Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура и содержание АООП обучающихся с умственной отсталостью.
План ответа. 1. Место АООП в нормативных документах, регламентирующих образование детей с ОВЗ. 2. Структура АООП. 2. Содержание структурных компонентов АООП.
1. Существует два главных стандарта. ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС образования для детей с УО. Во ФГОС НОО для детей с ОВЗ входит ООП – основная общеобразовательная программа, которая берется за основу для образования всех категорий школьников. В соответствии со стандартами ООП адаптируется и получается АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа, имеющая некоторые изменения в зависимости от категории школьников, на которую она расчитана. Т.о.АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ― это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП разрабатывается самостоятельно общеобразовательным учреждением с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы начального общего образования школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Отдельно формируется АОП – адаптированная общеобразовательная программа, которая реализуется в конкретном образовательном учреждении. Как правило, такая программа реализуется в условиях интегрированного обучения. ФГОС для детей с УО предлагает два варианта программы — для детей с легкой степенью интеллектуального недоразвития и для детей со средней и более степенью интеллектуального недоразвития. Кроме того, для детей с ТМНР либо обучающихся инклюзивно создается СИПР — специальная индивидуальная программа развития, разрабатываемые для конкретного ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
В Статье 2, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ): В структуру примерной адаптированной основной образовательной программы включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты.
2. В структуру АООП входят два крупных раздела: Общие положения, и адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью. В программу входят подразделы: - Пояснительная записка к АООП, - Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью, - Условия реализации АООП.
3. Содержание структурных компонентов АООП. + Общие положения включают в себя три подраздела, регламентирующие определение и назначение АООП, нормативные документы для разработки АООП, структуру АООП.
+ Пояснительная записка включает в себя цели реализации АООП, психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью, особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, принципы и подходы к формированию АООП.
+ В раздел Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью входят: - В содержании образования указано «Обучаясь по адаптированной основной образовательной программе общего образования, обучающийся с умственной отсталостью получит образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием здоровых сверстников и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом.» - планируемые результаты освоения АООП, Освоение АООП общего образования обеспечивает достижение обучающимся с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные личностные установки. Личностные результаты освоения АООП должны отражать, например, осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою родину. Предметные результаты освоения АООП включают усвоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся. - система оценки достижений обучающихся по АООП, раскрывает формы оценивания достижений обучающихся с ОВЗ. Оценке подлежат личностные и предметные результаты. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Всесторонняя и комплексная оценка может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки. Состав экспертной группы определяется образовательной организацией. Для полноты оценки следует учитывать мнение родителей. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет представить полную картину динамики целостного развития ребенка и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Оценку предметной группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. В период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся. Основными критериями оценки являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). - программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью, реализуется в начальных (I-IV) и старших (V-XI) классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с УО как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда. Состав базовых учебных действий: 1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. 2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения. 3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Например, умение входить и выходить из помещения со звонком. 4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Например, умение пользоваться знаками, наблюдать, сравнивать. - Программы учебных предметов, Программы учебных предметов (I – IV классы) Программы учебных предметов (V – IX классы) Программы учебных предметов (X – XI классы) - Программа духовно-нравственного развития, призвана направлять образовательный процесс на воспитание умственно отсталых обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. Нравственное развитие умственно отсталых обучающихся проходит в области формирования: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры. - Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. - Программа коррекционной работы, Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников. Коррекционная работа проводится по направлениям: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительская работа, социально-педагогическое сопровождение. - Программа внеурочной деятельности, Под внеурочной деятельностью понимается общеобразовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. - примерный учебный план, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Коррекционно-развивающее направление является обязательным и представлено коррекционо-развивающими занятиями (логопедия и психокоррекционные занятия) и ритмикой. Время, отведенное на внеурочную деятельность не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. - Календарный учебный график: определяет начало и конец учебного года, четвертей. Продолжительность каникул в учебный год составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в подготовительном и 1 классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы. - Условия реализации АООП представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям реализации адаптированной основной образовательной программы и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся и содержат следующие разделы: + Кадровые условия, характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с умственной отсталостью в системе школьного образования. Учителя, реализующие АООП должны иметь высшее профессиональное образование по программам подготовки олигофренопедагога. + Финансово-экономические условия, экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст.99 ФЗ-273 «Об образовании в РФ». + Материально-технические условия: общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно образовательной среды. Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с умственной отсталостью должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к организации пространства; временного режима обучения; техническим средствам обучения; специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью и позволяющих реализовывать выбранный вариант стандарта.
Для второго варианта программы структура АООП формируется аналогичным образом и включает в себя те же разделы: - пояснительная записка, - содержание образования, - условия реализации. Опишем основные отличия 2 варианта. + результаты освоения программы. «результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.» + система оценки. «Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИОП, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции. Оценка результатов выполнения СИОП по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребѐнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции» Тот же метод экспертной группы. + программа формирования БУД «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью и включает следующие задачи: - формирование учебного поведения (выполнять инструкции учителя) - формирование умения выполнять задание (от начала до конца) - формирования умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом итп. + программа учебных предметов и коррекционных курсов Содержание образования отличается соотношением основных компонентов образования: теоретического и практического. учебные предметы: общение, математические представления, изобразительная деятельность, музыка, окружающий природный мир, человека, самообслуживание, адаптированная физическая культура, домоводство, профильный труд. Коррекционные курсы: сенсорное развитие, двигательное развитие, альтернативная коммуникация, коррекционно-развивающие занятия. - программа экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни - программа внеурочной деятельности, - примерный учебный план + условия реализации Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. В связи с этим в структуре материально технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к: организации пространства; организации временного режима обучения; организации учебного места обучающихся; техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистирующие средства и технологии); специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся; условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся; информационно-методическому обеспечению образования.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 643. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |