Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 10 страница




                       135


пользы в вопросе о том, ...является или не является импринтингом научение, сопряженное с реакцией улыбки» (Hinde, 1963. Р. 229).     Хотя это трудно убедительно аргументировать, но главное представляется в том, что те впечатления от внимания, заботы и ласки, к положительному вос­ приятию которых младенец предрасположен природ- ,но присущей ему потребностью . в эмоциональном контакте (Обуховский, 1971) 17, запечатляются, опред- мечиваются на образ матери или других взрослых так, что он приобретает безусловное, функционально автономное мотивационное значение. Само по себе присутствие рядом матери радует, успокаивает, от­ сутствие—повышает тревогу (Bowlby, 1975). Начи­ ная с 3 месяцев у младенца можно наблюдать ха­ рактерные адресованные к матери попытки поделить­ ся с ней своим эмоциональным состоянием (Мещеря­ кова, 1982). В этом же возрасте он становится чувствительным к порицающей или одобряющей ин­ тонации ее голоса и обнаруживает первые признаки обучения на основе такого подкрепления (Авдеева,  1982). В первом полугодии младенец порицающее отношение матери предпочитает безразличному, реагируя на последнее более негативно (Лисина,  1986. С. 78). Наконец, хорошо известны факты, что в вызывающих тревогу ситуациях он, как, впрочем, де­ теныши животных (Harlow, 1961), ищет мать и стре­ мится к контакту с ней (Maccoby, Jacklin, 1973).  Представляется, что в совокупности такого рода фак­ ты (см. Ainsworth, 1973; Uzgiris, 1979) говорят о том, что младенец природно настроен на появление в его опыте матери и что вследствие этого она получает для него не только автономное, но и наделенное оп­ределенным содержанием значение, не выводимое из

17 В советской психологии распространена несколько иная трактовка этой потребности. Так, согласно М. И. Лисиной, по­требность в непосредственно-эмоциональном общении со взрос­лыми «возникает постепенно и формируется прижизненно» (1974. С. 18). Однако обе точки зрения не являются взаимо­исключающими.  Все зависит от того, что обозначать термином потребность: природные механизмы, обеспечивающие готовность младенца включиться в общение, или объективные проявления этих механизмов, которые возможны лишь при наличии созда­ваемых взрослым условий.

                         136

получаемых от нее «подкреплений» и функционально от них независимое. Нет необходимости доказывать, что не только взрослый для младенца, но в большинстве случаев и младенец для родителей приобретает исключитель­ное и, конечно, «функционально автономное» мотива­ционное значение. Труднее разобраться в происхож­дении -и составляющих такого значения. Отношение к ребенку—одно из самых святых для человека, и эта ценность бывает, как правило, отчетливо, интен­сивно и, что редко,  непротиворечиво выражена в формирующей человека воспитательной атмосфере. Но несомненная культурная детерминированность от­ношения к родившемуся ребенку полностью реально возникающего отношения, как представляется, не объясняет. Ведь называя по распространенному вы­ражению материнскую любовь слепой, мы снисходи­тельно допускаем возможность ее чрезмерности и именно культурной невыверенности. С другой сторо­ны, когда такая любовь по каким-то не всегда ясным причинам не просыпается, то практически нет шан­сов ее в полноценном виде разбудить даже у жела­ющих этого родителей. Дело в том, что «большая часть навыков материнского ухода... обычно проявля­ется автоматически и без планирования в ответ на сигналы, которые мать не вербализует и которые ею даже могут не осознаваться» (Schaffer, 1977. Р. 98). Примером таких навыков могут служить специфиче­ские интонации, используемые при общении с мла­денцем—«baby talk», различные способы ловить и удерживать его взгляд, например, способствующее контакту глаз при кормлении положение головы ма­тери «en face»—параллельное голове младенца  (Klaus а. о., 1972), или навык держать его на левой Руке для того, как предполагается, чтобы он мог слышать успокаивающие звуки сердцебиения матери (Раншбург, Поппер, 1983. С. 16).    Поразительна способность младенца улавливать этот тонкий язык адресованных ему обращений и на него отзываться. Так, характер и динамика взглядов между матерью и младенцем сильно напоминает об­ мен репликами в беседе (Jaffe а. о., 1973), а согла­ сованность движений их голов, как утверждают ис-

                        137


следователи,—совместно танцуемый «вальс» (Stern  1971. Р. 513).     Эмоциональная насыщенность навыков материн­ ского ухода, явная готовность младенца на них от­ кликаться, затруднения при попытках их произволь­ ной задержки (когда, например, мать пытается не реагировать на плач младенца), а также затруднения при попытках их усвоить без проснувшейся материн­ ской любви, при которой «мать идентифицируется с младенцем, воспринимает его как часть самой себя и переживает его радости и огорчения как собствен­ ные» (Schaffer, 1977. Р. 86),—говорят об их связан­ ности с механизмами инстинкта. Действительно, не существовало оснований (а также и резервов време­ ни), по которым бесспорно полезные элементы ин­ стинкта в родительском поведении высших животных, в частности процессы запечатления ими своих дете­ нышей, должны были исчезнуть 'в антропогенезе. Природные предпосылки характерной материнской «сензитивности» (Ainsworth, 1973. Р. 82) к ребенку, повышенной чувствительности к его улыбке, жела­ нию, плачу, взгляду и т. л. ничем не препятствовали социальному развитию человека, а только способст­ вовали самозабвенной отдаче наших праматерей в выполнении того, что современные матери сверяют по книгам Б. Спока. Однако, рассматривая вопрос об инстинктивной обусловленности отдельных элементов материнского ухода, важно иметь в виду, что уже у животных эта тонкая система «сложных невыученных ответов»  (Harlow, Mears, 1978) не имеет характера фатальной неминуемости, обнаруживая запутанную зависимость от условий онтогенеза, состояния организма, взаимо­ влияний матери и детеныша и др. (Harlow, Harlow,  1965; Rosenblum, 1978). Тем более нельзя ожидать отчетливых обнаружений инстинктов в условиях че­ ловеческого сознания. Известно, что проявлению ма­ теринского инстинкта препятствуют такие факторы, как психотическая конституция, исключительные ус­ ловия жизни, нелюбимый партнер, послеродовая де­прессия. К наиболее поразительным относятся слу­чаи массовой атрофии родительского инстинкта в отдельных племенах, в которых ребенок очень рано (в африканском племени Ик—буквально с трехлет-

                       1«8

Q возраста) вынужден начать самостоятельную борьбу за выживание (Mead, 1935; Turnbull, 1972).   Отдельные исследования как будто свидетельст­вуют о существовании процессов запечатления ма­терью ребенка. Так, матери, которые в родильном доме имели удлиненный контакт с младенцем на один час сразу после родов и на 5 часов в каждый из трех первых дней жизни, при обследовании через месяц и затем через год обнаружили более 'выражен­ную к ним привязанность по сравнению с контроль­ной группой (правда, только по отдельным показа­телям, например, они больше стремились оставаться дома, во время кормления чаще поворачивали голо­ву в положение, удобное для контакта глаз и др.) (Kennell а. о., 1974; Klaus а. о., 1972). Аналогичные исследования показали, что впервые рожающие ма­тери, у которых младенца после появления на свет отнимали на 24 или более часов, в отличие от мате­рей, которым ребенка отдавали сразу после родов, а также ранее рожавших матерей независимо от ус­ловий контакта с младенцем, не обнаруживали при­вычки держать его на левой руке: «...На какую руку получила мать ребенка, на такую же она брала мла­денца и впоследствии. Из результатов наблюдений заключили, что в формировании материнского чув­ства также существует определенный критический период, и первые 24 часа после рождения ребенка являются его очень важной частью» (Раншбург, Поппер, 1983. С. 17).    Однако отметим, что такого рода данные в прин­ципе не могут быть четкими. Для человеческого со­знания младенец существует еще до родов, а когда он находится в соседнем помещении, то его сущест­вование переживается фактически с тем же чувством реальности, как если бы он был рядом. Поскольку чувство реальности, как отмечалось выше, обеспечи­вает полноценные эмоциональные переключения в плане представлений, исследования, контролирую­щие физический контакт, не могут выявить процес-^в запечатления матерью младенца и сензитивный нериод этих процессов даже если они существуют 18.

18 У некоторых животных такой период ограничен весьма жестко. Коза, например, по истечении часа после родов козлен-

                        139


Половое запечатление. При попытках разобрать­ ся в других сферах проявления инстинктов у челове­ ка возникают такие же затруднения, как и при вы­ яснении детерминант материнского поведения. Так существуют основания полагать, что и у человека проявляются механизмы сексуального запечатления способного придать отношению к партнеру исключи-' тельную эмоциональную насыщенность, инстинктив­ ную безоглядность и рациональную необъяснимость, Но как этот, обычно обнаруживающий склонность к убыванию, аспект отношений выделить из других составляющих влюбленности, а тем более любви, оказывающихся впоследствии решающими, как отыс­ кать его' следы в итогах большой и порой, как из­ вестно, весьма творческой работы сознания по осмыс­ лению столь неординарного своего состояния? Ответ на такие вопросы не найден, и любовь остается, по утверждению специалистов, «исключительно сложным объектом для психологического анализа» (Гозман,   1987. С. 110).     Тем не менее ряд фактов достаточно убедительно говорит о проявлении в половом поведении человека инстинктов. Чем, например, объяснить разнообразие и стойкость половых извращений, обнаруживающих­ ся, как правило, в условиях сильнейшего и беском­ промиссного их осуждения со стороны общественной морали, прибегающей даже к такому крайнему сред­ ству, как уголовное преследование? Почему иногда единичный опыт удовлетворения сексуальной потреб­ ности оставляет следы, придавая, например, безус­ ловное мотивационное значение запаху рыбной лав­ ки или какому-нибудь предмету одежды, от которого впоследствии не способна избавить вся система вос­ питывающих человека сил, в том числе специальные усилия психотерапевтов? Признание того, что эта по­требность человека природно вооружена инстинктом, обеспечивающим интенсивное эмоциональное вос­приятие сложной системы -«ключевых», а также за-

ка к себе не подпускает (Klopfer а. о., 1964). Кстати, существо­вание у человека сензитивных периодов для специфического научения подтверждается многими данными и широко призна­ется (Лейтес, 1978; Connolly, 1972; Thorpe, 1961), однако эти данные больше касаются развития познавательной сферы, чем собственно мотивационного научения.

                       140

дечатляемых механизмом импринтинга воздействий ц ситуаций, явно облегчает интерпретацию такого рода фактов. феноменология отклонений в половом поведении человека (см. Кон, 1988; Imielinski, 1974) показыва­ет, что основной их источник—закодированность в генах как мужского, так и женского вариантов его развития, создающая возможность при неблагопри­ятных условиях возникновения самых причудливых сочетаний обоих полов как в отношении морфофизи-ологии (гермафродизм; см. Савченко, 1974), так и по линии актуализирующихся инстинктов. Тот факт, например, что не все трансвестисты—люди, наря­жающиеся в одежду и другие атрибуты противопо­ложного пола, являются гомосексуалистами, свиде­тельствует об относительной автономности механиз­мов, обеспечивающих запечатление половой и сексу-. альной принадлежности. Но действительно ли такого рода запечатления обусловлены инстинктом? Некоторые данные как будто свидетельствуют о решающей роли приобре­тенного опыта. Так, подавляющее большинство гер­мафродитов независимо от доминирующих объектив­ных признаков пола идентифицируются с тем полом, который прививался им в раннем детстве (Money а. о., 1957). С этим согласуются и другие данные: «Огромное большинство трансвестистов утверждает, что в раннем детстве их одевали в одежду противо­положного пола» (Imielinski, 1974. S. 290). Но надо обратить внимание на то, что отнюдь не все дети, одевавшиеся в платье противоположного пола, впо­следствии страдают трансвестизмом, что нет распро­страненного извращения облачаться в ползунки. ф.артучки или школьную форму—во что дети одева­ются несравненно чаще, что, наконец, 5 из 105 гер­мафродитов, наблюдавшихся в упомянутом исследо­вании, предпочли половую идентификацию, противо­положную той, которую намечали родители. Все это говорит о том, что жизненные обстоятельства соз­дают лишь более или менее благоприятные условия Для инстинктивных тенденций, вплоть до полного их подавления, но также и о том, что эти тенденции являются активными силами, обостренно выжидаю­щими благоприятных условий и готовыми воспользо-

                        141


ваться первой возможностью для соответствующих необратимых запечатлений 19. В целом данные об отклонениях в половом пове­ дении человека свидетельствуют о сложности поло­ вого инстинкта и о его генетической незавершенно­ сти, допускающей многовариантное онтогенетическое развитие и проявляющейся в повышенной готовности к запечатлению не только партнера, но и множества специфических условий удовлетворения половой по­ требности, которые вследствие этого' приобретают безусловное мотивационное значение. Заключение. Итак, если изначально не относить­ ся к инстинкту как к чему-то презрительно-животно­ му, исключающему социальное развитие человека (Гальперин, 19766) 20, то тезис об их обнаружении у человека приобретает правдоподобное звучание. Не вникая далее в подробности, отметим, что их сле­ ды достаточно отчетливо обнаруживаются в том «обмене эмоциями», который происходит при обще­ нии, установлении взаимоотношений между людьми (Гозман, 1987), в развитии просоциального поведе­ ния (Reykowski, 1979), в проявлениях эмпатической способности, которая продолжает оставаться «не­ уловимым феноменом» (Hickson, 1985). Даже в ког­ нитивной психологии иногда признается, что «подоб­ но другим животным, мы рождаемся в какой-то мере готовыми к сбору экспрессивных сигналов, поступа­ ющих от других представителей нашего биологиче­ского вида» (Найссер, 1981. С. 201). В поиске следов инстинкта полезно обратиться к данным психиатри­ческой клиники, поскольку в ряде случаев болезнь

19 Можно думать, что появление у человека плана пред­ ставлений, допускающего такое запечатление на основе дово- ображения реальных ситуаций или вообще к ним безотноситель­ но, расширило возможность неестественного развития полового инстинкта. Если это так, то бесспорное межвидовое лидерство человека по части половых извращений является платой за спо­ собность к произвольности, позволяющей представлять в «об­ разе мира» то, что в реальном мире едва ли могло бы случиться.     20 Показательно, что тема инстинктов «религиозно избега­ лась» (Harlow, Mears, 1978. Р. 257) и в позитивистской психо­ логии, не страдавшей фобией природного у человека. В гума­нистической психологии «инстинктойдную» природу базовых по­требностей человека подчеркивал А. Г. Маслов (Maslow, 1954).

                        142

 приводит к нарушениям именно в сфере унаследо­ ванного. Что касается импринтинга как механизма, обеспе­ чивающего онтогенетическое уточнение объектов ин­ стинктивных отношений, то одна из самых заметных областей его проявления—фиксация страхов (см. Эберлейн, 1981; Jones, 1924; Valentine, 1930). Можно думать, что расстроенное, неадекватное действие ме­ ханизма мотивационного запечатления приводит к возникновению не только фобий, но и других навяз­ чивых состояний, сверхценных идей и т. п. (Залев-"ский, 1976; Озерецковский, 1950; Kepinski, 1974). .Правда, в области патологии, как отмечается, «яв­ ления фиксации больше описаны в познавательной ^сфере в виде различных инертных стереотипов. Зна­ чительно менее изучены фиксации в аффективной ^•сфере» (Лебединский, 1985. С. 25). Напомним, что : исключительное значение ранним онтогенетическим i запечатления,м придавалось в психоанализе (Suther­land, 1963).     Для рассматриваемого вопроса о мотивационной , фиксации признание того, что потребности человека полностью не лишёны механизмов инстинктивного удовлетворения, важно прежде всего в двух отно­ шениях: Во-первых, из него следует вывод о значительно большем, чем обычно предполагается, разнообразии природно, безусловно значимых для человека явле­ ний — взглядов и движений, предметов и отношений, воздействий и ситуаций (см. Симонов, 1987. Гл. 1).  Следует подчеркнуть, что мотивационное значение таких явлений не обязательно должно быть явно вы^ ражено. Так, в исследовании Ч. У. Валентайна у годовалой девочки на основе подкрепления резким звуко.м свистка реакция страха в отношении бинок­ ля не возникала, а при замене бинокля мохнатой гусеницей, изначально вызвавшей реакцию трево­ ги,—возникала (Valentine, 1930). На основе подоб­ ных наблюдений автор делает вывод о существова­ нии врожденных  тенденций к возникновению страха в отношении определенных предметов, о «затаившем­ ся инстинкте, готовом проявиться при возникновении условий» (Р. 404). На такое предположение натал­ кивают не только наблюдения над детьми. Почему в

                         148


фольклоре бабочки, вылупливающиеся из гусениц, обычно наделяются более положительными чертами, чем сами гусеницы? И только ли под влиянием фоль­ клора среднестатистический человек, поставленный перед выбором, согласился бы взять в рот скорее бабочку, чем гусеницу? Во-вторых, поскольку в филогенетически разви­ тых формах инстинкты предполагают, как часто от­ мечается (Джеме, 1911; Мак-Дауголл, 1916; Хаютин,  1983; Хейлмен, 1983), онтогенетическое развитие (в том числе и на основе механизма импринтинга), можно ожидать, что и в развитии мотивации челове­ ка достаточно часто должны происходить запечатле- ния, уточняющие предметы инстинктивных отноше­ ний и придающие им безусловное значение. Выше мы пытались показать, что такие запечатления у че­ ловека не могут и не должны происходить по типу неотвратимо и однообразно захлопывающегося кап­ кана. Так, если в упомянутом опыте бинокль был предъявлен ребенку в отсутствие родителей, то ре­ акция страха, возможно, возникла бы и по отноше­нию к этому предмету: «...Присутствие или отсутст­вие матери может определить, будет ли вызван чем-либо страх» (Valentine, 1930. Р. 417).

 Подражание и эмоциональное заражение

До сих пор обсуждались механизмы, обеспечива­ющие (при всех оговорках) мотивационное развитие человека в природно заданном направлении. Однако существуют и специальные природные механизмы, которые такой заданности не имеют и которые по­этому оставляют силам воспитания возможность раз­вития мотивации в свободно выбираемом направле­нии. Речь идет о механизме подражания и тесно с ним связанной способности к эмоциональному зара­жению. Как известно, различные формы подражания об­наруживаются у животных (см. Биологические..., 1965; Фабри, 1974; Фирсов, 1972), причем в некото­рых из них отчетливо наблюдается возникновение новых мотивационных отношений. По роли, которую

                        144

подражание играет в развитии этих .отношений, мож­но выделить по крайней мере два случая. В первом из них подражание обеспечивает только повторение действия. Этому случаю соответствует классический пример синиц, умение которых вскры­вать оставляемые у дома молокопродукты распрост­ранилось в Англии со скоростью, исключающей ин­дивидуальное научение (Хайнд, 1975. С. 621). В та­кого рода случаях собственно подражание лишь создает условия для мотивационного научения, ко­торое происходит на основе самого обычного обус­ловливания: действуя по наблюдаемому образцу, птица получает пищевое подкрепление, которое при­дает мотивационное значение виду молочных буты­лок и другим условным сигналам. Более специфическими являются случаи, когда подражание охватывает и подкрепление, т. е. когда мотивационное научение целиком определяется пове­дением других особей. Примером такого подражания могут служить молодые мартышки, которые начи­нают избегать ящика после того, как воспринимали своих матерей, испуганных этим предметом, хотя то­го, что вызвало испуг, сами не видели (Дьюсбери, 1981. С. 127). В таких случаях наблюдается своего рода доверие мотивационному опыту сородичей и готовность на этой основе обучаться. Самая простая и естественная интерпретация та­ких данных предполагает признание того, что эмоци­ональное состояние других представителей вида (иногда—и представителей других видов) небезраз­лично конкретному индивиду и действует на него как подкрепление. Конечно, такое эмоциональное за­ражение факты возникновения на основе подража­ния новых мотивационных отношений полностью не объясняет: этим процессом не охватывается таинст­венный момент переадресовки сопереживаемого эмо­ционального состояния на предметы, вызвавшие эмо­ции у других особей21. Тем не менее эмоциональное

21 Можно думать, что именно этот таинственный момент ^схватывания отношений», обнаруживающийся в различных ви­дах подражания, стал основой для отнесения в классификаци­онной схеме В. Г. Торпа как подражания, так и импринтинга к особой форме научения, осуществляющегося по типу инсайта (Thorpe, 1963).

                        145


заражение представляется необходимым условием для случаев подражания, обеспечивающего возник­ новение мотивацион.ных отношений к предметам, под­ крепляющие свойства которых не были выявлены самим индивидом. Не может быть сомнений в том, что явно в фило­ генезе прогрессировавшую способность к эмоцио­ нальному заражению и подражанию унаследовал и человек (см. Ладыгина-Коте, 1965; Поршнев, 1974.  Гл. 5; Miller, Dollard, 1962). Об этом говорят, в ча­ стности, сравнительные исследования, обнаружив­ шие, например, что «способность к подражанию у трехлетнего шимпанзе, выращенного в человеческом окружении, в множестве ситуаций обнаруживается  весьма подобно тому, как и у трехлетнего ребенка»  (Hayes, Hayes, 1952. Р. 458). Значительная часть то­ го, чему взрослые обучают ребенка в период, когда он еще не способен понять объяснений и действовать по словесным указаниям, формируется с использо­ ванием именно его готовности к подражанию. Не­ посредственно-эмоциональное общение младенца и матери уже на первом полугодии жизни не сводится к двухполюсному обмену эмоциями; в качестве треть­ его звена в него вклинивается мир предметов, и мать не пропускает случая указать, что в этом мире ин­ тересно, хорошо, страшно. Очевидно, что без способ­ ности младенца к эмоциональному заражению ее усилия были бы напрасными. Во втором полугодии «третье звено» становится необходимым компонентом общения (Hubley, Trevarthen, 1979), младенец актив­ но стремится к обмену эмоциями по поводу мира предметов, что зафиксировано в выделении нового этапа его взаимодействия с матерью—ситуативно- делового общения (Лисина, 1986).    Подражание остается важнейшим фактором, оп­ ределяющим содержание активности ребенка и на последующих этапах его развития. Конечно, более типично и заметно проявление подражания в первом из выделенных выше вариантов—в качестве меха­ низма, обеспечивающего повторение действий. Так, по мере развития предметно-манипулятивной дея­тельности, которая сначала подчиняется «логике» руки и объекта манипуляции, ребенок начинает увлеченно воспроизводить все более тонкие действия

                         146

с предметами по «логике образца», показываемого другими людьми или у них подсмотренного (Элько-нин, 1978). Не менее активно подражание проявляет­ся в деятельности по усвоению речи: «Единственным механизмом, подключающим ребенка к языковой среде, является подражание» (Поршнев, 1974. С. 319); а также в игре: «Для самых маленьких де­тей подражание является правилом игры. Это един­ственное приемлемое для них правило, поскольку в начале они не могут выйти за пределы конкретной живой модели и руководствоваться абстрактными правилами» (Баллон, 1967. С. 71).    Подражание-повторение служит развитию прежде всего познавательной сферы ребенка, обеспечивая формирование новых навыков, умений, знаний. Как отмечалось, оно способствует также и формирова­нию мотивации: действуя и играя по образцу, ре­бенок открывает новые стороны и отношения вещей, правила и тайны человеческих взаимоотношений, ко­торые могут затрагивать его потребности и вследст­вие этого стать интересными, приятными, страшными, полезными и т. п. Однако в данном случае подража­ние как механизм и другой человек как копируемый образец создают лишь условия и возможности для определенного развития мотивации, тогда как само развитие происходит благодаря механизмам специ­фических потребностей. Мотивационное подражание. Более ответственна роль другого человека в подражании, основанном на эмоциональном заражении. В случае такого собст­венно мотивационного подражания развитие мотива­ции целиком определяется копируемым образцом, глазами, а точнее—эмоциями которого ребенок на­чинает воспринимать окружающий мир. Сразу отме­тим, что четкое различение в фактах реальной жизни мотивационных отношений, возникающих, с одной стороны, вследствие естественного развития потреб­ностей, с другой—на основе эмоционального зара­жения, затруднено из-за совместного проявления этих механизмов. Как, например, различать вклад игровой и материнской потребностей, а также сопе­реживающего участия матери в развитии увлечения некоторой девочки куклами? Тем не менее представляется очевидным, что не

                        147


только ребенка, но потом и подростка, юношу, взрослого многое в мире волнует, интересует, устра­ шает и т. п. не на основе соответствующего личного опыта, а потому, что это так воспринимается други­ ми людьми. Такой вывод был, в частности, сделан в скрупулезном исследовании подробных автобиогра­ фических отчетов 275 испытуемых: «Обобщенные чувства к предметам внешнего мира могут возникать либо (а) благодаря посредничающей роли других лиц, либо (б) как результат прямого контакта с са­ мими предметами» (Phillips, 1937. Р. 299). Самое, пожалуй, убедительное свидетельство роли подража­ ния в развитии мотивационных отношений—данные о так называемом конформном типе психопатических отклонений, которые будут приведены ниже. От эмоционального заражения следует отличать внешне подобный и часто параллельно протекающий процесс эмоционального сопереживания (см. Вилю- нас, 1976. С. 72—73), на основе которого тоже воз­ никают новые мотивационные отношения. Поясним это отличие на примере. Если мать, неожиданно по­ лучившая сильный удар током, с криком и другими признаками страдания и испуга откинет от себя ка­ кой-нибудь бытовой электроприбор, то видевший это ребенок станет в будущем скорее всего этого прибо­ ра избегать, как и молодые мартышки в упомянутом выше исследовании. Сопоставим этот случай с дру­ гим, в котором та же мать, застав ребенка с испор­ ченной фамильной реликвией в руках, не менее искренне и бурно, даже, допустим, заплакав, выра­ зит огорчение из-за невосполнимой потери. Сопере­ живая матери, ребенок, возможно, как и в первом случае, станет в будущем избегать изучения подоб­ ных предметов, но мотивационное отношение к ним будет иным. В первом случае предмет запечатлится как сам по себе страшный, «плохой», во втором—  может быть даже останется интересным, только в случае игры с ним огорчающим мать. Главное отли­ чие состоит в том, что в случае эмоционального' за­ражения формируются безусловные, непосредствен­ные мотивационные отношения, тогда как в случае сопереживания—условные, опосредствованные отно­шением к другому человеку. Конечно, в реальной жизни оба процесса могут происходить одновремен­                 на

: но; так, и во втором примере возможно частичное • эмоциональное заражение, вследствие которого у ре-| бенка останется чувство таинственной, пока ему не-; понятной ценности некоторых вещей. ' Обозначенное различение имеет не только теоре­ тическое значение. Для практики воспитания весьма полезно было бы знать, при каких условиях возни­ кает непосредственное или опосредствованное моти­ вационное отношение, например, отношение к лени- вости как к позорной и абсолютно недопустимой черте и как к черте, недопустимой из-за осуждения ее другими, но внутренне особенно не возмущающей. К сожалению, возможность освещения этой пробле­ мы невелика. Отметим один момент, влияющий на характер воспитываемых отношений, который вместе с тем покажет ее сложность. При обсуждении зависимости мотивационной фик­ сации от особенностей эмоций качеству их интенсив­ ности была противопоставлена глубина — качество, по которому эмоции образуют континуум с полюса­ ми «серьезных» и «игровых» переживаний (Stern,  1928). Представляется, что именно мера глубины, «серьезности» является фактором, способствующим эмоциональному заражению и, следовательно, фор­ мированию безусловных мотивационных отношений. Если ребенок грубо вырывает из рук младшего нож­ ницы, а в другом случае угрожает и машет этим острым предметом в области глаз, то эмоциональная реакция матери иногда может быть сильной и в пер­ вом случае, но во втором она будет всегда более «серьезной». Разной меры глубины будет также осуждение девочки за то, что она показывает свер­ стнику язык, а в другом случае — более интимную часть тела, возмущение по поводу совершенной ре­ бенком кражи таким отцом, который считает это общечеловеческой, свойственной и ему слабостью, и отцом, никогда такой слабости даже в мыслях не допускавшем. Признаки подлинности эмоций интуитивно улав­ ливаются ребенком, отличающим очередные бурные упреки по поводу его неправильного поведения от указания на нечто абсолютно недопустимое, табуи- рованное, святое. Заражение «серьезными» эмоция­ ми, стабильно и непротиворечиво обнаруживаемыми










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...