Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МОТИВАЦИЯ и МОТИВЫ ЧЕЛОВЕКА⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Обсуждение в первой главе книги феноменологического материала привело к заключению о всеобщей мотивационной значимости отражаемых явлений. Проведенный в дальнейшем анализ основных психологических механизмов ситуативного и онтогенетического развития мотивации дает основу для уточнения этого тезиса, позволяя, в частности, обозначить ис-очники всеобщего обнаружения и разнообразия мо-йвационных отношений человека. Первый источник—это сохраняющиеся в органи-ации базовых потребностей человека механизмы 'нстинкта. Инстинкт в первоначальном виде пред-тавляет собой форму биологической мотивации, 'беопечивающую пристрастное восприятие целого 'комплекса ключевых воздействий, каждое из которых способно .побудить индивида к определенному действию; совершение этих действий способно привести к некоторому общему лриопособительному эффекту, который, собственно, и должен обеспечиваться механизмом инстинкта (например, к появлению-потомства), но к которому индивид на уровне субъективно переживаемой мотивации не стремится. Признанием того, что в организации потребностей человека сохраняются механизмы инстинкта, автоматически |Ц утверждается существование целого множества предметов и воздействий, так или иначе опосредствующих удовлетворение потребностей, к .мотивационному восприятию которых он является наследственно предрасположенным. Инстинктивные механизмы проявляются в регуляции, например, прожевывания пищи или полового акта, а также в сфере человеческих взаимоотношений, придавая мотивационное значение сложнейшему языку мимики, движений, отношений, поз, интонаций и т. п., который, конечно, в онтогенезе получает дальнейшее развитие. Второй источник—это постоянно происходящее ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации человека, в результате которого предметы и воздей- 245 ствия, уже имеющие мотивационное значение, передают такое значение практически всему, что с ними связано, вплоть до случайно сопутствующих мотива-ционному воздействию обстоятельств. «Единицей» ситуативного развития мотивации является отдельный акт эмоционального переключения, лежащий в основе, в частности, мотивацнонного обусловливания В тех случаях, когда переключающаяся на новый предмет эмоция фиксируется, обеспечивая его эмоциональное восприятие независимо от события, послужившего основой переключения, происходит онтогенетическое развитие мотивации. Специфика эмоционального .переключения в психике человека состоит в том, что оно: — приобретает 'возможность происходить в плане представлений, т. е. выходит за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации, что весьма расширяет зону проявления эмоционального переключения, делая ее практически неограниченной; — происходит в условиях и на основе сложнейшей системы отражаемых в человеческом «образе мира» -связей, поэтому способно совершаться сразу (без повторения мотивационного воздействия) во многих направлениях, на разных уровнях обобщения, многоступенчато; — усложняется из-за вероятностного характера представляемых, в частности, предвидимых в будущем событий, что создает возможность ослабления переключающихся мотивациояных отношений в зависимости от меры реальности представляемого содержания; расширение сферы действия эмоционального переключения содержит возможность потери им действенности. В свете того внушительного масштаба, с которым множество первичных мотивационных отношений переключается на связанные с ними обстоятельства, становящиеся в случае мотивационной фиксации основаниями для дальнейших переключении, тезис о всеобщей мотивациодной значимости отражаемых явлений становится вполне правдоподобным. Нескольку одни и те же предметы могут иметь то или иное отношение к целому множеству потреб^-ностей и сложившихся мотивационных отношений человека, их мотивационное значение, как правило, 246 является комплексным, полипотребностным, а вызываемая ими активность—полимотивированнои. Уникальность, неповторимость таких поливалентных, в частности амбивалентных, мотивацконных отношений затрудняет их систематизацию, вынуждая обращаться к теоретическим различения^, сложяым образом сочетающимся в реальных мотивационных образованиях. Так, заметное и, казалось бы, естественное различие между непосредственным и опосредствованным, иначе—независимым и производным моти-взциояным значением, которое обнаруживает, например, безусловный и условный раздражители, в случае человеческой психики существенно усложняется из-за способности онтогенетически производного мотив ацион.ното отношения стать «функционально автономным», т. е. как бы оторваться от породившего его мотивацконно-го основания и приобрести признаки независимости. Однако такая автономизацкя может оказаться временной, как, например, в случае поглощенности человека достижением цели, требующей интенсивной и продолжительной отдачи. Фактически между непосредственными' и опосредствованными мотивационными значениями существует несколько, причем различных, переходных форм, так или иначе сочетающих признаки обоих видов значения. В подобном смысле относительно различение также устойчивых и временных, конкретных и обобщенных мотивационных отношений, обозначающее скорее крайние точки их распределения по указываемым признакам. - Что касается непосредственно значимых мотивационных отношений, то анализ процесса мотивационной фиксации позволил обозначить два случая их возникновения на основе природных механизмов: — случай онтогенетической «достройки» инстинктивных отношений путем импринтингоподобной фиксации; — формирование новых мотивационных отношений на основе эмоционального заражения (мотивационного подражания). Дальнейшее развитие абсолютных (с указаннь?ми выше оговорками) мотивационных значений происходит на основе обычного фиксирующегося эмоцио- 247 нального переключения (мотивационного опосред-ствования) при условии приобретения сформировавшимся новым мотивационным отношением функциональной автономности. Впрочем, те переключения которые происходят по связям частное — общее, со-' храняют непосредственное мотивационное значение и без условия автономизации. Очевидно, что подчеркнутая Ф. М. Достоевским абсолютная ценность - слез только одного ребенка обостренно выражает целую систему обобщенных нравственных ценностей, касающихся всех детей и всех людей, их слез и страданий. Мотивационное поле. Тезис о всеобщей мотива-ционной значимости отражаемых явлений определяет специфическое представление о реальном ситуативном (и субъективном) обнаружении человеческой мотивации. Из него следует, что человек в каждый момент ' находится под влиянием целой системы актуализированных мотивационных отношений и по-.буждений, составляющих вследствие взаимодействия своего рода мотивационное поле, которое динамично и гибко определяет как достигаемые им цели, так и многочисленные нюансы способа их достижения, например, решительность, эмоциональность, вежливость, продуманность действий и т. п. Данное представление соответствует тому, как мо-тивационная динамика изображалась в концепции К. Левина, согласно которой поведение является функцией целостного «жизненного пространства», охватывающего как индивида и его потребности, так и окружение. Однако для приближения этой концепции к традиционным понятиям и взглядам ее целесообразно переинтерпретировать, онтологизируя «жизненное пространство» и рассматривая его как субъективно переживаемый образ действительности; при такой интерпретации «окружение» составляют не физические .объекты, а их субъективные образы; валентности этих объектов и исходящие от них силы рассматриваются как эмоциональные оценки и побуждения. Совокупность взаимодействующих субъективно переживаемых пристрастных отношений, собственно, и является реальным носителем упомянутого мотивационного поля. Характер и дина'мика возникающих пристрастных отношений зависят от потребностей, их организации 248 и актуализации. Однако это не единственный фактор. Актуализироваться потребности могут двумя опособавди: эндогенно, благодаря спонтанному обострению, и экзогенно, вследствие воздействия ситуации. Посредством ситуативной актуализации мотивационное поле человека способно подвергаться влиянию со стороны других людей, что проявляется в феномене сложного взаимодействия между полями людей, находящихся в тех или иных отношениях. Появление рядом взрослого означает для детей не только возникновение в мотивационном поле «объекта», наделенного выраженной валентностью, но и изменение мотивационкого значения многих других явлений: теряют привлекательность шалости и т. п. Воздействовать на мотивационное поле человека можно пытаться и при помощи специально применяемых воздействий и средств, например строгого взгляда, значимой символики, ритуальных обрядов, музыки. Иногда внешние воздействия могут означать требование к безоговорочной смене мотивации; примером может служить сигнал тревоги для военнослужащего. Из-за всевозможных влияний, взаимодействия с полями других людей, а та'кже оказываемых на человека воспитательных воздействий его мотивационное поле оказывается включенным в создаваемую социальной системой тотальную мотивационную атмосферу. Такая атмосфера детерминирует мотивационное поле человека как 'прямо, определяя его в некоторый момент через актуализацию потребностей, так и опосредствованно, влияя на организацию и развитие потребностей. Мотивационные системы. Уже потребности животных не обнаруживают четкой дифференциации, переплетаясь обоими механизмами и проявлениями в поведении. Тем более это свойственно потребностям человека, функционирующим в условиях значительно более интегрированного психического отражения. Данное обстоятельство делает целесообразным выделение в организации мотивационной сферы более дробных «единиц», из которых составляются сложные функциональные образования, в частности потребности. В качестве такой функциональной «единицы» можно обозначить мотивационные системы, обеопечи- 249 вающие ситуативное развитие мотивации путем спецн. фических взаимосвязанных эмоциональных переклю чений. В типичном случае мотивационную систему составляет своего рода «ядро» — некоторое основное (ведущее) мотивационное отношение, из которого при определенных обстоятельствах способен развиться ряд ситуативных (производных) эмоций, как бы уточняющих ведущее отношение применительно к конкретным условиям ситуации. Отношение к ребенку ке исчерпывается монотонной любовью, а содержит готовность сопереживать его огорчения, радоваться успехам и развитию, испытывать тревогу, если он находится вблизи опасного места, и др. Несколько другим реестром эмоций потенциально заряжен человек, стремящийся к цели, например, спортсмен на состязаниях или сопереживающий ему болельщик, но по функциональной организации и эта мотивацион.чая система состоит из ведущего отношения, из которого при определенных условиях посредством эмоционального переключения развиваются производные. Благодаря мотйвационным системам мотивация является в психический образ не в виде директивных стратегических отношений, а как нечто развивающееся в зависимости от условий в частные побуждения тактического порядка. Мотиаациокные системы различаются мерой универсальности. Наряду со сравнительно специализированными системами, соответствующими отдельным потребностям, например, связывающим мать и ребенка, существуют такие, которые способны .проявляться в принципе при удовлетворении любой потребности. Когда мать, столкнувшись с непослушанием ребенка, сердится на него и наказывает, эта реакция обусловлена более универсальной мотивационной системой (фрустрации), способной проявляться во взаимоотношениях и с другими людьми. Универсальность мотивационных систем, их переплетенное обнаружение в различных видах деятельности являются одной из причин, затрудняющих четкую дифференциацию потребностей. Ммотивационное образование, традиционно называемое потребностью, как правило, охватывает некоторое сочетание моти-вационных систем, проявляющихся в специфических видах деятельности. 250 Особого выделения заслуживает вопрос Т> происхождении мотивационных систем. В отдельных случаях они складываются в результате фиксации ситуативных эмоций и приобретения их предметами относительной функциональной автономности. Для учащегося, например, мотивационное значение имеет не только конечная цель его активности—приобретение знаний и диплома, но и ряд сопутствующих условий и обстоятельств: отметки, уроки, экзамены, отдельные изучаемые предметы, гучителя и др. Нет возможности сомневаться в онтогенетическом происхождении такого рода системы взаимосвязанных .предметов и вызываемых ими эмоций, являющейся | реальным побудителем учебной деятельности. | Однако многие мотив ационные системы имеют [природные предпосылки и связаны, как представляется, с сохраняющимися в организации потребно-.стей человека механизмами инстинкта. Особенно это касается систем, проявляющихся в общении и взаи-'• модействии людей. Об этом говорит тот факт, что в онтогенезе они проявляются очень рано. Как, например, не обращаясь к 'природным механизмам, объяснить набор тонких поведенческих реакций, в которых разворачивается привязанность ребенка к взрослому. Так, играя в некотором удалении от взрослого, ребенок старается быть повернутым к нему лицом, а в других положениях часто поворачи-. вает в его сторону голову (Anderson, 1972); следуя в спокойной обстановке за взрослым, он сохраняет . расстояние, пропорциональное разнице между ростом ', взрослого и уровнем своих глаз, так что чем выше , взрослый и чем меньше ребенок—тем больше ди-; станция следования (Mercer, McMurdy, 1985). ; Конечно, факт .культурно-исторической обуслов-! ленности форм, способов и языка человеческого об-1 щения исключает прямое, особенно содержательное ' их связывание с механизмами инстинкта. Однако нельзя не видеть также того, что ребенок обнаруживает способность обижаться, ревновать, мстить, проявлять агрессию значительно раньше, чем это от него можно ожидать исходя из общих законов и темпов приобретения им мотивационного опыта; особенно это заметно пр'и сравнении непосредственности и легкости, с которой в онтогенезе появляются эти эмо- 251 циональн-ые реакции, со значительно более продолжительным и трудным формированием умения их сдерживать соответственно присваиваемым культурным нормам. Не в том ли различие, что ребёнок обнаруживает эти реакция на основе природных меха. низмов потребностей, сдерживает же—на основе приобретаемых и специально формируемых? Подобно мимическому выражению эмоций, несомненно имеющему природную основу и имеете с тем дифференцирующемуся и утончающемуся в дальнейшем культурно-историчеоко.м развитии, многие мотивационные системы тоже опираются на сложившиеся в филогенезе гештальты определенного развития эмоций в ситуации. Впрочем, как могла бы сохраниться природная экспрессия эмоций, если в генетической программе развития мотивации не сохранилась бы идея этих эмоций? А если сохранилась идея и внешнее ее выражение, то, чтобы все это не было бы напрасным, должна была сохраниться и способность к ее узнава.нию другими индивидами, т. е. к непосредственному мотивационному восприятию наблюдаемого выражения эмоций. Комплекс взаимосвязанных непосредственно выражаемых и понимаемых эмоций — это и есть инстинктивная основа мо-тивационной системы, проявляющейся во взаимоотношениях людей. При уточнении задействованности механизмов инстинкта в организации мотивационных систем человека важно учитывать следующие моменты: — как и все в индивидуальном организме они являются продуктом прижизненного развертывания генетических программ и зависят от условий, при которых происходит такое развертывание; исследования Г. Ф. Харлоу показали, например, что материнский уход является необходимым условием для полноценного развития у обезьян важнейших инстинктов, обеспечивающих размножение; — они могут содержать звенья, предполагающие онтогенетические запечатлевания стимульного содержания; — они складываются и проявляются в условиях целенаправленного формирования у человека мотивационных отношений к объектам инстинктивных тенденций, которое может как совпадать с этими тен- 252 денциями, так и противостоять им; в проявлениях у человека полового инстинкта содержатся наиболее яркие свидетельства как способности сил, воспитывающих человека, сдерживать, вытеснять его, так и неспособности сделать это полностью. Эти обстоятельства, исключающие однообразие в обнаружении инстинктов у человека, требуют представления о них скорее как о тенденциях к определенному развитию мотивации, влияющих на мотива-цнонное поле и поведение только совместно и во взаимодействии с другими источниками и составляющими мотивации человека. Следует отметить, что, перестав быть в условиях человеческой психики влиятельной детермннантой, определяющей содержание мотивации, инстинкт сохранил более выраженное влияние на ее форму. Дело в том, что мотивационные системы сохранили отдельные моменты именно их принципиальной организации. Один момент такой сохраняющейся организации, как отмечалось, состоит в самой идее подробной за-; данности множества воздействий, побуждающих отдельные действия, которые в силу организации мо-]тивационной системы сливаются в общее целесообразное поведение. Другой момент касается взаимосвязанности и условий возникновения отдельных побуждений. В инстинктивном поведении отчетливо наблюдается приобретение раздражителями мотивационного значения под влиянием действия других, пусковых раздражителей, что можно охарактеризовать как развитие мотивационного процесса по формуле «если... , то...»; например, если нарушена индивидуальная дистанция, то нарушитель вызывает агрессию. Далее, в случае «разветвляющегося» типа инстинкта индивид может быть одновременно готовым к пристрастному восприятию целого ряда пусковых и ориентирующих стимулов, появление которых вызывает активные отношения и действия. Нетрудно видеть общее между этими отвлеченными принципами организации инстинкта и устройством обсуждаемых мотивационных систем, обеспечивающих ситуативное развитие мотивации и основанных на потенциальной способности ведущего мотивационного отношения при определенных (пуско- 253 вых) условиях породить ряд производных эмоций. Любящий ожидает взглядов, улыбок, прикосновений любимого, готов на эти признаки отношения эмоционально откликаться, их же отсутствие способно стать «пусковым» условием для обиды, ответной невнимательности и т. п. Человек, как и биологический индивид в случае «разветвляющегося» инстинкта, находится в стратегическом мотивационном состоянии, потенциально готово':"! конкретизоваться в тактических побуждениях, в частности по формуле «если... , то...». Принципиальная организация мотива-цнонных систем, так же как и обеспечивающие ее процессы эмоционального переключения, не является продуктом социального развития, хотя содержательное наполнение таких систем (например, что именно считается оскорбительным, как выражается оскорбление и т. п.) может целиком определяться культурой. Мотивы личности. Важнейший фактор, определяющий мотивацию человека, особенно на завершающем этапе ее развития—.познавательная активность субъекта по осмыслению жизни я преследуемых в ней целей. Создаваемая вокруг человека тотальная мо-тивационная атмосфера непосредственно влияет на развитие потребностей разве только в первые периоды жизни; впоследствии ее воздействия анализируются и взвешиваются активным, постепенно вооружающимся интеллектом и опытом субъектом, способным противостоять одним влияниям и предпочитать, искать другие. Уже сложившиеся побуждения тоже обычно подвергаются интеллектуальной проверке на предмет того, не окажется ли их реализация в итоге безнравственной, не обернется ли потерями и т. п. Основное направление активности субъекта по линии мотивационного самоопределения состоит в интеграции, внутреннем согласовании мотивационном сферы, устранении в ней противоречий, а также проверке возможности и целесообразности формирующихся жизненных целей. Только прошедшие такую проверку и санкционированные субъектом мотива-ционные образования становятся подлинными, активно достигаемыми мотивами личности. Санкционированные субъектом мотивы автоматически побудительного преимущества перед другими 254 составляющими мотивации не получают; в ней обычно сохраняются основания для искушений, пороков. слабостей, подчиненности чужой воле или случайным обстоятельствам. Тем не менее они выделяются среди других мотивационных образований как нечто, предпочитаемое и произвольно поддерживаемое субъектом. Значительную часть его волевой активности составляют именно старания изменить соотношение сил в мотивационном поле в пользу санкционированной мотивации, обеспечить ее доминирование над конкурирующими и отвлекающими побуждениями. Ряд особенностей мотивов объясняется их особым происхождением, связанным с полевым обнаружением мотивации в образе будущей жизни человека. Сложившиеся потребности окрашивают всевозможные условия, объекты и цели той части «образа мира», которая содержит представления о будущем, образуя особое мотивационное поле жизненной перспективы со своими притягательными и отталкивающими акцентами, валентностями, барьерами, противоречиями. Подобно тому как поведение в некоторый момент определяется взаимодействием составляющих мотивационного поля в образе настоящего, так и планы человека на будущее определяются взаимодействием таких же составляющих в поле жизненной перспективы, конечно при активном (участии субъекта, пытающегося по мере возможности все предвидеть, взвесить, учесть. Способ, программа и конкретные цели жизни, которые оцениваются им как оптимально удовлетворяющие потребности и в отношении которых принимается намерение к достижению,—это т; есть система мотивов личности. Таинственный эф-сЬект приобретения целью в результате принятия намерения особого статуса, связанного с формированием в мотивационной сфере напоминающей о себе «напряженной системы», объясняется, возможно, переключением на цель специфической эго-мотивации. Из такого представления о происхождении мотивов следует, что они имеют полипотребностный характер. Являясь функцией целостного мотивационного поля, мотивы формируются под влиянием целого ряда взаимодействующих и уже изначально переплетенных потребностей, хотя могут отличаться преимущественным вкладом в этот процесс некото- 255 рой из них Кроме того, поскольку жизненные планы имеют различную степень детализации, мотивы (как и другие мотивационные образования) различаются мерой конкретности — обобщенности Твердое намерение «не прожить жизнь напрасно» является мотивом уже тогда, когда человек, не находя подходящих условий для его достижения, активно их ищет В процессе постэпенной конкретизации обобщенных мотивов происходит дальнейшее переплетение потребностей, так как в конкретных мотивах могут найти воплощение ряд более общих Конкретные мотивы в результате активности субъекта по составлению программы их достижения, т е их «когнитивной разработки» (Ж Р Нюттен) в от ношении условий, этапов, промежуточных целей бу дущей деятельности, приобретают черты мотивацион-ной системы Дело в том, что наиболее важные мо менты программы приобретают в результате эмоцио нального переключения относительно автономное мо тивационное значение, так что в целом мотив начи нает проявляться как комплекс взаимосвязанных мо тивационных отношений Естественно, что по мере вы полнения деятельности реально побуждающая ее мо тивационная система претерпевает изменения Так человек может повышенно и даже иррационально бояться повторения ошибки, из-за которой однажды сорвались его важные планы, такая боязнь способна войти в состав мотивационной системы, определяя деятельность совместно с достигаемой целью дег ствня становятся более осторожными и т д . Санкционированность личностных мотивов может иметь условный характер, связывая жизненные цели с теми или иными обстоятельствами, неясными в дан ный момент (если удастся убедить коллег, получить помющь и т п ) Такого рода условные мотивы составляют часть потенциальной мотивации — важней шей характеристики мотивационной сферы, опреде ляющей варианты жизни человека при изменении ее условий В широком смысле к потенциальной моти вации относятся практически все составляющие мо тивационното поля, так как при специфическом стечении обстоятельств они могут побудить поступки человека или повлиять на них В заключение обобщенного описания мотивацион- 256 ной сферы человека следует подчеркнуть, что она находится в постоянном движении и развитии в онтогенезе происходит постоянное доопредмечивание и переопредмечивание базовых потребностей, которые под влиянием опосредствующего их опыта и специальных воспитательных воздействий разворачиваются в сложную, изменчивую и взаимодействующую организацию мотивационных систем, в ситуативном развитии мотивации происходит постоянное развора-чивание в динамическое субъективное мотивацион-ное поле порождаемых этими системами оценок и побуждений, в развитии мотивации личности субъект находится в постоянном поиске оптимальных решений (если не стратегических, то тактических) в мо-тивационном поле будущего, его решения формируют мотивационные системы, которые в мотивацион-ном поле настоящего непосредственным побуждениям противопоставляют особый слой мотивации долженствования Направленность поведения человека в каждый момент определяется балансом устанавливающихся в этой движущейся системе сил. Проведенный поиск механизмов развития мотивации вывел на более широкий контекст психологической феноменологии и вьваветил проблему субъективного переживания, его разновидностей и функций как главную, задерживающую развитие психологии мотивации Существуют все основания утверждать, что многие нерешенные вопросы психологии, в том числе и центральные, тоже тесно связаны с феноменом субъективного переживания Однако рассчитывать на скорое продвижение в понимании этого феномена, к сожалению, не приходится ич-за игнорирования в современной психологии под влиянием позитивизма субъективной реальности—самого, пожалуй, нелепого научного заблуждения XX века В К В^люна'' ЛИТЕРАТУРА Авдеева Н. Н. Ранний этап в развитии личности//Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1985. Алхазишвили А. А. Специфика потребности у человека // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970. Анохин П. К- Эмоции // Большая медицинская энциклопедия: В 36 т. Т. 35. М., 1964. Анцыферова Л. И. О теории личности в работах К. Левина // Вопр. психол. 1960. № 6. Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности//Психол. журн. 1981. Т. 2. № 2. Архипкина О. С. Реконструкция субъективного семантического пространства, означивающего эмоциональные состояния // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. Асеев В. Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов//Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1969. Асеев В. Г. О формах мотивационно-ценностного отношения к действительности // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., i980. Баканов Е. Н., Иванников В. А. О природе побуждения // Вопр. психол. 1983. № 4. Баралшдзе Н. X. Актуальная потребность и отдаленное мотива-ционное поведение // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. Бассин Ф. В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопр. филос. 1969. № 2. Бассин Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопр. психол. 1973. № 6. Беляева И. Ф; Катульский Е. Д., Магун В. С. Мотивация трудовой деятельности и некоторые направления перестройки системы управления трудом // Ключевой вопрос социологии труда. М., 1988. Бериташвили И. С. Избранные труды. Нейрофизиология и нейропсихология. М., 1975. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование изменений в системе социальных потребностей // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. "54 Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности. М.; Л., 1928. Бибрих Р. Р. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1978. № 2. Бибрих Р. Р. Исследование видов целеобразования. Кишинев, 1987. Бибрих Р. Р., Орлов А. Б. Преодоление в зарубежной психологии традиционных факторных подходов к детерминации поведения//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1977. № 2. Бибрих Р. Р., Орлов А. Б. Монолог... или диалог? М., 1986. Биологические основы подражательной деятельности и стадных форм поведения. М.; Л., 1965. Биренбаум Г. В. Забывание намерения // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979. Блонский П. П. Избранные педагогические и психрлогическиеГ сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1979. Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983. Бодалев А. А. О психологических основах воспитания личности// Вопр. психол. 1986. № 1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М„ 1968. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопр. психол. 1976. № 6. Божович Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей/'/Вопр. психол. 1975. № 1. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. М., 1985. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. Брушлинский А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970. Быков К- М. Кора головного мозга и внутренние органы. М.; Л., 1947. Бюлер К.. Духовное развитие ребенка. М., 1924. Вайсман Р. С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе//Вопр. психол. 1973. № 5. Баллон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М., 1980. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. Веденов А. В. Личность как предмет психологической науки // Вопр. психол. 1956. № 1. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 1, 2, 3. Л., 1974, 1976, 1981. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982. Вилюнас В. К,- Психология эмоциональных явлений. М., 1976. Вилюнас В. К. Эмоции и ситуативное развитие мотивации//Тезисы докладов конференции «Развитие эргономики в системе дизайна». Боржоми, 1979. 9* 259 Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации// А. Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. М., 1983. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций//Психология эмоций. Тексты. М., 1984. Вилюнас В. К. Психология потребностей: шаги к реальности// Вопр. психол. 1985. № 2. Вилюнас В. К.. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986. Вилюнас В., Овчинникова О. В. К теоретической постановке проблемы стресса // Контроль состояния человека—оператора. Материалы VI семинара. М.; Тюмень, 1972. Виноградов Ю. Е., Долбнев Д. Н., Стеклов Ю. В. Роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования // Психологические механизмы целеобразования. М., 1977. Вундт В. Основания физиологической психологии. М., 1880. Вундт В. Осно,вы физиологической психологии. Т. 2, 3. Спб., б. г. Вундт В. Очерки психологии. М., 1912. Выготский Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопр. филос. 1970. № 6. Выготский Л. С. Из записных книжек Л. С. Выготского//Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1977. № 2. Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. Выготский Л. С. История развития высших психических функций//Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983а. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 19836. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР. Т. 1.М., 1959. Гальперин П. Я. К учению об интериоризации // Вопр. психол. 1966а. № 6. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 19666. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976а. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах человека // Вопр. психол. 19766. № 1. Гельгорн Э; Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. М., 1966. Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1940. Герцен А. И. Разговоры с детьми//Собр. соч.: В 30 т. Т. 14. М„ 1958." feccen С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М„ 1988. Гогичаишвили Т. А. Потребность в общении и ее формирование в переходном возрасте // Некоторые вопросы психологии и педагогики соцногенных потребностей. Тбилиси, 1974. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. ЭвО Горфункель П. Л. Об одном из факторов стимулирующей силы мотива//Вопр. психол. 1967. № 4. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980. Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. Спб., 1879—1880. Гурьева В. А; Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1980. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974. Джайнотт X. Дж. Родители и дети. М., 1986. Джеме У. Психология. Спб., 1911. Джеме У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. ДжидарьянчИ. А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности//Мотивац ионная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных работ. М., 1988. Дилигенский Г. Потребности личности и общество // Коммунист. 1975. № 6. Дилигенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей. Статья первая//Вопр. филос. 1976. № 9. Дилигенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей//Вопр. филос. 1977. № 2. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопр. психол. 1984. № 4. Донченко Е. А., Сохань Л. В., Тихонович В. А. Формирование разумных потребностей личности. Социальный и психологический аспекты. Киев, 1984. Драгунова Т. В. Общение с товарищами как особая сфеоа жизни подростков // Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопр. психол. 1972. № 2. Дьюсбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. М., 1981. Жане II. Неврозы. М., 1911. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск. 1976. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960. Запорожец' А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971. Запорожец А. В., Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопр. психол. 1974. № 6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М, 1986. Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М . 1979. Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М., 1981. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статейпамяти А. Н. Леонтьева. М., 1983. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. Знаков В. В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии// Вопр. психол. 1986. № 3. 261 Иванников В. А. Проблема потребности в теории деятельности// Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 2. Цветников В. А. К сущности волевого поведения // Психол. журн 1985а. Т. 6. № 3. Иванников В. А. Формирование побуждения к действию // Вопр. психол. 19856. № 3. Иванчук Н. В. Потребности социалистической личности. М., 1986. Изард К. Е. Эмоции человека. М.. 1980. Имедадзе И. В. Потребности и установка//Психол. журн. 1984а Т. 5. № 3. Имедадзе И. В. Проблема полимотивации поведения//Вопр. психол. 19846. № 6. Имедадзе И. В. К проблеме побуждения деятельности // Вопр. психол. 1986. № 5. Колошник Я. М. Патологический аффект//Проблемы судебной психиатрии. Сб. 3. М., 1941. Калмыкова Е. С. Рад^^^вскшТ Л. А. К проблеме амбивалентности мотивов // Мотивапнонная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных работ. М., 1988. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 5. М., 1966. Каэлас А. А. К вопросу о природе и выражении эмоций. (Аналк трехмерной теории чувствований Вундта)/';'Психологическое обозрение. 1917. Вып. 1. № 3—4. ' Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975. Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930. Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. Клапаред Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. Ковалев А. Г. О чувствах и эмоциях//Вопр. психол. 1957. № 4. Ковалев А. Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. Л., 1958. Ковалев В. И. К проблеме мотивов//Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. Ковалев В. И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений//Пснхол. журн. 1984. Т. 5. № 4. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. Ковалев В. И., Дружинин В. Н. 'Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 6. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. Коломийцев И. Н. Принципы классификации промышленных товаров по потребительским свойствам. М., 1975. Кон. И. С. Открытие «Я». М., 1978. Кон И. С. Категория «Я» в психологии//Психол. журн. 1981. Т. 2. №3. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988. Конорски Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970. Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. Кочетов А. И. Самовоспитание подростка. Свердловск, 1967. Краковский А. П. О подростках (содержание возрастного, поло- 262 вого и типологического в личности младшего и старшего подростка). М., 1970. Красногорский Н. И. Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей (статьи, лекции, доклады). Л., 1935. Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка. Л., 1958. Крутова Е. М. Пути формирования трудолюбия у учащихся. М., 1969. Крюгер ф. Сущность эмоционального переживания//Психология эмоций. Тексты. М., 1984. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. Кучевская Н. В. О понятии потребности в психологии // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. Ладыгина-Коте Н. Н. Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьяной и детьми). М., 1965. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985. Леей Л. (ред.). Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции. Медицинские, индустриальные и военные последствия стресса. Л., 1970. Левин К. Об экспериментах Г. В. Биренбаум и Б. В. Зейгарнчк // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент»//Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний//Вопр. психол. 1967. № 6. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопр. психол. 1972. № 6. Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принципы развития в психологии. М., 1978. Ле Ни Ж--Ф- Условные реакции // Экспериментальная психология. Вып. 4. М., 1973. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963. Леонтьев А. А. Смысл как психологическое понятие//Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1969. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М., 1971. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, Леонтьев А. Н. Психология образа//Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. Либих С. С. Коллективная и групповая психотерапия // Руковод. ство по психотерапии. Ташкент, 1979. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психологгя эмоций. Тексты. М., 1984. 263 Лисина М. И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни//Развитие общения у дошкольников. М., 1974. Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986. Личко А. Е. О динамике акцентуаций характера//Патохаракте- рологические исследования у подростков. Л., 1981. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Л., 1983. Ломов Б. Ф. Категории деятельности и общения в психологии// Вопр. филос. 1979. № 8. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 5. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968. Дурия А. Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций // Проблемы современной психологии / Институт экспериментальной психологии. Ученые записки. Т. 3. М., 1928. Лурия А. Р. О генезисе произвольных движений//Вопр. психол. 1957. № 6. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979. Лурия А. Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем//Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М., 1971. Магомед-Эминов М. Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопр. психол. 1986. № 5. Магун. В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. Магун В. С. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст//Вопр. психол. 1985. № 2. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании. Избранные педагогические произведения. М., 1956. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916. Макдачголл У. Различение эмоции и чувства // Психология эмоции. Тексты. М., 1984. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988. Манукян С. П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения//Вопр. психол. 1984. № 4. Мещерякова С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семьях и Домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964. Миллер Н. Е. Приобретенные побуждения и подкрепления // Экспериментальная психология. Т. 1. М., 1960. Мильман В. Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности//Вопр. психол. 1982. № 3. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности//Вопр. психол. 1987. № 5. Монпеллье Ж. Научение//Экспериментальная психология. Вып. 4. М., 1973. 