Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Национальная принадлежность программ в прайм-тайм на коммерческих каналах некоторых стран Европы (конец 1990-х гг.)




Страна

Кинофильмы (%)

Сериалы (%)

национальные США стран Европы других стран национальные США стран Европы других стран
Бельгия (ТВ на фламанд. яз.) 96,3 3,7 23,9 65,2 10,9
Бельгия (ТВ на фр. яз.) 67,7 25,8 6,5 41,0   59,0  
Великобритания 36,4 45,4 9,1* 9,1 80,8 19,2
Германия 6,8 81,8 9,1* 2,3 40,8 52,1 5,1 2,0
Италия 26,1 60,9 8,7 4,3 9,4 90,6
Нидерланды 2,8 88,9 5,5 2,8 53,1 34,6 9,8 2,5***
Норвегия** 7 83 8 1
Финляндия** 89,0 7,0 4,0
Франция 50,0 50,0 33,3 66,7

 

* Включая программы совместного производства европейских стран.

** Данные для всего времени вешания.

*** Австралийского производства.

Составлено по: De Bens E., de Smaele H. The Inflow of American Television Fiction on European Broadcasting Channels Revisited // European Journal of Communications. 2001. Vol. 16 (1). P. 58–59, 62–63; Media Trends 2001 in Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden. Statistics and Analysis. Ed. U. Carlsson, E. Harrie. Göteborg, NORDICOM. P. 128–130.

Проводившие анализ программной политики европейского коммерческого ТВ бельгийские исследовательницы Э. де Бенс и X. де Смеле обратили внимание на то, что практически везде в Западной Европе коммерческие каналы выбирают в качестве основы художественные (фильмы, телесериалы) и развлекательные программы. Так, в Великобритании их суммарная доля составляет 49,9% времени вещания (64,5% прайм-тайм), в Германии – 76,1% (в прайм-тайм 91,9%), в Италии – 63,0% (в прайм-тайм 71,5%) и во Франции – 54,7% (в прайм-тайм 50,7).

На основании такого анализа Э. де Бенс и X. де Смеле предлагают следующую модель для описания программной политики европейских каналов коммерческого ТВ:

• опора на художественные и развлекательные программы, ведущая к превращению ТВ в СМИ для легкого развлечения;

• преобладание американских художественных фильмов;

• ограниченное использование художественных программ европейского производства при одновременном широком использовании отечественных сериалов, особенно в прайм-тайм.

Дополнительным элементом в этой модели должны стать программы, называемые «инфотейнмент», «политейнмент» и «бизнестейнмент». Снижение аналитичности новостных программ, усиление сенсационности в выборе новостей, их изложении и видеоряде, популяризация политики, согласно данным исследований, стали современной чертой программных стратегий коммерческих каналов. Однако европейские реалии отражают в целом противоречивую картину, не подтверждая абсолютного характера тенденции к усилению развлекательности информационных программ.

ЗРИТЕЛИ И ТЕЛЕПРОГРАММЫ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫБОРА

Для более четкого представления о возможных стратегиях успеха телекомпании часто обращаются к теоретическим концепциям, объясняющим выбор зрителями тех или иных каналов и программ. Социологи, исследуя поведение больших групп, пришли к выводу о том, что логически обоснованная и фактически верная информация автоматически изменяет поведение аудитории. Так была предложена концепция ограниченных эффектов СМИ (1940-е годы). В работах Д. Клэппера утверждалось, что массовая коммуникация не является необходимой и достаточной причиной, чтобы вызвать определенные последствия в поведении людей. СМИ – только один из многих, но не единственный фактор, формирующий поведение аудитории, поэтому не стоит переоценивать их воздействие. Другое название этой концепции, придуманное уже после смерти Д. Клэппера его женой, – «закон минимальных последствий». В ответ на данную концепцию в 1970-х годах была предложена модель умеренных медиаэффектов, которая, соглашаясь в целом с ограниченностью воздействия СМИ, все-таки признает возможность более значительных последствий при определенных условиях. В современных исследованиях понимание особенностей воздействия СМИ на аудиторию, предложенное этими двумя концепциями, обогатилось за счет учета других факторов, вступающих во взаимодействие со СМИ. Речь идет о социальных условиях, исторической перспективе, культурных ценностях и нормах общества. Новые концепции, принимающие во внимание достижения современной социологии и социальной психологии, заставляют менеджеров телебизнеса учитывать возможные последствия программной политики. В число таких концепций входят:

концепция селективного отбора и запоминания, которая утверждает, что получатели медиасообщений, в том числе и телепрограмм, выбирают и запоминают только те сообщения, которые согласуются с их ценностными и культурными установками;

концепция «спирали молчания», предложенная немецким социологом Э. Нелле-Нойман, в соответствии с которой люди посредством изучения своего окружения стремятся выявить господствующие и маргинальные точки зрения. Обнаруживая, что их точки зрения не находят широкого распространения в обществе, люди не выражают открыто свои взгляды. Роль ТВ, являющегося сегодня важнейшим общедоступным СМИ, и заключается в создании и распространении доминирующих взглядов, что для людей, не согласных с такими взглядами, может обернуться причиной нарастания «спирали молчания» на индивидуальном уровне;

теория медиазависимости, выдвинутая американскими исследователями С. Болл-Рокич и М. Де Флюэром, которая утверждает, что СМИ – это информационные системы, включенные в процесс формирования стабильности, изменения и конфликтов на уровне социума и индивида. Люди становятся зависимыми от СМИ, знаний и оценок, распространяемых ими, причем эта зависимость увеличивается, если общество находится в состоянии трансформации или конфликта. Эта теория утверждает, что эффекты воздействия СМИ пропорциональны зависимости человека и общества от них;

теория «полезности и удовлетворения потребностей», описанная впервые Э. Кацем и развитая в работах Дж. Бламера и Д. Маккуйэла, подчеркивающая, что из всех материалов СМИ аудитория выбирает те материалы, которые удовлетворяют ее потребности. Вероятность выбора конкретного сообщения зависит от того, в какой мере оно отвечает индивидуальным потребностям. Потребности же в связи с использованием СМИ подразделяются на информационные, самоидентификации, интеграции и социального взаимодействия, а также рекреационные (развлечений).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...