Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Народы Северного Кавказа и Россия в конце XVIII - начале XIX вв. Вхождение Правобережной Кубани в состав Российской империи.




В 19 веке значительные территории Северного Кавказа активно заселяются славянскими народами, которые во многом впитывают местные традиции и образ жизни, в свою очередь оказывая огромное влияние на коренное население края.

По вероисповеданию большая часть коренного населения Северного Кавказа принадлежит к мусульманам – суннитам. Православие исповедует основная масса осетин, моздокские кабардинцы, а также проживающие здесь русские, украинцы, греки и ряд других народов.

Население Северного Кавказа принадлежит к различным языковым семьям и группам. Собственно кавказские (в языковом отношении) народы принадлежат к северокавказской языковой семье. Для народов этой семьи Кавказ является единственным местом компактного проживания. Северокавказская семья подразделяется на две группы: абхазо-адыгскую и нахско-дагестанскую. К абхазо-адыгской группе принадлежат следующие народы Северного Кавказа: кабардинцы, адыгейцы, черкесы и шапсуги (все они объединяются под общим названием «адыги»), а также абазины; к нахско-дагестанской – чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы и многие другие народы Дагестана. Языком межнационального общения для народов Северного Кавказа служит русский язык.

 Переход к России Правобережной Кубани

После Кючук-Кайнарджийского мира Россия, казалось бы, прочно закрепила за собой Правобережную Кубань. Однако это было закрепление с помощью войск. Для основательного закрепления, как понимала Екатерина, здесь нужны были постоянные носители российских интересов. Выход был найден в переселении сюда запорожских казаков.

Войсковой судья Антон Головатый обещал императрице «воздвигнуть на дарованной земле грады, населить села» и сохранять в безопасности рубежи отечества.

В 1793 год

Началось заселение и освоение Кубани казачеством.

Заселение Правобережной Кубани казаками

17 тысяч бывших запорожских казаков, переселившихся в первые годы, взялись за укрепление кордонной линии и строительство куреней (станиц).

На созванном в Екатеринодаре собрании сельских атаманов путем жеребьевки были определены места расселения 40 куреней

войсковое правительство решило в память об императрице воздвигнуть войсковой город Екатеринодар и сразу же в Карасунском куте (в районе современного горпарка им. Горького) началорсь строительство войсковой крепости.

Вместе со старыми названиями казаки переносили на новые земли свой уклад привычной жизни и внешний облик - длинные опущенные усы, бритая голова, оселец за ухом, просторная рубаха, широкие шаровары, сапоги. Зимой носили высокую меховую шапку с красным верхом и полушубок. Сохранили и воинское мастерство - меткость стрельбы, в том числе с лошади на полном скаку и даже в темноте на слух.

9. Народы Кубани в первой половине XIX в.

На Северо-Западном Кавказе и Черноморском побережье проживали коренные обитатели Кубани -адыгские племена. Вторые по численности абадзехи. Общую численность адыгов к середине XIX в. можно оценить в 700-750 тыс. человек.

Хозяйство адыгов было натуральным. В Прикубанской низменности развивалось земледелие, продукты которого шли на внешний ры­нок.

Черкесы выращивали просо, кукурузу, яровую пшеницу, полбу и ячмень. Помимо земледелия гор­цы занимались скотоводством - разводили рогатый скот и овец.

Не­маловажное место в хозяйстве адыги отводили пчеловодству, поскольку мед был и предметом обменной торговли, и постоянным продуктом в рационе горцев.

Адыгские женщины занимались ткачеством, изготовляли тонкие шерстяные материи.

Общественное устройство адыгских племен отли­чалось неоднородностью. Единого государства у ады­гов не было. В конце XVIII - первой половине XIX в. родовые отношения у адыгов находились в стадии разложения, шел процесс складывания феодализма. Однако темпы феодализации у различных адыгских племен были неодинаковы: существовало разделение на «аристократические» и «демократические» племе­на. К первым относились бжедухи, хатукаевцы, темиргоевцы, бесленеевцы. У аристократических пле­мен были явно выражены черты складывающегося феодального строя, оформленная сословная структу­ра общества с господствующей ролью владетельных князей и дворян и феодально-зависимым положением значительной части крестьянства.

К демократическим племенам относились абадзехи, шапсуги, натухаевцы и убыхи. У демократичес­ких племен процессы феодализации тормозились упор­ным сопротивлением свободных членов общины -тфокотлей, возглавляемых старшинами. В результа­те этой борьбы права и привилегии дворянства были ограничены, а верховенство в политической области захватили старшины. Однако в итоге именно старшина стала прослойкой горского общества, активно феодализирующейся и эксплуатирующей свободных общин­ников.

Социальная структура представляла собой фео­дальную иерархическую лестницу, на вершине кото­рой находились князья - пши, чье могущество осно­вывалось на владении захваченной общественной землей, значительном количестве скота и лошадей. К верхушке феодального общества относились также мусульманские священнослужители: эфенди, муллы, кадии и муэдзины. Ниже находились дворяне - уорки.

Основную массу горского населения составляли свободные общинники-тфокотли - около трех четвер­тей от численности всего общества. Тфокотли имели право обладать крепостными людьми. Однако основ­ная масса была зависима от феодалов, выполняя раз­личные повинности. В категорию крепостных кресть­ян входили пшитли, которые находились в полной личной и поземельной зависимости от князей и дво­рян. Низшую ступень феодальной иерархической ле­стницы занимали унауты - домашние рабы. Унауты не имели собственности, получая пропитание от хозяи­на, имевшего неограниченную власть над рабами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...