учебных занятий особое место занимают формы организации процесса обучения, в основу которых положена практическая деятельность детей. Среди таких занятий выделяют уроки-практикумы, практические занятия и «уроки -творческие мастерские».:

-Уроки-практикумы

Основная цель - формирование практических умений. Комплекс этих умений формируется с учетом содержания программы, особенностей жизни конкретных детей и возможности организовать занятия за пределами школы.

Для этих занятий характерна равная значимость «теоретической» и «практической» части занятия по отношению к решению задач урока, что часто выражается и в формулировании темы; приблизительно одинаковом времени, отводимом на реализацию той и другой части занятия.

-Практические занятия               

Основная цель -закрепление и применение усвоенных умений и навыков. Если уроки-практикумы могут быть организованы в любой момент изучения темы, то практические занятия, как правило, завершают изучение больших тем.

Особенностью этих занятий является значительная доля самостоятельности детей при планировании, выполнении работы, составлении отчета по ней. Именно эта самостоятельность требует особой организации всего занятия, поскольку значительно меняется характер взаимодействия учителя и учеников в процессе реализации конкретных задач такого занятия.

 

-Творческие мастерские

Цель: создание условий для переноса умений и навыков. Для этого создается проблемная ситуация, решение которой возможно путем применения сформированных знаний и умений на другой материал или в иную предметную область. Именно эта особенность ставит особняком эту форму организации процесса обучения, выводя ее за рамки сугубо урочных форм работы. «Творческие мастерские» проводятся в процессе обучения как повторительно-обобщающие занятия, охватывающие длительный период обучения (крупную тему, комплекс связанных тем, серию интегрированных занятий, целостную работу детей в течение всего учебного года), или как внеклассные мероприятия. В силу своих особенностей такие занятия могут носить межпредметный характер и, как правило, организуются в том случае, если есть возможность организовать практическую деятельность детей, в ходе которой будут решаться основные задачи урока.

         На уроке - «творческой мастерской» учитель направляет деятельность детей и выступает в роли консультанта, помощника, к которому можно обратиться за помощью или советом.

Занятия с использованием игровых моментов и ситуаций. Игровые занятия

Использование во всех формах обучения в младших классах игровых моментов и игровых ситуаций помогают не только глубже усвоить содержание урока, но и делают более доступной для детей сложную учебную деятельность. Использование в процессе обучения разных видов игр (сюжетной, конструктивной, подвижной, интеллектуальной и др.) позволяет более успешно осуществлять коррекцию недостатков психического и физического развития, и создает условия для формирования основных компонентов учебной деятельности.

Использование игры в процессе обучения младших школьников с интеллектуальным недоразвитием может быть организовано на основе введение в процесс обучения различных дидактических игр:

- сюжетных (имитационных, деловых, сюжетно-дидактических);

- условно соревновательных;

- развивающих («интеллектуальных»).

Игры вводятся в процесс обучения умственно отсталых школьников постепенно: от игрового момента, через игровую ситуация, к игровому занятию (ступенчатому, со сменой ролей, и целостному).

Экскурсии

Экскурсия - форма фронтального обучения, которая характеризуется необходимостью изменения условий проведения обучения и преобладанием практической (преобразующей) деятельности учащихся.

Это общеразвивающее занятие направлено на накопление представлений, расширение кругозора детей, их включение в практическую деятельность по взаимодействию с окружающей действительностью. Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса. Основная часть проводимых в школах экскурсий может быть охарактеризована как интегрированные. Они обеспечивают широчайшую реализацию межпредметных связей на доступном детям наглядно-практическом уровне.

Экскурсии вводятся в процесс обучения детей с интеллектуальными проблемами постепенно: от учебных прогулок к ознакомительным экскурсиям и учебным экскурсиям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...