264 Москвичев С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975. Мудрик А. В. Общение -как фактор воспитания школьников. М., 1984. Мудрик А. В. Воспитательные функции общения школьников// Общение и развитие психики. М., 1986. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии//Вопр. психол. 1957. № 5. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. (Экспериментальное исследование). Тбилиси, 1972. Неймарк М. С. Аффекты у детей и пути их преодоления // Советская педагогика. 1965. № 5. Немое Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М.,1988. Непомнящая В. И., Каневская М. Е.. 'Пахомова О. Н., Барцал-кина В. В., Рубцова С. Н., Музе Э. П. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности//Вопр. психол. 1980. № 1. Новиков Н. И. Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве // Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. Новикова А. А.Об условном торможении и условных рефлексах «высокого порядка» у детей // Медико-биологическийжурн.1929. Вып. 1. Нюттен Ж. Мотивация//Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1971. Обуховский К- Потребности и их классификация // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. Огородников В. П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. М., 1985. Озерецковский Д. С. Навязчивые состояния. М., 1950. Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. М., 1958. Орлов А. Б. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. Беседы психолога со старшеклассниками. Книга для учащихся. М., 1987. Патяева Е. Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 4. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью//Вопр. филос. 1982. № 3. Петровский В. А. К психологии активности личности//Вопр. психол. 1975. № 3. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления//Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 4. 265 Пискунов А. И. (сост.). Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981. Понугаева А. Г. Импринтинг (запечатлевание). Л., 1973. Поршнев Б. Ф. Функция выбора—основа личности//Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1969. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. (Проблемы па- леопсихологии). М., 1974. Проблемы принятия решения. М., 1976. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. М., 1983. Ролпопорт С. X. Потребности общества и потребности личности//Проблема потребностей в этике и эстетике. Л., 1976. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. Рейнвальд Н. И. Два взаимодополняющих подхода к классификации потребностей // Проблемы формирования социогенпых потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. Рибо Т. Исследование аффективной памяти. Спб., 1895. Рибо Т. Психология чувств. В 2-х ч. Спб., 1898. Роговин М. С. Проблемы теории памяти. М., 1977. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., !946. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. М., 1984. Руссо Ж--Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1981. Савченко Н. Е. Гипоспадия и гермафродитизм. Минск, 1974. * Сакварелидзе.. Р. Т. К вопросу о взаимоотношении потребности " " "и установки // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Новосибирск, 1985. СафинВ. Ф., Никое Г. П. Психологический аспект самоопределения личности//Психол. журн. 1984. Т. 5. Л'э 4. Селиванов В. И. Психология волевой активности (лекции по спецкурсу). Рязань, 1974. Середа Г. К.. Что такое память?//Психол. журн. 1985. Т. 6. № 6. Сеченов И. М. Избранные произведения. М., 1953. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотива- ционно-эмоциональные аспекты. М., 1975. Симонов П. В. Эмоции и воспитание. (Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций)//Вопр. филос. 1981а. № о. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 19816. Симонов П. В. Сложнейшие безусловные рефлексы — потребно-стно-эмоциональная основа поведения // Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности. Л., 1986. Симонов П. В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М., 1987. Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984. Ситковская О. Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта: методическое пособие. М., 1983. 266 Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. Славина Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. Слонин А. Д., Плюснина И. 3. Импринтинг (запечатлевание) // Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности. Л., 1986. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. Смирнов В. М., Трохачев А. И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций//Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. Смирнов С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А. Н. Леонтье-ва. М., 1983. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985. Соколов Е. Н. Восприятие и условный рефлекс. М., 1958. Соловков И. А. (сост.). Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих. М., 1975. Сосновский Б. А. Мотив как личностное образование//Мотива-'•-ционная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных работ. М., 1988. Сгшваковская А. С. Как быть родителями. (О психологии родительской любви). М., 1986. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. Киев, 1979—1980. Тарасов Г. С. Проблема духовных потребностей (на материале музыкального восприятия). М., 1979. Тинберген Н. Осы, птицы, люди. М., 1970. Титченер Э. Б. Учебник психологии. Университетский курс. Ч. 1. М., б. г. Тихомиров О. К. Непосредственное влияние раздражителя и его преодоление с помощью речи//Доклады АПН РСФСР. 1958. № 1. Тихомиров О. К.. (отв. ред.). Психологические механизмы целе-образования. М., 1977. Тихомиров О.' К.. Психология мышления. Учебное пособие. М., 1984. Тихомиров О. К; Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик//Психологические исследования. Вып. 1. М., 1969. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 9, 10. М., 1950. Фабри К. Э. О подражании у животных//Вопр. психол. 1974. № 2. 267 Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. Файзуллаев А. А. Принятие мотива личностью // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 4. Файзуллаев А. А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987. Фейгенберг И. М., Иванников В. А. Взаимоотношение условной и ориентировочной реакций//Вопр. психол. 1969. № 5. Филиппов М. М. Нужда и потребность // Проблемы методологии и логики науки. Вып. 4. Томск, 1968. Фирсов Л. А. Память у антропоидов. Физиологический анализ. Л., 1972. Фортунатов Г. А. О чувствах и их развитии//Дошкольное воспитание. 1946. № 1. Фрейд 3. О психоанализе. М., 1911. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1916. Фрейд 3. Я и Оно. Л., 1924. Фромм Э. Автоматический конформизм // История зарубежной психологии. Тексты (30—60-е гг. XX в.). М., 1986. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975. Хаютин С. Н. Некоторые проблемы онтогенеза поведения // Теоретические проблемы современной биологии. Пущино, 1983. Хейлмен Дж. Как птицы обучаются инстинктивному поведению // Птицы. М., 1983. . Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.Т. 1, 2. М., 1986. -Д?е^с-^."И'мпринтинг в природной лаборатории//Птицы. М., 1983. Чудновский В. Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии//Вопр. психол. 1971. № 4. Чуковский К,- И. От двух до пяти. М., 1966. Чхартишвили Ш. Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. Чхартишвили Ш. Н; Сарджвеладзе Н. И. (ред-ы). Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. Шингаров Г. X. Сознание и эмоции // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983. [Дорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961. Шорохова Е. В. Марксистский подход к проблеме потребностей (классики марксизма-ленинизма о потребностях) // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюзной конференции. Тбилиси, 1974. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопр. психол. 1971. № 4. Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1978. № 3. Юм Д. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1966. Юнг К. Г. О тенденциях реактивного времени при ассоциатив- 268 ном эксперименте//Избранные труды по аналитической психологии. Т. 3. Цюрих, 1939. Якобсон П. М. Психология чувств. М., 1958. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. Ярошевский М. Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971. Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. Ainsworth М. D. S. The development of infant-mother attachment//В. M. Caldwell, H. N. Ricciuti (eds.). Review of child development research. V. 3. Chicago, 1973. Al-Issa I. The effect of attitudinal factors on conditioning // H. J. Eysenck (ed.). Experiments in motivation. Oxford, 1964. Allport G. W. Personality. A psychological interpretation. N. Y., 1937. Ambrose I. A. The concept of a critical period for the development of social responsiveness in early human infancy// B. M. Foss (ed.). Determinants of infant behavior. II. London, 1963. Anderson I. W. Attachment behavior out of doors // N. B. Jones (ed.). Ethological studies of child behaviour. London, 1972. Annau. Z., Kamin L. ]. The conditioned emotional response as a function of intensity of the US//J. comp. and physiol. psy-chol. 1961. V. 54. N 4. Appley M. H., Trumbull R. (eds.). Psychological stress. Issues in research. N. Y., 1967. Argyle M. The psychology of interpersonal behaviour. Harmonds-worth, 1977. Argyle At., Dean J. Eye contact, distance and affiliation // M. Argyle (ed.). Social encouters. Readings in social interaction. Harmondsworth, 1976. Arkes H. R., Garske I. P. Psychological theories of motivation. Monterey, 1982. Arnold M. B. Emotion and personality. V. 1—2. N. Y., 1960. Arnold M. B. (ed.). The nature of emotion. Selected readings. Harmondsworth, 1968. Arnold M. B. (ed.). Feelings and emotions. The Loyola symposium. N. Y., 1970. / Arnold M. В., Gasson I. A. Feelings and emotions as dynamic factors in personality integration//M. B. Arnold, J. A. Gas-son (eds.). The human person. N. Y., 1954. Asch S. E. Studies of independence and conformity. I. A minority of one against a unanimous majority//Psychol. monogr.: gen. and appl. 1956. V. 70. N 9. Atklnson J. W. Motivational determinants of risk-taking behavior//Psychol. rev. 1957. V. 64. N 6 (part 1). Atkinson J. W., Birch D. An introduction to motivation. N. Y., 1978. Atkinson J. W., Ra.yn.or J. 0. (in collab.). Motivation and achievement. Washington, 1974. Atkinson I. W., Raynor J. 0. (with contr. by Birch D„ Horner 269 M. S.). Personality, motivation and achievement. Washington 1978. Babkin B. P. The conditioning of emotions//M. L. Reymert (ed.). Peelings and emotions. The Mooseheart symposium N. Y., 1967. Baerends G. P. The ethological analysis of incubation behaviour Ibis. 1959. V. 101. N 3—4. Bain A. The emotions and the will. London, 1875. Ba.ndu.ra A., ffuston A. C. Identification as a process of incidental learning//J. abn. and soc. psychol. 1961. V. 63. N 2. Baumeister A., Hawkins W. P., Cromwell R. L. Need states and activity level//Psychol. bull. 1964. V. 61. N 6. Bedford E. Emotions//D. F. Gustafson (ed.). Essays in philosophical psychology. London, 1967. Bentler P. M., LaVoie A. L. An extension of semantic space// J. verb. learn, and verb. beh. 1972. V. 11. N 2. Berlyne D. E. Emotional aspects of learning // Ann. rev. psychol. 1964. V. 15. Bindra D. Motivation: a systematic reinterpretation. N. Y., 1959. Bindra D., Stevaart I. (eds.). Motivation. Selected readings. Baltimore, 1966. Bowers K. S. Situationism in psychology: an analysis and a critique//Psychol. rev. 1973. V. 80. N 5. Bowlby J. Attachment and loss. V. 1. Attachment. Harmonds- worth, 1987. Bowlby f. Attachment and loss. V. 2. Separation: anxiety and anger. Harmondsworth, 1975. Broadhurst P. L. Summation of drives: a study of the combined effects of air and food deprivation//H. J. Eysenck (ed.). Experiments in motivation. Oxford, 1964. Brown J. S. Problems presented by the concept of acquired drives//Current theory and research in motivation. A symposium. Lincoln, 1953. Brown J. S., Farber I. E. Emotion conceptualized as intervening variables—with suggestions toward a theory of frustration// Psychol. bull. 1951. V. 48. N 6. Buck R. Human motivation and emotion. N. Y., 1976. Buck R. Prime theory: an integrated view of motivation and emotion//Psychol. rev. 1985. V. 92. N 3. Buhler К. Displeasure and pleasure in relation to activity// M. L. Reymert (ed.). Feelings and emotions. The Wittenberg symposium. Worcester, 1928. Burt C. The young delinquent. N.. Y., 1945. Candland D. K. (ed.). Emotion: bodily change. An enduring problem in psychology. Selected readings. N. Y„ 1962. Candland D. K.., Fell S. P.. Keen. E., Leshner A. I., Tarpy R. M., Plutchik R. Emotion. Monterey, 1977. Carroll M; Buss R. Fame attributions and the feeling of knowing//Austral. J. psychol. 1988. V. 40. N 1. Claparede E. Feelings and emotions//M. L. Reymert (ed.). Feelings and emotions. The Wittenberg symposium. Worcester, 1928. Cohen B. D., Kalish H. 1., Thurston f. R., Cohen E. Experimental manipulation of verbal behavior//J. exp. psychol. 1954. V. 47. Ы 2. 270 Connolly K. Learning and the concept of critical periods in infancy//Developm. medic, and child neurol. 1972. V. 14. N 6. Costello С. G. Ego-involvement, success and failure: a review of the literature//H. J. Eysenck (ed.). Experiments in motivation. Oxford, 1964. Crutchfield R. S. Conformity and character // Amer. psychologist. 1955. V. 10. N 5. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 194. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |