Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности культуры народов Кубани XVIII-XIX вв.




В силу особен ностей процесса заселения и хозяйственного освое ния Кубань стала уникальным регионом, где эле менты традиционной восточно-украинской культуры взаимодействуют с элементами южнорусской куль туры.

Следует отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональ ным регионом, в котором сочетались культурные тра диции различных народов. Взаимовлияние и куль турный обмен привели к формированию уникального феномена - поликультурного пространства Кубани.

Особое влияние на развитие региона оказала ка зачья колонизация. С первых лет переселения на Ку бань казаков начинали складываться торговые связи, происходил культурный обмен с местными народа ми. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс развития дружеских отношений, единого ментального поля, но не могла его остано вить. По окончании военных действий мёжкультурный диалог развивался более интенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентирован ной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление возможности для горцев полу чить высшее и среднее образование в учебных заведе ниях России. Несмотря на некоторые негативные фак ты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дореволюционный пе риод привело к формированию прочных начал духов ной общности горских племен и русского народа.

Изначально На значительной части степ ной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые построй ки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными карниза ми, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских станицах крышу крыли пучками со ломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали коньки. В восточных районах края позже широко распространились и круглые дома. Их строили рублеными, тур лучными, часто с железной или черепичной кры шей. Такие дома обычно состояли из нескольких ком нат, веранды, парадного крыльца.

В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круг лый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широ кая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - деревянная кровать. Во второй ком нате (великой хате) обычно находилась добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (гор ка), комод для белья и одежды, кованые и деревян ные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На стенах висели обрамленные вышитыми рушника ми семейные фотографии, цветные литографии с изоб ражением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны, зер кала в деревянных резных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украша лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего проживания, однако испытала на себе влияние местных народов.

В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зимнее время прибавляли бурку и башлык.

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка).

Помимо русского народа в Кубан ской области по переписи 1897 г. проживали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, греки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, та тары, эстонцы и некоторые другие.

Второй по численности группой коренного насе ления области были адыги - черкесы.

В целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в развитии системы образования в среде горцев.

Создава лись окружные и начальные школы, причем окружные соответствовали уездным училищам Централь ной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. На чальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения му сульманским.

Школы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свидетельствует об осознании значимости образования в горской сре де.

Значительное место в духовной культуре адыгов за нимало устное народное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь главных ге роев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и моральные нормы оставались для ады гов образцом мужества, смелости, любви к Родине, примером чес тности и благородства, верности в дружбе.

Значительное влияние горской культуры сказа лось на вооружении и одежде казаков. Первыми одеж ду черкесского образца стали носить линейные каза ки, а в начале 1840-х годов для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линей ных. Эта форма стала единой и для образовавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимство вания у адыгов.

 

14. Социально-экономическая и политическая обстановка на Кубани и в Черноморье накануне и в годы первой русской революции.


Характерные особенности социально-политической обстановки на Кубани и в Черноморье этого периода состоят в тесном переплетении экономических, соци­альных, национальных, военно-политических и пси­хологических факторов. По свидетельству депутата Государственной думы и известного краеведа Ф. А. Щербины, данный регион представлялся бескрайним ис­точником естественных богатств с дефицитом рабо­чей силы. В результате снятия ограничений на въезд иногородних на Северный Кавказ устремился поток крестьян, сельскохозяйственных рабочих, предприни­мателей из российских губерний. Это привело к за­метному наращиванию экономического потенциала всего региона.
На фоне заметного роста основных экономиче­ских показателей, характерных для первой четверти XX в., резко обострились социально-экономические отношения между казачеством и иногородним крес­тьянством. Казачьи хозяйства Кубани по мере усиле­ния процесса капитализации сельского хозяйства и укрепления товарно-рыночных отношений все боль­ше сдавали свои позиции. Причины этого - длитель­ная военная служба казака и архаическая система войскового землепользования. Это особенно стало заметно в новых экономических условиях, когда ка­зачьи хозяйства явно уступали крепким хозяйствам иногородних крестьян.
Серьезной проблемой как для всей России, так и для Кубани оставалась земля.
Говоря об особенностях развития капиталистиче­ских отношений, необходимо отметить высокую кон­центрацию рабочих на предприятиях и сохранив­шуюся коллективистскую (общинную) психологию крестьянства.
Серьезным испытанием стал разразившийся в 1901-1903 гг. мировой экономический кризис. Рево­люционные волнения, начавшиеся еще в 1890-е годы, становятся еще более активными и организованны­ми. В 1902-1903 гг. прошла грандиозная стачка ра­бочих в Ростове-на-Дону, в которой приняло участие до 200 тысяч человек. Набирало силу марксистское движение.
9 января 1905 г. стало началом первой русской революции. В этот день в Екатеринодаре состоялась трехтысячная демонстрация трудящихся. Объявили забастовку рабочие чугунолитейных заводов. Волна митингов и демонстраций в знак протеста в связи с расстрелом мирной демонстрации в Санкт-Петербурге прокатилась по всем крупным городам Кубанской области и Черноморской губернии. Ми­тинги и демонстрации зачастую сопровождались столкновениями с полицией.
В ходе весенних выступлений рабочих, эко­номические стачки сочетаются с политическими за­бастовками и демонстрациями.
Высшей точкой первой русской революции явля­ется октябрь - декабрь 1905 г. Издание царского Манифеста., провозгласившего введение в стране политических прав и свобод, в тех конкретно-исторических условиях привело лишь к временному снижению остроты недовольства в стране, но не могло устранить их полностью.
В годы первой российской революции в результа­те революционного народного творчества возникли массовые организации - революционные крестьян­ские комитеты, являвшиеся органами восстания и на­родной власти на селе.
В годы первой русской революции широкое распространение получила «приговорная кампания». В приговорах, которые принимались на сельских схо­дах, содержались требования созыва Государствен­ной думы на основе всеобщего избирательного права при прямом и тайном голосовании, свободы печати, собраний, союзов, стачек, отмены выкупных плате­жей, введения подоходного налога, отмена частной собственности на землю. В требованиях отра­зились народнические представления мелкобуржуаз­ного социализма, направленные в конечном итоге против старой, крепостнической России, против фео­дального неравенства.
В период первой русской революции происходили отдельные выступления в армии и на флоте в Новороссийске.Не желая вести брато­убийственную войну, казаки заявили об отказе несе­ния полицейской службы.В целом казаки были еще слишком далеки от того, чтобы перейти на сторону революционного народа. «Третьеиюньский пере­ворот» и означал поражение революции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...